Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право»


НазваниеМетодические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право»
страница1/5
ТипМетодические указания
blankidoc.ru > Договоры > Методические указания
  1   2   3   4   5
Государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования Ленинградской области

«Приозерский политехнический колледж»

«Одобрено»

Протокол № _____ от ______ 2014 г.


«Утверждаю»

Зам. директора по УР» __________ Смородина Г.Н.
Председатель ПЦК

_________Прокофьева Н.Е.
Методические указания и контрольные задания

по дисциплине «Трудовое право»

для студентов, обучающихся по специальности 030912

«Право и организация социального обеспечения»

Методические указания разработаны в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Трудовое право» по специальности 030912 «Право и организация социального обеспечения»

Разработчик: Подлужный Ю.В.

Рецензия

Настоящее методическое пособие базируется на действующем образовательном стандарте, современном трудовом законодательстве, имеет целью предоставить студентам наиболее полную информацию по изучаемым вопросам трудового права регулирующем трудовое законодательство и учитывает современное состояние отраслевых юридических наук.
Важной задачей методических указаний является оказание практической помощи студентам заочникам в овладении , предусмотренной рабочей программой курса знанием об основных институтах этой отрасли права, выработка навыков работы с нормативными актами и их применение в конкретных жизненных ситуациях. Работа студентов по освоению курса «Трудовое право» опираясь на разработанные методические указания позволит им последовательно освоить программу и получить не только необходимые знания, но и закрепить их выполняя практические задания и задачи, что в конечном итоге позволит им не только подготовиться к сдаче экзамена, но и получить минимальные практические навыки для дальнейшей работы. Студенты очных курсов также могут пользоваться данными методическими пособиями с целью расширения и углубления своих теоретических и практических навыков.
Заместитель директора по УР Смородина Г.Н.
Методические указания и контрольные задания

В результате освоения дисциплины студент должен

уметь:

- применять на практике нормы трудового законодательства;

- анализировать и готовить предложения по урегулированию трудовых споров;

- анализировать и решать юридические проблемы в сфере трудовых отношений;

- анализировать и готовить предложения по совершенствованию правовой деятельности организации;

знать:

- нормативно-правовые акты, регулирующие общественные отношения в трудовом праве;

- содержание российского трудового права;

- права и обязанности работников и работодателей;

- порядок заключения, прекращения и изменения трудовых договоров;

- виды трудовых договоров;

- порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора.
Раздел 1.

Общая часть

Тема 1.1.Трудовое право как отрасль права.

Содержание учебного материала

1.Понятие труда. Общественная организация труда. Понятие трудового права. Предмет трудового права. Трудовые отношения, понятие, элементы (объект, субъект, содержание). Основания возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений. Иные отношения ,связанные с трудом. Метод трудового права. Система трудового права. Понятие принципов трудового права.

Отраслевые принципы трудового права, их характеристика. Запрещение дискриминации в сфере труда. Запрещение принудительного труда.

Понятие источников трудового права, их виды.

Классификация источников трудового права. Международные нормативные акты, конвенции Международной организации труда, их соотношение с законодательством о труде РФ. Конституция РФ и Декларация прав и свобод человека и гражданина. Трудовой Кодекс РФ. Законы РФ и подзаконные нормативные акты, их соотношение с Трудовым Кодексом РФ. Локальные нормативные акты.

Судебная практика в трудовом праве и ее значение. Значение постановленной Пленумов Верховного Суда РФ

Самостоятельная работа студента:

Работа с Трудовым кодексом РФ, другими нормативными правовыми актами

Задачи и практические задания

Задача 1

Общее собрание участников общества с ограниченной ответственностью приняло решение о внесении в устав ООО дополнительных оснований увольнения работников – участников общества. При обсуждении текста предлагаемых дополнений юрисконсульт Морозов указал на недопустимость увольнения работников по основаниям, не предусмотренным трудовым законодательством. Возражая ему, генеральный директор ссылался на то, что, согласно закону об обществах с ограниченной ответственностью, любой участник, недобросовестно исполняющий свои обязанности, может быть исключен из общества, а, следовательно, и уволен.

Определите отраслевую принадлежность отношений по поводу использования труда участников хозяйственных обществ согласно законодательству Российской Федерации.

Задача 2

Укажите, какими отраслями права регулируются следующие отношения:

дворника сельской церкви;

лейтенанта полиции отдела внутренних дел;

художника, выполняющего разовые заказы редакции газеты;

репетитора, три раза в неделю занимающегося с ребенком;

члена совета директоров акционерного общества;

швеи-надомницы по пошиву мешков, работающей в агрофирме;

члена крестьянского (фермерского) хозяйства, выполняющего работу доярки;

референта писателя;

хоккеиста профессиональной команды;

гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу.
Контрольные вопросы Сформулируйте понятие трудового права.

Какие общественные отношения составляют предмет трудового права? Назовите их особенности.

Что позволяет отграничить трудовые отношения от гражданско-правовых отношений, связанных с трудом? Каковы особенности метода правового регулирования трудовых отношений?

Дайте определение системы трудового права как отрасли права. Чем обусловлено наличие в ней общей и особенной частей? В чём различие системы отрасли трудового права, науки трудового права и системы трудового законодательства?

Назовите структурное разделение системы трудового права.

Из каких институтов состоит современная система трудового права?


Тема 1.2. Субъекты трудового права.

Содержание учебного материала

1.Понятие субъектов трудового права.

Работодатель как субъект трудового права. Физические и юридические лица как работодатели, их права и обязанности.

Работник как субъект трудового права. Возраст, с которого граждане вправе заключать трудовой договор. Права и обязанности работников.

Понятие профессиональных союзов, их характеристика. Порядок создания профсоюзов. Отношения профсоюза с работодателями, органами государственной власти. Права профсоюзов и области трудовых отношений. Гарантии деятельности членов профсоюзного органа.

Самостоятельная работа студента - решить задачи:

Задача 1
Фирма «Оризон» заключила договор со строительным кооперативом «Фасад» на строительство складских помещений. В составе строительной бригады, кроме членов кооператива, работали Марчук и Петренко, с которыми кооператив «Фасад» заключил трудовой договор на период строительства складских помещений.
Какие отношения являются предметом трудового права?
Что возникают между фирмой «Оризон» и кооперативом «Фасад»?
Между членами строительной бригады и фирмой «Оризон»?
Между кооперативом «Фасад» и его членами?
Между кооперативом «Фасад» и наемными работниками Марчуком и Петренком?
Задача 2
Член коллективного сельскохозяйственного предприятия Олексеенко, который в период жатв работал по 10-12 часов на сутки, стал требовать дополнительной оплаты труда за работу в сверхурочное время и за работу в праздничные и нерабочие дни, ссылаясь на соответствующие нормы законодательства о труде
Правомерны ли его требования? В данном случае трудовые отношения являются предметом трудового права?
Задача 3

Директор универмага заключил договор с художником-оформителем Вороновым, согласно которому Воронов должен в течение двух месяцев оформить помещение магазина. За выполненную работу предусматривалась выплата Воронову 50 тысяч рублей. Заказ выполнялся художником частично дома, некоторые работы выполнялись с привлечением учеников местной художественной школы. Незадолго до окончания работы Воронов заболел, но оформление помещения было закончено в срок, обусловленный договором. Получив 50 тысяч рублей, Воронов потребовал выплатить ему пособие по временной нетрудоспособности и компенсацию за 4 дня отпуска. Подлежит ли требование Воронова удовлетворению? Какой договор был заключен между универмагом и художником? По каким признакам трудовые отношения отличаются от гражданско-правовых отношений по выполнению работы?
Тесты
1. Субъекты трудового права подразделяются на:

А) основные и вспомогательные; Б) частные и публичные; В) централизованные и локальные.
2. Трудоправовой статус субъекта включает:

А) трудовую правоспособность, трудовую дееспособность, юридические гарантии;

Б)трудовую правосубъектность, статутные права и обязанности, юридические гарантии, ответственность за нарушение трудовых обязанностей;

В) трудовую праводееспособность, трудовую деликтоспособность, статутные права и обязанности.
3. Работником – стороной трудового договора может быть:

А)физическое лицо, достигшее 15-летнего возраста, либо получившее основное общее образование (отчисленное из учебного заведения общего образования) в возрасте 14 лет, либо получившее согласие обоих родителей на заключение трудового договора в более раннем возрасте;

Б) любое физическое лицо, фактически допущенное к работе;

В) физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, либо получившее основное общее образование (отчисленное из учебного заведения общего образования) в возрасте 15 лет, либо получившее согласие одного из родителей на заключение трудового договора в более раннем возрасте.
4. Основные права работника определены:

А)ТК РФ; Б)Указом Президента РФ «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан»; В) Федеральными законами и локальными нормативными актами.
5. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) трудовых обязанностей работники несут регулируемую нормами трудового права ответственность:

А) дисциплинарную и имущественную; Б) материальную и административную; В) дисциплинарную и материальную.
6. Заключать трудовые договоры в качестве работодателей имеют право физические лица:

А) достигшие возраста 21 года;

Б) достигшие возраста 18 лет, при условии наличия у них гражданской дееспособности в полном объеме, а также лица, не достигшие данного возраста, - со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме;

В) достигшие 16-летнего возраста, а также лица, вступившие в брак ранее указанного возраста, со дня приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме.

7. При реорганизации юридического лица: А) оно прекращает выступать в качестве субъекта трудового права;

Б) его обязанности и права переходят к другому юридическому лицу в порядке правопреемства;

В) его обязанности и права переходят к территориальному органу Федеральной службы по труду и занятости.
Контрольные вопросы

Раскройте понятие субъектов трудового права. Каковы их виды?

Назовите субъектов трудового правоотношения и субъектов трудового права.

Что следует понимать под правовым статусом субъекта трудового права? Каково его содержание?

Дайте характеристику работнику как субъекту трудового права.

Охарактеризуйте работодателя как субъекта трудового права.

Дайте понятие профсоюза. Назовите особенности правового статуса профсоюзов.
Тема 1.3.Социальное партнерство в сфере труда.

Содержание учебного материала

Понятие и стороны социального партнерства. Основные принципы социального партнерства. Система и формы социального партнерства.

Представители работников и работодателей. Органы социального партнерства.

Коллективные договоры и соглашения. Порядок ведения коллективных переговоров. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров. Понятие, содержание и структура коллективного договора. Действие коллективного договора. Изменение и дополнение коллективного договора.

Соглашение. Виды соглашений. Содержание и структура соглашения. Регистрация коллективного договора, соглашения.

Контроль выполнения коллективного договора, соглашения. Ответственность за нарушение законодательства о коллективных договорах и соглашениях.

Самостоятельная работа студента- решить задачи:
Задача 1

На частном предприятии «Озон» нет коллективного договора. По требованию работников заключить такой договор, директор предприятия заявил, что коллективный договор не может быть заключен из-за отсутствия на предприятии профсоюзной организации.

Правомерно ли заявление директора предприятия? Кто может быть сторонами коллективного договора? Предусмотрена ли ответственность за уклонение от заключения трудового договора?

Задача 2

Директор авторемонтного предприятия и председатель профсоюзного комитета составили и подписали коллективный договор, после чего приказом по предприятию было объявлено о вступлении его в силу.

Правомерны ли действия директора и председателя профкома автопредприятия? Какой порядок заключения коллективного договора?
ТЕСТ

1.Целями создания и деятельности профсоюзов являются:

А) обеспечение участия работников в управлении организациями и защита их интересов;

Б) представительство и защита социально-трудовых прав и интересов работников;

В) представительство интересов работников в отношениях с работодателями и государством.
2. Лицо, осуществляющее трудовую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору создавать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься профсоюзной деятельностью и выходить из профсоюза:

А) с 14 лет; Б) с 16 лет; В) с 18 лет.
3.Первичная профсоюзная организация – это:

А) профсоюзный орган, образованный в соответствии с уставом профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов или специальным положением;

Б) добровольное объединение членов профсоюза – работников одной отрасли деятельности;

В) добровольное объединение членов профсоюза, работающих, как правило, в одной организации независимо от форм собственности и подчиненности, действующее на основании соответствующего положения.
4. Профсоюзы в своей деятельности:

А) зависимы только от политических партий и общественных объединений, на базе которых они созданы;

Б) независимы от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей (их объединений), политических партий и других общественных объединений;

В) независимы ни от кого, кроме органа, осуществившего их государственную регистрацию.
5. Права профсоюзов в отношениях с органами государственной власти и местного самоуправления, работодателями (их объединениями), другими общественными объединениями и гарантии их деятельности определяются:

А) Конституцией РФ, Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», другими федеральными законами, а также законами субъектов Федерации;

Б) Федеральным законом «Об общественных объединениях», другими федеральными законами и локальными нормативными актами;

В)Федеральным законом «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», законами субъектов Федерации, соглашениями и коллективными договорами.
6.Проекты законодательных актов, затрагивающих социально-трудовые права работников, рассматриваются федеральными органами государственной власти с учетом предложений:

А) общероссийских профсоюзов и межрегиональных профсоюзов; Б)общероссийских профсоюзов и их объединений (ассоциаций); В) общероссийских объединений (ассоциаций) профсоюзов и территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов.

14. Профсоюзные представители вправе посещать организации и рабочие места, где работают члены соответствующих профсоюзов:

А)беспрепятственно; Б) с разрешения представителей работодателя; В) по согласованию с органами федеральной инспекции труда.
Задание 1

Подберите примеры норм Трудового кодекса РФ, обязывающих работодателя принимать решения:

- с учетом мнения представительного органа работников;

- с учетом мнения выборного профсоюзного органа.

Сделайте правовой анализ содержания данных статей.
Задание 2

Выпишите из Трудового кодекса РФ статьи, согласно которым правовое регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в коллективно-договорном порядке. Проанализируйте эти положения. Какие институты трудового права в большей мере допускают коллективно-договорное регулирование? Какие институты исключают такой способ регламентации?
Тесты

1. Социальное партнерство в сфере труда – это:

а) совокупность норм права, направленных на согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; б) система взаимоотношений между работниками, работодателями (их представителями), органами государственной власти и местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений;

в) система взаимоотношений, направленная на согласование интересов работодателей и профсоюзов.

2. Сторонами социального партнерства являются:

а) работники и работодатели в лице уполномоченных представителей;

б) работодатели и профессиональные союзы;

в) работники и уполномоченные государственные органы.
3. При наличии у работодателя первичной профсоюзной организации, объединяющей менее половины работников, на общем собрании (конференции) работники:

а) обязаны избрать специально уполномоченного представителя;

б) могут поручить представление своих интересов федеральной инспекции труда;

в) могут поручить представление своих интересов имеющейся профсоюзной организации либо иному представителю.
4. Основные принципы социального партнерства закреплены в:

А) Конституции РФ; Б)ТК РФ; В) Конституции РФ и иных федеральных законах.
5. Сроки, место и порядок проведения коллективных переговоров определяются:

А)федеральным законом; Б) локальным нормативным правовым актом; В) представителями сторон, участвующих в переговорах.
6. При заключении коллективного договора его стороны:

А) могут включить в договор обязательства по всем вопросам, перечисленным в ст. 41 ТК РФ, или часть указанных обязательств по своему усмотрению;

Б)обязаны включить в договор обязательства по всем вопросам, перечисленным в ст. 41 ТК РФ;

В) не могут включать в договор иные обязательства, кроме предусмотренных ст. 41 ТК РФ и иными федеральными законами.
7. В случае недостижения согласия по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала переговоров стороны должны:

А) подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий;

Б) отложить заключение коллективного договора на два месяца и вновь начать коллективные переговоры;

В) продолжить коллективные переговоры ещё в течение месяца и затем заключить коллективный договор в обязательном порядке.
8. Стороны, заключившие коллективный договор, после окончания срока его действия:

А) вправе продлить действие договора на срок не более одного года;

Б) вправе продлить действие договора на срок не более трех лет;

В) не вправе продлевать договор, а должны приступить к переговорам с целью заключения нового коллективного договора.
Контрольные вопросы

1. Дайте понятие социального партнёрства в сфере труда.

2. Каковы стороны и принципы социального партнерства?

3. Кто может быть представителями работников и работодателей в социальном партнерстве?

4. В чем заключается механизм действия социального партнерства (коллективные переговоры, коллективные договоры и соглашения)?

5. Какова ответственность сторон социального партнерства в сфере труда?

Раздел 2.

Особенная часть

  1   2   3   4   5

Похожие:

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания составлены в соответствии с рабочей программой...
Методические указания составлены в соответствии с рабочей программой по дисциплине «Трудовое право» по специальности 030912 «Право...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочников...
Методические указания и контрольные задания разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания составлены в соответствии с примерной программой...
Методические указания и контрольные задания для студентов заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания по инженерной графике...
Методические указания и контрольные задания по инженерной графике /дгту ростов-на-Дону, 2007 стр. 40

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов заочного...
Методические указания предназначены для студентов заочного отделения по специальности 120301 «Землеустройство» исодержат программу...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания ен. 01 Математика методические указания и контрольные задания по
Методические указания предназначены для студентов заочной формы обучения по специальности Техническое обслуживание и ремонт автомобильного...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические Указания и контрольные задания по дисциплине «маркетинговые исследования»
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Методические указания и контрольные задания по дисциплине «Трудовое право» iconМетодические указания и контрольные задания для студентов-заочников...
Методические указания и контрольные задания для студентов-заочников образовательных учреждений среднего профессионального образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru