МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по результатам проекта «Реализация отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов с помощью информационно-коммуникационных технологий» Предварительный этап конкурсного отбора
Регламент проведения социологического исследования, предваряющего проведение конкурсного отбора.
Методика обработки результатов социологического исследования.
Основной этап проведения конкурсного отбора
Концепция отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов.
Положение о конкурсе по отбору лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов.
Регламент отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов.
Финальные мероприятия конкурсного отбора
Методические рекомендации для студентов по прохождению стажировок в российских и в зарубежных компаниях.
Концепция представления результатов отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов.
Внедрение результатов конкурсного отбора
Рекомендации для вузов и предприятий по внедрению лучших рацпредложений победителей конкурса.
Регламент
проведения социологического исследования, предваряющего проведение конкурсного отбора
Целью проведения комплексного социологического исследования является получение обратной связи от потенциальных участников конкурса (Конкурсного отбора) и обеспечение наиболее эффективной организации самого Конкурсного отбора лучших рацпредложений в сфере энергосбережения и энергоэффективности среди студентов с помощью информационно-коммуникационных технологий. Для этого необходимо решение следующих задач:
определение перечня субъектов Российской Федерации и вузов, студенты которых наиболее заинтересованы участвовать в конкурсе;
оценка отношения студентов вузов к проектам/программам по энергосбережению и энергоэффективности;
выявление и анализ ожиданий будущих участников конкурса;
анализ ключевых мотивационных факторов, которые станут наиболее приоритетными для принятия решения об участии в конкурсе;
определение перечня предпочтений по потенциальным местам проведения стажировок (российских и международных);
формирование предложений по повышению уровня информированности целевой аудитории о Конкурсном отборе.
Целевой аудиторией исследования являются студенты учреждений профессионального образования с распределением по возрастным группам и специальностям обучения. К учреждениям профессионального образования относятся наравне с вузами технической направленности, также вузы гуманитарной направленности (в том числе экономические, юридические, педагогические, медицинские) и классические университеты.
Проведение исследования состоит из ряда шагов, составляющих общую форму исследования, а именно:
постановка проблемы;
определение объекта и предмета исследования;
выдвижение гипотез;
постановка конкретной цели исследования;
формулировка задач, позволяющих решить поставленную цель;
определение методологии исследования;
реализация исследования:
подготовительные работы: определение матрицы-ролей основных функционалов, разработка инструментария;
определение системы контроля сбора данных;
проведение «полевых» работ;
анализ полученных данных, написание отчета.
С целью повышения эффективности проведения исследования, а именно: сокращения времени, охвата более широкой целевой аудитории, автоматического мониторинга, оперативности реагирования на вопросы, , автоматической обработки результатов и возможности получать различные выборки из базы данных – социологическое исследование проводится среди студентов с помощью информационно-коммуникационных технологий в форме анкетирования методом он-лайн опроса, который заключается в ответах на вопросы анкет, опубликованных в сети Интернет.
Этапы и сроки проведения исследования
Этап 1 – подготовительный: разработка инструментария для проведения социологического исследования, в том числе разработка анкет (рекомендуется 6 календарных дней).
Этап 2 - подготовка к проведению полевых работ: проведение тестового анкетирования и корректировка анкет, доработка инструментария, а также определение перечня наиболее популярных средств коммуникации среди студенческой аудитории и определение возможных каналов коммуникации (рекомендуется 10 календарных дней).
Этап 3 - проведение полевых работ: информирование целевых аудиторий вузов, заполнение анкет студентами, мониторинг процесса анкетирования (рекомендуется 45 календарных дней).
Этап 4 - обработка данных социологического опроса с применением аналитических методов, подготовка отчета по результатам анализа данных и формирование предложений по повышению уровня информированности целевой аудитории о конкурсе (рекомендуется 60 календарных дней).
Методика
обработки результатов социологического исследования
В силу того, что опрос респондентов проводится методом он-лайн опроса, ответы респондентов не требуют специальной обработки для создания единого массива данных.
Количественные результаты выгружаются в один общий массив. Далее программисты по он-лайн опросу приводят их в вид базы данных SPSS. Прежде чем строить таблицы данные проходят фильтрацию и контроль по стандартной методике обработке данных. В силу того, что применяется он-лайн опрос, данные получаются практически идеальными для составления таблиц, так как фильтрация «некачественных» и «неправдивых» ответов происходила в момент заполнения анкеты.
Далее строятся таблицы в Excel (структура таблиц ранее утверждена).
По полученным таблицам создается графическая интерпретация результатов.
Метод обработки данных для создания базовых таблиц – программно–технологический.
Метод обработки данных для отчета – экспертно-аналитический.
Критерии обработки результатов социологического исследования:
достоверность данных;
полнота данных;
соответствие установленным квотам;
логичность полученных данных;
допустимый минимум ответов «Затрудняюсь ответить»;
представление результатов в процентах (%);
доступность абсолютных величин для Заказчика;
визуальное восприятие отчетной презентации;
четкость графиков и таблиц;
логичная последовательность изложения.
Алгоритм расчета критериев
Любой критерий зависит от ряда факторов, выявляемых из анкеты, и доли ответивших. В тоже время, факторы учитываются при расчете критерия с определенным весом, зависимым от значимости данного фактора по отношению к определяемому критерию.
Значимость фактора находится путем расчета корреляционной матрицы.
Если для подсчета критерия все факторы имеют одинаковую значимость (имеют равное влияние), то тогда критерий рассчитывается как среднее значение по всем факторам.
Пример ранжирования ответов при оценке критериев:
Критерий удовлетворенности:
Абсолютно удовлетворен =+1;
Скорее удовлетворен= +0,5;
Скорее не удовлетворен = -0,5;
Абсолютно не удовлетворен = -1.
Формула расчета критерия удовлетворенности
Удовлетворенность = [Число ответивших абсолютно удовлетворен * (1)/ + Число ответивших скорее удовлетворен * (+0,5) + Число ответивших скорее не удовлетворен * (-0,5) + Число ответивших абсолютно не удовлетворен * (-1)] / Общее число ответивших
Предпочтения респондентов выявляются путем проведения латентного анализа, либо путем проведения факторного анализа.
Также предпочтения респондентов могут быть проанализированы через отдельные специальные вопросы анкеты.
3. Требования к экспертам, которые будут привлекаться для обработки и последующего анализ результатов.
Образование:
высшее экономическое или социологическое образование;
желательно наличие ученой степени по экономическим или социологическим наукам;
Опыт работы:
не менее 5 лет на должности аналитика;
наличие не менее 10 публикаций в журналах ВАК;
опыт работы с массивами данных от 1600 респондентов;
наличие опыта работы с проектами по тематикам «Энергетика», «Высшее образование», «Проведение образовательных конкурсов»;
Профессиональные навыки:
продвинутый пользователь ПК;
продвинутый пользователь Excel;
продвинутый пользователь PowerPoint;
продвинутый пользователь SPSS;
знание методов статистической обработки;
знание английского языка как преимущество;
обязательно знание информационных инструментов и источников, методов прогнозирования и анализа;
Дополнительные требования:
способности быстро анализировать количественную информацию, выделяя важные скрытые детали;
грамотное литературное изложение отчетной информации;
аналитический склад ума;
аккуратность и системный подход к работе.
4. Инструкции для экспертов
Экспертам, которые будут привлекаться для обработки и последующего анализа результатов, необходимо:
Создать шаблон отчета (графики и диаграммы) на основе утвержденных анкет;
Провести чистку массива результатов он-лайн опроса по стандартным критериям проверки базы данных;
Дополнить созданный шаблон отчета необходимыми данными;
Выявить скрытые чувствительные факторы, влияющие на основные показатели (например, намерения участия в конкурсах, информированность и т.д.) – корреляционный анализ, факторный анализ и др.;
Структурированно описать ключевые аспекты представленных диаграмм, таблиц, графиков;
Подвести итоги исследования, написать выводы по проделанной работе;
На основе проведенного анализа результатов исследования дать рекомендации для эффективной организации конкурса.
5.Порядок интерпретации полученных результатов исследований
Шаг 1. Создание шаблона отчета без данных (макеты таблиц, диаграмм и графиков по утвержденным анкетам);
Шаг 2. Занесение полученных данных в шаблон
Шаг 3. Описательная статистика по Анкете 1:
описание портрета участников опроса по социально-демографическим критериям;
описание отношения к студенческим образовательным конкурсам: активность и заинтересованность;
описание ожиданий от образовательных конкурсов;
описание восприятия тематики конкурса «Энергоэффективность и энергосбережение» Энергосбережения.
выводы и рекомендации
Шаг 4. Описательная статистика по Анкете 2:
описание предпочтений участников опроса по пользованию СМИ;
выявление наиболее часто посещаемых интернет - ресурсов;
оценка и описание намерений участников опроса участвовать в конкурсе по теме «Энергоэффективность и энергосбережение»;
выявление и описание мотивации студентов к участию в образовательных конкурсах;
изучение и описание различий в восприятии зарубежных и иностранных конкурсов;
описание информированности студентов об энергосбережении;
выявление более глубокого и профильного знакомства с проблематикой энергосбережения;
анализ особенностей личного поведения респондентов с точки зрения энергосбережения;
выводы и рекомендации.
Анкета_1
Социально-демографический блок
Q1
| Пол респондента. ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Мужской
| 2
| Женский
|
Q2
| Сколько полных лет Вам исполнилось? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос, цифры).
| 1
|
|
Q3
| Какими иностранными языками Вы владеете? ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ (Открытый вопрос).
| 1
| Английский язык
| 2
| Немецкий язык
| 3
| Французский язык
| 4
| Испанский язык
| 5
| Итальянский
| 6
| Другое (ЗАПИШИТЕ, ЧТО ИМЕННО)
|
Q4
| Укажите город, где Вы проходите обучение в ВУЗе/Университете? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
| 1
|
|
Q5
| Укажите полное наименование ВУЗа/Университета, где Вы проходите обучение? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
| 1
|
|
Q6
| На каком факультете Вы проходите обучение? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
| 1
|
|
Q7
| Какую специальность (специализацию) Вы получите после окончания ВУЗа/Университета? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
| 1
|
|
Q8
| На каком курсе Вы проходите обучение на текущий момент? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Первый (1) курс
| 2
| Второй (2) курс
| 3
| Третий (3) курс
| 4
| Четвертый (4) курс
| 5
| Пятый (5) курс
| 6
| Шестой (6) курс
| 7
| Магистратура
| 8
| Аспирантура
| 9
| Докторантура
|
Q9
Укажите форму обучения. ОДИН ОТВЕТ.
1
Дневное обучение
2
Вечернее обучение
3
Заочное/дистанционное о
учение
Q10
| Как часто Ваш ВУЗ/Университет проводит или принимает участие в различных профессиональных конкурсах среди студентов? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| 1 раз в год
| 2
| 2-3 раза в год
| 3
| Более 3 раз в год
| 4
| Не проводит и не участвует вообще
| 5
| Не знаю (затрудняюсь ответить)
|
Q11
| Насколько активно Вы участвуете в различных мероприятиях университета (конкурсы)? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Всегда участвую
| 2
| Часто участвую
| 3
| Редко участвую
| 4
| Никогда не участвую
|
Q12 Скажите, пожалуйста, по какой причине Вы бы согласились участвовать в конкурсе? ВОЗМОЖЕН ОДИН ИЛИ ДВА ОТВЕТА.
1
Буду участвовать, если мне это интересно
2
Буду участвовать, если будет свободное время
3
Буду участвовать, если конкурс соответствует моей будущей профессиональной
деятельности
4
Буду участвовать, если приз или поощрение конкурса мне интересны Q13
Участвовали ли Вы ранее в каких-либо конкурсах (профессиональных) в вашем ВУЗе/Университете? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
1
Да, участвовал
2
Нет, не участвовал Q14 К какой из следующих групп студентов Вы себя относите? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
1
Наравне с учебным процессом принимаю участие в студенческой жизни, в частности
в конкурсах и мероприятиях
2
Хватает времени только на учебу
3
Если мои одногруппники и/или друзья собираются участвовать в каком-либо конкурсе/мероприятии – я присоединяюсь к ним
4
Дополнительно подрабатываю, поэтому времени на участие в конкурсах/мероприятиях не хватает
5
Мне не интересны дополнительные возможности для развит
я профессиональных качеств, в частности конкурсы
6
Если ВУЗ/Университет выражает необходимость в участии – то принимаю положительное решение об участии в данном конкурсе/мероприятии
7
Готов(-а) участвовать в конкурсе/мероприятии только после подробного
ознакомления с условиями
8
Другое (ЗАПИШИТЕ, ЧТО ИМЕННО)
Q15
| Предоставляет ли Ваш ВУЗ/Университет стажировки для студентов? ОДИН ОТВЕТ (Открытый вопрос).
| 1
| Да
| 2
| Нет
|
Q16
| Проходили ли Вы когда-либо стажировку в компании/на производстве? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Да
| 2
| Нет
|
Q17
| Считаете ли вы необходимым студенту (Вам лично) проходить стажировку в компании/на производстве? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Да, считаю необходимым
| 2
| Скорее да, чем нет
| 3
| Нет, не считаю необходимым
| 4
| Скорее нет, чем да
| 5
| Затрудняюсь ответить
|
Q18
Какие возможности открывает перед вами стажировка в крупных компаниях или на предприятиях? ОДИН-ДВА ОТВЕТА (Открытый вопрос).
1
Ознакомление с новыми разработками
2
Понимание процессов и работы компании/производства
3
Изучение основных процессов,
необходимых в моей последующей работе как специалиста
4
Работа в команде профессионалов-практиков по специализации
5
Другое (ЗАПИШИТЕ, ЧТО ИМЕННО)
6
Затрудняюсь ответить
Q19
| Что является определяющим фактором при принятии решения об участии в конкурсе с последующей стажировкой? ВОЗМОЖНО НЕСКОЛЬКО ВАРИАНТОВ ОТВЕТОВ.
| 1
| Длительность стажировки
| 2
| Место стажировки
| 3
| Программа стажировки
| 4
| Другое (ЗАПИШИТЕ, ЧТО ИМЕННО)
| 5
| Затрудняюсь ответить
|
Q20
| Является ли для Вас важным осуществляется ли стажирование в российской компании или международном предприятии? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Да, является важным, т.к. технологии и разработки в международных и российских предприятиях различны
| 2
| Да, является важным в связи с престижностью стажировки в западных компаниях
| 3
| Нет, не является важным, т.к. процесс ознакомления и изучения в любом случае интересен
| 4
| Нет, не является важным, т.к. важен практический опыт вне зависимости от типа компании/предприятия
| 5
| Мне не интересны стажировки
| 6
| Затрудняюсь ответит
|
Q21
| Считаете ли Вы тематику конкурса «Энергоэффективность и энергосбережение» актуальной для себя как потенциального участника? ОДИН ОТВЕТ.
| 1
| Да, я абсолютно уверен, что мне интересен данный конкурс
| 2
| Мне данный конкурс скорее интересен, необходимо ознакомиться с доп.информацией
| 3
| Мне данный конкурс скорее не интересен, но я бы ознакомился с доп.информацией
| 4
| Мне это точно не интересно, я не буду знакомиться с доп.информацией
|
| |