Скачать 215.81 Kb.
|
Пояснительная записка к рабочей программе по элективному курсу «Речеведение: разноаспектный анализ текста» для 9 класса на 2013-2014 учебный год Рабочая программа по элективному курсу для 9 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю). 1.Общая характеристика программы Элективный курс «Речеведение: разноаспектный анализ текста» разработан для учащихся 9-го класса, выстраивается на уровне межпредметных связей (русский язык и литература), базируется на программно-методических материалах по русскому языку и литературе. Рабочая программа соответствует государственным образовательным стандартам, учебному плану и ООП ООО МОУ СОШ № 7 на 2013-2014 учебный год и предполагает освоение учащимися общеобразовательной программы шире обязательного минимума содержания в условиях становления и формирования личности ребенка и направлена на подготовку к экзамену по русскому языку в форме ГИА. Содержание рабочей программы адекватно контингенту обучающихся 9 класса, отвечает их запросам и интересам. Элективный курс «Речеведение: разноаспектный анализ текста» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ГИА 2013 г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется речеведению: речеведческому анализу текстов изложения и сочинения и обучению написания сжатого изложения и сочинения на лингвистическую тему. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов и сочинений на лингвистическую тему по цитате. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы). Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению части С2. Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся. 2.ЦЕЛИ и ЗАДАЧИ курса: Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы Государственной итоговой аттестации по русскому языку. Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации. В ходе занятий учащиеся должны научиться:
На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки). Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ГИА. Программа элективного курса «Речеведение: разноаспектный анализ текста» состоит из трех основных разделов: 1.Сжатое изложение. 2.Сочинение на лингвистическую тему. 3.Решение тестовых заданий формата ГИА. Подготовка к сжатому изложению Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:
Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста. Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах. При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия. Подготовка к сочинению-рассуждению Третья часть работы ГИА содержит творческое задание (С2.), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности. Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции. Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи. При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2013 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления. Подготовка к решению тестовых заданий Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа (А1 – А7) и задания с кратким открытым ответом (В1–В9). При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения. Задания группы А проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, а также ориентированы на проверку орфографических знаний и умений. Задания группы В проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами. При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных. При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне. При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями). Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения. В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие С.В.Драбкиной, Д.И.Субботина «ГИА выпускников 9 класса в новой форме. Русский язык 2013. Успешная подготовка. Разбор заданий. Алгоритмы. Тесты»// М., «Интеллект-Центр». РАЗДЕЛ III. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.
РАЗДЕЛ IV. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА. 1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа). Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2013 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий. 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов). Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение. 3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему (7 часов). Критерии оценки задания С2. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания С2. 4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов). Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения. 5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа). Диагностическая работа. Анализ ошибок. IV. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать:
Учащиеся должны уметь:
|
Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и умк английский с удовольствием/Enjoy... | |||
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской... | Рабочая программа по географии разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования... | ||
Рабочая программа к учебному курсу «Deutsch – Schritte 5» «Немецкий язык. Шаги 5» по немецкому языку для 9 класса И. Л. Бим разработана... | |||
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 34 часа. Он отвечает важным целям: знакомит с практикой экзамена... | ... | ||
Для учащихся девятых классов выбор профессии главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности... | Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |