Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота»


НазваниеЛекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота»
страница1/27
ТипЛекция
blankidoc.ru > бланк доверенности > Лекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27










МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РС (Я)

ГБОУ СПО РС(Я) «ЯКУТСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»




















Лекции


МДК 02.01 «Сестринский уход при различных

заболеваниях и состояниях»


Составила: преподаватель

«СД в хирургии»

Атласова М.И.





Оглавление


Лекция №1 3

Введение. Этапы развития и становления хирургии 3

Лекция №2 6

Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции 6

Лекция №3 9

Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции 9

Лекция №4 15

Профилактика хирургической внутрибольничной инфекции 15

Лекция №5 22

Гемостаз 22

Лекция №6 25

Гемостаз 25

Лекция №7 30

Анестезия 30

Лекция №8 33

Анестезия 33

Лекция №9 35

Инфузии и основы трансфузиологии 35

Лекция №10 39

Инфузии и основы трансфузиологии 39

Лекция №11 44

Местная хирургическая патология и её лечение 44

Лекция №12 51

Хирургическая деятельность медицинской сестры в учреждениях ПМП 51

Лекция №13 54

Сестринский процесс у пациентов с хирургическими заболеваниями 54

Лекция №14 59

Сестринский процесс в предоперационном и интраоперационном периодах 59

Лекция №15 66

Сестринский процесс в послеоперационном периоде 66

Лекция №16 73

Синдром нарушения кровообращения 73

Лекция №17 77

Синдром воспаления 77

Лекция №18 80

Синдром воспаления 80

Лекция №19 85

Синдром воспаления 85

Лекция № 20 90

Синдром повреждения 90

Лекция № 21 94

Синдром новообразования 94

Лекция № 22 99

Синдром «острого живота» 99

Лекция № 23 104

Синдром «острого живота» 104

Лекция № 24 114

Синдром «острого живота» 114

Лекция № 25 119

Заболевания и повреждения прямой кишки 119

Лекция № 26 123

Синдром нарушения мочеотделения 123

Лекция № 27 126

Синдром хирургических заболеваний и повреждений грудной клетки 126



Лекция №1

Введение. Этапы развития и становления хирургии



Хирургия – один из ведущих разделов клинической медицины, изучающий

болезни и повреждения, для которых используются специальные методы, нарушающие целостность покровных тканей. Хирургический метод лечения имеет большое значение в клинической медицине. Одну четверть заболеваний составляют хирургические болезни. Это заболевания, для которых операция является единственным надёжным лечебным мероприятием.

Виды хирургических заболеваний:

  1. Травмы (механические, физические, химические).

  2. воспалительные заболевания мягких тканей и внутренних органов.

  3. Опухоли (доброкачественные и злокачественные).

  4. Паразитарные заболевания, требующие хирургического лечения.

  5. Смежные заболевания, которые лечат и терапевты, и хирурги в зависимости от стадии болезни и возможных осложнений (язвенная болезнь желудка и 12п.к.).

История развития мировой хирургии начинается с глубокой древности. В истории развития хирургии выделяют четыре периода. Первый период –до открытия общего обезболивания (до второй половины XІX столетия). Второй период – совпадает с периодом развития анестезиологии и внедрения в практическую деятельность асептики и антисептики ( вторая половина XІX столетия). Третий период связан с бурным развитием физиологических и экспериментальных исследований в медицине (начало XX столетия). В этот период постепенно стали выделяться самостоятельные разделы хирургии – анестезиология, реанимация, урология, нейрохирургия и др. специальности. Четвёртый период – современный, характеризуется совершенствованием хирургических методов лечения, становлением восстановительной, реконструктивной хирургии, трансплантологии, появлением новых поколений медицинской аппаратуры.

Сведения о первом периоде развития хирургии история медицины черпает

из археологических раскопок и исторических документов. Ещё неандертальский человек владел техникой вскрытия абсцессов, наложения швов на рану. Древние египтяне производили ампутацию конечностей, извлечение камней из мочевого и желчного пузырей.

До настоящего времени не утратил своего значения индийский способ замещения дефекта носа лоскутом кожи на ножке, применявшийся в Древней Индии за 1 тыс. лет до н.э. В тот же период в Древней Индии применялись способы остановки кровотечений наложением давящей повязки или прижигание кипящим маслом. Инструменты обеззараживали соком растений, горячей водой, прокаливанием на огне. Шовным материалом служили растительные волокна, нити из шелка и хлопка. С целью обезболивания использовались опий, сок индийской конопли.

За несколько веков до н.э. в Древней Греции Гиппократом были разработаны способы лечения ран, описан столбняк и сепсис. Уже в те давние времена Гиппократ изложил методы лечения переломов и вывихов.

Древнеримский врач Цельс приводит сведения о лечении ран, перевязке кровеносных сосудов, пластических операциях.

В Средние века в Европе наступает упадок науки. Религия запрещает вскрытие трупов. Лишённая естественнонаучных основ, не может развиваться и хирургия. В этот период застоя науки в Европе больших успехов достигли арабские врачи. Ибн-Сина (Авицена) в своём трактате заложил основы метода дренирования ран, предупреждал об опасности манипуляций с раковой опухолью и рекомендовал полное её иссечение или выжигание.

Бичом хирургии в те времена была госпитальная инфекция, уносившая тысячи жизней вплоть до XІX века, когда появились выдающиеся открытия в области микробиологии. Уже в древности, не зная природы нагноения ран, передовые врачи призывали к соблюдению чистоты и опрятности во время хирургических вмешательств.

В странах Европы развитие хирургии шло медленно. Официальная наука в средние века признавало лишь внутреннюю медицину. Хирургия была низведена до уровня ремесла. Ею занимались цирюльники, банщики, ремесленники, которые перенимали хирургические приёмы друг от друга и передавали их по семейной линии. До первой половины XVІІІ сохранялось приниженное положение хирургии. Врач должен был знать анатомию и хирургию, присутствовать на операции и давать советы хирургу. Хирург обязан был выполнять распоряжения врача и не имел права назначать лечение. Наиболее известным хирургом того времени был Амбруаз Паре. Он предложил для остановки кровотечения перевязывать сосуды в ране. До этого больные часто погибали во время операции от потери крови.

Другой хирург, Везалий, «поднял руку» на самого Галена и доказал ошибки, которые имелись в его анатомических трактатах. Гален никогда не вскрывал человеческое тело, а изучал анатомию на обезьянах. Это был удар по медицинскому факультету, тем более что по анатомии Галена училось несколько поколений врачей.

Многовековая борьба врачей с хирургами закончилась в 1750 году, когда был издан указ короля Франции, в котором воспрещалось докторам мешать хирургам в исполнении их профессии. Хирурги получили одинаковые права с врачами и стали признаваться учёными. Организованная Королевская академия хирургии в Париже имела свой статус и подчинялась королю Франции.

Тенденция к самостоятельности хирургии проявилась и в других странах – Англии, Дании, Германии, Италии.

В России в 1707 году при Московском генеральном госпитале, (ныне Главный клинический военный госпиталь им. Бурденко), была учреждена госпитальная школа для подготовки хирургов. В 1733 году госпитальные школы были открыты в двух петербургских госпиталях. В 1755 году в Москве открылся первый русский университет с медицинским факультетом и клиниками.

Известным хирургом того времени был Буяльский, написавший книги по анатомии и хирургии и предложивший ряд инструментов. Прогресс европейской хирургии связан с именами Дюпюитрена, Лисфранка, Эсмарха, Бильрота, Купера.

Несмотря на появление великолепных хирургов в разных странах, оперативные вмешательства на внутренних органах были связаны с большим риском для пациентов. Ещё в 16 веке врач Фракасторо, размышляя о причинах заразных болезней, пришёл к мысли, что зараза – это крошечные, невидимые тельца. Но увидеть он их не мог, т.к. в то время не было микроскопов. Прошло 300 лет, прежде чем удалось увидеть этих крошечных врагов. В 1838 году учёный Деляфон взял кровь от овцы, погибшей от сибирской язвы, и увидел под микроскопом маленькие тоненькие палочки. Он первым увидел возбудителя болезни, но не догадался об этом. Только Л.Пастер сумел распознать в них врага. Английский учёный Листер доказал, что больные погибают от послеоперационной инфекции от того, что в рану попадают микробы. Он предложил обработку инструмента и рук хирурга раствором карболовой кислоты и наложение повязок на послеоперационную рану, пропитанных тем же раствором. Открытие Листером антисептики, Бергманом асептики явилось новым этапом в хирургии. Этот же период связан с деятельностью гениального русского хирурга Н.И.Пирогова. Его научные исследования относятся к различным областям медицины. Внедрению асептики и антисептики много внимания уделяли выдающиеся деятели российской медицины – Пелехин, Склифосовский, Дьяконов.

Огромное влияние на развитие хирургии оказало открытие наркоза и совершенствование методов местной анестезии. Истоки общего обезболивания начинаются с обнаружения обезболивающих свойств эфира Парацельсом в 1540 году. Однако общепринятой датой рождения анестезиологии считают 16 октября 1846 года, когда американский зубной врач Мортон публично дал эфирный наркоз при удалении опухоли подчелюстной железы.

Третий период развития хирургии связан с внедрением в медицину физиологических и экспериментальных методов исследований, бурным развитием и совершенствованием медицинской аппаратуры и техники.

В этот период открыты группы крови и внедрено переливание крови, что расширило возможности хирургии. Появляются бестеневые лампы, новое поколение наркозно-дыхательной аппаратуры. Значительную роль сыграли открытие и производство антибиотиков. Стала активно развиваться кардиохирургия, нейрохирургия, урология и т.д. В период ВОВ отечественная хирургия приобрела громадный опыт военно-полевой хирургии.

На мировом уровне становятся известны имена русских учёных, внесших большой вклад в развитие медицины: Брюхоненко (метод искусственного кровообращения), Юдин (метод резекции желудка), Вишневский (совершенствование местной анестезии). Бакулев, Петровский (хирургия сердца и сосудов), Петров (онкология)) и т.д.

Четвёртый период – период становления реконструктивной, восстановительной и бескровной хирургии. Этот этап связан с дальнейшим прогрессом всех отраслей хирургии, внедрением полимерных материалов, позволивших протезировать утерянные органы. С успехом развивается микрохирургия, лазерная хирургия, эндоскопия. Проводятся операции на открытом сердце с использованием искусственного кровообращения. Дальнейший прогресс хирургии как прикладной науки продолжается и в наши дни.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   27

Похожие:

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЭдуард Ходос Еврейский синдром-2,5
Пусть вас не удивляет странное, на первый взгляд, название этой книги — «Еврейский синдром-2,5». Почему именно «2,5»? Дело в том,...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция религии современных неписьменных народов: человек и его мир...
Редактор Т. Липкина Художник Л. Чинёное Корректор Г. Казакова Компьютерная верстка М. Егоровой

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» icon2. Лекция: "Общие критерии", часть Основные идеи 8
Лекция: Обзор наиболее важных стандартов и спецификаций в области информационной безопасности 3

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция Автоматическое и автоматизированное управление. 5
Лекция Основные требования к scada-системам и их возможности. Аппаратные и программные средства scada-систем 17

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция к вопросу о трудностях перевода при обучении студентов немецкому...
Цель: ознакомить со спецификой перевода текстов по специальности на немецком языке, дать характеристику трудностей, возникающих при...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция №5 Налогообложение общественных организаций инвалидов (часть...
Жением. В связи с этим, пятая лекция будет посвящена также вопросам налогового законодательства: налог на прибыль, налог на имущество,...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconУправление здравоохранения тамбовской области приказ
О массовом обследовании новорожденных детей на наследственные заболевания: врожденный гипотиреоз, фенилкетонурию, адреногенитальный...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция №1 Открытые данные: введение Часть 1 Иван Бегтин я вначале...
Надеюсь, для последующих лекций нам удастся найти зал побольше. А некоторые лекции мы хотим вообще сделать публичными, чтобы на них...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconЛекция 10. Международное сотрудничество в ОРД лекция 11. Проблемы...
Спецкурс «Актуальные вопросы оперативно-розыскной деятельности» как открытая учебная дисциплина представляет устоявшуюся систему...

Лекция №17 77 Синдром воспаления 77 Лекция №18 80 Синдром воспаления 80 Лекция №19 85 Синдром воспаления 85 Лекция №20 90 Синдром повреждения 90 Лекция №21 94 Синдром новообразования 94 Лекция №22 99 Синдром «острого живота» iconНазвание книги: Гоа-синдром
Однако точная география и увлекательный cюжет скрывают под собой более глубокий месседж: будь самим собой и тогда обязательно найдешь...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru