ОГЛАВЛЕНИЕ: Приложение №1 Тренинг межличностного общения "Мы умеем общаться"…………………………………………….2
Приложение № 2 План проведения паралимпийского урока ……………………………………………………...……..……….35
Приложение №3 Сценарий программы «Давайте Дарить Улыбки…………………………………….………………………36
Приложение № 4 Сценарий Дня защиты детей «Пусть повсюду звучит только радостный смех…»…………………...………….46
Приложение №5 ПОЛОЖЕНИЕ о проведении районной акций
«Чистый берег»……………………………...……………………52
Приложение № 6 Положение о шестом международном конкурсе детского рисунка «Мой удивительный мир»…………………………………………………...…………..54
Приложение №7 Методический сборник «Досуг в семье»…...59
Приложение №8 Методический сборник «Опыт работы по развитию детского движения в регионе»……..………………135
Приложение №9 2010 год - Год Учителя Диалог культур в воспитании толерантности учащихся Москва-2010…….……181
Приложение №10 жить в мире с собой и другими
Тренинг толерантности для подростков……..………………..184
Приложение №1 Тренинг межличностного общения
"Мы умеем общаться"
Среда сверстников является одной из наиболее важных областей социального поведения подростков. Общение со сверстниками необходимо формирующейся личности для развития коммуникативных навыков и самосознания. Опыт общения, приобретённый в подростковом возрасте, играет важную роль при вступлении во взрослую жизнь. Общаясь, подростки отрабатывают навыки социального взаимодействия.
Общение даёт подростку возможность пережить эмоциональный контакт с группой, чувство солидарности, групповой принадлежности, взаимной поддержки. А это приводит к переживанию подростком не только чувства автономии от взрослых, но и чувства устойчивости и эмоционального комфорта. Общение является основой социального сравнения подростком себя с равными по возрасту, но имеющими разные личные качества сверстниками. Это также способствует развитию самосознания личности подростка.
Подростковый коллектив – это своеобразный социальный “полигон”, на котором отрабатываются и усваиваются мужские и женские роли, устанавливаются более зрелые отношения со сверстниками, формируется социально ответственное поведение. Цель программы: формирование у учащихся коммуникативных навыков, умения сотрудничать и сплочение коллектива Задачи:
Формирование доброжелательного отношения детей друг к другу;
Создание положительного эмоционального фона, атмосферы доверия;
Формирование адекватной оценки себя и других;
Активизация процесса познания себя и окружающих;
Отработка навыков общения и взаимодействия с людьми.
К окончанию программы подростки должны научиться:
- контролировать свое поведение;
- различным способам взаимодействия с людьми;
- осознавать свои эмоции и мотивы поведения, а также понимать мотивы, чувства и поведение других людей.
- уважать себя и окружающих. Форма занятий: групповая.
Группа численностью 6-8 человек.
Режим занятий: Планируется три занятия по два часа.
Программа предполагает 6 часов. Модель: умение – Эффективное общение
1 навык - распознавание невербальных сигналов :
Сухое упражнение "Покажи чувство мимикой". цель – отработать навыки восприятия различных эмоциональных состояния при помощи мимики.
П/сухое упражнение "Толстое стекло", цель – сравнение и осознание восприятия вербальных и невербальных сигналов.
Ролевая игра "Подсказка другу", цель – отработка невербальных сигналов.
2 навык: - Осознание и соблюдение личных границ»
Сухое упражнение "Круг доверия". цель – Цель: Определение собственных границ
П/сухое упражнение "Границы", цель – Помочь участникам стать более чувствительными к границам членов группы, с которыми им бывает трудно находить общий язык.
Ролевая игра "Граница на замке", цель – отработка в группе чувствительности к границам, выработка способов конструктивного взаимодействия.
3 навык – активное слушание
Сухое упражнение " Кому пожаловаться". цель –запомнить правила активного слушания
П/сухое упражнение "Активное слушание", цель – отработать приемы активного слушания
Ролевая игра "На приеме у психолога", цель – закрепить полученные навыки активного слушания. 4 навык –Вхождение в контакт используя пристройку
Сухое упражнение " Три позиции ". цель – запоминание правил пристройки.
П/сухое упражнение "Я спешу", цель – отработать приемы пристройки 5 –навык Установление контакта с помощью подстройки.
Сухое упражнение " "цель – запомнить правила подстройки
П/сухое упражнение "цель – отработать приемы подстройки
Ролевая игра "цель – закрепить полученные навыки вхождения в контакт.
Содержание программы.
Занятие №1.
Вступление (10 мин)
Здравствуйте Ребята. Мы начинаем наши занятия по формированию навыков общения и взаимодействия с противоположным полом. Для того чтоб успешно знакомиться и быть интересным собеседником, необходимо знать некоторые секреты общения.
Так чему же ВЫ НАУЧИТЕСЬ
На тренинге можно научиться по-новому воспринимать себя и других (более позитивно, более конструктивно), можно научиться навыкам эффективного общения, можно научиться лучше чувствовать себя и других людей, осознавать себя и свои состояния.
Для того чтоб наши занятия принесли пользу и нам было интересно, необходимо ввести некоторые правила.
Какие правила на ваш взгляд могут нам помочь?
Правила работы группы:
Говорить по одному.
Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека. Знакомство -20 мин.
Мы уже с вами знакомы, но я предлагаю попробовать узнать друг друга по лучше.
Упражнение. Имя + что обо мне никто не знает. – 10 мин
Цель: познакомить. Открыть для участников новые грани одноклассников.
Инструкция:
Сейчас тот у кого в руках мячик должен назвать свое имя и то, что о нем никто не знает, и перекинуть мячик любому участнику. Все остальные должны внимательно слушать и запоминать что говорят. Пример: « Я …….., никто не знает что я…..»
2часть: А теперь мы с вами делаем наоборот, тот у кого мячик кидает его любому участнику и называет его имя и то что о нем узнал. Например : Ваня, я узнала что ты…»
Упражнение . Продолжи фразу. – 10 мин.
Цель. Узнать друг друга. Саморефлексия.
Инструкция. Сейчас по кругу, я буду передавать фразу. Ваша задача не задумываясь продолжить ее.
Фразы:
- Особенно мне нравиться, когда люди, окружающие меня.
-Особенно меня раздражает, что я…
- Мне бывает стыдно, когда я….
- Верю что я…
- Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это….
- Иногда люди не понимают меня, потому что я…. Этап создания мотивации – 35мин
Цель: Показать участникам, что навыкам общения надо учиться.
Разминка. – 10 мин
Я хочу вам рассказать одну притчу: В одном селе умирал глава большой семьи. Он попросил принести веник и предложил своим сыновьям сломать его. Каждый попытался, но хотя все они были сильные люди, ни одному не удалось справиться. Тогда отец попросил разрезать проволоку, связывающую веник, и предложил сыновьям сломать рассыпавшиеся прутья. Они с легкостью сделали это. Отец сказал: «Когда меня не будет, держитесь вместе, и любые испытания вам не страшны. А поодиночке вас легко сломать как эти прутья».
И сейчас мы посмотрим, насколько вам удастся действовать вместе.
Упражнение «Строй». -10мин.
Вы можете легко и быстро построиться по росту. А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого, до самого темного... А теперь – по алфавиту, но сделать это молча. (Варианты – по цвету глаз, по дате рождения и др.) В конце упражнение задание поделиться на тройки по тем признакам, которые присутствуют в группе.
Цель: Разминка, групповое взаимодействие, сплочение группы.
Упражнение «Дискуссия» - 10мин
Цель: формирование невербальных навыков общения; совершенствование взаимопонимания партнеров по общению.
Инструкция.
Вы разбились на тройки. В каждой тройке распределяются обязанности. Один из участников играет роль «глухого и немого»: он ничего не слышит, не может говорить, но в его распоряжении зрение, жесты, пантомимика; второй участник играет роль «глухого и паралитика»: он может говорить и видеть; третий «слепой и немой»: он способен только слышать и показывать. Всей тройке предлагается задание, например, договориться о месте, времени и цели встречи.
Обсуждение в кругу – 10 мин.
Что получилось, что нет, удалось ли договориться.
Что мешает нам общаться?
Этап обучения: - 35
Навык: определение и отделение вербальной и невербальной информации
Теория: 5 мин
Цель: Получение и закрепление информации о вербальном и невербальном общении.
Перед перерывом мы с вами выяснили, что мешает нам общаться.
Итак, общение – это установление и развитие контактов между людьми.
Наше общение состоит из слов, т.е вербальная часть и движений тела, невербальная часть. Ученые подсчитали, что вербальная, словесная информация в общении составляет 1/6, а язык поз, интонаций, дыхания и ритма - несловесная информация - 5/6.
При этом 55% - это Язык Тела (позы, движения, мимика),
около 38% - Голос (тон, интонации, ритм, тембр) и около 7% собственно слова.
Естественно, в разных контекстах эти соотношения могут немного отличаться, но общая тенденция останется. Например, во время телефонного разговора, Язык Тела будет практически отсутствовать, а большая часть информации будет передаваться при помощи Голоса.
И это именно та часть общения, которую мы не осознаем, но которая является главной в любом общении. Нас с детства много обучали тому, что говорить, но очень мало тому - как.
Есть еще одно, очень забавное правило. Если сознание говорит одно, а подсознание совершенно другое - обычно побеждает подсознание. А сознание находит логичное объяснение уже совершенному поступку. Этим, как раз, и пользуются профессиональные мошенники. Им могут доверить посторожить вещи самые бдительные люди, а потом сильно удивляться тому, что пропал не только новый чрезвычайно приятный знакомый, но и чемоданы.
При общении мы выражаем то что хотим сказать (да и то, что не хотим тоже) в виде жестов, мимики, поз, движений, интонаций и только в последнюю очередь собственно слов. Но в связи с тем, что мы не осознаем этой большой невербальной части, мы обычно получаем только не совсем нам понятные сообщения из нашего бессознательного. И часто бывает совершенно не понятно, что вызвало напряжение у собеседника или почему он так чему-то обрадовался.
1.Сухое упражнение. 1.Упражнение: Передай чувство мимикой. – 5 минут
Цель: Отработка навыка невербального проявления эмоций.
Инструкция: На доске написана фраза. На бумажке написано чувство, ваша задача продемонстрировать чувство, только с помощью мимики. Задача зрителей определить , что за чувство.
1.2.Упражнение. Передай чувство, только голосом. – 5 минут
Инструкция: На бумажке написано чувство, ваша задача произнести фразу, вложив в нее это чувство. Лицо при этом закрыто, или ребенок должен отвернуться. Задача остальных определить чувство.
1.3.Обсуждение в кругу: В каком упражнении было проще понять человека.-5 мин
2. Полусухое упражнение.2.1. Упражнение. Толстое стекло. – 5 мин
Цель: отработка навыка вербального общения.
Инструкция. Представьте что между вами и вашим партнером толстое стекло. Ваша задача договориться о побеге из тюрьмы при помощи мимики и жестов. Речь использовать нельзя.
3.Ролевая игра «Подсказка другу».-10мин
Инструкция: Ученик у доски. Группе раздаются фразы из стихотворения. Один ученик. Один учитель. Задача группы без помощи речи определить порядок фраз в стихотворении и по очереди «подсказывать» ученику. Задача ученика вербально воспроизвести стихотворение. Задача учителя сверить рассказанное стихотворение с оригиналом.
Анализ результатов: Что получилось, что нет. Какие виды общения использовались, какие еще есть варианты. Этап окончания – 5-8 мин
Сегодня мы с вами поговорили про вербальное, невербальное общение. Узнали, что в большинстве случаев мы воспринимаем информацию, которую дает нам тело собеседника, научились распознавать невербальные сигналы общения.
Что для вас было сегодня нового? Чему научились? Ваши чувства, эмоции.
Ну что ж на этом наше занятие заканчивается. В следующий раз мы поговорим о территориях общения, и что значит уметь слушать.
А в заключении попрошу вас встать в круг, и передавая улыбку по кругу, поблагодарить друг друга за работу.
Аплодисменты Конец 1 занятия
Занятие№2.
Вступление (5 мин)
Здравствуйте Ребята. Я рада вас видеть. На прошлом занятии, мы с вами говорили о том, что такое вербальное и невербальное общение. Учились распознавать невербальные сигналы, позы, жесты. Сегодня мы с вами узнаем о наиболее благоприятных расстояниях для общения и сформулируем некоторые приемы эффективной беседы.
Давайте вспомним наши правила:
Правила работы группы:
Говорить по одному.
Все внимательно слушают говорящего не перебивая.
Для вступления в разговор вне очереди необходимо поднять руку.
Говорить откровенно: что ты чувствуешь и думаешь в данный момент.
Никого не оскорблять: оценивать только поступок, а не человека.
Ну что ж пришло время поздороваться, и сделаем это следующим образом: Разминка «Привет себе»- 10 мин.
Цель: Поприветствовать друг друга. Продемонстрировать искажение информации
Группа встает в круг, спинами в центр. Участник передает соседу справа, шепотом, какое либо послание, которое сам хотел бы услышать. Сосед шепотом передает это сообщение следующему и так далее, пока сообщение не дойдет до отправителя. Каждый следующий участник. Тем временем, отправляет свое сообщение, когда послание предыдущего участника отойдет на 2-3 человека от него.
Инструкция: «Прошепчи соседу тот привет, который сам хотел бы услышать. Когда вы прошептали соседу справа привет от соседа слева, и он передал его своему соседу справа, вы можете прошептать свой привет.»
Обсуждение: Что вы чувствовали, когда получили свой привет? На сколько полученное сообщение отличалось от отправленного? Что привело к искажению? Этап создания мотивации -15 мин
|