ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение города Москвы
«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 24»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»
Для специальности: 38.02.04.«Коммерция (по отраслям)»
Москва, 2015 год Методические указания созданы в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Теоретические основы товароведения» для студентов 2 курса
Используется как раздаточный материал Составитель Кудряшов А.А. – преподаватель ГАПОУ ТК № 24
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Освоение МДК 03.01. «Теоретические основы товароведения» предлагает практическое осмысление ее разделов и тем на практических занятиях, которые должны способствовать формированию у обучающегося общих и профессиональных компетенций, приобретению необходимых умений, закреплению и углублению теоретических знаний.
Освоение дисциплины является частью освоения основного вида профессиональной деятельности и соответствующих общих (ОК) и профессиональных компетенций (ПК):
Общие компетенции
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 12. Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативных документов, а также требования стандартов, технических условий. Профессиональные компетенции
ПК 3.1. Участвовать в формировании ассортимента в соответствии с ассортиментной политикой организации, определять номенклатуру показателей качества товаров.
ПК 3.2. Рассчитывать товарные потери и реализовывать мероприятия по их предупреждению или списанию.
ПК 3.3. Оценивать и расшифровывать маркировку в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.4. Классифицировать товары, идентифицировать их ассортиментную принадлежность, оценивать качество, диагностировать дефекты, определять градации качества.
ПК 3.5. Контролировать условия и сроки хранения и транспортирования товаров, обеспечивать их сохраняемость, проверять соблюдение требований к оформлению сопроводительных документов.
ПК 3.6. Обеспечивать соблюдение санитарно-эпидемиологических требований к товарам и упаковке, оценивать качество процессов в соответствии с установленными требованиями.
ПК 3.7. Производить измерения товаров и других объектов, переводить внесистемные единицы измерений в системные.
ПК 3.8. Работать с документами по подтверждению соответствия, принимать участие в мероприятиях по контролю. В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должениметь практический опыт:
определения показателей ассортимента;
распознавания товаров по ассортиментной принадлежности;
оценки качества товаров в соответствии с установленными требованиями;
установления градаций качества;
расшифровки маркировки;
контроля режима и сроков хранения товаров;
соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к товарам, упаковке, условиям и срокам хранения;
уметь:
применять методы товароведения;
формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент;
оценивать качество товаров и устанавливать их градации качества;
рассчитывать товарные потери и списывать их;
знать:
Теоретические основы товароведения
Основные понятия, цели, задачи, принципы, функции, методы, основополагающие товароведные характеристики и факторы, влияющие на них;
Виды товарных потерь, причины возникновения и порядок списания.
Практическое занятие №1
Общая классификация потребительских товаров. Цель работы: изучить особенности иерархического и фасетного методов классификации, их достоинства и недовтатки, изучить структуру Общероссийского классификатора продукции. Научиться выделять признаки классификации. Составление классификации групп товаров разными методами. Определение класса продукции по коду ОКП. Подготовка студента к занятию – изучение темы «Классификация товаров» по учебнику. Средства обучения: учебник, стандарты на продукцию, Общероссийский классификатор продукции. Задание 1. Изучить разделы двух стандартов на продукцию. Указать объекты и признаки классификации, которые положены в основу деления множества товаров. Задание 2. Нарисуйте схему классификации ассортимента и показателей качества исследуемых товаров однородной группы или вида. Укажите на схеме ступени, признаки на этих ступенях и глубину классификации при иерархическом методе. Задание 3. Установите преимущества и недостатки иерархического и фасетного методов классификации конкретных множеств товаров. Результаты оформите в виде таблицы.
Достоинства и недостатки разновидностей методов классификации.
Метод классификации
| Достоинства
| Недостатки
| 1.
|
|
| 2.
|
|
|
Задание 4. Составьте самостоятельно две схемы классификации иерархическим методом (не менее 3-х ступеней) и фасетным (не менее 3-х независимых группировок). Объектами классификации могут служить товары, окружающие предметы, люди, явления, процессы, документы и другие объекты. Задание 5. Определить классификационные признаки, по которым выделены группировки товаров.
Сыры- твердые, зрелые, жирные, мягкие, нежирные, без созревания, полужирные рассольные, низко жирные, плавленые.
Металлическая посуда: стальная, оцинкованная, алюминиевая, штампованная, литая, кухонная, луженая , посуда для хранения и переноса пищевых продуктов, сшивная из листовой стали, чугунная, латунная, эмалированная, столовая, из нержавеющей стали.
Задание 6. Ознакомьтесь с общероссийским классификатором продукции. (ОКП). Изучите его структуру. На примере двух групп товаров определите иерархический и/или фасетный метод классификации. Сделайте заключение. Контрольные вопросы:
Дайте определение термину «классификация».
Какое значение имеет ступень классификации в иерархическом методе классификации?
Какие термины применяются для обозначения ступеней в иерархической классификации?
Объясните сущность фасетного метода классификации.
Какие недостатки и преимущества имеет иерархическая, фасетная система классификации?
Дайте определение общероссийскому классификатору продукции.
Какие виды классификации существую в товароведении?
Практическое занятие № 2
Расшифровка штрих-кода Цель работы: закрепление теоретических знаний в области расшифровки штрих-кода, определение подлинности товара, расчет контрольной цифры.
Подготовка студента к занятиям: изучение темы по учебнику
Расчет контрольной цифры проведите согласно приложению А ГОСТ ИСО/МЭК 15420-2001 «Кодирование штриховое. Специализация символики EAN / UPC (EAN / ЮПиСи)» либо по нижеприведенным методикам.
Теоретическая часть: ЗАДАЧА № 1. Используя штриховой код, сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обоснуйте свой вывод.
Штриховой код товара выглядит таким образом: 3 7 0 0 5 0 1 0 0 2 8 2 3.
РЕШЕНИЕ:
Правила расчета кода EAN-13 следующие:
Для анализа проводим следующие вычисления:
1) Сложить цифры стоящие на четных местах: 7+0+0+0+2+2=11;
2) Полученную в пункте 1 сумму умножить на 3 (так как EAN – 13): 11 х 3=33;
3) Сложить цифры, стоящие на нечетных местах без контрольной цифры:
3+0+5+1+0+8=17;
4) Сложить суммы, полученные в пункте 2 и пункте 3: 33+17=50;
5) Отбросить десятки, получим число 0;
6) Из 10 (так как EAN – 13) вычесть полученную в пункте 5 сумму: 10–0=10.
ВЫВОД:
полученная после расчета цифра не совпадает с контрольной в штриховом коде (в задаче это цифра 3 – последняя цифра штрихового кода), а это означает, что товар произведен незаконно. Если полученная в пункте 6 цифра совпадала бы с контрольной, то произведенный и промаркированный товар являлся бы подлинным.
Код страны изготовителя товара, по условию задачи – 37, а это совпадает с кодом Франции (30 – 37), присвоенным Европейской ассоциацией пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN этой стране. ЗАДАЧА №2Используя штриховой код, сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обоснуйте свой вывод.
Штриховой код товара выглядит таким образом:86901239
РЕШЕНИЕ:
Правила расчета кода EAN-8 следующие:
Для анализа проводим следующие вычисления:
1) Сложить цифры стоящие на нечетных местах:8+9+1+3=21;
2) Полученную в пункте 1 сумму умножить на 3: 21 х 3=63;
3) Сложить цифры, стоящие на четных местах без контрольной цифры:
6+0+2=8;
4) Сложить суммы, полученные в пункте 2 и пункте 3: 63+8=71;
5) Отбросить десятки, получим число 1;
6) Из 10 вычесть полученную в пункте 5 сумму: 10–1=9.
ВЫВОД:
полученная после расчета цифра совпадает с контрольной в штриховом коде, произведенный и промаркированный товар является подлинным.
Код страны изготовителя товара, по условию задачи –869, а это совпадает с кодом Турции (869), присвоенным Европейской ассоциацией пользователей системы автоматической идентификации товаров EAN этой стране. Задача № 3Используя штриховой код, сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обоснуйте свой вывод.Штриховой код товара выглядит таким образом: 4611167050064. Задача № 4На основе какого типа штрихового кода проводится в задаче анализ? Сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции, используя штриховой код. Обоснуйте свой вывод. Штриховой код товара выглядит таким образом: 4024528085017. Задача № 5 Штриховой код товара выглядит таким образом:54339901. Сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции, используя штриховой код. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обосновать свой вывод. Задача № 6Штриховой код товара выглядит таким образом: 50184385. Сделайте вывод о подлинности товара или же установите наличие фальсификации продукции, используя штриховой код. На основе какого типа штрихового кода проводится такой анализ? Обосновать свой вывод. Контрольные вопросы:
Каковы функции и значение штрихового кодирования?
Классификация штрих-кодов и их применение.
Что понимают под структурой кода?
С какой целью в структуру кода вводится контрольное число?
Практическое занятие №3
Решение ситуаций по определению показателей ассортимента Цель работы –закрепление теоретических знаний в области ассортимента, приобретение умений расчета ассортиментных показателей.
Подготовка студента к занятиям – изучение темы по учебнику.
Задание 1. Рассчитайте показатели ассортимента (широту, полноту, устойчивость, новизну, рациональность) путем решения ситуационных задач.
Расчет показателей производится по формулам:
Кш= (Шд : Шб) • 100%. Кш – коэффициент широты, %;
Шф – фактическая широта
Шб –базовая широта.
Кп = (Пд : Пб) • 100% Кп – коэффициент полноты, %;
Пф – фактическое количество товаров однородной подгруппы;
Пб – базовая полнота.
Ку = (У :Шд) • 100% Ку – коэффициент устойчивости, %;
Уф – количество товаров однородной группы товаров, пользующихся устойчивым спросом
Кн = Н :Шд) • 100% Кн – коэффициент новизны, %;
Нф – количество новых товаров Кр = Кр = Кш • Квш + Кп • Квп + Ку • Кву + Кн • Квн
4 Коэффициент рациональности рассчитывается как средневзвешенное значение коэффициентов широты, полноты, устойчивости, новизны.
Кв – коэффициент весомости.
Коэффициенты весомости: Квш = 0,3; Квп = 0,2; Кву = 0,2; Квн = 0,3. Расчет структуры ассортимента (Ci):
Ci = Ai :Si
Аi – количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении;
Si – суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении; Задача 1. Сопоставить широту ассортимента швейных изделий в трех матрицах, рассчитав коэффициент широты (Кш). Базовая широта (Шб) взята по ассортиментному перечню , фактическая широта (Шф) представлена в таблице 3.1
Таблица 3.1.
Показатели широты ассортимента магазинов
№
пп
| Виды
изделий
| Широта
| Широта ассортимента
| базовая
| Магазин 1
| Магазин 2
| Магазин 3
| Шб
| Шф
| Кш
| Шф
| Кш
| Шф
| Кш
| 1
| костюмы
мужские
| модель
(фасон)
размер
| 15
| 14
|
| 9
|
| 6
|
| 17
| 6
|
| 6
|
| 5
|
| 2
| Брюки
мужские
| Волокнистый состав
| 3
| 3
|
| 3
|
| 3
|
| модель
| 15
| 8
|
| 8
|
| 7
|
| размер
| 7
| 4
|
| 4
|
| 4
|
|
|