Рабочая программа по литературному чтению
(СистемаД.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Авторская программа Е.И.Матвеевой)
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературному чтению составлена на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Соответствует Стандарту второго поколения, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, задачи формирования у младшего школьника умения учиться и на основе типовой программы РО (Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова) и авторской программы Е.И. Матвеевой.
Литературное чтение — особый предмет школьной программы 1-й ступени образования, дающий представление о многообразии литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций. Этот предмет значим для личностного развития ребенка, поскольку формирует представление о мире, культуре, этических понятиях, добре и зле, нравственности; создает условия для успешности обучения по всем предметам; формирует потребность в систематическом чтении.
Литературное чтение предназначено для освоения системы научных понятий в формирующейся учебной и читательской деятельности в условиях новой социальной ситуации, связанной с расширением информационного поля.
Литературное чтение является фундаментом для всего последующего обучения читателя, способного самостоятельно добывать знания, обладающего основным умением — умением учиться. Этот предмет закладывает основу формирования учебной деятельности — систему учебно-познавательных мотивов, умение ставить, принимать и реализовывать учебные цели, решать учебные и учебно-практические задачи, планировать, контролировать, оценивать учебные действия, их результат. Общая характеристика учебного предмета
Предметное содержание литературного чтения и логика его построения в данной образовательной системе определяются закономерностями формирования учебной деятельности. В этом процессе создаются условия и для решения собственно предметных задач.
В области литературы – это задачи, связанные с формированием читательской компетентности, расширением литературногокругозора, развитием чувства художественного слова, литературного вкуса.
При построении курса литературного чтения учитывается тот факт, что в отличии от других предметов школьной программы литература рассматривает образ, которому свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и эмоциональная убедительность.
Культурного человека, способного к саморазвитию, отличает сформированность самостоятельной читательской позиции, которая немыслима без культуры грамотного, внимательного, «тщательного» чтения, без умения внятно высказывать собственную точку зрения о прочитанном тексте.
Исходя из этих позиций предметом рассмотрения литературного чтения является именно способ чтения, а его объектом – литературный текст. Цель предлагаемого курса чтения— формирование читательской компетентности
♦ через обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения учащихся;
♦ освоение «смыслов» литературного текста;
♦ открытие разных способов (техник) понимания произведения для развития творческих и коммуникативных способностей ребенка;
♦ воспитание культуры восприятия текста;
♦ стимулирование потребности ребенка в творческом чтении.
ориентироваться в мире детской литературы на основе знакомства с выдающимися произведениями классической и современной отечественной и зарубежной литературы;
определять предпочтительный круг чтения, исходя из собственных интересов и познавательных потребностей;
писать отзыв о прочитанной книге;
Достижение данной цели предполагает решение:
1) образовательных задач:
• развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный) через освоение приемов синтагматического чтения, способов интонирования текста и техник понимания произведения;
• развитие способности творческого «видения» смыслов художественного текста;
• открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
• формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;
2) развивающих задач:
• развитие «чувства художественного слова», литературного вкуса;
• развитие коммуникативных способностей;
• развитие речи;
3) воспитательных задач:
• формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
• воспитание эстетического отношения к книге как источнику духовности, отражающему многогранность жизни. Данный курс органически связывает в себе следующие содержательные моменты:
— открытие мира литературы (знакомство с новыми именами авторов, новыми произведениями, разными жанро-во-видовыми особенностями текстов, приемами выражения авторской позиции; рассмотрение одной темы в представлении разных авторов);
— овладение приемами понимания художественного текста (развитие образного мышления на этапе восприятия текста и создания собственного высказывания; освоение способов «тщательного» чтения; формирование умения раскрывать творческий потенциал любого произведения; применение открытых приемов для создания собственного высказывания, выражения личной авторской позиции);
— совершенствование навыка синтагматического чтения:
— применение законов русской речи в ситуациях речемыслителъной деятельности (овладение законами и нормами этикетного общения).
Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования нацеливают на достижение планируемых результатов, понимаемых как совокупность личностных, метапредметных (универсальных) и предметных результатов. Предмет «литературное чтение» является ведущей школьной дисциплиной, обеспечивающей развитие личности и формирование функциональной грамотности младшего школьника. Место учебного предмета в учебном плане
На изучение курса «Литературное чтение» в первом классе начальной школы отводится 2 часа в неделю. Во 2-4 классах отводится 3 часа в неделю.
Всего в 1 классе – 18 часов, в том числе внеклассное чтение – 6 ч (на усмотрение учителя), во 2-4 классе - 102 часов (3 х 34 = 102 ч.), в том числе внеклассное чтение - 34 ч. (на усмотрение учителя).
Внеклассное чтение не является отдельным предметом, а представляет собой один из разделов предмета «Литературное чтение». Данный раздел в программе по литературному чтению включает набор определённых тем и видов читательской деятельности
№
| Тема раздела
| Количество часов
| 1
| Когда сбываются мечты...
| 14ч
| 2
| Детские пристрастия
| 14ч
| 3
| Штрихи к портрету
| 11ч
| 4
| Любимых строк прелестное звучание
| 11ч
| 5
| Когда рождаются настоящие герои и выдумщики
| 14ч
| 6
| Уроки детства
| 11ч
| 7
| «Микрогеография» детства
| 11ч
| 8
| Куда уходит детство
| 16ч
| Итого: 102 ч Внеклассное чтение (на усмотрение учителя) 4 класс
| Темы и разделы
|
| Устное народное творчество
| 1-2
| Русские народные сказки
«Сказка о молодильных яблоках и живой воде» (обработка Л. Толстого)
| 3
| Былины
Садко
|
| Русская литература XIX века
| 4 -5
| Гаршин Всеволод Михайлович
«Сказка о жабе и розе»
| 6
| Крылов Иван Андреевич
«Две бочки»
«Мышь и крыса»
| 7
| Лермонтов Михаил Юрьевич
«Молитва»
«Нищий»
| 8
| Некрасов Николай Алексеевич
«Крестьянские дети»
«Тишина»
| 9
| Пушкин Александр Сергеевич
«Няня»
Отрывки из романа «Евгений Онегин»
«Туча»
| 10-11
| Толстой Лев Николаевич
«Детство»
| 12
| Тютчев Федор Иванович
«Еще земли печален вид…»
«Как неожиданно и ярко…»
| 13
| Фет (Шеншин) Афанасий Афанасьевич
«Бабочка»
«Уж верба вся пушистая…»
«Учись у них - у дуба, у березы…»
| 14-15
| Чехов Антон Павлович
«Мальчики»
|
| Русская литература конца XIX - начала XX века
| 16
| Бальмонт Константин Дмитриевич
«Золотая рыбка»
«Росинка»
| 17
| Брюсов Валерий Яковлевич
«Детская»
«Опять сон»
| 18
| Блок Александр Александрович
«На лугу»
| 19
| Бунин Иван Алексеевич
«Матери»
«Родине»
| 20
| Гумилев Николай Степанович
«Детство»
| 21
| Есенин Сергей Александрович
«Я покинул родимый дом…»
| 22
| Цветаева Марина Ивановна
«Бежит тропинка с бугорка…»
«За книгами»
«Красной нитью…»
|
| Современная литература
| 23
| Ахматова (Горенко) Анна Андреевна
«Мужество»
| 24
| Берестов Валентин Дмитриевич
«Ель»
«Кто чему научится»
«Подсолнух»
| 25-26
| Голявкин Виктор Владимирович
«Никакой я горчицы не ел»
| 27
| Драгунская Ксения Викторовна
«Лекарство от послушностей»
| 28
| Драгунский Виктор Юзефович
«Двадцать лет под кроватью»
«Что любит Мишка»
| 29
| Мошковская Эмма Эфраимовна
«Я маму мою обидел»
«Песня»
| 30
| Паустовский Константин Георгиевич
«Великий сказочник»
«Заячьи лапы»
|
| Зарубежная литература
| 31
| Сказки народов мира
«Как мужик с паном пообедал» (белорусская сказка)
«Хромая моль» (английская сказка)
| 32
| Мифы Древней Греции
«Дедал и Икар»
«Орфей и Эвридика»
| 33
| Ганс Христиан Андерсен
«Ромашка»
«Русалочка»
«Оле Лукойе»
| 34
| Эрик Распе
«Приключения барона Мюнхгаузена»
|
Учебно – методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
№ п/п
|
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
|
Количество
|
I.Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
| .
| Сборник примерных программ для начальной школы. М.ВИТА-Пресс 2011.
|
|
| Учебники
1 класс
Матвеева Е. И. Введение в литературное чтение.: Учебник, I класс. — М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению. I класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 1 класс. – М.: Эксмо, 2010.
2 класс
Матвеева Е. И. Литературное чтение. Учебник, 2 класс. В 2-х частях: — М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению. 2 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 2 класс. – М.: Эксмо, 2010.
3 класс
Матвеева Е. И. Литературное чтение. Учебник, 3 класс. В 2-х частях: — М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению. 3 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 3 класс. – М.: Эксмо, 2010.
4 класс
Матвеева Е. И. Литературное чтение. Учебник, 4 класс. В 2-х частях: — М.: Вита-Пресс, 2013.
Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению, 4 класс: Пособие для учителя. — М.: Вита-Пресс, 2011.
Полная хрестоматия для начальной школы. 4 класс. – М.: Эксмо, 2010.
|
|
II.Печатные пособия
|
|
| Тетради
1 класс
Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению. I класс: — М.:Вита-Пресс, 2013.
Е.И.Матвеева. Проверочные работы по литературному чтению. 1класс. - М.: Вита-Пресс, 2013.
2 класс
Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению. 2 класс: — М.: Вита-Пресс, 2013.
Е.И.Матвеева. Проверочные работы по литературному чтению. 2класс. - М.: Вита-Пресс, 2013.
3 класс
Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению. 3 класс: — М.: Вита-Пресс, 2013.
Е.И.Матвеева. Проверочные работы по литературному чтению. 3класс. - М.: Вита-Пресс, 2013.
4 класс
Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению. 4 класс: — М.: Вита-Пресс, 2013.
|
|
III.Технические средства
|
| 1.
2.
3.
4.
| -персональный компьютер
-мультимедийный проектор
-интерактивная доска
-принтер
| 1
1
1
1
|
Результаты изучения учебного предмета «Литературное чтение»
Личностными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
| Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» являются:
| •осознание себя членом многонационального российского общества и государства;
•осознание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
•сформированное чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее литературе, природе, культуре, истории, народам и желании Участвовать в общих делах и событиях;
•становление гуманистических и демократических ценностей, осознание и принятие базовых человеческих ценностей, первоначальных нравственных представлений: толерантности, взаимопомощи, уважительного отношении к культуре, литературе, истории своего и других народов, ценности Человеческой жизни и жизни других живых существ на Земле;
• формирование эстетических потребностей, ценностей, чувств;
• развитие этических чувств: доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания, сопереживания чувствам других
• формирование культуры диалоговых отношений со взрослыми, сверстниками и детьми других возрастов в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
• установка на безопасный здоровый образ жизни; наличие мотивации к творческому труду, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
| 1.Познавательные результаты
Учащиеся научатся:
♦ находить и выделять необходимую информацию в различных источниках (учебниках, книгах, словарях, энциклопедиях, журналах, Интернет-ресурсах);
♦ сопоставлять литературные тексты разных видов и жанров в соответствии с учебной задачей;
♦ устанавливать причинно-следственные связи между словами, поступками персонажей;
♦ строить рассуждения на основе установленных причинно-следственных связей в процессе анализа и интерпретации литературных произведений с опорой на жизненный и читательский опыт;
♦ использовать сравнения для установления общих и специфических свойств объектов;
♦ классифицировать объекты на основе заданного параметра;
♦ определять главное и второстепенное в источниках информации, находить незнакомые по смыслу слова и выражения, определять их значения разными способами.
2. Регулятивные результаты
Учащиеся научатся:
♦ планировать собственную учебную и читательскую деятельность в соответствии с поставленной целью;
♦ уточнять формулировки задач;
♦ выдвигать и проверять гипотезы;
♦ оценивать результат деятельности на основе критериев;
♦ находить образцы для проверки работы, сопоставлять работу с образцом;
♦ видеть и определять ошибкоопасные места в процессе решения учебной задачи;
♦ высказывать предположения о способах действий в процессе анализа и интерпретации текстов;
♦ определять причины своих и чужих недочетов и подбирать специальные задания для их устранения;
♦ сравнивать характеристики запланированного и полученного результатов;
♦ выполнять по алгоритму текущий контроль и оценку своей деятельности;
♦ сознательно выбирать задания разного уровня сложности, материал Для отработки способа действия и творческих работ;
♦ редактировать творческую работу в процессе ее анализа и оценивания;
♦ определять границы собственного знания / незнания. 3. Коммуникативные результаты
Учащиеся научатся:
♦ понимать позиции разных участников коммуникации;
♦ задавать вопросы, необходимые для исследования проблемы и установления контактов для ее решения;
♦ осуществлять в процессе коммуникации продуктивное взаимодействие с другими участниками исследования (в том числе пробы общения в сети Интернет);
♦ осуществлять презентацию результатов своего исследования перед аудиторией (в том числе с мультимедиа-сопровождением);
♦ владеть способами внутригруппового и межгруппового взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности;
♦ сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми (в том числе и в конфликтной ситуации);
♦ учитывать и координировать различные мнения в общении и сотрудничестве;
♦ проявлять интерес к разным точкам зрения;
♦ аргументировать собственную позицию в момент общения в корректной форме;
♦ создавать текст рассуждения с тезисом и аргументами тезиса;
♦ создавать сообщения различной актуальной проблематики в устной и письменной форме с опорой на план, ссылки, иллюстрации, схемы, видео-, аудиозаписи.
|
3. Содержание учебного предмета
№
| Название раздела
| Содержание
| Способы действия
| 1
| Речевая и читательская деятельность
| Совершенствование навыка чтения: освоение способа синтагматического чтения
Синтагматическое, интонационно оформленное чтение вслух любого текста: прозаического и поэтического. Чтение прозаического текста без предварительной подготовки, чтение поэтического текста без «партитуры» (индивидуально). Формирование навыка чтения «про себя» на основе многократного перечитывания текста в контексте его литературного анализа. Чтение публицистического текста. Чтение информативного учебного текста. Чтение мемуаров (автобиографического и биографического текстов).
Художественный образ детства. Средства его создания.
Детство – начало творческой биографии автора, ключ к пониманию дальнейшей жизни. Приёмы создания художественного образа детства.
Образ детства в поэзии и прозе разных авторов, рассказывающих о себе. Создание «страны детства» в художественном тексте. Приёмы создания образа детства. Выбор авторами изобразительных средств с целью замысла показать свою «страну детства».
Образ детства в миниатюре. Приёмы создания образа детства в миниатюре.
Понятие творческой биографии автора. Понятие биографии и автобиографии. Использование автобиографических черт в художественном произведении.
Личность автора, автор биографии, герой автобиографического произведения.
Тема, главная мысль, замысел автобиографического произведения.
Сюжет и композиция автобиографического произведения.
Автопортрет в художественном тексте. Приёмы его создания.
Автобиографическая проза. Раскрытие личности автора через характер главного героя произведения, через выражение отношения к другим героям и событиям.
Автобиографическая поэзия. Раскрытие личности автора через образ лирического героя.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Жизненный урок» - кульминация автобиографического повествования.
Эссе: тематика, проблематика, средства языка. Драматическое произведение и его особенности (конфликт, действующие лица, ремарки и др.)
| Основные способы действий: освоение способа синтагматического чтения эпических, лирических, драматических произведений; интонирование любого незнакомого текста; чтение драматического произведения, эссе, рассказа, текста-рассуждения, текста-повествования, учебного и научно-познавательного текстов и др.; моделирование текста-отзыва, текста-эссе, записей в дневнике на примере художественного произведения и жизненных впечатлений; выделение частей текста и подбор заглавий к каждой части; моделирование жанров отзыва и эссе; выявление особенностей авторской позиции на основе содержания и композиции произведений; сравнительный анализ текстов разных типов, видов, жанров; сравнительный анализ текстов одной тематики; составление и заполнение таблиц.
| 2
| Литературоведческая пропедевтика
| Биография – ключ к пониманию личности автора
Биография писателя, поэта. Способы изображения детства писателя (поэта) другими авторами.
Мемуары. Очерк. Художественно-публицистический рассказ (слово о писателе): его содержание, композиция, источники и язык. Способы создания словесного портрета писателя (поэта).
Приём контраста (противопоставления) при создании образа писателя (поэта).
«Жизненный урок» детства – кульминация биографического повествования.
Образ «храма науки» (библиотеки), созданный в биографическом и автобиографическом произведении. Описание читательских приоритетов ребёнка.
Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания.
«Страна детства» - тема, поднимаемая в литературных произведениях.
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, переживаний нежной детской души.
Человек и его выбор в окружающем мире. Тема материнства. Тема памяти. Тема дружбы и взаимопонимания. Тема человеческого горя и радости. Способы раскрытия данных тем. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю своё отношение к героям в повествовательном тексте. Ирония, юмор в биографических и автобиографических произведениях.
Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет героя произведения. Сопоставление нескольких портретов разных героев. Описание помещения (интерьера) с целью раскрытия характера героя.
Отзыв о художественном произведении о детстве (об отрывке): тематика, проблематика, средства языка, средства авторской оценки изображаемого события.
| Основные способы действий: формулирование главной мысли и тематики любого произведения; характеристика персонажей; выделение сюжетной линии в произведении; выявление способов передачи чувств лирического героя в стихотворении; нахождение изобразительных средств в произведении; восстановление событийной стороны повествовательного и драматического произведения по самостоятельно составленному плану; заполнение и составление таблиц и схем; конструирование жанров отзыва и эссе; написание сочинения в данных жанрах и редактирование письменной работы.
| 3
| Творческая деятельность
| Уточнение моделей изобразительных средств. Сочинение и редактирование текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование рассказа,; создание текста-отзыва, текста-эссе, развёрнутого ответа на вопрос, в котором содержится оценка поступков персонажа; интерпретация произведения в выразительном чтении; рассказ произведения близко к тексту).
Конструирование текста по предложенному плану; составление модели рассказа с портретом персонажа, создание портрета по модели. Создание «виртуального «мультфильма-сказки (по предварительной раскадровке). Сбор «портфолио» творческих работ. Участие в создании литературно-иллюстративного альманаха. Драматизация. Презентация любого продукта творческой деятельности ученика и группы учащихся
|
| КНИГА ПЕРВАЯ. ДЕТСТВА ЧУДНАЯ СТРАНА
Раздел I. Когда сбываются мечты…
Тема мечты в произведениях разных авторов. Реализация авторского замысла в художественных образах детства. Изобразительные средства создания образов в поэзии и прозе. Творчество ребенка, создающего свою Страну детства. Образы любопытства, любознательности, фантазии, «вообразилии» в стихах для детей. Грустное и веселое в детстве — одна из основных тем поэтов и писателей.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 1: сочинение «Моя Страна детства».
Творческая работа 2: сочинение-миниатюра на предложенные темы: «Здорово! Моя мечта сбылась!»; «Грустно… Увы, моя мечта не сбылась…».
Раздел II. Детские пристрастия
Изображение увлечений, детских пристрастий в творчестве писателей и поэтов. Разные способы представления этих пристрастий. Тема веселого и грустного в детстве — одна из самых популярных тем детской литературы. Тема утверждения своего Я героем
литературных произведений. Тема «рая» в понимании детей и авторов, рассказывающих о нем. Герой-рассказчик в повествовательных произведениях, способы изображения его характера. Раскрытие внутреннего мира, мира детских переживаний.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 3: сочинение-миниатюра «Кто такие дети?».
Творческая работа 4: сочинение «Райский денек».
Раздел III. Штрихи к портрету
Чудеса детства. Тема любви, взаимоотношений между людьми, тонких переживаний нежной детской души. Человек и его выбор в окружающем мире. Дружба. Мастерство автора произведения в умении передавать читателю свое отношение к героям в повествовательном тексте. Описание человека. Использование художественной детали для создания словесного портрета. Портрет и автопортрет. Портрет героя произведения.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 5: сочинение-рассуждение «Каким я представляю себе детского поэта (писателя)?».
Творческая работа 6: сочинение-миниатюра «Портрет».
Раздел IV. Любимых строк прелестное звучанье...
Художественный образ «храма науки». Чудо общения с книгой. Читательские интересы авторов. А. С. Пушкин и его читательские пристрастия.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 7: сочинение-презентация любимой книги.
Творческая работа 8: сочинение-отзыв о самом интересном произведении учебника (герое, событии, авторе).
КНИГА ВТОРАЯ. «ВСЕ МЫ — РОДОМ ИЗ ДЕТСТВА»
Раздел I. Когда рождаются настоящие герои и выдумщики…
Тема героического в творчестве писателей и поэтов. Способы изображения этой темы. Истинные и ложные герои. Жанр сказочного и реального путешествия, совершаемого ребенком-фантазером.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 9: сочинение-фантазия: «Я — …» (в жанре представления себя каким-либо персонажем, героем, человеком другой эпохи).
Творческая работа 10: сочинение в любом жанре на одну из тем: «Кто такой настоящий герой?»; «Самая невероятная история».
Раздел II. Уроки детства
Уроки детства, рассказанные авторами в произведениях. Тема совершения ошибки, осознания и исправления ее. Тема вечности и скоротечности жизни. Тема близости человека с природой. «Урок жизни», рассказанный в повествовании. Легенда и сон как авторские приемы показа становления личности ребенка. Тема воспитания в семье и в школе. Отличие школьного урока от «урока жизни».
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 11: сочинение-воспоминание «Я провинился (ась)…»; «Этот случай запомнился мне навсегда!»; «Теперь я понимаю, как стоит поступать…».
Творческая работа 12: сочинение-отзыв «Урок, рассказанный автором».
Раздел III. «Микрогеография» детства
Автор о себе, о детских годах, о памятных событиях детства. Жанр автобиографии, художественных мемуаров. Тема детства. Тема материнства. Тема памяти.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 13: сочинение-рассуждение на одну из тем: «Это глупо»; «Это смешно»; «Это удивительно»; «Это заманчиво».
Творческая работа 14: сочинение-ответ на вопрос по рассказу М. М. Пришвина «Дитя».
Раздел IV. Куда уходит детство?
Обобщенный образ детства, созданный поэтами и писателями. Тонкая лиричность и реализм в раскрытии темы детства. Юмор в детстве. Отношение взрослых к детям и детству. Тема взросления в творчестве авторов. Приемы изобразительности, помогающие им
создавать интересные образы детей, детства, детских воспоминаний.
От автора к читателю, от читателя к автору
Творческая работа 15: сочинение-миниатюра «Кто такие взрослые?», «Как стать взрослым?».
Творческая работа16: сочинение-рассуждение на тему «Я — читатель!»; «Об этом так хочется рассказать!».
Каждый этап в изучении нового смыслового блока обязательно сопровождается творческим заданием, адресованным ребенку. Ученику предлагается попробовать выполнить это задание, познакомить с ним учителя и одноклассников, а затем включиться в активный диалог, решая ту учебно-практическую задачу, которая предлагается для осмысления.
|