Скачать 5.3 Mb.
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ Педагогическая деятельность представляет собой сложный и противоречивый феномен. Будучи системно-генетической по сути, она по ходу своего развития претерпевает ряд сущностных изменений, которые, вне сомнения, связаны между собой, но в то же время имеют свои, свойственные только этому этапу особенности. Это напрямую относится к вузовскому периоду обучения, который, с одной стороны, можно считать началом профессионального непрерывного образования и, соответственно, началом педагогической деятельности, а с другой, основной вид деятельности в этот период определяется как учебно-профессиональный, где превалирует учебный компонент. Значит ли это, что известное противоречие между вузовским периодом обучения и собственно профессиональной деятельностью носит непреодолимый характер? Предлагаемая монография в определенной степени есть попытка решения отмеченного выше противоречия, но и является подтверждением факта непрерывного совершенствования процесса подготовки будущих педагогов, что всегда было ведущим трендом отечественного высшего педагогического образования. Монография написана учеными, занимающимися разработкой актуальных проблем в области высшего педагогического образования. Авторы поставили перед собой задачу не просто углубить имеющиеся знания в области своей деятельности, но постараться увидеть новые грани исследуемого феномена в контексте современных требований и достижений педагогической науки и практики. Для решения поставленной задачи понадобилось определиться с ведущими научными категориями, главной из которых стала профессиональная компетентность. Осмысление данной реалии отражено в главах монографии с различных сторон, носит сущностный характер и подтверждает тот факт, что педагогическое образование в современных условиях призвано создать условия для формирования у будущего педагога компетенций, необходимых для эффективной реализации профессиональной деятельности уже на первых порах работы в образовательной системе. Кроме того, в главах монографии воплощена идея, присущая отечественному пониманию компетентностного подхода, где личностная составляющая играет далеко не последнюю роль. Логика исследовательского поиска определила структурное оформление содержания монографии, которое отражено в двух разделах. В первом разделе «Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности в процессе педагогического образования» раскрыто становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования, обоснована роль педагогического мышления как составляющей профессиональной компетентности будущих педагогов, изложены особенности организации самостоятельной работы студентов-бакалавров, выдвинута и обоснована идея необходимости формирования ценностно-смыслового отношения студентов к будущей профессии в условиях квазипрофессиональной деятельности, представлены данные проведенного исследования в области психолого-образовательного сопровождения студентов малого города и мегаполиса с различной социокультурной идентичностью, выявлена специфика форм реализации требований ФГОС при обучении русскому языку, описано современное состояние исследования педагогического авторитета, представлены основы современной контрастивной лингвистики для совершенствования подготовки студентов профиля «иностранный язык», нашла подтверждение идея творческой деятельности как основы профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов. В этом разделе читатель может ознакомиться с результатами когнитивно-дискурсивного исследования, проведенного на источниковой базе корпоративной поздравительной открытки, что важно для формирования основ корпоративной культуры будущего учителя. Здесь же дан ретроспективный анализ дидактических исследований, посвященных техническим средствам отображения и воспроизведения информации, что актуально для понимания сущности современных информационных технологий. Отдельная глава посвящена историческому прошлому института и является подтверждением идеи сохранения лучших традиций в деятельности провинциального сибирского института. Во втором разделе «Практика формирования профессиональной компетентности педагога в условиях учебно-профессиональной деятельности» опубликованы результаты практической работы по совершенствованию образовательного процесса в профессиональной подготовке будущих учителей в контексте компетентностного подхода. Здесь нашли отражение поиски и находки в области формирования таких важных составляющих практической подготовки учителя, как формирование дискурсивных умений на основе использования интерактивных форм обучения, конструктивных умений при разработке и внедрении проектной технологии. Рассмотрены основы музейной педагогики как технологии активного обучения студентов, дана сущностная характеристика деловой игры в контексте интерактивности обучения. Отдельное внимание уделено проблеме совершенствования подготовки студентов в предметных областях и преодолению формализма в знаниях будущих учителей. Значение содержащихся в монографии теоретических и практических материалов авторы видят в том, что они помогут определить новые ориентиры в исследовании образовательного процесса высшей педагогической школы в контексте происходящих социальных перемен. РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Глава 1. Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования Решение проблемы качественного изменения характера педагогического образования мы связываем с ориентированием подготовки педагога в вузе на формирование у него готовности решать профессиональные задачи через актуализацию его профессионального потенциала. Для раскрытия данной позиции обосновано введение данного понятия как определяющего сущность личностно значимого результата подготовки, требующего преобразований образовательного процесса. Предлагаемые преобразования нацелены на создание студентам возможностей раскрывать свои внутренние ресурсы, принимать на себя ответственность за достигаемый результат посредством включения в учебно-профессиональную деятельность, направленную на овладение основами профессии (видами и функциями профессиональной деятельности педагога, профессиональными ролями и позициями), на формирование готовности становиться активными членами профессионального сообщества педагогов. Актуализация профессионального потенциала студентов осуществляется через три взаимосвязанные и взаимообусловленные составляющие (ценностно-мотивационную, операционно-деятельностную, оценочно-рефлексивную) основанные на профессионально-ориентированном общении студентов, преподавателей, педагогов-практиков. Представляется, что предложенный опыт при его рефлексивном осмыслении будет востребован в реальной образовательной практике. Эпоха современного развития общества предъявляет специфические требования к личности профессионально действующего человека. При выборе инновационного пути развития. развития, стратегии перемен вне зависимости от того, какой уровень и характер носят предстоящие изменения, их эффективность будет определяться готовностью и воспитанностью каждого из субъектов, в данном случае педагогов, ученых, студентов, учащихся, родителей принять и воплотить обозначенные цели на практике. Современное педагогическое образование нуждается в существенном обновлении. Новый виток модернизации педагогического образования связывается с внедрением в практику профессионального стандарта педагога. Некоторые идеи его реализации предложены в Проекте концепции развития педагогического образования, обсуждаются в рамках серии реализуемых на государственном уровне проектов. Профессионализация подготовки педагога при этом выступает одним из ведущих аспектов предлагаемых изменений, который акцентирует внимание не только на формировании инструментальной готовности выпускника вуза к осуществлению профессиональных действий в соответствии с требованиями стандарта, но и на его подготовке к вхождению в сложную систему социально-профессиональных взаимодействий (педагог− учащиеся, педагог−педагоги, педагог−родители учащихся, педагог−администрация) [1-4, 6,9]. Осуществляемая нами экспериментальная работа по подготовке педагога, ориентированная на становление его профессиональной компетентности, позволяет качественно изменять характер образовательного процесса в вузе и обеспечивать последовательное вхождение сначала студента, а потом и выпускника в профессиональное сообщество и успешную коммуникацию в нем. Все возрастающие требования к подготовке профессионально компетентных специалистов обладающих не только знаниями, умениями и навыками, но и сформированными профессиональными компетенциями, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности актуализирует необходимость в разработке и внедрении различных инновационных подходов в систему образования. Это требует переосмысления, значительных преобразований в сложившемся подходе профессиональной подготовки. Совершенно ясно, что основным инструментом модернизации образования сегодня является не организационный, а педагогический (методы и содержание) подход, отсутствующий в системе российских образовательных реформ. Именно этот подход в ближайшей перспективе будет диктовать разумные формы образовательной когерентности. Миссия современного университета − это не научные исследования и образование, а образование через научные исследования. Результат такого образования трактуется как овладение базовыми компетенциями − когнитивными, социальными и эмоциональными, обеспечивающими достижение постоянной востребованности («sustainable employability») в обществе знаний. Различные исследования показали высокую степень совпадения компетенций «для трудоустройства» с компетенциями, которые проявляются в профессиональной деятельности. Формирование профессиональных компетенций тесно связано с активностью самого обучаемого, так как последние формируются лишь в процессе приобретения опыта, в том числе в моделируемых ситуациях профессиональной деятельности. При этом в практике обновления управления системой подготовки на первое место выходят вопросы «кто?», «как?», «когда и где?», следует управлять «чем?». Вопросы «кто?» и «какой?» «этот кто?» становятся ключевыми. Именно кто с определенными базисными ценностями, профессионально-педагогическими позициями, может осуществить осознанный, инновационный выбор того как, когда, где и чем может управлять в словиях конкретной образовательной реалии. Каким образом определяются цели таких событий? Кто и как осуществляет сопровождение обозначенной деятельностью? Возможны ли переговорные, эксперементальные площадки между студентами, учеными-теоретиками, учеными-практиками, педагогами-исследователями, общественно признанными педагогами-новаторами, «ищущими» и «страждущими» педагогами и студентами, административно-управленческим персоналом, представителями государственной власти и бизнеса? В этой связи профессионально-ориентированное обучение, подготовка педагога к решению профессиональных задач может выступить необходимой и благоприятной средой, обеспечивающей формирование компетенций в соответствии с ФГОС ВПО, формирование у выпускника готовности к работе по выбранной профессии. Все это, несомненно, актуализирует потребность к изменению самой структуры подготовки, придает ей профессионально-ориентированный многополярный, междисциплинарный смысл [1-3, 5]. Организация взаимодействия в рамках профессионально-ориентированного, интерактивного обучения («обучение-общение между теми, кто имеет знание и опыт и теми, кто желает его приобрести») востребована как в рамках подготовки выпускника, так и при повышении квалификации действующих (работающих) специалистов. Действующие специалисты являются носителями уникального профессионального опыта, обмен которым с обучаемыми-коллегами незаменим в образовательном процессе. Поэтом процесс обучения данной категории обучаемых (в данном случае магистров, аспирантов, слушателей) призван опираться на имеющийся у них профессиональный опыт и раздвигать их профессиональные границы и горизонты. В этом смысле интерактивное взаимодействие способствует преодолению ограничения, накладываемого на профессиональную деятельность традиционными методами обучения, и выступает связующим звеном между теоретическими знаниями, с одной стороны, и практикой (профессиональным опытом) – с другой. Так как информация, оставаясь не связанной с переживаниями от практического использования полученных знаний, более подвержена воздействию механизмов забывания, вытеснения или просто последующего непринятия. Однако понимание компетенции как просто способности к применению знания в учебной или «живой» среде является абсолютно недостаточным. Знания из пограничных (междисциплинарных) областей, например, никак не задействуются в осваиваемой компетенции. Следовательно, то, что востребованность диктует компетенциям, совсем не обещает быть подлинной конкурентоспособностью. В конечном счете, именно структура и содержание индивидуальных, профессионально-ориентированных знаний и умений в профессиональной аранжировке, понятых, в том числе, и как |
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования | Ляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления... | ||
Знь. Одним из показателей профессиональной компетентности воспитателя является его способность к самообразованию, которое проявляется... | Педагогическая практика (2) ставит цель содействие становлению профессиональной компетентности учителя музыки в процессе приобретения... | ||
Московский городской психолого-педагогический университет проводит мониторинг обсуждения общественно-профессиональной оценки требований... | ... | ||
Настоящее Положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования в Алтайском крае, с целью повышения... | «Формирование коммуникативной компетентности у студентов в профессиональной деятельности» | ||
В процессе обучения слушатели приобретут теоретические знания и практические навыки заполнения и формирования бухгалтерской и налоговой... | Ся необходимостью создания условий для формирования языковой компетентности учащихся через рациональные приемы умственной деятельности.... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |