Скачать 317.65 Kb.
|
Сводный отчет о результатах проведения оценки регулирующего воздействия проекта нормативного правового акта Волгоградской области, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности
1.1. Сведения об органе исполнительной власти Волгоградской области, являющимся разработчиком нормативного правового акта, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется – разработчик) или об органе исполнительной власти Волгоградской области, к компетенции которого относятся вопросы, регулирование которых предусматривается проектом закона Волгоградской области, внесенного в Волгоградскую областную Думу без заключения об оценке регулирующего воздействия (далее именуется - отраслевой орган): комитет по управлению государственным имуществом Волгоградской области (Облкомимущество). 1.2. Вид, наименование проекта нормативного правового акта Волгоградской области, затрагивающего вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности (далее именуется – проект правового акта), и предполагаемая дата вступления его в силу: проект Закона Волгоградской области «О внесении изменения в статью 3 Закона Волгоградской области от 16 октября 2008 г. № 1739-ОД «Об установлении срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». Предполагаемая дата вступления в силу – IV квартал 2015 г.- I квартал 2016 г. В соответствии со статьей 2 законопроекта, закон вступает в силу со дня его официального опубликования. 1.3. Обоснование необходимости подготовки проекта правового акта и степень регулирующего воздействия проекта правового акта: В соответствии с редакцией Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее именуется – Закон № 159-ФЗ), действовавшей до 30 июня 2015 г., срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества при реализации преимущественного права на приобретение такого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен составлять менее трех лет. Во исполнение указанной нормы на территории Волгоградской области принят Закон Волгоградской области от 16.10.2008 № 1739-ОД «Об установлении срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства» (далее именуется – Закон № 1739-ОД). Согласно статье 3 Закона № 1739-ОД срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области, при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества по выбору субъекта малого и среднего предпринимательства может составлять от трех до шести лет. Федеральным законом от 29.06.2015 № 158-ФЗ внесены изменения в Закон № 159-ФЗ, в соответствии с которыми изменен срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации, и не должен составлять менее пяти лет. Таким образом, в настоящее время Закон Волгоградской области, устанавливающий срок рассрочки оплаты от трех до шести лет, не соответствует действующему федеральному законодательству в части установления минимального срока рассрочки оплаты. Кроме того, на фоне общего ухудшения экономической ситуации, у субъектов малого и среднего предпринимательства возникли финансовые трудности в виде недостатка оборотных средств и сложности в получении кредитных ресурсов для внесения платежей по заключенным договорам купли-продажи арендуемого государственного или муниципального имущества, оплата по которым производится ими в рассрочку. Учитывая вышеизложенное, вводимая законопроектом норма в части увеличения срока рассрочки оплаты с шести до восьми лет направлена на оказание дополнительной государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества и является мерой поддержки предпринимателей, позволяющей снизить на них нагрузку путем уменьшения размера ежегодных платежей по договорам купли-продажи. Таким образом, разработка законопроекта осуществлена в рамках реализации вышеуказанного права субъекта Российской Федерации на правовое регулирование рассматриваемых правоотношений и направлена на приведение регионального законодательства в соответствие с нормами федерального законодательства. Кроме того, принятие законопроекта позволит предоставить дополнительные гарантии стабильности деятельности субъектам малого и среднего предпринимательства за счет расширения для них возможности реализации преимущественного права на приобретение арендованного недвижимого имущества путем увеличения срока рассрочки оплаты, тем самым снижая текущие издержки и высвобождая дополнительные финансовые ресурсы на развитие бизнеса. Степень регулирующего воздействия проекта правового акта – низкая. 1.4. Краткое описание содержания предлагаемого варианта правового регулирования: Предлагаемый к рассмотрению законопроект разработан в соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона № 159-ФЗ, предоставляющим субъекту Российской Федерации право устанавливать срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества. Необходимость разработки законопроекта вызвана принятием Федерального закона от 29.06.2015 № 158-ФЗ, внесшего изменения в Закон № 159-ФЗ в части изменения срока рассрочки оплаты арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества до пяти лет. С целью снижения финансовой нагрузки на малый бизнес, законопроектом предлагается установить срок рассрочки оплаты от пяти до восьми лет по выбору субъекта предпринимательской деятельности. 1.5. Срок проведения публичных консультаций по обсуждению идеи (концепции) предлагаемого варианта правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений (далее именуется – предлагаемый вариант правового регулирования), если они проводились: начало: "_____"____________ 20__г.; окончание: "_____" ____________ 20__г. 1.6. Информация о месте размещения уведомления об обсуждении идеи (концепции) предлагаемого варианта правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений (далее именуется – уведомление) и прилагаемых к нему материалов [информация указывается в случае если проводились публичные консультации по обсуждению идеи (концепции)]: публичные консультации по обсуждению идеи (концепции) законопроекта не проводились 1.7. Контактная информация о должностных лицах разработчика, ответственных за размещение на официальном сайте разработчика в составе портала Губернатора и Администрации Волгоградской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" уведомления и прилагаемых к нему материалов: Ф.И.О.: Перервина Нелли Александровна Должность: старший консультант отдела нормотворческой работы правового управления комитета по управлению государственным имуществом Волгоградской области. Телефон: 35-28-28 Адрес электронной почты: N_Perervina@volganet.ru
2.1. Описание проблемы, на решение которой направлен предлагаемый вариант правового регулирования: В современной экономике малое и среднее предпринимательство играет значительную роль в решении социально-экономических задач. Развитие сектора малых предприятий является одним из важных стимулов экономического роста России, и в частности, Волгоградской области. В большинстве своём субъекты малого и среднего предпринимательства испытывают дефицит свободных финансовых ресурсов и не располагают их достаточным количеством для приобретения недвижимого имущества, необходимого для ведения предпринимательской деятельности. Вследствие этого они вынуждены прибегать к аренде данного имущества, довольно часто находящегося в государственной или муниципальной собственности. В настоящее время особую значимость с позиции стимулирования развития малого и среднего бизнеса приобрело преимущественное право выкупа объектов недвижимости, арендуемых предпринимателями. Принимая во внимание, что приобретение арендуемого имущества требует от субъектов малого и среднего предпринимательства значительных финансовых затрат, федеральное законодательство предоставляет предпринимателям ряд правовых и финансовых гарантий в целях выкупа арендуемого имущества по установленным ценам, в том числе на льготных условиях. Согласно требованиям Закона № 159-ФЗ арендуемое имущество может быть выкуплено в рассрочку посредством осуществления предпринимателем ежемесячных или ежеквартальных выплат. В случае если законом субъекта Российской Федерации не установлен конкретный срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, будет применяться срок рассрочки оплаты, равный пяти годам (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 № 158-ФЗ). В настоящее время в соответствии с Законом Волгоградской области № 1739-ОД срок рассрочки оплаты при приобретении в собственность субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими имущества составляет от трех до шести лет. В соответствии с данной нормой в настоящее время 7 субъектов предпринимательской деятельности на основании заключенных с Облкомимуществом договоров купли-продажи приобрели арендуемое ими имущество со сроком рассрочки, равным 6 годам. Кроме того, 2 субъекта предпринимательской деятельности являются потенциальными покупателями, так как в соответствии с требованиями Закона № 159-ФЗ имеют преимущественное право выкупа арендуемого ими недвижимого имущества. Однако действующая редакция Закона № 1739-ОД, во-первых, не соответствует положениям действующего федерального законодательства в части установления минимально возможного срока рассрочки оплаты, а во-вторых, значительно уменьшает возможность субъектов малого и среднего предпринимательства реализовать преимущественное право на приобретение арендуемого недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области. Приобретение арендуемого имущества требует от предпринимателей значительных финансовых затрат. Для этого им приходится изымать средства из оборота или брать кредиты под высокие проценты, что значительно затрудняет развитие бизнеса, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации. Таким образом, по смыслу вышеизложенного, проблемой, на решение которой направлен предлагаемый вариант правового регулирования является: 1. несоответствие регионального законодательства федеральному законодательству; 2. недостаточность финансовых ресурсов у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые позволили бы им реализовать свое право на выкуп арендуемого имущества в сроки, установленные действующей редакцией Закона № 1739-ОД. Предлагаемое увеличение срока рассрочки оплаты до восьми лет позволит снизить нагрузку на субъекты предпринимательской деятельности путем уменьшения размера ежемесячных платежей по договорам купли-продажи. 2.2. Причины возникновения проблемы и факторы, поддерживающие ее существование: - изменение федерального законодательства, устанавливающего минимальный срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектов малого и среднего предпринимательства на выкуп арендуемого ими имущества; - ухудшение экономической ситуации в стране и регионе, вследствие чего установленный Законом № 1739-ОД срок рассрочки оплаты арендуемого имущества становится для предпринимателей обременительным и не позволяет им реализовать предоставленное законом право приобрести в собственность арендуемое ими имущество; - снижение доступности кредитных ресурсов для субъектов малого и среднего бизнеса. 2.3. Характеристика негативных эффектов, возникающих в связи с наличием проблемы, участников отношений, регулируемых проектом правового акта, испытывающих негативные эффекты, и их количественные оценки: - несоответствие Закона № 1739-ОД, устанавливающего срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества при реализации преимущественного права субъектами малого и среднего предпринимательства на приобретение арендуемого имущества, положениям действующего федерального законодательства; - возможность выкупа арендуемого имущества имеется не у всех субъектов предпринимательской деятельности ввиду того, что стоимость помещений, подлежащих выкупу, превышает финансовые возможности арендаторов; - срок рассрочки оплаты арендуемого имущества, установленный в настоящее время, является недостаточным и обременительным для субъектов малого и среднего предпринимательства. С одной стороны, в результате увеличения предельных сроков рассрочки с 3 до 6 лет (минимальный) и с 6 до 8 лет (максимальный) сумма переплаты станет больше. С другой стороны, срок рассрочки субъекты малого и среднего предпринимательства выбирают самостоятельно. Количественные показатели рассрочки в обобщенном виде привести невозможно, в связи с тем, что основополагающим является сумма сделки, которая во всех случаях разная. Приводим пример для сравнения, исходя из суммы сделки 1,0 млн.рублей и разных сроках рассрочки.
2.4. Описание предлагаемого способа решения проблемы и преодоления, связанных с ней негативных эффектов: Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Волгоградской области от 16.10.2008 № 1739-ОД «Об установлении срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства», предусматривающих увеличение срока рассрочки оплаты до восьми лет. Рассматриваемым законопроектом предлагается установить срок рассрочки оплаты имущества от пяти до восьми лет, тем самым, сохранив диапазон рассрочки, равный трем годам, предусмотренный действующей редакцией Закона № 1739-ОД. Решение проблемы невозможно без участия государства, поскольку статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ субъекту Российской Федерации предоставлено право на региональном уровне регулировать максимальные сроки рассрочки оплаты арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства имущества при реализации права на выкуп указанного имущества. Предлагаемое законопроектом увеличение срока рассрочки оплаты выкупаемого имущества до восьми лет позволит: - снизить нагрузку на малый бизнес, уменьшив размер ежегодных платежей за приобретаемое государственное или муниципальное имущество, что позволит предпринимателям работать с прибылью, так как появится возможность производить оплату за выкупаемое имущество небольшими суммами; - выкупить арендуемое имущество без значительных финансовых затрат за счёт невысоких платежей по рассрочке. 2.5. Описание иных способов решения проблемы, включая способ, который позволит достичь поставленных целей без введения нового правового регулирования (с указанием того, каким образом каждым из способов могла бы быть решена проблема, и количественных показателей): Невмешательство: - отрицательный эффект для субъектов предпринимательской и инвестиционной деятельности Волгоградской области выраженный в отсутствии у субъектов малого и среднего предпринимательства финансовой возможности выкупить арендуемое ими государственное или муниципальное имущество вследствие недостаточного срока рассрочки оплаты. Срок рассрочки значительно ограничивает возможность выкупа арендуемого имущества, т.е. данной мерой поддержки может воспользоваться ограниченное число предпринимателей ввиду большого размера платежей по рассрочке. - отрицательный эффект для государства, выражающийся в отсутствии эффективного механизма оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства при реализации ими преимущественного права на приобретение арендуемого ими имущества вследствие установления на региональном уровне возможности приобретать арендуемое имущество в рассрочку, срок которой является для предпринимателей обременительным; - отрицательный эффект для государства, выражающийся в наличии регионального нормативного правового акта, не соответствующего требованиям федерального законодательства. В качестве альтернативного варианта предлагаемого регулирования может выступить субсидирование процентной ставки по привлекаемым кредитным средствам для выкупа арендуемого имущества субъектами малого и среднего предпринимательства, через заключение соглашений с кредитными организациями на предоставление льготных (субсидируемых) кредитов. В качестве основного преимущества данного альтернативного варианта является поступление денежных средств одномоментно одной суммой, тем самым исключая риск возникновения кредиторской задолженности перед муниципальным/региональным бюджетом и снижая до минимума негативное воздействие инфляции, тем самым позволяя получить значительное увеличение доходной части соответствующего бюджета. Тем не менее, данный альтернативный вариант будет способствовать возникновению дополнительных финансовых затрат у субъектов малого и среднего предпринимательства, которые связаны с уплатой процентов по кредитам, приводя к значительному сокращению количества предпринимателей, которые могут воспользоваться данной мерой поддержки. 2.6. Причины невозможности решения проблемы участниками отношений, регулируемые проектом правового акта, самостоятельно без вмешательства государства: В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства такого имущества при реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества устанавливается законами субъектов Российской Федерации, но не должен составлять менее пяти лет. Таким образом, федеральное законодательство предоставляет субъекту Российской Федерации право устанавливать любой срок рассрочки, но не менее пяти лет. Учитывая изложенное, проблема существования в настоящее время законодательно закрепленного срока рассрочки оплаты, не соответствующего положениям федерального законодательства и не удовлетворяющего потребностям субъектов предпринимательской деятельности может быть устранена только посредством внесения изменений в Закон Волгоградской области от 16.10.2008 № 1739-ОД «Об установлении срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности Волгоградской области или в муниципальной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства». 2.7. Опыт решения аналогичных проблем в других субъектах Российской Федерации: По результатам мониторинга регионального законодательства установлено, что Законом Хабаровского края от 17.12.2008 № 223, Законом Томской области от 26.12.2008 № 297-ОЗ срок рассрочки оплаты установлен от 3 до 5 лет, Законом Архангельской области от 22.11.2013 № 33-3-ОЗ, Законом Вологодской области от 25.09.2008 № 1832-ОЗ, Законом Челябинской области от 28.08.2015 № 208-ЗО – 7 лет, Законом Калужской области от 29.12.2008 № 507-ОЗ – не более трех лет, Законом Калининградской области от 28.10.2008 № 287 – 3 года, Законом Владимирской области от 09.12.2008 № 207-ОЗ, Законом Ставропольского края от 29.12.2008 № 99-кз, Законом Мурманской области от 26.09.2008 № 998-01-ЗМО, Законом Республики Коми от 18.11.2008 № 119-РЗ, Законом Орловской области от 05.09.2015 № 1826-ОЗ, Законом Сахалинской области от 23.12.2013 № 115-ЗО, Законом Кировской области от 28.12.2013 № 379-ЗО, Законом Курской области от 13.03.2014 № 16-ЗКО, Законом Республики Саха (Якутия) от 21.02.2012 1021-З № 933-IV – 5 лет. Проведенный мониторинг регионального законодательства показывает, что не все региональные акты приведены в соответствие с изменениями Федерального закона № 159-ФЗ, а приведенные в соответствие устанавливают срок рассрочки оплаты 5 лет, в некоторых исключительных случаях – 7 лет. По результатам проведенного мониторинга можно сделать вывод о том, что предлагаемый законопроектом срок рассрочки оплаты от пяти до восьми лет является наиболее оптимальным и лояльным для предпринимателей, изъявивших желание приобрести арендуемое имущество, находящееся государственной или муниципальной собственности. 2.8. Источники данных: Система Консультант Плюс, Система Консультант Плюс Регион. 2.9. Иная информация о проблеме: Законопроект разработан в качестве антикризисной меры в рамках поддержки малого и среднего бизнеса с целью снижения нагрузки на предпринимателей, уменьшив размер их ежегодных платежей за приобретаемое государственное или муниципальное имущество путем увеличения срока рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого государственного или муниципального имущества до 8 лет.
3.4. Действующие нормативные правовые акты Российской Федерации и (или) Волгоградской области, поручения (решения), из которых вытекает необходимость разработки предлагаемого варианта правового регулирования в соответствующей сфере общественных отношений, которые определяют необходимость постановки указанных целей: статья 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, предоставляющая субъекту Российской Федерации право устанавливать срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого имущества; Федеральный закон от 29.06.2015 № 158-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым внесены изменения в Федеральный закон № 159-ФЗ в части изменения устанавливаемого минимального срока рассрочки оплаты – 5 лет;
|
Иркутской области, затрагивающего предпринимательскую и инвестиционную деятельность, утвержденного постановлением Правительства Иркутской... | Настоящим Министерство экономического развития Российской Федерации уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки... | ||
Настоящим Министерство экономического развития Российской Федерации уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки... | Настоящим Министерство экономического развития Российской Федерации извещает о проведении публичных консультаций в целях оценки регулирующего... | ||
Настоящим Министерство экономического развития Российской Федерации уведомляет о проведении публичных консультаций в целях оценки... | ... | ||
Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) | Наименование проекта нормативного правового акта «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства... | ||
Пп «О проведении оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов Свердловской области и экспертизы нормативных... | Целях оценки регулирующего воздействия проекта Закона Мурманской области «О внесении изменений в Закон Мурманской области «Об установлении... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |