«Развитие иг у детей в школьной библиотеке»


Скачать 170.39 Kb.
Название«Развитие иг у детей в школьной библиотеке»
ТипТематическое планирование
blankidoc.ru > Заполнение бланков > Тематическое планирование
"Развитие информационной грамотности у детей в школьной и детской библиотеке"

Марченко Т.М.

Выпускная работа. Публикация на сайте "Первое сентября".

2007-2008

 

п/п

Название раздела

страница

1.

 

2.

 

 

3.

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

6.

Введение

Основные подходы в обучении информационной грамотности у детей

Анкета «Мое расследование»

Варианты работы с детьми разного возраста по теме «Развитие ИГ у детей в школьной библиотеке» начальная школа

                  -примерный план заданий для уч-ся

                   начальной школы

среднее звено

                  -примеры заданий на карточках для уч-ся

                   среднего звена

                  -стенд «Как надо вести поиск информации»

                  -примеры графических форм свертывания

                   информации

                  -схема-кластер

 старшая школа

                   -бортовой журнал

                   -синквейн

Тематическое планирование занятий на 2007-2008 уч. год по теме «Развитие ИГ у детей в школьной библиотеке». Работа кружка.

Заключение

1-2

 

2-3

 

4

 

4-9
 

 

5

5

5-6

 

6

 

7

 

8

 

8-9

8

 

9

 

 

 

 

9-10

 

 

 

10

 1. Введение:

           В наши дни при стремительном росте количества информации, школьные пособия по любому предмету уже не могут вместить в себе все имеющиеся сведения. Более того, информация быстро устаревает. Нельзя рассчитывать на то, что приобретенные знания будут актуальны в течение многих десятилетий. Станут «багажом на всю жизнь». Традиционные курсы «Основы ББЗ» уже не соответствуют современным требованиям.

        Даже если технический прогресс еще не дошел до вашей библиотеки – не надо ждать, сидеть, сложа руки, действуйте! Овладевайте новыми технологиями («Развитие критического мышления», «Развитие информационной грамотности»)! Помогите ученику совершенствоваться в обилии поступающей информации, а учителю – реализовать свой творческий потенциал!

       Информационная грамотность – важнейший навык современного человека. Сегодня важно не столько научить ученика зазубрить определенный объем информации, сколько научить его самостоятельно приобретать новые знания,, используя все многообразие информационных ресурсов. Умение оперативно находить информацию, оценивать ее использование в своих интересах стало необходимым навыком для каждого человека.

    «Развитие информационной грамотности у учащихся школьной библиотеки» - вот лозунг нашего времени!

 

 

Цель которого – обучить детей работе с информацией современными подходами и развития у них навыка информационной грамотности (ИГ)

При этом я не имею ввиду обучение работы с компьютером. Осваивать ИГ можно и не имея новых технических средств.

     Информационная грамотность – это умение оперировать любой информацией, и изучение нового предмета на любом материале: от традиционных – книг, журналов, картотек – до самых необыкновенных технических новинок.

Хотя, конечно, компьютерная грамотность – весьма желательное  и в современном мире нужное, но не жестко необходимое условие развития ИГ.

     Чем же отличается « информационная грамотность»  от  «информационной культуры»?

В отечественной литературе термин «информационная культура» впервые появился в 70 – ых годах ушедшего века. Постепенно, с развитием информационных технологий и введение курса информатики в школе, толкование этого понятия все более расширялось и... запутывалось. Кто – то подразумевал под этим компьютерную грамотность, кто – то информатику, а кто – то сводил все к умению работать со словарями, справочниками и каталогами.

Все – таки  «информационная культура» - это система знаний и умений, обеспечивающих целенаправленную самостоятельную деятельность по удовлетворениюинформационных потребностей с использованием как традиционных, так и новых информационных технологий. Понятие «информационная культура» складывается из многих составляющих, в числе которых и ИГ, и ББЗ, и умение работать с текстами, и компьютерная грамотность. Без которой невозможно развитие информационной культуры личности в современном мире.

      Информационная грамотность – это умение формулировать информационную потребность, запрашивать, искать, отбирать, оценивать и интерпретировать информацию в каком бы виде она ни была представлена.

Чему, зачем и как  мы будем учить учеников. Что конкретно получим на выходе и как это отследить? Вот наша цель.

Ведь ИГ – это «технология» учебы. Она складывается из умения человека:         

 

- осознать  личную потребность в информации для решения той или иной проблемы;

- выработать стратегию поиска, ставя значимые вопросы;

- найти информацию, соответствующую данной теме;

- оценить релевантность найденной информации, отсортировать, организовать, проанализировать ее;

- оценить качество информации, точность, авторитетность и достоверность;

- сформировать собственное отношение к этой информации;

- представить аудитории или самому себе свою точку зрения, новые знания и понимания или решение проблемы;

- оценить эффективность проделанной работы по следующим критериям: изученный материал, приобретенные навыки и решение поставленной задачи;

- доказать, что полученные знания оказали влияние на его личные позиции и поведение;

- осознать, что использование навыков ИГ в процессе решения проблемы можно распространить на все сферы жизни человека.

       «Основы информационной грамотности» - курс нетрадиционный. Рассмотрев подробно содержание этого обучения, можно приступить к обсуждению методик и приемов преподавания. Задача которых: выработка информационных навыков развития ИГ.

Основные подходы в обучении информационной грамотности учащихся.

         Существуют методики для аудитории разного возраста, а есть и общие, т.е. с их помощью можно строить занятия, как с взрослыми так и с детьми почти для любого предмета изучения.

Выделяют четыре основных подхода к обучению:

- трансляционный подход;

- теоретико - практический;

- экспериментально – исследовательский;

- консультационный.

Трансляционный подход – объяснение учителя и воспроизведение учеником уже готового набора знаний, который должен быть им освоен.

Составляющими учебного процесса являются:

- теоретические сведения, сообщаемые учителем;

- правила и приемы решения учебных задач;

- контроль усвоения полученных учеником знаний при помощи опросов, тестов, контрольных работ.

 

 

 

Здесь большая часть времени тратится на изложение теории вопроса. Фактов, правил. Главная опора делается на учебник, как основной источник информации. Практические работы в этом случае не являются основным видом деятельности и занимают небольшую часть учебного времени.

Пример: Тема «Разность чисел». Учитель рассказывает о свойствах разности чисел, правилах их вычитания и методах решения задач на вычитание чисел. Далее идет отработка навыков вычитания, после чего в порядке контроля предлагаются примеры и задачи для решения.

Теоретико – практический подход.

 

Можно предложить ребятам заполнить анкету:

 

Мое расследование

Имя________________________________________Класс_____________________

Я хочу найти информацию о ____________________________________________

Как еще может писаться это слово? ______________________________________

Связана ли моя тема с каким-нибудь другими? _____________________________

По каким ключевым словам я могу вести поиск?____________________________

Нужен ли мне иллюстрированный материал? Какой?_______________________________________________________________

Какие источники я могу использовать? В то числе книги, журналы, газеты _____________________________________________________________________

Видео _______________________________________________________________

Компакт-диски _______________________________________________________

Интернет ____________________________________________________________

Кому предназначена моя информация? ___________________________________

Как я оформлю полученные результаты? __________________________________

Сразу следует нацелить ученика, что сомнение, усталость, разочарование, радость открытия -нормальные эмоции для любой исследовательской деятельности.

Варианты работы с детьми разного возраста по теме: «Развитие информационной грамотности»

начальная школа

Пример: Первый класс. Библиотечный урок. Библиотекарь спрашивает у детей: «Если  вам подарили ежика, что вы будете с ним делать? Чем будете кормить?»

Начинается поиск возможных вариантов ответов:

  1. Спрашивать у всех, чем кормить, как ухаживать.

  2. Пробовать давать ему есть все подряд, а там видно будет.

  3. Спросить у специалистов или ветеринаров.

  4. Найти книгу по содержанию и уходу за ежиками.

Все это библиотекарь выписывает на доску. Потом идет обсуждение каждого варианта, в результате последний – книга – выбран как самый надежный: «Узнаем все про ежика точно!»

Так можно проиграть любую ситуацию. Проблема определена, информационная потребность

осознана и человек отправляется добывать информацию.

Ученики в начальной школе в игровой форме осваивают алфавит как основу любой поисковой системы (работа с карточками, с кубиками). При работе с энциклопедиями, детям выдаются карточки с вопросами, ответы на которые они записывают, в какой энциклопедии нашли

ответ, на какой странице.

 

 

 

Примерный план заданий

 

Найди в энциклопедии ответы на следующие вопросы. Запиши, на какой странице ты нашел ответ.

  1. Я люблю читать о животных. Где я могу прочесть

  - о лошадях? ______________________________________________________

  - о дельфинах?_____________________________________________________

  - о ящерицах? _____________________________________________________

2. Интересно, есть ли у червяка скелет? Где я могу прочесть о червях?____________________________________________________________

3. Мне так нравятся кошки! Они такие разные! Где я могу прочитать о редких породах кошек? Подскажите, на какой странице я могу найти их фотографии?_______________________________________________________

4. Кошки охотятся на  мышей. Но есть летучие мыши, таких им, наверное, не поймать. Где можно прочитать о летучих мышах?_____________________

5. Оказывается, летучие мыши живут в пещерах. Я бы хотел больше узнать про загадки пещер. Подскажите, где?___________________________________

6. А еще я люблю читать про самолеты. Интересно, как выглядели самые первые аэропланы? И где вообще можно прочесть про самолеты?_________________________________________________________

7. И про подводные лодки тоже хотелось узнать. Что у нее там внутри? Где найти такую картинку?______________________________________________

 

 

Выпиши только название энциклопедии и страницы, где я могу найти

 

 

ответы на свои вопросы.

Спасибо за помощь!

Учебный процесс здесь построен так:

- теоретическая часть (объяснение);

- после каждого объяснения – выполнение практического задания;

- обсуждение результатов и корректировка пробелов в усвоении.

Пример: Тема: «Сумма чисел». После объяснения материала ученикам предлагается:

  1. Найти все возможные ситуации применения этого правила в жизни.                                                              

 

  1. Придумать задачи разной степени сложности.

  2. Решить в классе задачи, составленные учениками. И разобрать правильность их составления.

Экспериментально – исследовательский подход направлен на социализацию ребенка в процессе в процессе обучения и на выработку навыков коммуникации. Принцип изучения материала строится «в обратном порядке»:

- проблема; определение  «границ своего знания»;

- провокационные вопросы учителя;

- определение исследования проблемы и выстраивание плана деятельности;

- решение проблемы при помощи «подручных» источников;

- проведение практических работ.

Учитель заранее готовит рекомендательный список литературы и консультирует ученика походу исследования темы. Обучение проводится в групповой или парной работе. Дети сами находят ошибки, лучше усваивая полученные знания.

Пример: Первоклассники впервые пришли в библиотеку. Вместо экскурсии библиотекарь предлагает малышам игру «Книжка потерялась!» Дети разбиваются на пары и пытаются в фонде разыскать данные книги. Потом библиотекарь задает вопросы: «Как искали? Почему не нашли? Рассмотреть, что написано на стеллажах. Для чего?» Потом библиотекарь выясняет, какие книги дети хотят взять домой, и предложить им разработать свои версии правил выдачи книг на дом.

Можно сделать смешную компьютерную презентацию о правилах поведения в библиотеке и дети сами выберут верные ответы. Беседы на эту тему в этом случае отменяются!

При помощи такой методики библиотекарь может организовать любое занятие. А может даже заменить заболевшего учителя!

Консультационный подход используется при отсутствии регулярных занятий и при индивидуальном обучении. Задача библиотекаря не просто помочь найти нужные источники, а использовать потребность в информации как повод для формирования у школьников понимания сути процессов поисковой работы и выработки правильных навыков в процессе решения основной задачи.

Любой из трех подходов может использоваться при проведении занятий на факультативах, в элективном курсе, в кружке при библиотеке.

Тема: «Развитие информационной грамотности школьников» ориентирована на экспериментально-исследовательские методы обучения

Чтобы обучить детей использованию информационных ресурсов нужно знать самому из каких этапов состоит информационный поиск:

  1. Определение информационного запроса.

  2. Поиск и локализация информации.

  3. Критическая оценка полученной информации.

  4. Сравнение информации, полученной из различных источников.

  5. Презентация полученных результатов.

  6. Подведение итогов.

Очень часто ученикам бывает трудно сформулировать конкретный запрос. Можно предложить учащимся ответить на вопросы в режиме «мозгового штурма»:

-Что вы хотите узнать?

-Что вы уже знаете по данной теме?

-Как вы предлагаете искать информацию?

-Необходимо ли использовать несколько источников при выполнении задания? Почему?

-Кому будут представлены полученные результаты?                            

 

среднее звено

В среднем звене ребята работают по карточкам в парах или группами, используя сразу несколько различных источников. Для выполнения этого задания требуется несколько занятий.

Примеры заданий даются на карточках для учащихся среднего звена:

Я хочу почитать о семи чудесах света.

Где можно узнать о землетрясениях.

Я интересуюсь кошками. Где я о них могу почитать?

Где я могу почитать о пирсинге?

Я хочу прочитать о черепахах. Какого они размера?

Где находится янтарная комната?

С какой скоростью бегат гепард?

Мне нужны сведения о Григе.

Где я могу прочитать о географических открытиях?

 

 Ученики стараются ответить на наибольшее число вариантов, используя разные ресурсы библиотеки. Задача: найти ответ и указать название издания и страницу.

В этом году мы снова принимали участие в конкурсе «Золотое руно». Отвечая на вопросы конкурса. Ребята использовали различные информационные носители-от книги до компьютера (Интернет), а так же использовали фонды других библиотек, консультации учителей-предметников. Отвечая на вопросы «Золотого руно», мы встретились с неточностями, ошибками, даже ответы в Интернете пришлось перепроверять, т.к. в других источниках были противоположные ответы. В своем письме г. Башмаков извинился перед всеми ребятами (а их участвовало более 300 000), действительно в тексте заданий было много сомнительных вопросов. Вывод: мои дети умеют критически мыслить и оценивать полученную информацию, а некоторые сайты можно использовать для своей исследовательской работы.

В нашей библиотеке оформлен стенд:

«Как надо вести поиск информации»

Какие источники ты можешь использовать?

  • Универсальные энциклопедии и специальные справочники (как книги, так и компакт-диски).

  • Фонды школьной и других библиотек.

  • Журналы и газеты

  • Интернет.

  • Специалисты, знающие твой предмет. Задай вопрос эксперту.

  • Пошли записку по электронной почте!

  • Позвони!

  • Отправь факс!

Примеры графических форм свертывания информации:

Пример: Ученик 6-ого класса пришел в библиотеку с заданием сделать доклад о лошадях. Есть несколько вариантов уточнения этого запроса6 уточняющие вопросы, проблемные вопросы, а можно составить схему-кластер. Кластер-это схема в виде грозди, где в центре помещается тема исследования. А от нее гроздьями расходятся сведения по разным направлениям, требующие исследования. Схема-кластер может помочь не только в уточнении запроса, но и в построении плана работы над темой.

 

старшая школа

На уроках в старшей школе доминирует лекционная форма подачи материала. Лекцию можно сделать эффективной. Для организации деятельности используется прием «бортовой журнал». Полученная информация обсуждается в парах и заносится в левую часть бортового журнала

Бортовой журнал

Известная информация и предложения

Новая информация

Пример:

- назовите причины наводнений;

- какие из них являются характерными для нашего региона;

- попробуйте назвать особенности реки Енисей, ее притоков;

- как высоко может подняться вода в критических районах края

Собранную информацию и предложения после обсуждения в парах, заносят в левую часть бортового журнала. Затем библиотекарь предлагает лекцию. Информация заносится в правую часть бортового журнала. Далее учащимся предлагается ролевая игра. Представьте, что вы крупный государственный чиновник, который должен предложить способы предупреждения и защиты затапливаемых районов от наводнений. Предложения заносятся в левую часть бортового журнала. В стадии рефлексии составляется «дерево предсказаний» по теме. В итоге презентация работы «Современный проект  строительства защитных сооружений». Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах-важное  умение.

Синквейн – вот быстрый, но мощный инструмент для рефлексии. Синквейн-это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, состоящее из 5 строк:

- в первой строке заявляется тема или предмет (одно существительное);

- во второй дается описание предмета (2 прилагательных или причастий);

- в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета;

- в четвертой строке приводится фраза обычно из четырех значимых слов, выражающая отношение автора к предмету;

- в пятой строке-синоним, обобщающий или раскрывающий смысл темы или предмета (одно слово).

Примеры синквейнов:

Читатели

Любопытные и разные

Читают, думают, шалят

Без них не хватает чего-то

Судьба

Школьный библиотекарь

Добрая, усталая                                        

Встречает, ведет, лечит

Смешинки в глазах

Подруга

Война

Страшная, кровавая

Рушит, сражается, убивает

Война-страшное горе на земле

Смерть

В библиотеке необходимо организовать работу курса по развитию информационной грамотности школьников. Это будет элективный курс или кружок. Я предлагаю свои варианты.

Тематическое планирование занятий на 2007-2008 уч. год по теме:

«Развитие информационной грамотности у детей в школьной библиотеке»  (кружок для 5-7 классов; занятие 1 раз в неделю по 1,5 часа; группа состоит из 12 человек: 5кл-6 человек, 6 кл-4 человека. 7 кл-2 человека; работа в парах сменного состава; место проведения-школьная библиотека)

1 четверть

7.0914.09  Введение. Что понимают под информационной грамотностью. Практическое занятие «Моя потребность в информации для решения личной проблемы»                            2 часа

19.09 Как и где мы будем искать информацию? Определение круга источников. СБА библиотеки. Лекция.

Тема: «Различные породы собак»

21.09 Как и где мы будем искать информацию? Определение круга источников. Работа в группах.

28.09 «Мозговой штурм». Вспоминаем породы собак. Практическое задание (ПЗ)

Расположить в алфавитном порядке.

5.10 поиск информации в энциклопедиях, словарях, справочниках. Работа в парах.

12.10 Поиск информации «Уход и содержание животных». Работа в группах сменного состава.

19.10 Отбор и обработка полученной информации. Оформление.

26.10 Выбор презентации. Презентация своих работ.

2 четверть

Тема: «Экологические уроки прошлого и современности»

(для конференции)

1 вариант

16.11 Чтение текста и составление схемы «фишбоун». Парная работа.

23.11 Рефлексия. Обмен мнениями. Добавления в схему.

30.11 Суммирование информации в единую схему. Презентация своих работ.   

2 вариант

 

7.12 Чтение  текста индивидуально, составление схемы.

14.12 Обмен информацией между группами. Составление схемы «фишбоун»

21.12 Рефлексия. Дополнения. Выбор презентации.

28.12 Презентация работ.

3 четверть

Тема: «Глобальные проблемы человечества»

18.01 Подобрать синонимы к слову «глобальный». Работа в парах.

25.01 Обозначить список проблем (глобальных). Сформулировать признаки. Присущие глобальным проблемам. Работа в группах сменного состава.

1.02 Чтение статьи о глобальных проблемах. Обсуждение. Обмен мнениями.

8.02 Составление схемы (иллюстрирование) Д/З: составить схему – кластер по проблемам, придумать свои пути решения проблемы.

15.02 Участие в конкурсе «Золотое руно». Знакомство с темой игрового конкурса. Ознакомление с вопросами. Поиск ответов, используя различные источники. Отбор вариантов ответов. Обработка ответов. Уточнение и проверка. Интерпретация. Заполнение бланка ответов и их отправка в региональный оргкомитет.

15.02 Заполнение листа для решения глобальных проблем. Презентация своих работ.

Тема: «Русские сказки»

14.03 Чтение отрывка из сказки-«присказка». Чтение с остановками. Беседа по содержанию.

21.03 Заполнение таблицы « Какие бывают сказки». Мозговая атака.

4 четверть

4.04 Поиск. Понятие «гротеск», «гипербола». Работа с СБА

11.04 Практическая работа. Работа с текстами. Составление синквейнов.

18.04 Обработка информации по данной теме, суммирование, отбор

25.04 Выбор презентации.

16.05  23.05 Создание компьютерной презентации

30.05 Презентация своих работ.

      Нужно помнить, что любая работа требует воздаяния. Школьников особенно привлекает возможность публичного представления полученных результатов. Они гордятся своими находками и открытиями. И вот тут мы устраиваем настоящий праздник, приглашаем гостей: родителей, учителей, другие классы. Для презентации работ используем различные формы: мультимедийную презентацию, театрализованную постановку, фотовыставку, видеофильм, доклад. Результаты исследований храним в школьнойбиблиотеке-это копилка наших информационных ресурсов. О результатах проделанной работы выступаем перед администрацией школы и педколлективом.

Школьная библиотека необходима учащимся!  Здесь они переживают радость первых самостоятельных открытий,

Испытывают жажду познания и потребность в самосовершенствовании.

Похожие:

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconДокументация в школьной библиотеке
Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства гост 30-97 «Унифицированная...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconРабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы...
Учреждение детский сад №97 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей калининского...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconПравила заполнения бланк – заказа
Традиционный бланк – заказ состоит из трех частей. Первая часть остается в библиотеке, выдавшей издание. Вторая и третья части возвращаются...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconИнструкция о порядке ведения классных журналов общие положения. Настоящая...
«Инструкция о ведении школьной документации» утвержденная приказом Министерством просвещения СССР от 27. 12. 1974 года №167

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconПояснительная записка 2 2 Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconИнструкция по использованию школьной карты: с помощью Школьной карты Вы можете оплачивать
Авансовый счет – используется только для оплаты горячего питания в школе, открывается на каждого ребенка отдельно

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconИнструкция по использованию школьной карты: с помощью Школьной карты Вы можете оплачивать
Авансовый счет – используется только для оплаты горячего питания в школе, открывается на каждого ребенка отдельно

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconО единых требованиях к ведению школьной документации Общие требования
Приказ Министерства Просвещения СССР от 27. 12. 1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации» и в соответствии...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconПрограмма организации и проведения весеннего отдыха детей в школьном...
Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только...

«Развитие иг у детей в школьной библиотеке» iconО ведении школьной документации
Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о центре образования, приказа Министерства просвещения №167 от 27. 12. 1974 года...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru