Скачать 6.35 Mb.
|
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №43 (далее ООП ООО) разработана педагогическим коллективом школы в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:
Данная ООП ООО рассчитана на 5 лет (2015-2020гг.). ООП ООО составлена на основе «Примерной основной образовательной программы основного общего образования», которая одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (2011г, программа подготовлена институтом стратегических исследований в образовании РАО. Научные руководители: член-корреспондент РАО А. М. Кондаков, академик РАО Л. П. Кезина. Составитель: Е. С. Савинов). Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Федеральном законе от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 3):
Краткая характеристика учебного заведения МБОУ г. Иркутска СОШ № 43 – одно из старейших учебных заведений, расположенных в посёлке Авиастроителей Ленинского административного округа. Школа была открыта в 1936г. с максимальной наполняемостью – 230 учащихся. Сегодня в школе обучается 574 школьника с 1 по 11 класс. Образование в ОУ трёхуровневое: начальная школа, основная школа, средняя школа. Обучение ведётся на русском языке. Учебный процесс организован в две смены по пятидневной учебной неделе для учащихся 1 классов и шестидневной – для учащихся 2-11 классов. В 2013 году школа была открыта после проведения капитального ремонта, во время которого к основному зданию школы был пристроен спортивный модуль с двумя учебными кабинетами. Открытие модуля способствовало размещению в основном здании школы актового зала на 90 мест, который используется для проведения урочной и внеурочной деятельности. Образовательное учреждение находится на окраине заводского посёлка, удалено от учебных заведений СПО и ВПО, а также от культурно-развлекательных организаций. Данный факт позволил расширить границы социального партнёрства образовательного учреждения с целью оказания помощи обучающимся в выборе курсов дополнительного образования и организации внеурочной занятости школьников. Анализ социального паспорта школы показал, что 41,3% учащихся проживают в частном секторе в неблагоустроенных домах, 12% семей не имеют собственного жилья. Уровень образования родителей обучающихся также недостаточно высок: высшее образование имеют 27,6% родителей, среднее специальное – 47%. В связи с этим мы выбрали модель образовательного учреждения – школа как основа социально-культурного развития личности школьников, которая способна удовлетворить социальные и образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса. Основной миссией школы является создание такой школы, которая позволит обеспечить успешную социализацию обучающегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях современного общества. Развитие школы в настоящий период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста обучающегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Целями реализации ООП ООО являются: – обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником целевых установок, знаний, умений, навыков, компетенций и компетентностей, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями обучающегося среднего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья; – становление и развитие личности в её индивидуальности, самобытности, уникальности, неповторимости; – модернизация образовательной среды, направленной на становление социальной компетентности личности школьника, определяющую готовность к профессионально-трудовой деятельности, выполнению гражданских, семейных функций, эффективную социально-профессиональную реализацию и успешную социализацию в обществе в условиях нового качества образования. Для достижения поставленных целей при реализации ООП ООО педагогический коллектив школы поставил следующие основные задачи: – обеспечение соответствия ООП ООО требованиям Стандарта; – обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования; – обеспечение доступности получения качественного основного общего образования, достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; – установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала школы, обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого обучающегося, формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на соответствующем культурном уровне развития личности, созданию необходимых условий для её самореализации; – обновление технологий и содержания образования в соответствии с поставленными целями; – обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации образовательного процесса, взаимодействия всех его участников; – взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной программы с социальными партнёрами; – выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; – организация интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности; – участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды, школьного уклада; – социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация обучающихся при поддержке педагогов, психологов, социальных педагогов, учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы; – сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся, обеспечение их безопасности; – совершенствование системы управления, в школе; – подготовка педагогов к инновационной деятельности: повышение педагогического мастерства, формирование навыков субъект-субъектного педагогического взаимодействия; – разработка и реализация системы мониторинга, как средство управления развитием школы, совершенствования методов оценки и получения объективной информации о состоянии педагогического процесса. – развитие материально-технической базы школы, совершенствование дизайна помещений в соответствии с требованиями нового качества образования. В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
-технологию продуктивного чтения; -проблемно-диалогическую технологию; - технологию оценивания образовательных достижений; - технологии проектной и исследовательской деятельности; - ИКТ-технологии;
ООП ООО разработана с учётом психолого-педагогических особенностей развития детей 11-15 лет, связанных: – с переходом от учебных действий, характерных для начальной школы и осуществляемых только совместно с классом как учебной общностью и под руководством учителя, от способности только осуществлять принятие заданной педагогом и осмысленной цели к овладению этой учебной деятельностью на ступени основной школы в единстве мотивационно-смыслового и операционно-технического компонентов, становление которой осуществляется в форме учебного исследования, к новой внутренней позиции обучающегося – направленности на самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества; – с осуществлением на каждом возрастном уровне (11-13 и 13-15 лет) благодаря развитию рефлексии общих способов действий и возможностей их переноса в различные учебно-предметные области, качественного преобразования учебных действий моделирования, контроля и оценки и перехода от самостоятельной постановки обучающимися новых учебных задач к развитию способности проектирования собственной учебной деятельности и построению жизненных планов во временнóй перспективе; – с формированием у обучающегося научного типа мышления, который ориентирует его на общекультурные образцы, нормы, эталоны и закономерности взаимодействия с окружающим миром; – с овладением коммуникативными средствами и способами организации кооперации и сотрудничества; развитием учебного сотрудничества, реализуемого в отношениях обучающихся с учителем и сверстниками; – с изменением формы организации учебной деятельности и учебного сотрудничества от классно-урочной к лабораторно-семинарской и лекционно-лабораторной исследовательской. Таким образом, ООП ООО, прежде всего, учитывает возрастные особенности подросткового возраста и обеспечивает достижение образовательных результатов основной школы через два ее последовательных этапа реализации: 1 этап 5-6-ые классы – образовательный переход из младшего школьного возраста в подростковый. На данном этапе образования ООП ООО обеспечивает: - организацию сотрудничества между младшими подростками и младшими школьниками (разновозрастное сотрудничество), что позволяет решить проблему подросткового негативизма в его школьных проявлениях (дисциплинарных, учебных, мотивационных); - разворачивание содержания учебного материала отдельных учебных дисциплин как возможность рассмотрения его другими глазами, что позволяет педагогам организовать изучение учебного материала на переходном этапе таким образом, что обучающиеся 5-6-х классов смогли работать над обобщением своих способов действий, знаний и умений в новых условиях с другой позиции – учителя, а также выстроить пробно-поисковые действия по определению их индивидуальных возможностей (индивидуальной образовательной траектории); - формирование учебной самостоятельности обучающихся через работу в позиции «учителя», основанной на способности, удерживая точку зрения незнающего, помочь ему занять новую точку зрения, но уже не с позиции сверстника, а учителя; - учебное сотрудничество между младшими и старшими подростками, что дает возможность педагогам организовать образовательный процесс так, чтобы младшие подростки, выстраивая свои учебные отношения со старшими подростками, могли бы сами определять границы своих знаний-незнаний и пробовать строить собственные маршруты в учебном материале; - организацию образовательного процесса через возможность разнообразия выбора образовательных пространств (учения, тренировки, экспериментирования) обучающихся; - организацию взаимодействия между учащимися, между учащимися и учителем в образовательном процессе через письменные дискуссии при работе с культурными текстами, в которых должны содержаться разные точки зрения, существующие в той или другой области знания, предмете рассмотрения. Этап 7-9 классы – этап самоопределения и индивидуализации. На данном этапе образования содержание ООП ООО обеспечивает: - наличие разнообразных организационно-учебных форм (уроки, занятия, тренинги, проекты, практики, конференции, выездные сессии и пр.) с постепенным расширением возможностей обучающихся осуществлять выбор уровня и характера самостоятельной работы; - места социального экспериментирования, позволяющего ощутить границы собственных возможностей обучающихся; - выбор и реализацию индивидуальных образовательных траекторий в заданной учебной предметной программой области самостоятельности; - организацию системы социальной жизнедеятельности и группового проектирования социальных событий, предоставление обучающимся поля для самопрезентации и самовыражения в группах сверстников и разновозрастных группах; - создание пространств для реализации разнообразных творческих замыслов обучающихся, проявление инициативных действий Учёт особенностей подросткового возраста, успешность и своевременность формирования новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности напрямую связано с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения. Объективно необходимое для подготовки к будущей жизни подростка развитие его социальной взрослости требует и от родителей (законных представителей) решения соответствующей задачи воспитания подростка в семье, смены прежнего типа отношений на новый, что также находит отражение в основной образовательной программе основного общего образования. ООП ООО продолжением основной образовательной программы начального общего образования. Анализ достижения планируемых результатов на выходе обучающихся из 4 класса и перехода на новый уровень обучения (5 класс) показал следующее. 1. Учебные результаты. На выходе из начальной школы обучающиеся имеют следующие предметные результаты (Таблица 1.): Таблица 1. Учебные результаты освоение ООН НОО выпускников 4-ых классов
Анализ таблицы свидетельствует о том, что уровень успеваемости выпускников 4-ых классов соответствует 100%. Качество знаний соответствует базовому уровню. Средний балл соответствует 3,6 – 3,8. При этом наиболее низкие результаты отмечены по таким учебным предметам, как «математика» и «русский язык». Для решения данной проблемы в учебном плане параллели 5-ых классов в части, формируемой образовательным учреждением на 2015-2016 учебный год предусмотрены дополнительно часы на усиление данных предметов. 2. Личностные результаты. Таблица 2. Личностные результаты освоение ООН НОО выпускников 4-ых классов
До 50% - низкий уровень 51-65% - базовый уровень 66-80% - повышенный уровень 81-100% - высокий уровень Из таблицы 2 видно, что среди основных личностных результатов хуже всего у учащихся 4-ых классов развиты такие показатели, как самооценка своей деятельности и самого себя. С целью создания условий для формирования навыков объективной самооценки в 5-ых классах вводится портфолио с целью помочь подростку увидеть себя со стороны. Данная работа будет включена во внеурочную деятельность через систему часов классного руководителя. Также недостаточно (для обеспечения качества образования) сформирована мотивация учебной деятельности выпускников 4-ых классов (на базовом уровне). Можно предположить, что при переходе в 5-ый класс уровень учебной мотивации заметно снизится. Это связано с так называемым мотивационным кризисом, совпадающим с кризисом препубертатного возраста. С целью профилактики данного явления в рамках ООП ООО предусмотрена междисциплинарная программа, направленная на повышение адаптивных возможностей учащихся при переходе в 5-ый класс, одной из задач которой является формирование учебной мотивации. 3. Метапредметные результаты. Таблица 3. Метапредметные результаты освоение ООН НОО выпускников 4-ых классов
До 50% - низкий уровень 51-65% - базовый уровень 66-80% - повышенный уровень 81-100% - высокий уровень Планируемые результаты развития УУД, прописанные в основной образовательной программе НОО, реализованы в основном на базовом и повышенном уровнях, причём уровень развития познавательных УУД ниже уровня развития регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий. С целью повышения уровня развития УУД в ООП ООО предусмотрены часы внеурочной деятельности. Формирование навыков смыслового чтения будет продолжено по всем предметным линиям в 5-9 классах. С этой целью в ООП ООО внесены формы работы с учителями-предметниками по ознакомлению с новыми приёмами работы по данному направлению (Дорожная карта, план методических мероприятий). Формирование ИКТ-компетентности школьников будет продолжено в ходе изучения предмета «Информатика и ИКТ», а также в ходе работы с ИКТ-технологиями по основным образовательным дисциплинам и предметам, включённым во внеурочную деятельность. Также для решение перечисленных проблем в рамках реализации ООП ООО предусмотрено 5 междисциплинарных программы:
3. Программа «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом» 4. Программа «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности» 5. Программа «Адаптация пятиклассников обучающихся 5 класса при переходе на II уровень обучения» Все программы прописаны в соответствующих разделах основной образовательной программы основного общего образования. Участниками образовательных отношений МБОУ г. Иркутска СОШ №43 по введению ФГОС основного общего образования являются:
Социальные партнеры школы:
1.2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1.2.1 Общие положения Реализация ООП ООО направлена на достижение планируемых результатов освоения обучающимися всех компонентов, составляющих содержательную основу образовательной программы и представляют собой систему ведущих целевых установок и ожидаемых результатов освоения программы. Они обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, выступая содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, с одной стороны, и системы оценки, модели выпускника – с другой. На основе ФГОС начального общего и основного общего образования, модели выпускника начальной школы и образа выпускника МБОУ г. Иркутска СОШ №43 (программа развития школы) разработана модель выпускника основной школы. Выпускник школы представляется конкурентоспособным человеком, который может адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде. При этом для него значимы общечеловеческие ценности, такие как доброта, гуманизм, справедливость, сострадание по отношению к ближним. Социальный оптимизм выпускника школы базируется на универсальной школьной подготовке, хорошо развитых коммуникативных качествах и стремлении к непрерывному совершенствованию. Представления о выпускнике определяют необходимость такого построения образовательного процесса, при котором учащиеся чувствуют себя уверенными в собственных силах и ориентируются на различные достижения. При этом знания, умения и навыки учеников сопоставляются как с уровнем обязательных требований, так и с уровнем их предыдущих учебных результатов. Ориентируясь на представления о выпускнике, школе необходимо достичь такого качества образовательного процесса, при котором:
Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: 1) личностный рост и саморазвитие учащегося, 2) активную социализацию учащегося в системе социальных отношений современного общества. Это логично подвело нас к определению образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ |
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош n 80 на 2015-2020 учебные годы разработана на основе следующих... | ... | ||
Основная образовательная программа основного общего образования мбоу сош №6 – нормативный правовой документ образовательного учреждения,... | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Цели, задачи школы на ступени основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта к результатам... | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сакмарская... | ||
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования | ||
Целевой раздел основной образовательной программы основного общего образования | Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «сош №9... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |