Скачать 0.59 Mb.
|
Рабочая программа по литературному чтению Предмет: Литературное чтение. 2 класс. УМК «Перспектива» Раздел 1. Пояснительная записка Статус программы. Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189 зарегистрированным в Минюсте РФ 3.03.2011 № 19993).
Казань: ИРО РТ,2014. – 160 с. Структура рабочей программы. Рабочая программа представляет целостный документ, включающий разделы: пояснительную записку, требования к уровню подготовки учащихся, содержание тем учебного курса, календарно-тематический план, учебно-методическое обеспечение. Общая характеристика учебного предмета. Курс литературного чтения охватывает два ключевых направления: — формирование и совершенствование навыка чтения и коммуникативно-речевых умений; — приобщение младших школьников к чтению художественной литературы, имеющей огромный потенциал с точки зрения эстетического и нравственного развития учащихся. Курс «Литературное чтение» вводит учащихся в мир большой литературы. Одна из основных его задач — сформировать у начинающего читателя интерес к книге и потребность в систематическом чтении литературных произведений, понимание того, что художественное произведение — это произведение словесного искусства; развить воображение ребенка, чувство эстетического переживания прочитанного. Другой не менее важной задачей уроков литературного чтения является формирование навыка чтения, так как он является той основой, на которой развиваются все остальные коммуникативно-речевые умения. Художественно-эстетический, коммуникативный и нравственно-мировоззренческий принципы построения программы и учебников значительно расширяют границы коммуникации младшего школьника. Помимо реального общения с окружающим миром, дети включаются процесс духовного общения с миром искусства через чтение художественных произведений и воображаемый диалог с писателем, художником, композитором. Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения. Цели обучения Программа направлена на достижение следующих целей:
Основные задачи:
Актуализация обучения младших школьников:
Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом: 1. Развитие навыков чтения: - развитие навыка осознанного и правильного чтения, - выработка плавного чтения целыми словами, - проведение речевых гимнастик для овладения нормативным способом чтения 3-4 мин, - проводить соревнования и конкурсы на лучшего чтеца, - развитие темпового чтения. 2.Развитие выразительности чтения и речи: - чтение вслух и чтение про себя, - развивать чёткую дикцию, тренировать речевой аппарат, отрабатывать и закреплять правильную артикуляцию гласных и согласных, - произносить скороговорки и чистоговорки, - обучение орфоэпическому чтению, - обучение чтению по ролям. Обогащение опыта творческой деятельности: 1.Обогащение опыта эстетического восприятия: - формировать способность воспринимать красоту природы, человека и предметного мира, - развивать способности радоваться и удивляться в процессе общения с природой, людьми, замечать красивое в окружающем мире, - формировать умение передавать впечатления от общения с природой в устной речи. 2. Развитие умения выразить свои впечатления: - проводить игры со словами, - коллективно сочинять различные истории, - составлять рассказы на свободные темы. 3.Развитие воображения, образного восприятия окружающего мира с помощью упражнений: - рисование красками, - словесными описаниями, - рассказ по собственному рисунку, - придумывание своей концовки. 4.Обогащение опыта эстетического восприятия произведений художественной литературы: - приобщать к миру поэзии, - развивать поэтический вкус. 5.Активизация способности полноценно воспринимать художественное произведение: Знать: средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение), жанры литературных произведений (сказка, рассказ, стихотворение), знать жанры фольклора (загадка, пословица, небылица, считалка. Программа состоит из разделов курса, темы различных учебных занятий. Каждый раздел темы имеет свою комплексно - дидактическую цель, в которой заложены специальные знания и умения. Принцип построения рабочей программы предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения единиц учебного материала в виде разделов, внутри которых учебный материал распределен по темам. Из разделов формируется учебный курс по предмету. В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета. Линии, общие с курсом русского языка:
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
Место предмета в базисном учебном плане. В соответствии с федеральным базисным учебным планом рабочая программа составлена по программе авторов Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого Л.А.Виноградской, из расчета 2 часа в неделю, 68 часов в год. II раздел. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать: — наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков; — 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок; — имена и фамилии 5—6 отечественных писателей. Учащиеся должны уметь: — читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов; — читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам; — читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа; — практически различать сказку, рассказ и стихотворение; — объяснять заглавие прочитанного произведения; — высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев; — устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста; — пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий; — делить текст на части в соответствии с предложенным планом; — отгадывать загадки; — находить в тексте слова, характеризующие поступки героя; — различать слова автора и героев; — определять тему произведения по заглавию; — различать и называть сказки о животных и бытовые сказки; — находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно; — ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника; — составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану. Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
Планируемые результаты по итогам обучения во 2 классе Личностные результаты В результате формирования личностных универсальных учебных действий к окончанию 2 класса у ребенка будут сформированы:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Метапредметные результаты Результатом формирования регулятивных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования познавательных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования коммуникативных универсальных учебных действий будут являться умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Предметные результаты Результатом формирования предметных умений (раздел «Виды речевой и читательской деятельности») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Круг детского чтения») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Литературоведческая пропедевтика») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Результатом формирования предметных умений (раздел «Творческая деятельность») будут являться следующие умения:
Учащиеся 2 класса получат возможность для формирования:
Раздел III. Содержание учебного курса. Задачи курса «Литературное чтение» определили содержание учебников «Литературное чтение» 2 класса и программы, которая включает следующие разделы: 1. «Круг детского чтения. Тематика». 2. «Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения». 3. «Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром». 4. «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся». Круг детского чтения. Тематика. 1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик». 2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных стран). Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов). Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей. 3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты. Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения 1. Развитие навыка чтения. — Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя. — Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных. — Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту. — Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного. 2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения. — Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану. — Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации. — Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя). — Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно. — Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя). — Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой. 3. Воспитание культуры речи и чтения. — Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи. — Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа. Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста. — Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним. — Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника. — Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании. Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром 1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений. — Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру. — Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков. — Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе. — Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному. — Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки. 2. Слушание художественных произведений. — Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова. — Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов. — Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года. 3. Перечитывание художественного произведения и его анализ. — Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания. — Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев. — Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова. — Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением. — Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д. — Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов). — Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения). — Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа). 4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами. — Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи. — Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке. — Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов. — Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»). — Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный) — Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений. По авторской программе «Перспектива» на изучение литературного чтения отводится 4 часа в неделю, по БУПу ОУ – 2 часа в неделю. Сокращение часов отражено в таблице.
|
Федеральными государственными образовательными стандартами. Данная программа рассчитана для учащихся 4 б класса. Программа «Литературное... | Ооо издательство «Вита-пресс» 2012г авторской программы Е. И. Матвеевой «Литературное чтение» //Сборник программ для начальной общеобразовательной... | ||
«Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего... | Москва, Леонтьевский переулок, дом 19/2, стр. 1 (495) 629-08-78, 629-01-18, 629-60-71 | ||
Москва, «Просвещение»2011г., примерной программы начального общего образования, на основе образовательной системы «Перспектива» | |||
Климановой, В. Г горецкого, М. В. Головановой. (образовательная программа «Школа России»). Реализация данной программы предусмотрена... | Рабочая программа разработана на основе требований фгос ноо, примерной программы по окружающему миру,на основе авторской программы... | ||
Чтение стихотворения. Наблюдение за изменением тона и рифмой (введение понятия «рифма»). Определение авторского отношения | Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012г. №273-фз |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |