Скачать 3.4 Mb.
|
Общественный совет Центрального федерального округа Институт государственно-конфессиональных отношений и права Комиссия по проблемам защиты прав ребенка и других участников образовательного процесса Общественной палаты по образованию в городе Москве Понкин И.В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних Приложение к проекту Концепции государственной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации Москва 2008 УДК 321.01 + 342.0 + 35.0 + 370 + 373 ББК 66.0 + 67.0 + 67.400; 71.01 + 74.200.53 + 87.7 Понкин И.В. Зарубежные законы и документы о формировании и защите общественной нравственности и нравственности несовершеннолетних / Приложение к проекту Концепции государст-венной политики формирования и защиты нравственности детей в Российской Федерации. – М.: Общественный совет Центрального федерального округа; Институт государственно-конфессиональных отношений и права, 2008. – 246 с. Ponkine I. Lois et documents des pays étrangers sur l'éducation et sur la protection de la moralité publique et de la moralité des mineurs / Annexe au projet de la Conception de la politique d'Etat de l'éducation et de la protection de la moralité des enfants en Fédération de Russie. – Moscou, 2008. – 246 p. Ponkin I. Laws and documents of foreign countries on education and on protection of public moral and moral of minors / The appendix to the project of the Concept of a state policy of education and protection of moral of children in the Russian Federation. – Moscow, 2008. – 246 p. В сборнике приведены в переводах (частично – нестрогих) на русский язык извлечения из законов, иных правовых актов, а также документов по вопросам формирования и защиты общественной нравственности и нравственности детей, ограничения деятельности ксеноморфов в сфере нравственности – 30 зарубежных государств (Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Голландия, Грузия, Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, КНР, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Малайзия, Монголия, Норвегия, Польша, Республика Корея, Сан-Марино, США, Турция, Украина, Франция, ФРГ, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония), а также актов некоторых субъектов федераций и актов муниципалитетов (19 штатов и 5 муниципалитетов США, 1 кантон Швейцарии, 3 федеральные земли ФРГ). Сборник подготовлен доктором юридических наук И.В. Понкиным, директором Института государственно-конфессиональных отношений и права, преподавателем кафедры государственного строительства и права и доцентом кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, членом Экспертного совета при Комитете по делам общественных организаций и религиозных объединений Государственной Думы ФС РФ, членом Общественного совета при Министерстве внутренних дел РФ, членом Общественной палаты по образованию в городе Москве. © Концепция и составление сборника – И.В. Понкин, 2008 © Перевод норм, к которым отсутствуют сноски с прямыми ссылкамина опубликованные на русском языке источники, – И.В. Понкин, 2008© Перев. норм, источники которых указаны, –указанные в сносках правообладатели, 2008«…общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культуре и ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории... Отсутствие собственной культурной ориентации, слепое следование зарубежным штампам неизбежно ведут к потере нацией своего лица... В то же время культурная и духовная самобытность еще никому не мешала строить открытую миру страну... Мы вместе … должны и будем опираться на базовые морально-нравственные ценности, выработанные народом России за более чем тысячелетнюю свою историю. Только в этом случае мы сможем правильно определить ориентиры развития страны, и только в этом случае нас ждет успех.» (Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ 26.04.2007) Оглавление
1. Закрепление задачи защиты и укрепления семьи, пропаганды семейных ценностей как одной из важнейших национальных задач. Пункты 1.1, 2 и 3.1 статьи 41 Конституции Ирландии: «Государство признает Семью как естественный первоисточник и объединяющую основу общества, а также как нравственный институт, обладающий неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами, предшествующими всякому позитивному праву и высшими по отношению к нему… Государство гарантирует защиту Семьи, ее организацию и авторитет как необходимую основу социального порядка, незаменимую для процветания народа и государства… Государство берет на себя обязательство с особой тщательностью охранять институт брака, на котором основана Семья, и защищать его от нападок.»1 Пункты 1–3 статьи 101 Публичного закона США № 104-193 «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности 1996 г.»: «Конгресс устанавливает: (1) Брак – основа успешного общества. (2) Брак – значимый институт успешного общества, которое защищает и реализует интересы детей. (3) Содействие ответственному отцовству и материнству – основа успешного воспитания и благосостояния детей…»2 Пункты 1–2 и 4 статьи 103 Публичного закона США № 104-193 «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности 1996 г.»: «… Цель этой части состоит в том, чтобы увеличить гибкость политики штатов в реализации программы, предназначенной для: (1) обеспечения помощи нуждающимся семьям так, чтобы о детях могли заботиться в их собственных домах или в домах родственников; (2) снятия зависимости нуждающихся родителей от правительственной помощи посредством содействия их профессиональной подготовке, трудоустройству и браку; (4) поощрения создания и поддержки семей с двумя родителями…». Статья 602 «Цели» титула VI «Охрана детства» Публичного закона США № 104-193 «Акт о согласовании личной ответственности и дееспособности 1996 г.»: «В статью 658A (42 U.S.C. 9801, примечание) вносятся следующие изменения: … пункт (3) дополняется в конце следующим: «(b) Цели. Цели этой подглавы: (1) содействие каждому штату в реализации максимальной гибкости и развития программ охраны детства и осуществлении политики, наилучшим образом удовлетворяющей потребностям детей и родителей в пределах этого штата; (2) содействие продвижению родительского выбора, чтобы побудить работающих родителей принять собственные решения относительно охраны детства исходя из приоритетов, наилучшим образом отражающих потребности их семейства; (3) поощрение штатов в обеспечении образовательной информацией потребителя, чтобы помочь родителям сделать информированный выбор по вопросу об охране детства; (4) помощь штатам в обеспечении охраны детства родителями, пытающимися достигнуть независимости от государственной помощи; (5) помощь штатам в осуществлении здравоохранения, безопасности, лицензирования и стандартов регистрации, установленных в Государственных инструкциях.» Преамбула Конституции Французской Республики от 1946 г.3: «Нация обеспечивает личности и семье необходимые условия для их развития. Она гарантирует всем, в частности ребенку, матери… охрану здоровья, материальное обеспечение, отдых и досуг.»4 Пункт 1 статьи 26 «Помощь семье, оказываемая государством и самоуправлением» Закона Латвийской Республики «О защите прав детей» от 19.06.1998 в редакции на 17.03.2005: «Семья является естественной средой развития и роста ребенка, каждый ребенок имеет неотъемлемое право вырасти в семье. Государство и самоуправление поддерживают семью и оказывают ей помощь.»5 Статья 14 Конституции Лихтенштейна (Княжества Лихтенштейн) от 05.10.1921: «Высшей обязанностью государства является способствовать общественному благосостоянию. В этих целях государство будет заботиться об издании и соблюдении законов и об охране религиозных, нравственных и экономических интересов народа.»6 2. Активная деятельность образовательных учреждений по воспитанию гражданственности и патриотизма обучающихся. 2.1. Обязанность образовательных учреждений по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, формированию их гражданственности и патриотизма. Статья 27-3 «Патриотизм и принципы представительной власти – Надлежащее использование флага – Формы голосования – Торжественная присяга» части 27 «Образовательные курсы – специальное образование» подглавы 5 «Кодекс школьного образования» главы 105 «Школы» раздела «Образование» Свода законов штата Иллинойс (США): «Американский патриотизм и принципы представительной власти, как изложено в американской Декларации независимости, Конституции Соединенных Штатов Америки и Конституции Штата Иллинойс, и надлежащее использование и вывешивание американского флага должны преподаваться во всех публичных 7 школах и других образовательных учреждениях, имеющих поддержку или частично либо полностью содержащимися государственными или муниципальными бюджетами. Никакой обучающийся не может получить свидетельство об окончании образовательного учреждения, не сдав экзамены по этим предметам.» Пункт «а» статьи 233.5 Образовательного кодекса Свода законов штата Калифорния (США): «Каждый учитель должен стремиться формировать в сознании обучающихся принципы нравственности, правдивости, справедливости, патриотизма, истинного понимания прав, обязанностей и достоинства, связанных с американской гражданственностью, значимость равенства людей и человеческого достоинства,… информировать о принципах свободного правительства.» Статья 60200.5 Образовательного кодекса Свода законов штата Калифорния (США): «Учебные материалы, предусмотренные настоящей главой, должны быть разработаны таким образом, чтобы внушать умам обучающихся принципы нравственности, правдивости, справедливости, патриотизма, и истинного понимания прав, обязанностей и достоинства, связанных с американской гражданственностью,… давать представления о принципах свободного правительства. Департамент образования штата Калифорния должен отслеживать достижение этой цели при оценке учебных материалов для обеспечения содержания образования в соответствующих предметных образовательных областях.» Статья 27-12 «Формирование характера» части 27 «Образовательные курсы – специальное образование» подглавы 5 «Кодекс школьного образования» главы 105 «Школы» раздела «Образование» Свода законов штата Иллинойс: «Каждый школьный учитель публичной школы обязан осуществлять формирование характера обучающихся, что включает формирование уважения, ответственности, справедливости, заботы, кредитоспособности и гражданственности, чтобы повысить честность обучающихся, доброту, справедливость, дисциплину, уважение к другим и моральное мужество в целях снижения правонарушений и повышения стандарта доброго характера.» Пункт 1 статьи 158.005 «Определение понятия “воспитание характера”» главы 158 «Деятельность школ – специальные программы» титула XIII «Образование» Свода законов штата Кентукки (США): «Как используется в главах 156 и 158 Свода законов штата Кентукки, если из контекста не вытекает иное, «воспитание характера» означает учебные стратегии и учебные планы, направленные на то, чтобы привить и распространить основные ценности и качества позитивного характера в обучающихся, включая альтруизм, гражданственность, любезность, честность, понимание ценности человеческой жизни, справедливость, эрудицию, уважение, ответственность и самодисциплину.» Пункт 1 статьи 158.175 «Публичное чтение ежедневной молитвы Богу и торжественной клятвы верности – Обучение надлежащему уважению к флагу и показу флага» главы 158 «Деятельность школ – специальные программы» титула XIII «Образование» Свода законов штата Кентукки (США): «Как продолжение политики обучения истории нашей страны и как подтверждение свободы религии в нашей стране, управление образования местного школьного округа может разрешить публичное чтение ежедневной молитвы Богу и торжественной клятвы верности флагу в публичных начальных школах. Участие обучающегося в публичном чтении молитвы и торжественной клятвы верности является добровольным…» Статья 20-1-102 «Установленные законом задачи публичных начальных и средних школ» части 1 «Определения» главы 1 «Общие условия» титула 20 «Образование» Кодекса законов штата Монтана (США): «Законом установлены задачи публичной системы начальной и средней школы штата Монтана – создавать во взаимодействии с родителями или опекунами обучающихся такую образовательную среду для каждого обучающегося, которая: (1) развивает способности рассуждать критически и творчески; (2) развивает способности эффективно выражать идеи, знания и мысли; (3) развивает чувство личной и гражданской ответственности; (4) развивает сильную этику труда, готовность к продолжению образования и навыки занятости; и (5) поощряет здоровый образ жизни.» Пункт «В» статьи 59-17-135 «Воспитание характера» главы 17 «Школьные округа» титула 59 «Образование» Кодекса законов штата Южная Каролина (США): «Каждый местный школьный совет попечителей штата должен развивать образовательную стратегию относительно воспитания характера обучающихся. Любая программа, определяющая воспитание характера, реализуемая школьным округом в результате утвержденной образовательной стратегии, по возможности, должна формировать следующие черты характера, но не ограничиваясь ими: уважение к власти и уважение к другим, честность, самообладание, чистота, любезность, благовоспитанность, сотрудничество, гражданственность, патриотизм, храбрость, справедливость, доброта, чувство собственного достоинства, сострадание, усердие, позитивную этику труда, здоровые привычки учиться, великодушие, пунктуальность, жизнерадостность, терпение, спортивное мастерство, лояльность и достоинство. Местные школьные администрации должны привлекать все элементы сообщества, согласно подпункту 4 пункта «А» настоящей статьи, к развитию образовательной стратегии и совершенствованию любой образовательной программы, реализуемой в целях указанной стратегии. В качестве элемента любой образовательной стратегии и программы, совершенствуемой местной школьной администрацией, должен быть включен компонент оценки.» Статья L.122-1 Образовательного кодекса Франции: «Право ребенка на обучение имеет своей целью гарантировать ему… образование, позволяющее ему развивать свою личность, … проявлять свою гражданственность.»8 Статья L.321-3 Образовательного кодекса Франции: «Начальная подготовка, осуществляемая в начальных школах,… обеспечивает совместно с семьей … гражданское воспитание.»9 Статья L.312-15 секции 8 «Изучение дисциплин гражданского воспитания» Образовательного кодекса Франции: «Кроме обучения, содействующего целям, определенным в статье L. 122-1, гражданское воспитание включает на всех этапах школьного обучения подготовку к познанию и уважению прав ребенка, установленных законом или международным обязательством, и к пониманию конкретных ситуаций, в которых эти права могут быть затронуты. В этих рамках дается информация о роли неправительственных организаций, сотрудничающих в области защиты детства. Во время представления перечня школьной фурнитуры, учащиеся получают информацию о необходимости избегать покупки предметов, изготовленных детьми в условиях, противоречащих признанным международным конвенциям.»10 Статья 1 «Принципы» Единого (органического) закона Испании «О качестве образования» от 23.12.2002: «Принципами, способствующими достижению качества системы образования, являются ... воспитание гражданской ответственности». Пункт 4 статьи 1 «Задачи системы образования» Закона Литовской Республики «Об образовании» от 25.06.1991: «Основными задачами системы образования являются... воспитание гражданственности». |
Целью Стратегии является определение приоритетов государственной политики в области воспитания и социализации детей, основных направлений... | Основные цели и задачи государственной политики в сфере образования, особенности их достижения в 2013/2014 учебном году 6 | ||
На рассмотрении в Государственной Думе РФ находится очередной законопроект №304472-5 "О внесении изменения в пункт первый статьи... | Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской... | ||
Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, приказываю | Проблемы детства и пути их решения нашли свое отражение в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период... | ||
Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности и бесплатности общего образования, реализации государственной... | Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации | ||
Ствлению мер, направленных на укрепление единства многонационального народа Российской Федерации (российской нации), обеспечение... | Российской Федерации на образование, исходя из принципов общедоступности, реализации государственной политики в области образования,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |