Муниципальное БЮДЖЕТНОЕ общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 52 г.Челябинска»
=ПРИНЯТО= =УТВЕРЖДАЮ=
на заседании педагогического
совета
протокол № 1 от 28.08.15 Директор МБОУ
«СОШ № 52 г. Челябинска» ________________ Н.Б. Мухаметова
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска»
Челябинск, 2015 г.
Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Основная образовательная программа основного общего образования (далее Образовательная программа) МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска» разработана педагогическим коллективом в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897); с учетом образовательных потребностей и запросов обучающихся, на основе анализа деятельности образовательной организации с учетом возможностей учебно-методических комплексов. Образовательная программа определяет цель, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательных отношений в МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска» на ступени основного общего образования.
Нормативно-правовой базой Образовательной программы являются:
• Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.12 г. № 273 – ФЗ);
• Нормативные документы МОиН РФ, МОиН Челябинской области, Комитета по делам образования г. Челябинска;
• Конвенция о правах ребёнка;
• Гигиенические требования к условиям обучения школьников в современных образовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.1178-02);
• Устав школы и локальные акты;
• Лицензия образовательного учреждения.
Образовательная программа представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающим определенное направление деятельности образовательной организации. Единство программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска».
Образовательная программа в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:
- пояснительная записка;
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования;
- система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования;
- программа развития универсальных учебных действий на ступени основного общего образования;
- программы отдельных учебных предметов, курсов;
- программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- программа коррекционной работы;
- программа внеурочной деятельности;
- учебный план, план внеурочной деятельности;
- система условий реализации основной образовательной программы.
Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
Цель реализации основной образовательной программы основного общего образования — обеспечение выполнения требований Стандарта.
Достижение поставленной цели при разработке и реализации образовательным учреждением основной образовательной программы основного общего образования предусматривает решение следующих основных задач:
— формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, самосовершенствование обучающихся, обеспечивающие их социальную успешность, развитие творческих способностей, сохранение и укрепление здоровья;
— обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья;
— становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности и неповторимости;
— обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего образования;
— обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;
— установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации;
— обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательных отношений, взаимодействия всех участников;
— взаимодействие образовательной организации при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами;
— выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики с использованием возможностей образовательных организаций дополнительного образования детей;
— организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
— участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада;
— включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (района, города) для приобретения опыта реального управления и действия;
— социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, сотрудничестве с базовыми предприятиями, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
— сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности.
В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
— воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава;
— формирование соответствующей целям общего образования социальной среды развития обучающихся в системе образования, переход к стратегии социального проектирования и конструирования на основе разработки содержания и технологий образования, определяющих пути и способы достижения желаемого уровня (результата) личностного и познавательного развития обучающихся;
— ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
— признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;
— учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли, значения видов деятельности и форм общения при построении образовательного процесса и определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;
— разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося, в том числе одарённых детей, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная образовательная программа формируется с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11—15 лет, связанных:
— с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося — направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебныхцелей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества;
— с осуществлением на каждом возрастном уровне (11—13 и 13—15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля, оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временной перспективе;
— с формированием у обучающегося научного типа мышления, ориентирующего на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром;
— с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками;
— с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской, лекционно-лабораторной, исследовательской.
Переход обучающегося в основную школу совпадает с предкритической фазой развития ребёнка — переходом к кризису младшего подросткового возраста (11—13 лет: 5—7 классы), характеризующемуся началом перехода от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости, а также внутренней переориентацией подростка с правил и ограничений, связанных с моралью послушания, на нормы поведения взрослых.
Второй этап подросткового развития (14—15 лет: 8—9 классы) характеризуется:
— бурным, скачкообразным характером развития, т. е. происходящими за сравнительно короткий срок многочисленными качественными изменениями прежних особенностей, интересов и отношений ребёнка, появлением у подростка значительных субъективных трудностей и переживаний;
— стремлением подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
— особой чувствительностью к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
— процессом перехода от детства к взрослости, отражающимся в его характеристике как «переходного», «трудного» или «критического»;
— обострённой, в связи с возникновением чувства взрослости, восприимчивостью к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях, порождающей интенсивное формирование на данном возрастном этапе нравственных понятий и убеждений, выработку принципов, моральное развитие личности;
— сложными поведенческими проявлениями, вызванными противоречием между потребностью в признании их взрослыми со стороны окружающих и собственной неуверенностью в этом (нормативный кризис с его кульминационной точкой подросткового кризиса независимости, проявляющегося в разных формах непослушания, сопротивления и протеста);
— изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок и изменением характера и способа общения и социальных взаимодействий — объёмы и способы получения информации (СМИ, телевидение, Интернет).
Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения.
Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый.
Особенности реализации Образовательной программы в МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска»:
Реализация Образовательной программы в МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска» осуществляется на основе лицензии (серия А № 0001961 регистрационный номер № 8375 от 21 октября 2011 года), свидетельства о государственной аккредитации (ОП 005789 регистрационный номер № 865 от 27 декабря 2011 года).
Структура образовательной среды: образовательная организация аттестована по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования.
Характеристика образовательных потребностей родителей. Анализ результатов анкетирования родителей выявил важнейшие черты выпускника школы № 52: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира, готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Наш выпускник доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готов обучаться в течение жизни.
Нормативы образовательной нагрузки определены исходя из продолжительности учебной недели – 5 дней (в 5-7 классах), 6 дней (в 8-9-х классах). Предельно допустимая аудиторная учебная нагрузка не превышает определённую учебным планом максимальную учебную нагрузку и составляет 5845 часов за 5 лет. Продолжительность учебного года на второй ступени общего образования составляет 35 недель. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Учебные занятия проходят в 1 смену, продолжительность урока в основной школе составляет 45 минут. Учебный год делится на полугодия, полугодия – на четверти.
Основной формой организации обучения является классно-урочная система.
Традиции МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска»:
Обогащение содержания гражданско-правового образования и патриотического воспитания в МБОУ «СОШ № 52 г. Челябинска» происходит путем укрепления школьных традиций:
- Общешкольная торжественная линейка, посвященная «Дню знаний»;
- «Осенний марафон» - конкурсно-игровая программа экологической направленности;
- «День самоуправления»: обмен социальными ролями (учащиеся 11-х классов – «учителя», «представители администрации школы»); приобретение нового опыта общения с учащимися 1-х – 10-х классов в ходе проведения уроков;
- «День пожилого человека» - концертная программа для ветеранов;
- День учителя: поздравление педагогического коллектива, творческих мастерских;
- «Новогодние забавы»: конкурсно-игровая программа, театрализованные представления классов, новогодний кинофестиваль, дефиле новогодних костюмов;
- День всех влюбленных (14 февраля);
- «Юноши присягают России» (23 февраля);
- Открытие театрального сезона: выступление театральной студии «Карамболь» на районном конкурсе «Серебряная маска»;
- «Весна идёт» (8 марта): концерт для педагогов школы в честь Международного женского дня, поздравление педагогического коллектива учащимися, конкурсно-игровая программа;
- участие вокальной студии «Забияки» в конкурсе «Хрустальная капель»;
- «День Победы»: конкурсы, социальные проекты, общешкольные классно-семейные праздники с приглашением ветеранов Великой Отечественной войны, школьная научно-практическая конференция, кинолекторий «Эхо минувшей войны»;
- Праздник последнего звонка: вальс выпускников, торжественное мероприятие для выпускников, учителей и родителей;
- Выпускной бал для учащихся и родителей 9,11 классов. Образовательная программа представляет собой целостную информационно-образовательную среду для основной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».
|