ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА Решением Педагогического Совета Приказом ГБДОУ детского сада №97
ГБДОУ детского сада №97 Калининского района Санкт- Петербурга
Калининского района Санкт-Петербурга № 36 от 31 августа 2015г.
Протокол№ 1 от 28.08.2015г. Заведующий Иванова Н.Н.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №97 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА
САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ОТ 6 ДО 7 ЛЕТ
ГРУППА№8 НА 2016-2017 УЧЕБНЫЙ ГОД Составлена в соответствии с Основной Образовательной Программой
ГБДОУ детский сад №97
Воспитатели: Ямова Н.В.
Лаврова О.В. Санкт-Петербург
2016год
Аннотация к рабочей программе педагога Данная рабочая программа является документом образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности воспитателя.
Рабочая программа показывает, как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Рабочая программа по развитию детей подготовительной к школе группы обеспечивает разностороннее развитие воспитанников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям
социально – коммуникативное развитие,
познавательное развитие,
речевое развитие,
художественно – эстетическое развитие,
а так же учитывает приоритетное направление ДОУ по физическому развитию.
Рабочая программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Основой для разработки рабочей программы по развитию воспитанников старшего дошкольного возраста предстали нормативно - правовые документы:
В соответствии с :
Основной образовательной Программой ГБДОУ №97;
- С учетом рекомендаций, а также концептуальных положений авторов программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Рабочая программа разработана с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей, и интересов воспитанников, образовательных потребностей участников образовательных отношений.
Рабочая программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности и обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности.
В рабочей программе учитываются:
индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
возможности освоения ребёнком рабочей программы на разных этапах её реализации.
Основные принципы рабочей программы:
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования);
содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
сотрудничество ДОУ с семьёй;
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
учёт этнокультурной ситуации развития детей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Целевой раздел
1.1 Пояснительная записка
1.1.2 Цели и задачи реализации Программы
Возрастные особенности детей
1.2 Планируемые результаты освоения Программы
2. Организационный раздел
2.1 Организация жизни детей
2.2 Организация режима пребывания детей в ГБДОУ№ 97
2.3 Проектирование воспитательно-образовательного процесса
2.4 Особенности организации предметно-пространственной среды
2.5 Формы сотрудничества дошкольного учреждения и семьи
3. Содержательный раздел
3.1 Задачи воспитательно-образовательной работы
3.2 Содержание воспитательно-образовательной работы
3.4 Календарно- тематическое планирование
4. Программно-методическое сопровождение
Нормативно-правовое обеспечение образовательной
Программы ГБДОУ№97 Образовательная программа разработана в соответствии:
с международно-правовыми актами:
Конвенцией о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 (с изм. и доп.);
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Декларацией прав ребенка (провозглашена резолюцией 1386 (ХIV) Генеральной Ассамблеи от 20.11.1959);
законами РФ:
Конституцией РФ от 12.12.1993 (с изм. и доп.);
Семейным Кодексом РФ от 08.12.1995 № 223 ФЗ (с изм. и доп.);
Федеральным законом от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (с изм. и доп.);
Федеральный закон от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в РФ»
документами Министерства образования и науки Российской Федерации
приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ МО и Н РФ от 17.10.2013 г. № 1155
документами Федеральных служб:
постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.07.2013 «СанПиН 2.4.1.3049– 13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»;
Региональными документами:
Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга «Петербургская Школа 2020».
Целевой раздел
Пояснительная записка
Образовательная программа ГБДОУ №97 разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и примерной программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. Программный документ регламентирует организацию образовательной деятельности с воспитанниками от 1,6 до 7 лет.
В основу образовательной деятельности учреждения положены цели и задачи, определенные Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей— как физического, так и психического. Программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей;
Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, средствами использования здоровьесберегающих технологий, системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, создания эмоционального благополучия.
Организация развивающей образовательной среды на основе ФГОС ДО, обеспечивающей эффективную реализацию образовательных задач, способствующей социализации и индивидуализации детей.
Эффективная организация педагогического процесса с воспитанниками по образовательным областям:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования, укрепления здоровья детей для достижения оптимальных результатов в работе с детьми.
В Программе представлены возрастные особенности психофизического развития детей 6-7 лет, а также, целевые ориентиры образования на этапе завершения дошкольного образования. Этот материал может быть интересен родителям, поможет лучше понять закономерности детского развития и представить ориентиры развития ребёнка.
Кроме содержания образовательных областей в вариативной части представлены авторские программы и технологии. Это:
Дополнительные программы
| Технологии
| «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князева О.Л., М.Д. Маханёва
«Здоровье» В.Г. Алямовская
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Р.Б.Стеркина Н.Н. Авдеева, Р.Б.,Н.Л.Князева
| «Добро пожаловать в экологию» Воронкевич О.А.
|
Важное значение отводится взаимодействию с семьей. Педагоги выстраивают образовательный процесс совместно с родителями воспитанников, с целью обеспечения эффективности образовательной работы. Предусмотрены разные формы сотрудничества: анкетирование, родительские собрания, консультации, размещение информации об образовательной деятельности на сайте ГБДОУ, совместная реализация познавательных и творческих проектов, мастер - классы, участие в праздниках, досуговой деятельности, в выставках и др. Реализация Программы обеспечивает государственные гарантии уровня и качества дошкольного образования, развитие личности ребёнка дошкольного возраста в различных видах деятельности (игровой, познавательно-исследовательской, творческой, двигательной) с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. Настоящая рабочая программа разработана на основе Основной образовательной программы дошкольного образования ГБДОУ д/с № 97 ( в основе примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.: Мрзаика-синтез,2014)
Рабочая программа рассчитана на 2016/17 учебный год.
Рабочая программа определяет содержание и организацию воспитательного процесса для детей подготовительной к школе группы.
В основу работы положены цели и задачи, определенные федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), среди которых ведущее место занимают вопросы, связанные с охраной жизни и здоровья детей — как физического, так и психического.
В детском саду при участии педагогов, специалистов и медицинских работников, обеспечивается всестороннее, гармоничное развитие детей с учетом индивидуальных особенностей развития каждого воспитанника.
Основываясь на принципах гуманистической педагогики и руководствуясь положениями Стандарта, педагоги считают главной целью создание равных условий для всестороннего и гармоничного развития каждого ребенка и его позитивной социализации, полноценное проживание детьми периода дошкольного детства.
Цели и задачи реализации Программы
Цель программы: обеспечение всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства. Введение ребенка в окружающий мир осуществляется путем его взаимодействия с различными сферами бытия и культуры.
Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства,
Формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения. Задачи программы:
Содействовать охране и укреплению физического и психического здоровья детей, средствами использования здоровьесберегающих технологий, системы физкультурно-оздоровительных мероприятий, создания эмоционального благополучия.
Организация развивающей образовательной среды на основе ФГОС ДО, обеспечивающей эффективную реализацию образовательных задач, способствующей социализации и индивидуализации детей.
Эффективная организация педагогического процесса с воспитанниками по образовательным областям:
Физическое развитие: Создание в группе безопасной образовательной среды. Охрана жизни и здоровья детей. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни. Развитие физических качеств. Приобретение опыта в двигательной деятельности детей.
Социально-коммуникативное развитие: Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Формирование представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире. Формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность.
Познавательное развитие: Формирование правильного восприятия и понимания целостной картины мира, расширение кругозора, развитие сенсорной культуры, способов и культуры познания и интеллектуальной активности.
Речевое развитие: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Художественно-эстетическое развитие: Приобщение детей к музыкальному, словесному и изобразительному искусству. Становление эстетического отношения к окружающему миру. Развитие продуктивной деятельности и детского творчества.
Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования, укрепления здоровья детей.
Реализация Программы обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей. Основная образовательная Программа:
соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
принцип интеграции содержания образовательных областей, видов детской деятельности;
комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса, объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы при организации образовательного процесса;
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
строится с учетом соблюдения преемственности между всеми возрастными дошкольными группами и между детским садом и начальной школой.
Часть вторая, вариативная:
сформированная участниками образовательного процесса, учитывает вид образовательного учреждения (общеразвивающего вида), с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей. В ГБДОУ №97 реализуются дополнительные программы и технологии:
Программы, технологии
| Авторы
| Направленность
| Программа «Здоровье»
| В.Г.Алямовская
| Автор предлагает систему, состоящую из четырех основных направлений, каждое из которых реализуется одной или несколькими подпрограммами: обеспечение психологического благополучия; охрана и укрепление здоровья детей; духовное здоровье; нравственное здоровье; приобщение ребенка к общечеловеческим ценностям.
| «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста»
| Р.Б. Стеркина,
О.Л. Князева,
Н.Н. Авдеева
| Курс ОБЖ для дошколят нацелен на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях, навыков самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. На занятиях по ОБЖ дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.
| «Приобщение к истокам русской народной культуры».
| О.Л. Князева,
М.Д. Маханева
| Программа состоит из трёх частей. В первой содержатся конкретные рекомендации по реализации программы и организации развивающей среды в ДОУ, освещаются формы и приемы взаимодействия педагога с детьми. Во второй части даются перспективные и календарные планы работы с детьми всех возрастных групп, подробно описывается содержание всех занятий. В третью часть включены приложения: литературные, исторические, этнографические, исторические тексты, словарь старославянских слов, наиболее часто употребляемых в сказках, пословицах, поговорках.
| «Добро пожаловать в экологию!»
| О.А.Воронкевич
| Педагогическая технология «Добро пожаловать в экологию!» отражает основные положения и идеи современного экологического образования дошкольников. Системное знакомство ребенка с миром природы позволяет развить у него важнейшие операции
мышления: анализ, сравнение, умение устанавливать взаимосвязи, обобщение.
|
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:
Сохранению и укреплению здоровья детей.
Развитие личности ребенка.
Воспитанию у дошкольников таких качеств, как: патриотизм; активная жизненная позиция; творческий подход в решении различных жизненных ситуаций; уважение к традиционным ценностям.
Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.
Вариативная часть полностью соответствует ФГОС ДО.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ СОДЕРЖАНИЯ
ВАРИАТИВНОЙ ЧАСТИ ПРОГРАММЫ В ГБДОУ №97 реализуются дополнительные программы и технологии:
Программа «Здоровье» (В.Г.Алямовская)
|