ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЦЕНТРАЛЬНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
Государственное образовательное учреждение города Москвы
ГИМНАЗИЯ № 1520 ИМЕНИ КАПЦОВЫХ
125009 Москва, Леонтьевский переулок, дом 19/2, стр.1 (495) 629-08-78, 629-01-18, 629-60-71
ИНН 7703261626, КПП 770301001, ОГРН 1037739113917, ОКПО 55003037
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
http://www.1520gym.ru _________________________________________e-mail:1520gym@bk.ru
«Утверждаю» Утверждено на заседании кафедры
Директор ГБОУ Гимназии №1520 учителей начальных классов
им.Капцовых «_____»_____________2013г.
протокол № __________
_________В.В.Кириченко
«_____»______________2013г.
№ Приказа ___________ Рабочая Программа по Литературному чтению
3 класс
(на основе авторской программы Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой)
2013-2014 уч.г. Пояснительная записка
Задачи обучения литературному чтению в 3 классе:
Научить:
- читать сознательно и правильно текст целыми словами вслух и про себя (темп чтения в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся);
- знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;
- выразительно читать подготовленное произведение с места или наизусть;
- определять смысл событий и поступков героев; выражать своё отношение;
- пересказывать текст произведения (подробно и кратко) по готовому плану;
- самостоятельно читать произведения и книги по изучаемым темам;
- пользоваться библиотечным фондом;
- отбирать книгу для самостоятельного чтения по теме, по авторской принадлежности;
- пользоваться справочной литературой.
Цели обучения литературному чтению в 3 классе:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
Развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
Воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России.
План изучения литературного чтения в 3 классе
Устное народное творчество (16ч.)
Загадки. Пословицы. Сказки. Скороговорки. Былины.
Басни(5ч.)
Лисица и виноград. Лиса и виноград. Ворона и Лисица.
Александр Сергеевич Пушкин (11ч.)
У лукоморья дуб зелёный(отрывок)
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.
«Вот север тучи нагоняя…»
Зимний вечер
Няне
Стихи русских поэтов (11ч.)
«Есть в осени первоначальной…»Ф. Тютчев
«Чародейкою зимою…» Ф. Тютчев
Осень А. Майков
«Мама! Глянь-ка из окошка…» А. Фет
«Кот поёт, глаза прищуря…» А.Фет
Русь И. Никитин
Утро И. Никитин
Детство С. Дрожжин
Лев Николаевич Толстой (8ч.)
Два брата(сказка)
Белка и волк (басня)
Лебеди.
Зайцы
Прыжок (быль)
Как боролся русский богатырь(былина)
Николай Алексеевич Некрасов (5ч.)
Крестьянские дети (отрывок)
Мужичок с ноготок (отрывок)
Мужичок с ноготок К.И. Чуковский
«Славная осень! Здоровый, ядрёный…»
Мороз- воевода (отрывок)
Антон Павлович Чехов (6ч.)
Степь (отрывок)
Ванька (рассказ)
Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк (8ч.)
Приёмыш
Умнее всех (сказка)
Александр Иванович Куприн (6ч.)
Синяя звезда
Барбос и Жулька
Сергей Александрович Есенин (7ч.)
Стихи о Родине (отрывки)
«Я покинул родимый дом…»
«Нивы сжаты, рощи голы…»
Берёза
Бабушкины сказки
Константин Георгиевич Паустовский (12ч.)
Стальное колечко
Кот- ворюга
Какие бывают дожди
Самуил Яковлевич Маршак (3ч.)
Урок родного языка
Ландыш
Леонид Пантелеев (7ч.)
Честное слово
Камилл и учитель
Аркадий Петрович Гайдар (6ч.)
Горячий камень
Тимур и его команда (отрывок)
Аркадий Гайдар С. Михалков
Михаил Михайлович Пришвин (5ч.)
Моя Родина
Выскочка
Жаркий час
Сказки зарубежных писателей (11ч.)
Подарки феи Ш.Перро
Солнечный луч в ноябре. Ц. Топелиус
Волк Джек Лондон
Чинк Э. Сетон – Томпсон
Уроки слушания 34ч.
Пояснительная записка к
учебно- тематическому планированию
по литературному чтению
Класс 3
Количество часов
Всего102ч; в неделю 3 часов.
Плановых контрольных уроков: 3 ч., тестов: 6 ч.;
Административных контрольных уроков: 2 ч.;
Планирование составлено на основе программы «Начальная школа XXI века» под рук. Виноградовой Н.Ф. Москва Издательский центр Вентана – Граф 2007г.
Учебник литературное чтение, авторы: Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова изд. «Вентана - Граф», год издания 2008
Рабочие тетради: «Литературное чтение» №1 и №2 автор: Л.А. Ефросинина изд. «Вентана - Граф», год издания 2009г.
Дополнительная литература: 1. Литературное чтение (комментарии к урокам», Автор: Л.А. Ефросинина изд. «Вентана - Граф», год издания 2007
2 Литературное чтение Оценка знаний (Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания) Автор: Л.А. Ефросинина изд. «Вентана - Граф», год издания 2008
3 класс Литературное чтение
Тематическое планирование
№
п/п
| Наименование раздела программы
| Тема урока
| Элементы
содержания
| Требования к уровню подготовленности учащихся
Элементы дополнительного содержания
| Домашнее
задание
| Дата проведения
| 1
| Устное народное творчество. (16 часов)
| Малые формы фольклора: загадки. Загадка-сказка «Старик-годовик»
| Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении
| Знать:
– жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;
– особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом);
– различия жанров.
Уметь:
– называть произведения и выделять их особенности;
– определять тему и
жанр произведения;
– называть и сравнивать героев (положительных и отрицательных);
|
| Хрестоматия, с. 3, чтение; тетрадь № 1, с. 7, задание 3
| 1 ТР 1 неделя
| 2
| Малые формы фольклора: пословицы.
| Хрестоматия, с. 4–5, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 9, задание 5
| 3–4
| Малые формы фольклора: русские народные сказки. «Самое дорогое», «Про Ленивую и Радивую»
| Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом,
| Присказка, зачин, концовка сказки. Выделе-ние языковых средств художе-ственной выра-зительности. Работа со справочниками с целью толкования слов
| Учебник, с. 13–22, пересказ; тетрадь, с. 11, задание 5
| 1-2 неделя
|
|
|
|
|
|
|
|
| .
5
|
| Литературное слушание. Сказки о животных. «Лиса и Котофей Иванович», «Дрозд Еремеевич»
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их последовательность. Герои сказки: положительные и отрицательные. Работа с книгой: предисловие, послесловие
|
|
| Хрестоматия, с. 26–31, выполнение заданий; тетрадь, с. 14, задание 1
|
| 6
| Сказки с загадками. Русская народная сказка «Дочь-семилетка»
| Самостоятельное чтение или слушание сказки. Выделение особенностей сказок с загадками. наблюдение за развитием событий
|
| Учебник, с. 22–27, чтение, выполнение заданий; тетрадь, с. 17, задание 5
|
|
|
| деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям
|
|
|
|
| 7–8
| Волшебная русская народная сказка «Царевич Нехитер-Немудер». О присказках
| Понятие: волшебные сказки. Герои сказки. Развитие событий и их последовательность. Деление на части и составление плана, выборочное выразительное чтение по частям. Обучение художественному пересказу
|
| Учебник, с. 28–37, художественный пересказ; тетрадь, с. 20, задание 7
| 3 неделя
| 9
| Литературное слушание. Русские народные сказки «Елена Премудрая», «Умная внучка (в пер. А. Платонова)
| Слушание сказки. Сравнение книг с бытовыми, волшебными и сказками о животных. наблюдение за развитием событий. деление сказки на части по готовому плану, выразительное чтение по частям
|
| Хрестоматия, с. 31–38, 98–106, пересказ по выбору; тетрадь, с. 21, задания 5, 7
| .
10
|
| Малые формы фольклора: скороговорки, потешки
| Общее понятие о скороговорках, особенности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок
|
|
| Учебник, с. 37–38, задания 2, 3.
Хрестоматия, с. 4, 6–7; тетрадь, с. 23, задание 4
| 4 неделя
| 11
| Былины. «Добрыня и змей»
| Понятие: былина. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определение времени и места событий, выделение описания портрета героя
| Былина, особенности былин. Понятия былинный герой, сказитель.
| Учебник, с. 39–43, чтение, пересказ; тетрадь, с. 28, задание 6
| 12
| Былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник»
| Сравнение былин. Выявление характера героя, его поступков и их мотивов
| Учебник, с. 43–49, задание 5, 6; тетрадь, с. 29, задание 4
|
|
13
|
| Былины. «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Вольга и Микула»
|
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)
| Учебник, с. 49–55, задание 5; тетрадь, с. 30, задание 1; с. 31, задание 3
| 5 неделя
| 14
|
| Литературное слушание. Былины. «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча» «Первый бой Ильи Муромца», «Алеша Попович»
| Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий
|
| Сравнение былин. Работа с элементами книги: титульный лист, оглавление
| Хрестоматия, с. 7–24, чтение; тетрадь, с. 34, задание 7
| 15
|
| Былины. Обобщающий урок
| Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой (выходные данные, аннотация), выполнение заданий в уч. и тетради. Связь произведений литературы и искусства
|
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
|
|
каникулы
|
16
| Басни. (5 часа)
| Эзоп «Лисица и виноград».
И. Крылов «Лиса и виноград»
| Слушание басен. Словарная работа. выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персонажи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутритекстовой иллюстрацией. Выразительное чтение
| Знать:
– литературоведческие понятия: басня, мораль;
– о структуре басни;
– о художественных особенностях басни.
Уметь:
– правильно называть басни из круга детского чтения;
– различать сказку и басню;
– сравнивать героев басни;
– выделять особенности басен Эзопа и И. А. Крылова;
– выразительно читать басни с листа и наизусть;
– работать с книгами басен: выбирать, рассматривать, читать
| Структура и художественные особенности басни (иносказание, аллегория, крылатые слова, устойчивые сочетания, меткость языка, юмор).
Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
| Учебник,
с. 58–60, выразительное чтение; тетрадь, с. 37, задание 5
| 6 неделя
| 17
|
| И. Крылов «Ворона и лисица», Эзоп «Ворон и лисица»
| Формулирование личной оценки героев басни. упражнение в выразительном чтении
|
| Учебник, с. 60–62, выразительное чтение наизусть.
|
|
|
| (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).
Работа с внутритекстовой иллюстрацией.
Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении
|
|
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
|
| 18
| Литературное слушание. И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»
Басни. Эзоп «Голубь, который хотел пить», «Бесхвостая Лиса»,
А. Е. Измайлов «Филин и Чиж», И. А. Крылов «Крестьянин и работник»
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
Хрестоматия, с. 107–110, чтение; тетрадь, с. 2, 3
|
|
19
| Произведения
А. С. Пушкина. (10 часов)
| А. С. Пушкин
«У лукоморья дуб зеленый…»
| Обобщение читательского опыта детей. Слушание. работа с текстом и текстовой иллюстрацией. Упражнения в выразительном чтении: определение задач чтения, наблюдение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа чтения
| Знать:
– литературоведческие понятия: литературная сказка, стих, стихотворная строка, рифма, ритм.
Уметь:
– находить сходства и различия литературной и народной сказки (герои, структура, язык произведения);
– ставить задачу для выразительного чтения, использовать интонации, соответствующие смыслу текста;
– находить эпитеты, устойчивые эпитеты и олицетворения (без введения терминологии) в тексте и употреблять их в речи
| Представление об эпитетах, устойчивые эпитеты
| Учебник,
с. 63–65, выразительное чтение наизусть
| 7 неделя
| 20
| Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Бой Руслана с головой» (отрывок из поэмы «Руслан и Людмила»)
| Слушание. Связь произведений литературы с музыкой. Работа с текстом: чтение и деление на части, составление словесного плана. Словарная работа. Работа с текстовой иллюстрацией. Упражнение в выразительном чтении, описание героев. Их поведения, чувств
| Поэма
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка; тетрадь, с. 47, задание 2
|
21–23
|
| А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
| Жанр произведения: литературная сказка в стихах. Сравнение с народной сказкой. Выявление главной мысли и системы событий. Работа с образами героев. Выразительное чтение
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (без использования терминологии)
| Учебник, с. 65–95, выразительное чтение; тетрадь, с. 51, задание 8
Заучивание отрывка
| 7-8 неделя
| 24
| Литературное слушание и работа с детской книгой «Сказки Пушкина» К. Г. Паустовский.
Дополнительное чтение. А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и о работнике его Балде»; Э. Бабаев «Там лес и дол видений полны»
| Слушание сказки. Рассматривание книг со сказками А. С. Пушкина. Словарная работа. Деление текста на части, составление плана. Выборочное выразительное чтение по частям. Выставка книг «Сказки Пушкина». Работа с аппара-
том книги, краткая аннотации к кн.
|
| Учебник с. 99–100.
Хрестоматия, с. 50–78, чтение
|
25
|
| А. С. Пушкин. Стихи
| самостоятельное чтение или слушание стихотворений. Сравнение стихотворений: автор, жанр, тема, заглавие. Упражнение в выразительном чтении
|
| Выделение языковых средств художественной выразительности (олицетворение). Поиск олицетворений
| Учебник,
с. 95–97, с. 98–99, выразительное чтение или чтение наизусть (по выбору)
| 9 неделя
| 26
| Обобщение по разделу «Произведения А. С. Пушкина»
| Обобщение по разделу. Литературная игра «Сказки Пушкина»
| Выбор книг на основе рекомендованного списка в библиотеке
| Дополнительное чтение из рекомендованного списка
| 27
| Стихи русских поэтов.
Ф. И. Тютчев,
А. Н. Майков,
А. А. Фет. (5 часов)
| Ф. И. Тютчев «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою Зимою…»
| Обобщение читательского опыта. Слушание стихотворения. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении
| Уметь:
– находить слова, выражающие чувства и мысли поэта;
– понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);
– самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения
| Выделение языковых средств художественной выразительности. Стихотворная строка. Строфа, рифма, ритм стиха.
Выбор книг в библиотеке
| Учебник, с. 102–104, выучить наизусть стихотворение
|
28
|
| А. Майков «Осень»
| Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта). Поиск слов, выражающих чувства и мысли поэта. Упражнение в выразительном чтении. Сравнение стихотворений: строение, тема, содержание
| (ставить задачу чтения, определять интонационный рисунок, подчеркивать голосом языковые средства художественной выразительности);
– выразительно читать стихотворение;
– давать оценку своему чтению
| по изучаемойтеме, опираясь на данные обложки и титульного листа
| Учебник, с. 104–105, задание 4; тетрадь, с. 63, задание 1
| 10 неделя
| 29
|
| А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Кот поет, глаза прищуря…»
| Самостоятельное чтение. Сравнение текстов стихов А. Фета. Самостоятельная подготовка выразительного чтения одного из стихов, самооценка
|
|
| Учебник, с. 106–107, выразительное чтение
| 30
| Литературное слушание. И. Бунин «Листопад»
| Выставка книг «Стихи для детей»
| Хрестоматия, с. 111–116, выразительное чтение наизусть
|
|
каникулы
| |