Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования


НазваниеДиагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
страница1/7
ТипДокументы
blankidoc.ru > Бланки > Документы
  1   2   3   4   5   6   7



Диагностический кейс по определению уровня сформированности

универсальных учебных действий на уровне основного общего образования
Педагог-психолог МБОУ «Лицей»

Чунакова С.В.

Черногорск 2015

Содержание

  1. Аннотация………………………………………………………………………3

  2. Описание возрастных особенностей обучающихся в основной школе…….4

  3. Диагностический инструментарий по выявлению уровня

сформированности личностных УУД…………………………………………….7

    1. «Лесенка» В.Г. Щур (без ограничений)…………………………………………………………7

    2. «Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн» (без ограничений)……12

    3. «Мотивация учения и эмоционального отношения

к учению»А.Д.Андреева (………………………………………………………….22

    1. «Методика изучения мотивации учебной деятельности»

Н.Ф. Талызина (с 5 по 11 класс)…………………………………………………………………………….29

    1. Экспресс - методика выявления тревожности О. Хмельницкая (5-9 класс) ……….31

  1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня

Сформированности регулятивных УУД

    1. «Интеллектуальная лабильность» Под редакцией А.А. Карелина……33

    2. «ГИТ» 1,7 субтест Дж. Ванны (5-6 класс)……………………………………….......36

    3. «Корректурная проба» Б.Бурдона ……………………………………..56

  1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности познавательных УУД

    1. «Определение уровня развития

словесно-логического мышления»Л.Переслени, Т.Фотекова (9-10 класс)………………..59

    1. «ГИТ» 3,4,6 субтест Дж. Ванны (5-6 класс)……………………………………............64

5.3 «КОТ» В.Н. Бузина, Э.Ф. Вандерлик………………………………..........64

  1. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности коммуникативных УУД

    1. «Социометрия»Дж. Морено…………………………..………………….70

    2. «Оценка самоконтроля в общении» М. Снайдер……………………......74

  2. Рекомендации по использованию диагностического кейса………………76

  1. Аннотация


В данном диагностическом кейсе представлены материалы из опыта работы педагогов-психологов МБОУ «Лицей» г.Черногорска, включающие комплекс диагностических методик , направленных на выявление уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) учащихся. При подборе методик учитывались, в первую очередь, возрастные особенности учащихся, возможность воспроизведения методики, оптимальное сочетание простоты проведения и скорости обработки данных, а так же информативность результатов.Выбор критериев обоснован особенностями образовательной среды в школе: с учетом количества учащихся, методическим оснащением, особенностями внутришкольного распорядка.

Для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, данный диагностический кейс был разработан с учетом осуществления преемственности между начальной и основной школой.

Данный кейс предназначен руководителям методического объединения психологов, педагогам-психологам образовательных учреждений, полезно студентам психолого-педагогических специальностей.

2. Возрастные особенности учащихся среднего школьного (подросткового) возраста

К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное, специфическое для данного возраста единственное и неповторимое отношение между ребенком и средой, которое Л.С.Выготский назвал социальной ситуацией развития в данном возрасте.

Социальная ситуация развития обусловливает и динамику психического развития на протяжении соответствующего возрастного периода, и новые, качественно своеобразные психологические образования- новообразования, возникающие к его концу.

Возрастные особенности подростков:

  • Чувствительность к оценке посторонних своей внешности.

  • Крайняя самонадеянность и безаппеляционные суждения в отношении окружающих. 

  • Внимательность порой уживается с поразительной черствостью, болезненная застенчивость с развязностью, желанием быть признанным и оцененным другими - с показной независимостью, борьба с авторитетами, общепринятыми правилами и распространенными идеалами - с обожествлением случайных кумиров. Повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяется ранимостью и неуверенностью в себе.

  • Интенсивная социализация, сменяющая характерное для подростков противопоставление себя взрослому обществу. Это, в свою очередь, приводит к усилению негативных реакций и эмансипированного поведения со стороны детей, и к попыткам усилить контроль со стороны их родителей. В результате и дети, и родители переживают целый комплекс личностных проблем, который, повышает их тревожность.

  • Потребность в общении сменяется желанием уединиться.

  • Развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью.

  • Романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью.

  • Нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости.
    Причина психологических трудностей связана с половым созреванием, это неравномерное развитие по различным направлениям. Чем раньше начинается половое созревание, тем более быстро и бурно оно протекает. Переходный возраст приводит к временной дестабилизации защитных сил организма, что снижает сопротивляемость к вредным воздействиям. Могут отмечаться и функциональные отклонения со стороны сердечно-сосудистой и нервной систем: повышение артериального давления, нарушение ритма сердечной деятельности, нейровегетативная неустойчивость. 
    Этот возраст характеризуется эмоциональной неустойчивостью и резкими колебаниями настроения (от экзальтации до депрессии). Наиболее аффективные бурные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ущемить самолюбие подростка. 
    Характерной чертой этого возраста является любознательность, пытливость ума, стремление к познанию и информации, подросток стремится овладеть как можно большим количеством знаний, но не обращая порой внимания, что знания надо систематизировать. Одно из новообразований подросткового возраста – чувство взрослости. Подросток хочет, чтобы все (учителя, родители) относились к нему, как к равному, взрослому. Но при этом его не смутит, что прав он требует больше, чем берет на себя обязанностей. И отвечать за что-то подросток вовсе не желает, разве что на словах. Стремление к самостоятельности выражается в том, что контроль и помощь отвергаются. Необходимо найти такую степень самостоятельности, которая соответствовала бы возможностям подростка, общественным требованиям к нему и позволяла взрослому направлять его, влиять на него. Именно сотрудничество позволяет взрослому поставить подростка в новое положение – своего помощника в разных делах и занятиях, а самому стать для него образцом и другом. В переходный период происходят преобразования в самых различных сферах психики. Кардинальные изменения касаются мотивации. В содержании мотивов на первый план выступают мотивы, которые связаны с формированием мировоззрения, с планами будущей жизни. С мотивационной сферой тесно связано нравственное развитие подростка, которое существенным образом изменятся именно в подростковом возрасте. Усвоение ребенком нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные нравственные поступки в значимых для него ситуациях.
    Еще одно новообразование – самоопределение, возникает в конце учебы в основной школе, когда человек стоит перед необходимостью решать проблему своего будущего. Оно основывается на уже устойчиво сложившихся интересах и стремлениях субъекта, предполагает учет своих возможностей и внешних обстоятельств. Оно опирается на формирующееся мировоззрение подростка и связано с выбором профессии. В конце переходного периода самоопределение характеризуется не только пониманием самого себя – своих возможностей и стремлений, но и пониманием своего места в человеческом обществе и своего назначения в жизни. 
    К учебной деятельности подросток предъявляет новые требования: она должна обеспечить условия для его самооценки и самораскрытия, должна быть значимой для уважаемых подростком людей, для общества. В отличие от младшего школьника  для подростков становится принципиальной их личная склонность к изучению того или иного предмета, знание цели изучения предмета, возможность применения результатов обучения в решении практических задач. Подростков не удовлетворяет роль пассивных слушателей, им неинтересно записывать готовые решения. Они ждут новых форм обучения, в которых были бы реализованы их активность, деятельный характер мышления, тяга к самостоятельности.

3. Диагностический инструментарий по выявлению уровня сформированности личностных УУД

3.1. «Лесенка»

Автор: В.Г. Щур

Цель: изучение самооценки учащихся.

Обоснование :Методика предназначена для выявления системы представлений ребёнка о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают другие люди и как соотносятся эти представления между собой.

Краткое описание:«Лесенка» имеет два варианта использования: групповой и индивидуальный. Групповой вариант позволяет оперативно выявить уровень самооценки. При индивидуальном изучении самооценки есть возможность выявить причину, которая сформировала (формирует) ту или иную самооценку, чтобы в дальнейшем в случае необходимости начать работу по коррекции трудностей, возникающих у детей.

Возможность воспроизведения: данная методика в широком доступе в печатном и электронном варианте.

Инструкция (групповой вариант) 
У каждого участника – бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш; на классной доске нарисована лесенка. «Ребята, возьмите красный карандаш и послушайте задание. Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Нарисуй на ней кружок». Затем повторить инструкцию еще раз.

Инструкция (индивидуальный вариант) 
При индивидуальной работе с ребенком очень важно создать атмосферу доверия, открытости, доброжелательности. У ребенка должен быть бланк с нарисованной лесенкой, ручка или карандаш. «Вот лесенка. Если на ней расположить всех ребят, то здесь (показать первую ступеньку, не называя ее номер) будут стоять самые хорошие ребята, тут (показать вторую и третью) – хорошие, здесь (показать четвертую) – ни хорошие, ни плохие ребята, тут (показать пятую и шестую ступеньки) – плохие, а здесь (показать седьмую ступеньку) – самые плохие. На какую ступеньку ты поставишь себя? Объясни почему». В случае затруднений с ответом повторите инструкцию еще раз.

Стимульный материал

Рисунок «лесенки» для изучения самооценки 
http://testoteka.narod.ru/lichn/1/ris/34.gif
Процедура обработки результатов.

При анализе полученных данных исходите, из следующего:

Ступенька 1 – завышенная самооценка.

Она чаще всего характерна для первоклассников и является для них возрастной нормой. В беседе дети объясняют свой выбор так: «Я поставлю себя на первую ступеньку, потому что она высокая», «Я самый лучший», «Я себя очень люблю», «Тут стоят самые хорошие ребята, и я тоже хочу быть с ними». Нередко бывает так, что ребенок не может объяснить свой выбор, молчит, улыбается или напряженно думает. Это связано со слабо развитой рефлексией (способностью анализировать свою деятельность и соотносить мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих).

Именно поэтому в первом классе не используется балльная (отметочная) оценка. Ведь первоклассник (да и нередко ребята второго класса) в подавляющем своем большинстве принимает отметку учителя как отношение к себе: «Я хорошая, потому что у меня пятерка («звездочка», «бабочка», «солнышко», «красный кирпичик»)»; «Я плохая, потому что у меня тройка («дождик», «синий кирпичик», «черточка», «см.»).

Ступеньки 2, 3 – адекватная самооценка

У ребенка сформировано положительное отношение к себе, он умеет оценивать себя и свою деятельность: «Я хороший, потому что я помогаю маме», «Я хороший, потому что учусь на одни пятерки, книжки люблю читать», «Я друзьям помогаю, хорошо с ними играю», – и т.д. Это нормальный вариант развития самооценки.

Ступенька 4 – заниженная самооценка

Дети, ставящие себя на четвертую ступеньку, имеют несколько заниженную самооценку. Как правило, это связано с определенной психологической проблемой ученика. В беседе ребенок может о ней рассказать. Например: «Я и ни хороший и ни плохой, потому что я бываю добрым (когда помогаю папе), бываю злым (когда на братика своего кричу)». Здесь налицо проблемы во взаимоотношениях в семье. «Я ни хорошая и ни плохая, потому что пишу плохо буквы, а мама и учительница меня ругают за это». В данном случае разрушены ситуация успеха и положительное отношение школьницы, по меньшей мере к урокам письма; нарушены межличностные отношения со значимыми взрослыми».

Ступеньки 5, 6 – низкая самооценка

Младших школьников с низкой самооценкой в классе около 8–10%. Иногда у ребенка ситуативно занижается самооценка. На момент опроса что-то могло произойти: ссора с товарищем, плохая отметка, неудачно наклеенный домик на уроке труда и т.д. И в беседе ученик расскажет об этом. Например: «Я плохой, потому что подрался с Сережей на перемене», «Я плохая, потому что написала диктант на три», – и т.д. В таких случаях, как правило, через день-другой Вы получите от ребенка другой ответ (с положительной самооценкой).

Гораздо серьезнее являются стойкие мотивированные ответы ребят, где красной линией проходит мысль: «Я плохой!» Опасность этой ситуации в том, что низкая самооценка может остаться у ребенка на всю его жизнь, вследствие чего он не только не раскроет своих возможностей, способностей, задатков, но и превратит свою жизнь в череду проблем и неурядиц, следуя своей логике: «Я плохой, значит, я не достоин ничего хорошего».

Учителю очень важно знать причину низкой самооценки школьника – без этого нельзя помочь ребенку. Здесь необходима работа с родителями школьника: беседы, в которых следует объяснить индивидуальные особенности ребенка. Например, если это первоклассник, то необходимо рассказать, напомнить лишний раз родителям о том, что ребенок в этом возрасте еще не обладает ни устойчивым вниманием, ни произвольностью поведения, что у каждого ученика свой темп усвоения знаний, формирования учебных навыков. Полезно регулярно напоминать родителям о недопустимости чрезмерных требований к неуспевающему школьнику. Крайне важна демонстрация родителями положительных качеств, каждого успеха их ребенка.

«Я сюда себя поставлю, на нижнюю, шестую ступеньку, потому что у меня двойки в дневнике, а учительница меня ставит в угол». Первое, что необходимо сделать, – это выявить причину неуспешности школьника (его учебы, плохого поведения) и вместе со школьным педагогом-психологом, родителями начать работу по созданию успешной учебной ситуации. Существенную роль может сыграть положительная словесная оценка процесса деятельности и отношения ученика к выполнению учебной работы.

Все педагоги понимают, что отрицательные отметки не способствуют улучшению учебы, а лишь формируют негативное отношение ребенка к школе. Искать положительное в деятельности ученика, указывать даже на незначительные успехи, хвалить за самостоятельность, старание, внимательность – основные способы повышения самооценки школьников. «Я дерусь с ребятами, они меня не принимают в игру» (ставит себя на шестую ступеньку)». Проблема несформированности межличностных отношений – одна из острейших в современном начальном образовании. Неумение детей общаться, сотрудничать друг с другом – основные причины конфликтов в детской среде.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПриказ №78 от 31. 08. 2015 внесены изменения приказ №72 от 30. 08....
Диагностический инструментарий для определения уровня развития универсальных учебных действий 109

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма развития универсальных учебных действий у обучающихся на...
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма развития универсальных учебных действий на уровне основного...
Планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования 12

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её...

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма формирования универсальных учебных действий обучающихся...
Планируемые результаты освоения обучающимися междисциплинарной программы «Формирование универсальных учебных действий», а также её...

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconОбразования и науки костромской области
Фгос ноо и диагностику уровня сформированности универсальных учебных действий у первоклассников в образовательных учреждениях пилотных...

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма развития ууд при получении основного общего образования
Описание понятий, функций, состава и характеристик универсальных учебных действий и их связи с содержанием отдельных учебных предметов,...

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма наблюдения за культурой поведения ребенка (А. М. Щетинина). «Маски»
Диагностический комплекс для оценки сформированности коммуникативного компонента универсальных учебных действий на этапе готовности...

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconПрограмма развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования

Диагностический кейс по определению уровня сформированности универсальных учебных действий на уровне основного общего образования iconРабочая программа по литературе составлена в соответствии с основными...
Федеральном государственном стандарте общего образования. В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru