Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», обучающихся по магистерской программе «Управление образованием, изучающих дисциплину «Институциональные предпосылки региональной образовательной политики».
Программа разработана в соответствии с:
Образовательный стандарт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» по направлению подготовки 081100.68 Государственное и муниципальное управление Уровень подготовки: Магистр http://www.hse.ru/data/2013/03/19/1292571107/ОрОС_ГМУ_магистратура_от%2024.06.2011%20№%2026.pdf
Образовательной программой подготовки магистров по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;
Образовательной программой «Управление образованием» по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление»;
Рабочим учебным планом университета подготовки магистра по направлению 081100.68 «Государственное и муниципальное управление», по программе «Управление образованием» 2013 г..
Цели освоения дисциплины
Освоение дисциплины «Институциональные предпосылки региональной образовательной политики» должно способствовать решению проблем профессиональной подготовленности действующих или потенциальных руководителей образовательных организаций и образовательных систем (подсистем) , которым предстоит практическая деятельность по формированию и реализации образовательных политик как на уровне отдельно взятой организации, так и на уровне районной и\или региональной системы образования.
Основные цели освоения дисциплины заключаются в:
осмыслении институциональной составляющей при формировании образовательной политики системы (подсистемы) на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
формировании понимания важности формальных и неформальных институтов, их взаимосвязи, взаимодействия и координации при формировании программ развития образовательных систем и учреждений;
приобретении навыков и опыта анализа образовательной стратегии и ее реализации на различных уровнях;
в уяснении обучающимися связи между действующими формальными и неформальными институтами, отвечающими или не соответствующим вызовам современного этапа общественного развития, и изменениями характера отношений в сфере образования.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины магистрант должен: понятийный аппарат теории институциональной экономики;
содержание основных теорий, концепций и методов институционального анализа в применении к социальной сфере;
базовые институты, действующие и формирующиеся в области управления образовательными системами на всех уровнях системы (федерации, региона, района, организации);
основы стратегирования и применимости их к формированию образовательных стратегий;
основные направления повышения эффективности государственного управления в сфере образования .
критически оценивать документы стратегического характера в области образовательной политики, образовательных реформ как на межрайонном так и на межрегиональном уровнях;
научиться анализировать и совершенствовать аналитические документы и программы развития образования с точки зрения достижения результатов
объяснять институциональное обустройство развития образовательных систем (на разных уровнях управления);
прогнозировать возможные институциональные изменения в случае реализации, а также появлении новых «хороших и плохих» институтов в случае реализации собственных образовательных стратегий;
использовать основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач, способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы
Иметь навыки (приобрести опыт)
выявления, анализа и решения институциональных проблем в своих организациях и образовательных подсистемах.
работы с нормативными актами, иными документами, а также текстами по теории государственного управления;
подготовки проектов нормативных правовых актов, их технико-экономического обоснования;
осуществления элементарного институционального анализа с позиций нормы и права;
выделения институциональной составляющей при формировании образовательной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы;
использования подходов институционального анализа в работе по описанию, прогнозированию проблемных ситуаций из управленческой практики;
работы с информацией в контексте учебного курса в глобальных компьютерных сетях
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ОСНИУ ВШЭ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Способен предлагать
концепции, модели,
изобретать и
апробировать способы
и инструменты
профессиональной
деятельности
|
| СК-М2
| -оценивает управленческие модели на уровне региона в связи с уровнем сформированности институциональной среды;
- оценивает возможности институциональной среды для решения определенных управленческих задач;
- интерпретирует теоретические конструкции институционального развития применительно к поставленной задаче.
| Дискуссионные технологии, доклады; экспертное оценивание программ развития образовательных систем
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-М4
| - демонстрирует понимание необходимости совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень;
| Работа с кейсами, проектная деятельность в группах, деловые игры.
| Способен принимать управленческие решения, оценивать их возможные последствия и нести за них ответственность
| СК-М5
| Демонстрирует способность отстаивать свои позиции в профессиональной среде, нести за них ответственность.
| Технология «дебаты», работа с кейсами, семинарские занятия, групповая проектная работа
| Способен использовать социальные и мультикультурные различия для решения проблем в профессиональной и социальной деятельности
| СЛК-М2
| Владеет способностью использовать понимание социальных и мультикультурных различий при проектировании и реализации образовательных стратегий
| Работа с кейсами, групповая проектная работа
| Способен определять, транслировать общие цели в профессиональной и социальной деятельности
| СЛК-М3
| Владеет способностью постановки общих целей, соотнося их с формальными и неформальными институтами в организации и системе
| Проектная деятельность, дискуссионные технологии, технологии, включающие самопрезентацию
| Способен строить профессиональную деятельность и делать выбор, руководствуясь принципами социальной ответственности
| СЛК-М7.1
(ГМУ)
| Применяет технологии институционального проектирования, руководствуясь принципами социальной ответственности
| Коллоквиумы, работа с кейсами, проектная деятельность, дискуссионные технологии.
| Способен порождать принципиально новые идеи и продукты, обладает креативностью, инициативностью
| СЛК-М8
| Демонстрирует способность порождать новые идеи и продукты в области разработки образовательных стратегий с учетом институциональных предпосылок и оснований для их реализации; демонстрирует креативность и инициативность при решении профессиональных задач.
| Групповая работа с кейсами, деловые игры, дискуссионные технологии
| Способен создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение нормативных документов в профессиональной деятельности
| СЛК-М9.1
(ГМУ)
| Владеет способностью создавать, описывать и ответственно контролировать выполнение нормативных документов в процессе разработки и реализации образовательных политик
Демонстрирует понимание институциональной составляющей нормативных документов
| Лекционные занятия, работа с кейсами по составлению аналитических записок, экспертная деятельность.
| Способен руководить, осуществлять контроль и координацию деятельности в различных сферах государственного и муниципального управления.
| ПК-12
| Владеет методами и специализированными средствами для руководства, контроля и координацию деятельности в сфере образования государственного и муниципального управления
Используeт основные положения и методы институционального анализа при решении профессиональных задач.
| Работа с кейсами, групповая проектная деятельность, индивидуальные проекты в части экспертизы образовательных проектов.
| Способен самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере государственного и муниципального управления
| ПК-21
| Владеет способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую работу в сфере государственного управления с точки зрения институционального подхода
| Творческие домашние задания по предпроектным исследованиям, курсовые исследования, эссе по дисицплине.
| Способен осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять её анализ и синтез для обоснования управленческих решений в области государственного и муниципального управления.
| ПК-22
| Владеет способностью осуществлять верификацию, структуризацию и критическую оценку информации, получаемой из различных источников, и осуществлять её анализ и синтез для обоснования управленческих решений, в т.ч. используя институциональную теорию.
| Самостоятельная работа, домашние задания, дискуссии, коллоквиумы.
| 4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин программы, обеспечивающих базовую подготовку магистра для направления 081100.68 «Государственное и муниципальное управление».
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория и механизмы современного государственного управления», «Управление образовательными системами», «Экономика образовательных систем и организаций», « Сравнительный анализ образовательных систем: международный аспект», «Стратегическое развитие образовательных систем и организаций на основе проектного менеджмента».
Для освоения данной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
- знать основы экономики и адекватно применять экономические термины;
- знать и объяснять основные направления развития образовательной организации, системы региона, страны;
- объяснять стратегию и тактику развития образовательных систем и организаций;
- проводить сравнительный анализ образовательных систем и организаций;
- владеть методами ( приемами) принятии управленческих решений;
- уметь пользоваться Интернет- ресурсами и поисковыми системами;
- владеть навыками составления аналитических записок и отчетов; различать жанровую принадлежность отчета, исследования, проекта и пр.
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении таких дисциплин программы, как «Современные вопросы образовательного права»; «Управление инновациями и социальными изменениями»; «Современные тенденции в российской и международной экономиках»; научно- исследовательском семинаре «Оценка качества образовательных систем».
5. Тематический план учебной дисциплины
Название разделов и тем
| Всего
часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Раздел 1. Институты и развитие: введение в теорию вопроса и практику образовательной политики.
| 90
| 14
| 18
| 58
| Тема 1. Институты – как «правила игры в обществе..» | 14
| 2
| 4
| 8
| Тема 2. Право собственности, как определяющий институт экономических отношений. | 16
| 2
| 4
| 10
| Тема 3. Трансакционные издержки: применимость понятия в сфере образования
| 16
| 4
| 2
| 10
| Тема 4. Феномен «государства»: институциональный подход.
| 14
| 2
| 2
| 10
| Тема 5. Развитие и институты: устойчивое развитие, модернизация, реформирование. | 14
| 2
| 2
| 10
| Тема 6. Институциональные ловушки: возможности формирования в сфере образования. | 16
| 2
| 4
| 10
| Раздел 2. Базовые институты в образовательной политике образовательной системы и образовательной организации
| 72
| 10
| 12
| 50
| Тема 7. Формальные и неформальные институциональные рамки в образовании: анализ ситуации. | 14
| 2
| 2
| 10
| Тема 8. Институт финансирования системы образования: отечественный опыт и международный аспект. | 14
| 2
| 2
| 10
| Тема 9. Институт оплаты труда и формирования кадровой политики в системе образования. | 16
| 2
| 4
| 10
| Тема 10. Институты государственного задания и автономии образовательной организации .
| 14
| 2
| 2
| 10
| Тема 10. Институциональные предпосылки и ресурсные возможности инноваций в образовании | 14
| 2
| 2
| 10
| ИТОГО | 162
| 24
| 30
| 108
|
6. Формы контроля знаний магистрантов Тип
Контроля
| Форма
контроля
| Первый модуль
| Параметры
| сент
| Окт
| нояб
| Дек
| Текущий контроль
| Контрольная работа
|
| *
|
|
| Письменная работа (тест из 20 заданий) 25 мин
| коллоквиум
|
|
|
| *
| Обсуждение тем на основе мини-сообщения с презентациями по теме, выбранной из перечня, предложенного преподавателем
| Аудиторная работа ( накопительные бонусы)
| Групповые проекты
| *
| *
| *
| *
| Дается в качестве бонусов для накопительной оценки, выполнение на добровольных условиях, не входит в РУП.
Тест контроль включает открытое задание на проектирование институциональных ловушек
Эссе выполняется по желанию - по теме, выбранной в контексте магистерской диссертации
| Контрольная работа
( тест-контроль)
|
|
| *
|
| Самостоятельная работа ( накопительные бонусы)
| Эссе в контексте диссертационного исследования ( не более 2 страниц текста формата А4)
| *
| *
| *
| *
| Итоговый1
| Зачёт/экзамен
|
|
|
| *
| Письменная работа (тест из 20 заданий) 25 минут
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков 6.1.1.Критерии оценки контрольной работы( максимум 10 баллов)
За каждое верно выполненное тестовое задание выставляется 0,5 балла, за неверно выполненное тестовое задание – 0 баллов; максимальная оценка = 10 баллов. 6.1.2. Критерии оценки мини –доклада и его обсуждения на коллоквиуме ( максимум 10 баллов)
Блоки оценки содержания (К оценивания = 0,4)
Проблемный характер.
Завершенность представления выявленной проблемы .
Последовательность в изложении.
Четкая формулировка выводов .
Блок оценки представления ( К оценивания = 0,2)
Доступность, ясность излагаемого материала.
Живое изложение, умение заинтересовать.
Убедительность выступления.
Культура речи, четкость дикции, темп изложения.
Логическая завершённость выступления.
Соблюдение регламента выступления.
Блок оценки презентации основных результатов работы по проекту в Power Point ( К оценивания = 0,2)
Текст легко читается, фон сочетается с текстом и графическими файлами.
Логическая последовательность информации на слайдах.
Общее впечатление от просмотра презентации.
Блок оценки ответов на вопросы ( К оценивания =0,2)
Уровень владения проблемой.
Уровень аргументации при ответе на вопросы.
Доброжелательность.
Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки за проект балл блока умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания), далее суммируется и определяется итоговый балл за работу по коллоквиуму .
6.1.3. Критерии оценки эссе 2(бонусная программа - максимум 10 баллов)
Блок оценки соответствия жанру ( К оценивания =0,5)
Жанр эссе - свободный текст с ясно сформулированной проблемой, изложением сути и аргументами об актуальности проблемы;
Желателен факт обобщения материала о каких-либо исследованиях в данной области. Возможно, эссе построено как комментарии к статье, актуальной для магистерского исследования;
Предложены варианты решения проблем(ы), которые базируются на доступной информации
Необходимы ссылки на мнение ( статьи, интервью и пр.) о рассматриваемой в эссе проблеме других авторов ( кроме автора эссе).
Блок оценки соответствия объемам ( К оценивания =0,15).
Объем эссе не должен превышать 2,0 страниц формата А4.
Блок оценки текста ( К оценивания =0,35).
Текст эссе должен быть понятен, научные термины, выражения, которые используются при исследовании той или иной проблемы необходимо заменять понятиями для широкой аудитории. В случае невозможности их заменить иными, они могут быть оставлены, но обязательно приводиться в сноске с расшифровкой.
Максимальная оценка по каждому блоку - 10 баллов. Для выставления окончательной оценки эссе балл блока умножается на соответствующий коэффициент оценивания (К оценивания), далее суммируется и определяется итоговый балл за работу по составлению аналитической записки.
6.1.4. Критерии оценки за контрольную - ответ на открытый вопрос ( бонусная программа – максимум 10 баллов)
Знание фактического материала, усвоение общих представлений, понятий, идей – 3 балла;
Степень обоснованности аргументов и обобщений (полнота, глубина, всесторонность раскрытия темы, логичность, корректность аргументации и системы доказательств, характер и достоверность примеров, широта кругозора автора, наличие знаний интегрированного характера, способность к обобщению) – 5 балла;
Использование литературных источников – 1 балл;
Культура письменного изложения материала – 0,5 балла;
Культура оформления материалов работы – 0,5 балла. Критерии оценки итогового контроля( максимум 10 баллов)
За каждое верно выполненное тестовое задание выставляется 0,5 балла, за неверно выполненное тестовое задание – 0 баллов; максимальная оценка = 10 баллов.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине Результирующая оценка формируется путем накопления. Отдельно зачет по дисциплине не проводится.
Орезульт = Онакопл ,
где Орезульт - результирующая оценка; Онакопл. - накопленная оценка;
Онакопленная = 0,6·Отекущий + 0,2·Оауд. + 0,2·Осам.работа, где
Отекущий - оценка за текущий контроль;
Оауд - оценка за аудиторную работу на лекциях и семинарах ;
Осам.работа - оценка за самостоятельную работу
Отекущий рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУПе Отекущий = 0,5·Ок/р + 0,5·Околлоквиум.; Таким образом накопительная оценка будет определяться по формуле
Онакопленная = 0,6(0,5 к\р+0,5О коллоквиум) + 0,2·Оауд. + 0,2·Осам.работа, где
Результирующая оценка (Орезультир.) по дисциплине равна накопленной оценке.
Округление оценки производится по арифметическому правилу округления – к ближайшему целому.
Программа дисциплины не предусматривает проведение зачета (экзамена), и результирующая оценка определяется по итогам текущего контроля, аудиторной и самостоятельной работы, т.е. результирующая оценка равна накопленной оценке. Для студентов, имеющих академическую задолженность по дисциплине, организуется только одна пересдача, которая принимается комиссией, в соответствии с правилами проведения второй пересдачи при условии, что накопленная оценка не учитывается при оценивании комиссией.
7. Содержание дисциплины |