Скачать 181.72 Kb.
|
Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» учителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ново- Александровская основная общеобразовательная школа» Костиной Рамзии Мирхатимовны, I квалификационной категории Рассмотрена на заседании педагогического совета протокол № 1 от « » августа 2013г. 2013-2014 учебный год Пояснительная записка Рабочая программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» для 9 класса является авторской. Программа составлена на основе Примерной программы по русскому языку Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственное высказывание с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить обучающихся к экзамену по русскому языку в 9 классе. Из практики известно, что особое затруднение на экзамене выпускники испытывают при написании сочинения-рассуждения. При существующем количестве часов по русскому языку в 9 классе (68 ч. в учебном году, 2 ч. в неделю) учителю необходимо не только объяснить и закрепить материал по синтаксису и пунктуации сложного предложения, но и подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения. Данный курс поможет преодолеть трудности в подготовке обучающихся к сочинению-рассуждению. Значимость данной программы состоит в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусства речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика. Практический направленность курса проявляется в том, что теоретический материал постигается обучающимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитию устной и письменной речи. При построении материала соблюдено единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельным занятием и всем курсом в целом. Учебный материал размещен таким образом, что практически не требуются домашние задания. В структуре занятий учтена необходимость систематического повторения некоторых разделов языкознания, изученных с 5 по 8 классы; даны разные типы заданий: словарная работа, лингвистический анализ текста, тестовые задания, практические работы. Цели программы:
Задачи курса:
Общая характеристика курса Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороен речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в оставлении собственного текста. Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения. Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией, риторикой. Программа рассчитана на 34 часа и адресована учащимся 9 класса. Место элективного курса в базисном учебном плане МБОУ «Ново-Александровская основная общеобразовательная школа». На основе учебного плана школы на изучение предмета отводится 34 часа. Материалы курса могут быть использованы на факультативных занятиях. Предполагаемые результаты:
коммуникативного типа – овладение навыками организации и участия в коллективной деятельности, участие в учебно-исследовательской работе; культурологическими - широкий кругозор, развитая речь. К концу изучения курса учащиеся должны знать:
Содержание программы элективного курса Построение сжатого изложения Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: построение сжатого изложения. Средства выразительности речи Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности. Обучающиеся должны знать:
Контроль знаний: тренировочные упражнения. Стилистика русского языка Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. Обучающиеся должны знать:
Контроль знаний: тренировочные упражнения. Нормы русской орфографии Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа Морфемика и словообразование. Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова. Основные способы образования слов. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения. Морфология. Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Самостоятельные и служебные части речи. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения. Синтаксические и пунктуационные нормы Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа. Построение сочинения-рассуждения Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения. Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения. Обучающиеся должны знать:
Обучающиеся должны уметь:
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы. Календарно-тематическое планирование элективного курса «Содержание и языковой анализ текста». 9 класс (34 часов)
Учебно-методическое обеспечение.1.З.Е.Александрова. Словарь синонимов русского языка. 2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. 3. Т.О.Скиргайло., Г.Х.Ахбарова. Краеведение на уроках русского языка. 4.С.Н.Иконников. Стилистика в курсе русского языка. 5. Обучение связной речи. Под редакцией Н.З. Бакеевой. 6.С.В.Драбкина, Д.И. Субботин. Русский язык 2014. 7. Н.А.Сенина, С.В.Гармаш. Русский язык. , 2013.И.П.,Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация - 2009: Экзамен в новой форме:
РЕЦЕНЗИЯ на авторскую программу элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» (русский язык 9-й класс) учителя русского языка и литературы первой квалификационной категории МБОУ «Ново-Александровская ООШ» Бугульминского муниципального района РТ. Костиной Рамзии Мирхатимовны Представленная на рецензирование программа состоит из пояснительной записки, программы курса с определением количества часов на изучение каждой конкретной темы, содержания обучения, определения компетенции учащихся, приобретаемых в ходе изучения курса, тематического планирования и списка литературы. Программа данного элективного курса разработана с целью развития и совершенствования умений учащихся правильно и хорошо выражать свои мысли и чувства как в устной, так и в письменной форме, развития их творческих способностей, приобщения к работе с книгой и другими источниками знаний, умению составлять деловые бумаги.. Важность и необходимость элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» обусловлена отсутствием специальной государственной программы по развитию речи учащихся. Содержание обучения по данной программе носит развивающий характер и строится в соответствии с целями обучения русскому языку, определенными Федеральным компонентом государственного стандарта основного общего образования. Программа элективного курса «Содержание и языковой анализ текста» соответствует требованиям, предъявляемым к учебно – методическим материалам подобного типа и может быть рекомендована для использования в МБОУ «Ново-Александровская ООШ». Руководитель ГМО учителей русского языка: |
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Технология работы с контрольно – измерительными материалами». в 9 классе разработана... | Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Подготовка обучающихся 9 класса к гиа по русскому языку» разработана в соответствии... | ||
Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение образовательного процесса | |||
Мбоу «Каркалинская основная общеобразовательная школа им. Галии и Замитв Рахимовых» | |||
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо-Салманская основная общеобразовательная школа» | «Альшиховская средняя общеобразовательная школа Буинского муниципального района Республики Татарстан» | ||
Программа элективного курса предназначена для учащихся 11-х классов любого профиля и рассчитана на 68 часов | Примерной программы по русскому языку в соответствии с современными требованиями к знаниям, умениям и навыкам подобрано учебное содержание,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |