Раздел: «Средства связи». 9 классТема урока: «Посылки». Цели урока:Образовательные: учить ребят правильно упаковывать посылки, знакомить с
требованиями, предъявляемыми к упаковке и оформлению посылок. Дать представление о разновидности и весовых ограничениях посылок. Научить учащихся заполнять бланки и точно писать адрес и индекс на посылочной упаковке. Предоставить примерную ценовую ориентировку почтовых пересылок, от чего это зависит.
Развивающие: научить правильно оценивать свою посылку.
Воспитательные: закрепить умения и навыки общения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте.
Коррекционные: отрабатывать умение правильно сформулировать и выразить свою просьбу, получить нужную информацию. Познакомить с новыми словами,
необходимыми в общении: «оператор», «документ», «главпочтамт» и правильным их произношением и написанием.
Тип урока Формапроведенияурока Комбинированный. Нетрадиционная.Предусмотрена межпредметная связь:Математика - подсчет веса, цены отправления.
Русский (грамматика) - написание адреса.
Чтение - правильно составить предложение, задать вопрос и получить нужный ответ.
География - местоположение отправления соотношение в ценах, работа с картой.
Геометрия — определение формы посылки.
Логопедия — правильное произношение звуков незнакомых слов.
Оборудование: Посылочные упаковки, бланки, плакат, тетради учащихся, схематичный адрес, карточки-задания по посылочным отправлениям, таблички со словами для словарной работы.
Ход занятия.
Организационный момент: снять с учащихся перенапряжение от предыдущих уроков, настроить на предстоящий урок.
Знакомство с разделом и темой урока.
Повторение. Цель - ранее изученный материал по данному разделу необходим как опора для изучения темы «Посылки».
Повторяем: адрес, правила написания и индекс.
Теоретические сведения по теме урока. Цель: научить детей отправлять посылки.
Практическое закрепление. Цель: дать возможность учащимся практически закрепить изученный материал на занятии самостоятельно заполнить бланк отправления, сложить и оформить посылку, подписать ее, установить цену и сдать оператору.
Итог занятия.
I. Средства связи:Диалог с классом - Какие услуги оказывает нам почта?
Ответ - Письма, различные варианты, бандероли - маленькая посылка, весом до 1 кг,
денежные переводы и посылки.
Вопрос - Что является необходимой частью при любых видах отправлений?
Ответ - Адрес.
Вопрос - Как складывается адрес?
Ответ - Край, область, район, населенный пункт, улица, № дома, Ф.И.О.
Вопрос - Второй адрес - зашифрованный в цифрах, как он называется? И как он правильно
пишется?
Ответ - Индекс.
II. Тема урока «Правила отправления посылок».Учитель Сегодня мы научимся складывать посылки, правильно упаковывать, оформлять их и отправлять. Познакомимся с тем, что подлежит пересылке, а что нельзя отправлять. Узнаем, как заполнить бланки для отправления.
Урок у нас сегодня необычный, помогут нам его провести специалисты настоящие, упаковщики и отправители посылок, поистине блестящие. Создаем команду Матроскина и Шарика.
(Кто-то стучит в дверь)- Кто там?
Почтальон - Это я, Почтальон Печкин, принес посылку для ваших ребятишек.
Матроскин - А она у вас правильная?
Почтальон - Что значит правильная?
Матроскин - А сколько она у вас весит?
Почтальон - Сколько надо, столько и весит, как того требует положение. Вы только пакуйте правильно, да оформляйте как следует. Ведь отправлять вам правильно нужно? А?
Матроскин - Ну, расскажите, вы же почтальон, не я.
Почтальон - Раньше вот как было: накладывает свою посылку, взвешиваете - 8 кг, забили ящик, адрес написали и все.
-А сейчас - упаковка любая, какая твоей душе угодна,
{показ упаковок).- Пакуй, что хочешь, только, чур, по правилам:
{перечисляем правила упаковки).
все должно быть упаковано в полиэтиленовые пакеты;
не следует посылать взрывчатые, горючие, жидкие вещества, стекло;
если сыпучее - в тканевый мешочек;
платно укладывайте в тару {для этого существует много вариантов)
- Есть еще одна важность. Правильно оформляй посылочку.
Работа в - А для этого что нужно? А вот что...
{рассказывает о правилах отправления посылки)тетради Аккуратно заклеиваем ящик или зашиваем мешочек. Надписываем адрес:
Кому, куда лучше писать печатными буквами или прописными, но аккуратно и достаточно крупно, чтобы легко можно было прочитать оператору (Словарная работа, новое слово «оператор» - человек, работающий на почте, принимающий отправления). Самая большая важность на посылке - индекс. Без него никуда.
Матроскин - Что-то мы с Шариком подзабыли, что такое «индекс» - слово какое-то мудреное.
Шарик - Ну почему мы? Вот я, например, точно знаю. Что индекс (показывает напечатанное на табличке слово) - это зашифрованный адрес в цифрах.
Матроскин - Скажите, пожалуйста, какой умный. Ты мне, Шарик, лучше скажи, как зашифровать нашу с тобой жилую территорию.
Шарик - А чего ее зашифровывать. Об этом уже главпочтамт (словарная работа) подумал. А индекс у нас такой...
(с помощью учащихся оглашает индекс)Почтальон - Правильно, Шарик. Ты все правильно сказал. И индекс нам указал.
- Вот сейчас мы с вами, мои дорогие, подпишем наши посылки. Разбираем, как и чем
правильно подписать. Уделить внимание индексу. Подписываем (лучше печатными
буквами). Почему? на столе фломастер, карандаши Шарик, ручки. Предложить
учащимся выбрать, чем они будут подписывать и почему?
Раздается каждому шаблон лицевой стороны посылки, подписывается (затем этот шаблон подклеивается в тетрадь в раздел «Средства связи»).
Проверяем работу учащихся.- Ну, а теперь, друзья - учащиеся, сложим мы с вами посылки по всем правилам.
Вспоминайте все, что нужно для этого и приступайте. А я ваши посылочки проверю и приму.
Группы складывают посылки. Учитель помогает, следит за ходом.Почтальон - Ну что ж, и команда Шарика, и команда Матроскина успешно выполнили задание. Посылки я ваши принимаю. Да, вот беда. Посылочки ведь ваши не уйдут, на них документ нужен.
Матроскин - Какой еще документ? Дожили, раньше людям документы нужны были, а теперь уже и посылкам они требуются.
Почтальон - На каждую в отдельности требуются. Вот такой формы, государственного образца.
Прикрепляет на доску увеличенную форму бланка на отправление посылки и раздает каждому ученику. – Познакомимся, друзья – ученики, с этим документом.
Шарик - Вы, уважаемый почтальон, слово «Документ» как-то странно произносите.
- Ребята, так правильно будет?
Разбирается с классом форма заполнения бланка на отправления посылки. Учитель показывает на доске на увеличенном бланке. Учащиеся знакомится с розданными бланками.Почтальон - Хочу еще вам друзья добавить. Что ваша посылочка должна иметь цену. Ведь все у нас имеет свою цену. Как же ее оценишь? А вот как: примерно оцениваем каждую вещь и складываем. Например: берем одну из посылок и разбираем по составу и цене. Получаем цифру ~ 200 руб. вот ее (эту цифру) вы и назовете оператору и напишите на бланке (указать, где записать).
Матроскин - А кому это нужно? Лишние хлопоты.
Шарик - Нужно значит, раз указывают на посылке и в бланке.
Почтальон - В точности, нужно. А как же? За эту сумму (то есть цифру почта отвечает). Вдруг что случится и ваша посылка не придет. Хоть такого и не бывает, но ответственность и порядок нужен во всем. От вашей стоимости зависит и цена отправления и еще от места назначения - чем дальше, тем дороже. Вспомним географию: что дальше Москва или Ленинград. Волгоград или Владивосток. И определяем, куда дешевле сделать отправление, а куда дороже.
- Вот, ребята. И тут хорошенько подумать придется и в точности оценить свою
посылочку, чтобы не заплатить лишнего и своего не потерять.
Ну, а теперь вернемся к нашему документу и хорошо с ним познакомимся.
Устно проводим заполнение.
III. Практическая работа.Предлагается учащимся заполнить свои бланки старательно и аккуратно. Чтобы все было понятно для работы оператора (работник почты, принимает отправления -повторить). Почтальон принимает бланки, сравнивает с написанными титульными листами к посылкам. Если все правильно, принимает. Все решают, чей титул приклеить на посылку дяди Федора: команды Шарика, или Матроскина. (в обсуждении проводим сравнение).
VI. Подведение итога занятия.
Учитель - Как отправить посылку?
Научились правильно оформлять, складывать и отправлять посылки. При этом не забываем об аккуратности, точности выполнения этой работы, умении быть вежливыми с незнакомыми людьми.
Оформление бланков для отправления посылки.
Работа с тетрадью.
Практическое задание: отобрать разрешаемые предметы, вещи для пересылки. Осваиваем правила паковки составляющих посылки.
Задача решена – к посылочному ящику отправлены подготовленные предметы к отправлению.
В сторону отставлены предметы, которые не рекомендуется посылать.