Скачать 345.41 Kb.
|
Консультация ДОКУМЕНТАЦИЯ В ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ Организация работы с документами по учету библиотечного фонда осуществляется по правилам ведения делопроизводства (ГОСТ 6.30-97 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». Основные документы библиотеки подлежат постоянному хранению как документы строгой отчетности. Официально для школьных библиотек методическим центром является Государственная научная педагогическая библиотека имени К.Д.Ушинского в Москве. По рекомендациям ГНПБ в школьной библиотеке должны вестись 17 текущих учетных форм, не считая актов о списании и паспорта каталогов (см. брошюры «Технология работы школьной библиотеки», «Организация фонда школьной библиотеки»). В настоящее время добавились новые документы: Типовое положение о школьной библиотеке, Правила пользования библиотекой, паспорт библиотеки. Итого получается свыше 20 документов. Итак, для начала вспомним, что большинство бухгалтерий, как правило, ведет только суммарный учет библиотечного фонда (стоимость) без количественного показателя и без деления на фонд художественной и научно-популярной литературы. Фонд учебников в настоящее время учитывается отдельно. Т.е., в бухгалтерии учитываются основной и учебный фонды. Тем не менее, библиотекарь должен иметь все сведения о своих фондах, потому что он за них отвечает (даже при том, что основную ответственность за все имущество школы несет директор, независимо от того, подписывал библиотекарь или нет договор о материальной ответственности). Любая проверка вправе спросить с библиотекаря подробные сведения о фонде, а не только суммарный учет, который ведет бухгалтерия. Такие сведения, естественно, нужны и для комплектования фонда. Учет основного фонда и фонда учебников ведется отдельно. Впрочем, в «Инструкции об учете библиотечного фонда библиотек образовательных учреждений» от 24.08.2000 года 2488 не прописано, что библиотека должна вести 2 книги суммарного учета, разрешая добавлять в единую книгу суммарного учета факультативные записи. Итак, все поступившие книги после сверки с сопроводительным документом и штемпелевания учитываются прежде всего суммарно. ДОКУМЕНТЫ УЧЕТА ОСНОВНОГО ФОНДА Книга суммарного учета основного фонда. Новая книга суммарного учета библиотечного фонда имеет целью вести суммарный учет фондов в соответствии с изменениями в существующей библиотечно-библиографической классификации. В основу распределения изданий по содержанию легла систематизация ББК, охватывающая основные области научного знания:
Часть 1. Поступление в фонд.
Брошюры, как и книги, распределяются по содержанию. Рекомендуем контролировать правильность записи в графы 6 и 9, их сумма должна соответствовать записи в графе 5.
16, - сумма чисел должна соответствовать записи в графе 5. 18. После 16 графы можно добавить дополнительные графы для ведения суммарного учета учебников, а также для учета изданий тематики, актуальной для данной школы. Не ставятся на баланс библиотеки брошюры (объем до 48 страниц,), листовки (объем до 4 стр.), календари, плакаты, методические разработки, программы, материалы, подлежащие списанию после раздачи учащимся и педагогам (конкретный перечень библиотека определяет самостоятельно). По окончании каждого учебного года подводятся итоги поступления за год, которые переносятся в часть 3 книги суммарного учета. После подведения итогов записи на новый год начинают подсчитывать заново, не суммируя с итогами предыдущего года. Часть 2. Выбытие из фонда. 19. Каждая партия книг, выбывших из библиотеки, после составления и утверждения акта записывается во 2-й части книги суммарного учета фонда на отдельной строке под очередным порядковым номером. Порядковые номера записей во 2-й части продолжаются из года в год. 20. В акт списания вносятся издания, исключаемые по одной какой-либо причине. По окончании каждого года подводятся итоги выбытия за год, которые переносятся в часть 3 книги суммарного учета. После подведения итогов записи за новый год начинают подсчитывать заново, не суммируя с итогами предыдущего года. Норматив списания документов из фондов открытого доступа по неустановленным причинам (недостача) должен составлять не более 0,1 % от объема книговыдачи. Исключение документов производить не реже одного раза в 2 года. Часть 3. Итоги движения библиотечного фонда. 21. По окончании года в части 3 подводятся итоги поступления и выбытия. Количество и стоимость изданий, записанных в инвентарную книгу, должны соответствовать данным бухгалтерии См.образец книги суммарного учета Инвентарная книга. После того, как сделан суммарный учет, литература учитывается индивидуально. Основная форма индивидуального учета – инвентарная книга (форма 1). Страницы в ней нумеруются, книга прошнуровывается (прошивается), место скрепления подшивки удостоверяется подписью директора и круглой печатью школы. Инвентарную книгу нельзя переписывать, за исключением особых случаев, на которые издается отдельный приказ, согласованный с высшей инстанцией (это может быть комитет по образования, централизованная бухгалтерия). Инвентарная книга постоянно хранится в библиотеке, также как и книги суммарного учета. На поступившей книге инвентарный номер ставится в штампе библиотеки на титульном листе и на 17-й странице. В инвентарную книгу не записываются брошюры объемом до 48 страниц, тонкие книжки для младшего абонемента, листовки, календари, программы и литература, которая подлежит списанию после раздачи учителям и учащимся (разрезные альбомы и дидактический материал), а также плакаты. В инвентарную книгу можно не записывать книги, полученные в дар. Однако, в качестве подарков в библиотеку поступают очень ценные книги, нужные школе. Зачастую это едва ли не единственный способ комплектования фонда. Поэтому рекомендуем вести инвентарные книги для дареной литературы и для брошюр, присваивать им инвентарные номера с пометками «Б» - для брошюр, и «Д» - для дареных книг. Тогда вы сразу будете видеть, как учитывается эта книга, да и дубляж номеров будет вам не страшен. Например, номер 225 – это номер по основной книге, а номер 225Б или 225 бр – это брошюра, и учет только ваш внутренний, поскольку в книге суммарного учета брошюры учитываются только количественно. Если в качестве подарка получены ценные книги, которые желательно поставить на баланс, то они принимаются актом с указанием цены на каждую книгу, относятся бухгалтерией на баланс школы и оформляются так же, как любое новое поступление. Акт считается сопроводительным документом. Образец ведения инвентарной книги (форма 1) __2003__ г.
|
Варианты работы с детьми разного возраста по теме «Развитие иг у детей в школьной библиотеке» начальная школа | Традиционный бланк – заказ состоит из трех частей. Первая часть остается в библиотеке, выдавшей издание. Вторая и третья части возвращаются... | ||
«Инструкция о ведении школьной документации» утвержденная приказом Министерством просвещения СССР от 27. 12. 1974 года №167 | На право заключения договора на выполнение работ по капитальному ремонту автоматической системы пожарной сигнализации, пожаротушения,... | ||
Авансовый счет – используется только для оплаты горячего питания в школе, открывается на каждого ребенка отдельно | Авансовый счет – используется только для оплаты горячего питания в школе, открывается на каждого ребенка отдельно | ||
Приказ Министерства Просвещения СССР от 27. 12. 1974г. №167 «Об утверждении инструкции о ведении школьной документации» и в соответствии... | Законом РФ «Об образовании», Типовым положением о центре образования, приказа Министерства просвещения №167 от 27. 12. 1974 года... | ||
Повышение уровня руководства образовательного учреждения во многом зависит от правильного ведения школьной документации, современной... | Повышение уровня руководства образовательного учреждения во многом зависит от правильного ведения школьной документации, современной... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |