"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"


Скачать 169.76 Kb.
Название"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование"
Автор: Заместитель директора по ВР: В.А. Солодовникова

МОУ прогимназии №15 «Солнышко»
Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога.

Сегодня общество испытывает самые глубокие и стремительные перемены за всю свою историю. На смену прежнему стилю жизни, когда одного образования хватало на всю жизнь, приходит новый жизненный стандарт: "ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ, ОБРАЗОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ВСЮ ЖИЗНЬ". Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства настоящего положения образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию. Воспитатель 21 века - это:

Гармонично развитая, внутренне богатая личность, стремящаяся к духовному, профессиональному, общекультурному и физическому совершенству;

Умеющий отбирать наиболее эффективные приемы, средства и технологии обучения и воспитания для реализации поставленных задач;

Умеющий организовать рефлексивную деятельность;

Обладающий высокой степенью профессиональной компетентности, педагог должен постоянно совершенствовать свои знания и умения, заниматься самообразованием, обладать многогранностью интересов.

Особенно актуальной проблема самообразования педагогов стала в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с ней являются ключевыми. Информационное общество характеризуется как общество знания, где особую роль играет процесс трансформации информации в знание. Поэтому современная система образования требует от воспитателя постоянного совершенствования знаний. Знания можно получать разными способами. На сегодняшний день педагогам предлагается огромный спектр услуг повышения квалификации: в учебных заведениях - очное обучение, очно - заочное обучение, заочное обучение, на курсах повышения квалификации, семинары и т.д.

Но, ни для кого не секрет, что большинство новых знаний и технологий утрачивает свою актуальность в среднем уже через пять лет. Проанализировав ситуацию повышения квалификации, я, как заместитель руководителя по ВР пришла к выводу, что наиболее эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов - это самообразование. Постоянное самообразование - вот тот определяющий актив жизни современного человека, который поможет не "отстать от поезда современности". Предварительно изучив инновационные методы методической работы по самообразованию, я попыталась их структурировать и применить в работе с педагогами. (см. Приложения)

Инновационные направления методической работы

маркетинговое: изучение спроса педагогов

информационное: создание единой информационной, организационной, методической, коммуникативной учебно-воспитательной среды в МОУ;

социально-адаптивное: подготовка педагогов к успешному выстраиванию профессиональной карьеры;

научно-экспериментальное: вовлечение педагогов в опытно - экспериментальную работу МОУ

психолого-педагогическое: психологическая поддержка педагогов

управленческое: повышение компетентности педколлектива

Профессиональный рост педагогов возможен только тогда, когда созданы в образовательном учреждении определенные условия. Используемые мной диагностические карты, карты самообразования, анкеты, позволяют выявить трудности в работе педагогов, их потребности. После тщательного анализа каждому педагогу, в соответствии с его профессиональными потребностями создаются условия для работы с научно-педагогической информацией, как в методическом кабинете, так и в Интернете. Мы стараемся сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности наших педагогов на муниципальном, региональном уровне. Педагоги МОУ прогимназии №15 «Солнышко» систематически принимают участие в муниципальных, региональных ярмарках педагогических инноваций, о чем свидетельствуют грамоты и дипломы; заместителем директора по УВР разработан мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность самообразования педагогов; администрация МОУ способствует формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом коллективе.

Основными критериями самообразования педагогов являются: эффективность профессиональной педагогической деятельности (рост качества образовательного процесса, воспитанности дошкольников), творческий рост педагогов, внедрение новых педагогической технологий в образовательный процесс МОУ.

Условия для формирования мотивации профессионального самосовершенствования

Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, мотивы, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы и др.

Условия профессионального роста

Самообразовательная работа над рефератом по теме

Чтение методической, педагогической и предметной литературы

Обзор в Интернете информации по теме

Посещение семинаров, конференций, уроков коллег

Дискуссии, совещания, обмен опытом с коллегами

Систематическое прохождение курсов повышения квалификации

Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег

Изучение информационно-компьютерных технологий

Общение с коллегами в МОУ, городе и в Интернете

Участие в конкурсах в Интернете

Помещение своих разработок на сайтах в Интернете
Получение новой информации помогает нашим педагогам решать новые задачи, или с большим успехом справляться со старыми. В нашем образовательном учреждении педагоги успешно занимаются самообразованием, которое предусматривает расширение и углубление профессионально-методических знаний и умений, совершенствование уровня профессиональной подготовки.

Самообразование невозможно без умения четко формулировать цель, конкретизировать проблему и фокусировать свое внимание на главных, значимых деталях, творчески переосмысливать процесс обучения и приобретаемые знания, особое место в самообразовании занимает способность к рефлексивному осмыслению и поиску нового. Сформировать данные умения у педагогов нам помогает созданная МОУ "Школа педагога - дошкольника", целью которой является: Повышение результативности методической работы по самообразованию педагогов. Она предусматривает такие формы работы, как:

- стажировка у опытного коллеги;

-лекции по заявкам педагогов;

-Тренинги;

- Практикумы;

Направления деятельности "Школы педагога- дошкольника": формирование мотивации к освоению и внедрению новых технологий, творчеству, инициативе; работа в малых группах с презентацией педагогических достижений, самооценкой и т.п.

Формы самообразования педагогов

индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня

коллективная, направленная на активное участие педагогов в методической работе МОУ.
Обучение начинается с формирования мотивации на самообразование, обеспечивается активная деятельность обучаемых.

Результативность:

Молодому педагогу самостоятельная работа по самообразованию позволит пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций.

У педагогов будет развита потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, сформируется гибкость мышления, умение моделировать и прогнозировать воспитательно-образовательный процесс, раскроется творческий потенциал.

Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, будет иметь возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности в целом.

"Школа начинающего педагога" поможет более успешно адаптироваться начинающим педагогам, позволит быстрее найти ответы на сложные для новичка вопросы, быстрее добиться успеха в работе с детьми.

При организации обучения учитывается профессиональный уровень педагогов, используются различные критерии, позволяющие методисту отнести педагогов к той или иной группе и в соответствии с этим выбрать цели и способы обучения.
Алгоритм работы над темой самообразования

  • Подбор темы

  • Определение целей и задач

  • Дата начала работы над темой

  • Подбор видов деятельности в рамках работы над методической темой

  • Подбор источников самообразования

  • Результаты самообразования и их трансляция на учрежденческом, городском, региональном уровне



Алгоритм составления плана по самообразованию

На основании выбранной темы педагог разрабатывает личный план работы над поставленной перед собой проблемой. В плане указываются:

  • название темы

  • цели

  • задачи

  • предполагаемый результат

  • этапы работы

  • сроки выполнения каждого этапа

  • действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой

  • способ демонстрации результата проделанной работы

  • форма отчета по проделанной работе


По окончании работы над темой каждый педагог должен написать отчет с анализом, выводами и рекомендациями для других педагогов.

Анкета № 2

Уважаемые педагоги!

Какие формы представления результатов самообразования для вас более приемлемы?

  • Доклад

  • Защита исследовательской работы

  • Показ воспитанниками новых форм взаимодействия в процессе обучения

  • Брошюра,

  • листовка,

  • буклет

  • Открытое занятие

  • Проведение семинара

  • Обучения коллег новым методикам

  • Практикум (тренинг)

  • Лекция




Диагностика проблем педагога

1. При проведении, каких видов занятий вы испытываете трудности?  

  • познавательное развитие

  • изобразительная деятельность

  • обучение грамоте

  • развитие элементарных математических представлений

2. Какие причины, по вашему мнению, этих трудностей?

  • материальные условия

  • большое количество детей в группе

  • отсутствие единых требований к ребенку со стороны воспитателя и родителей

  • недостаточная методическая помощь со стороны руководства

  • недостаток педагогического опыта

  • нехватка методической литературы

3. Испытываете ли Вы затруднения в общении с: родителями, детьми, руководством?

  • Да

  • Нет

  • Не знаю

4. Какие методы и приемы вы используете для активизации познавательной деятельности дошкольников?

  • на занятиях

  • в игровой деятельности

  • в труде

  • в художественной деятельности

  • Какие трудности вы испытываете в организации работы по умственному воспитанию?

5. Оцените, пожалуйста, по 10-бальной системе, в какой степени у вас сформированы гностические умения:

  • знание особенностей эмоционального развития дошкольника и умение его изучать

  • умение видеть и понимать мотивы поведения ребенка

  • умение изучать и развивать способности своих воспитанников

  • умение диагностировать волевое развитие ребенка

  • умение проанализировать и оценить свою деятельность и поведение

  • умение анализировать опыт других воспитателей с целью перенесения в собственную педагогическую деятельность

6. Какие задачи вы ставите перед собой на ближайшее время?_____________________________________________________________

7. В какой методической помощи вы нуждаетесь?

  • в прослушивании лекций по психологии, педагогике, методикам

  • в методических консультациях по отдельным разделам

  • просмотре открытых занятий у опытных воспитателей

  • в знакомстве с передовым педагогическим опытом

Диагностика

«Показатели профессионального роста педагогов»

  1. Активное творческое начало педагогов;

  2. Стремление педагога к повышению квалификационного разряда;

  3. Потребность педагога в изучении теоретической литературы в процессе обобщения идей инновационного опыта;

  4. Готовность педагога разработать тему по самообразованию исследования до конечного результата, т. е. до авторской разработки.

5. Стремление педагога выступать на разного рода педсоветах, семинарах, конференциях по развитию инновационного процесса.

Приложение № 4

Карта самообразования педагога

Фамилия, имя, отчество педагога _______________________________________


_____________________________________________________________________

По каким разделам программы хотел (а) бы повысить квалификацию

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Название темы________________________________________________________

Когда, где и по какой теме самообразования Вы работали ранее?


Место

Название темы

Форма представления результата работы над темой







*Доклад

*Защита исследовательской работы

*Брошюра

*Листовка

* Буклет

*Проведение семинара

*Обучения коллег новым методикам

*Практикум

*Лекция

*Открытый урок

* другое


Карта

оценки уровня профессионального мастерства педагогов




Вопросы для изучения


Да

Нет

Частично

Итог наблюдения

1

Использование педагогами современных программ














2

Использование педагогами современных технологий











3

Использование педагогами разнообразных форм организации работы с детьми











4

Участие педагогов в методической работе ДОУ











5

Участие педагогов в открытых мероприятиях













Приложение № 7

План самообразования педагога




Учебный год


Содержание обучения, тема самообразования

Форма представления результата


2009 – 2010













2010 – 2011













2011 – 2012

















Дата заполнения «____» ___________________ 20 ____ год

Памятка по самообразованию



Возможная проблема

Пути решения

1. Не могу определиться с темой самообразования

  • Выделите из многообразия проблем вытекающих из результатов диагностического обследования, наблюдений за детьми, анализа работы и др. ту, которая является для вас главной и решение которой могло бы дать устойчивые положительные результаты.

  • Определите актуальность данной проблемы, перспективность и практическую значимость для повышения воспитательно- образовательного процесса. При этом опирайтесь на нормативно – правовые документы: законы, письма МО РФ, конвенции, целевые программы, а так же статистические данные




2. При подборе литературы теряюсь в ее изобилии, затрудняюсь в правильном выборе


Подбор литературы:

  • Просмотр и обзор оглавления, введения, резюме дает общее представление о замысле книги, делает чтение осмысленным и целенаправленным.

  • Ответьте на вопросы: что мне известно по данной теме? Что хотелось бы узнать, исходя из предложенного в оглавлении содержания?

Составление плана изучения конкретной выбранной литературы

  • Начните с изучения традиционных методик по данной проблеме

  • Включите современные взгляды на проблему

  • Используйте опыт работы педагогов других МОУ




3. При работе с методической литературой не могу глубоко осмыслить прочитанный материал

  • По мере чтения выделяйте ключевые слова, мысли, суждения.

  • Записывайте наиболее важные, на ваш взгляд, в собственной формулировке, используя различные приемы записи прочитанного: краткое изложение мысли, факта; обобщение собственных суждений, выделение главной мысли или выделяйте главное для себя условными символами.

  • Записывайте вопросы, которые возникают по мере ознакомления с источниками.

  • Пользуйтесь справочниками, словарями, раскрывающими основные термины и понятия



4. При изучении темы возникает ощущение, что многое не запоминается.

  • Составьте план или схему полученных при изучении материалов

  • Представьте, «проиграйте» возможные ситуации и варианты практических действий




  1. Получен обширный информационный материал («каша в голове»), теряется значимость информации




  • Ответьте на вопросы: какие основные идеи изложены в пособии? Что мне известно по данной теме? Какие мысли, суждения могут быть мне полезны в практической работе с детьми.

Памятка

«Как подготовиться к докладу, выступлению»





  1. Этап – подготовка доклада, выступления.




  1. Формулировка темы, выделение стержневой проблемы и целевой установки с учетом интересов и запросов слушателей.

  2. Формулировка основных вопросов доклада, выступления.

  3. Составление развернутого плана выступления.

  4. Просмотр и чтение специальной литературы.

Подбор и систематизация наглядных материалов.

Подбор педагогических ситуаций из своего опыта и опыта коллег.

Определение порядка использования подобранных материалов в процессе изложения.

  1. Распределение материала по вопросам.

  2. Письменное изложение полного текста выступления.




  1. Этап – работа с подготовленным материалом




  1. Выделение в тексте основных смысловых частей, на которые при выступлении нужно сделать акцент.

  2. Распределение времени на изложение каждого вопроса и определение темпа выступления (пробное чтение).

  3. «Свертывание» полного текста доклада в краткую форму (тезисы, план, цитаты на карточках).




  1. Этап – подготовка к выступлению




  1. Перед тем как включиться в работу, настройтесь: сядьте или встаньте удобно, дайте себе установку на внутреннюю собранность, сосредоточение, мысленно представьте какую-либо приятную сцену, случай из собственной жизни.

  2. Перед изложением информации дайте себе установку, что окружающие являются потенциальными единомышленниками.



Памятка к исследовательской работе педагога


  1. Как правильно сформулировать тему:

  1. Формулировка от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается по схеме:

Изучаемый процесс

Предмет исследования

Условия

Изучение

Исследование

Развитие

Формирование

Становление

Воспитание

Анализ

Разработка

Организация

Влияние

и т.п.

Познавательные способности

Познавательная активность

Умения что-то делать

Личностные качества

Любознательность

Самостоятельность

Наблюдательность

и т.п.

На музыкальных занятиях

На экскурсиях в природу

В процессе изучения чего-либо

В процессе знакомства с чем – либо

В игровой деятельности

и т.п.


Например: «Развитие наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста во время прогулок в природу»

  1. Формулировка темы по схемам:
  • ЧТО – ТО как условие развития ЧЕГО – ЛИБО

  • ЧТО – ТО как средство формирования ЧЕГО – ЛИБО


  • Использование ЧЕГО – ЛИБО как средство (условие) развития (формирования, воспитания, становления и т.п.) ЧЕГО –ТО

Например:

«Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»

«Наблюдение как средство развития произвольного внимания у детей дошкольного возраста»

«Использование развивающих игр как средство формирования познавательных способностей у детей старшего дошкольного возраста»


  1. Определение актуальности и новизны исследования

Ответьте на вопрос: почему данную проблему нужно изучать сегодня, на сколько она важна и значима для практики обучения и воспитания дошкольников?

Актуальность заключается в объяснении теоретической направленности, который будет достигнут в результате выполнения работы.

Новизна может заключаться в новом решении вопросов, затрагивать региональные особенности.


  1. Формулирование цели исследования

Цель – это то, что необходимо получить или показать в результате работы, это представление об общем результате работы.

Например: тема «Развивающие игры как средство формирования познавательных способностей детей дошкольного возраста»

Цель: Показать роль и значение развивающих игр в формировании познавательных способностей детей дошкольного возраста.

  1. Формулирование задач исследования

Ответьте на вопрос, что нужно сделать, чтобы подтвердить предположение?

Схема формулирования задач


Содержание деятельности исследования

Частичный предмет деятельности

Изучить, исследовать, проанализировать, рассмотреть, обосновать, объяснить, разработать, экспериментально проверить, доказать, апробировать и т.п.

Условия, факторы, подходы, роль, значение, место, средства, возможности, целесообразность, приемы, технологии, рекомендации и т.п.


Похожие:

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconОтчет по проведенному проекту «Формирование коммуникативной компетентности...
«Формирование коммуникативной компетентности у студентов в профессиональной деятельности»

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconПлан работы «школы молодого педагога» на 2016 2017 учебный год
Цель организации «Школы молодого педагога» оказание помощи молодым и начинающим педагогам в их профессиональном становлении; формирование...

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconАнализ работы школы за 2012 2013 учебный год
Мбоу сош д. Курманаево продолжил работу над темой: «Повышение уровня профессиональной компетентности педагога в условиях модернизации...

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" icon«Портфолио педагога как творческая форма развития компетентности педагога»
Порт фолио в переводе с итальянского означает “папка с документами”, “папка специалиста”

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconПлан урока тема: «Служебное письмо, виды писем»
Формирование коммуникативной компетентности обучающихся через изучение нового вида справочно-информационного документа – деловое...

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconЗадачи производственной практики
Целью производственной практики у студентов-психологов является формирование профессиональной компетентности будущих психологов как...

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconПлан методической работы моу сош №1 на 2014-2015 учебный год Цель методической работы
Совершенствование профессиональной компетентности педагогов школы через использование эффективных методов инновационных педагогических...

\"Формирование профессиональной компетентности педагога через самообразование\" iconУрока на тему: «Формирование икт компетентности обучающихся на уроке английского языка»
Технологическая карта урока на тему: «Формирование икт – компетентности обучающихся на уроке английского языка»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru