Аннотации рабочих программ дисциплин
по специальности 190603.65 «Сервис транспортных и транспортно- технологических машин и оборудования (Автомобильный транспорт)»
Аннотация программы дисциплины «Иностранный язык»
Цели и задачи дисциплины:
Основной целью курса является повышение исходного уровня владения иностранным языком, достигнутого на предыдущей ступени образования, и овладение студентами необходимым и достаточным уровнем коммуникативной компетенции для решения социально-коммуникативных задач в различных областях бытовой, культурной, профессиональной и научной деятельности при общении с зарубежными партнерами, а также для дальнейшего самообразования. Изучение иностранного языка призвано также обеспечить: повышение уровня учебной автономии, способности к самообразованию; развитие когнитивных и исследовательских умений; развитие информационной культуры; расширение кругозора и повышение общей культуры студентов; воспитание толерантности и уважения к духовным ценностям разных стран и народов. Основные дидактические единицы (разделы):
Моя семья. Мой рабочий день. Мой университет. Высшее образование в странах изучаемого языка. Высшее образование в России. Защита окружающей среды. Экологические проблемы больших городов. Электричество. Средства связи, Телевидение.Компьютеры в нашей жизни. Современные материалы. Моя будущая профессия. Устройство на работу. Составление резюме. Собеседование. Основные компоненты автомобиля. Принцип работы двигателя. История создания автомобиля. Двигатель Отто. Дизельный двигатель. Двухтактный двигатель. Роторный двигатель. Охлаждение и смазка двигателя. Электромобиль. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: нормы произношения; лексику иностранного языка общеупотребительного, делового, терминологического и профессионального содержания; типовые способы построения высказываний в устной и письменной речи; основные способы работы над языковым и речевым материалом; основные ресурсы, с помощью которых можно эффективно восполнить имеющиеся пробелы в языковом образовании (типы словарей, справочников, компьютерных программ, информационных сайтов сети ИНТЕРНЕТ, текстовых редакторов и т.д.);
Уметь: осуществлять коммуникацию с зарубежными партнерами; переводить научно-техническую литературу и документацию по вопросам, связанным с профессиональной деятельностью;
Аннотация дисциплины «Физическая культура» Цели и задачи дисциплины:
Формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры, спорта и туризма для сохранения и укрепления здоровья, психофизической подготовки и самоподготовки к будущей профессиональной деятельности. Основные дидактические единицы (разделы):
понимание социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовке ее к профессиональной деятельности;
знание научно- биологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни;
формирование мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, установки на здоровый стиль жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом;
овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие и совершенствование психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределение в физической культуре;
обеспечение общей и профессионально-прикладной физической подготовленности, определяющей психофизическую готовность студента к будущей профессии;
приобретение опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.
преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвижения;
выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;
осуществлять творческое сотрудничество в коллективных формах занятий физической культурой.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, профилактику профессиональных заболеваний и вредных привычек;
Уметь: использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
повышения работоспособности, сохранения и укрепления здоровья;
подготовки к профессиональной деятельности и службе в Вооруженных Силах Российской Федерации;
организации и проведения индивидуального, коллективного и семейного отдыха и при участии в массовых спортивных соревнованиях;
в процессе активной творческой деятельности по формированию здорового образа жизни.
Владеть: методами физического воспитания и укрепления здоровья для достижения должного уровня физической подготовленности к полноценной социальной и профессиональной деятельности. Виды учебной работы: практические занятия.
Аннотация дисциплины «Отечественная история» Цели и задачи дисциплины:
Формирование у студентов представления об основных этапах и содержании истории России с древнейших времен до наших дней, показ на примерах из разных эпох взаимосвязи российской и мировой истории, анализ общего и особенного в российской истории, позволяющие определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе; выработка у студентов навыков исторического анализа, понимания причинно - следственных связей, процессов и закономерностей российской истории. Основные дидактические единицы (разделы): Сущность, формы, функции исторического знания. Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника. Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное. Методология и теория исторической науки. История России - неотъемлемая часть всемирной истории. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. Проблема этногенеза восточных славян. Основные этапы становления государственности. Древняя Русь и кочевники. Византийско-древнерусские связи. Особенности социального строя Древней Руси. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Принятие христианства. Распространение ислама. Эволюция восточнославянской государственности в XI-XII вв. Социально-политические изменения в русских землях в XIII-XV вв. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Россия и средневековые государства Европы и Азии. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Формирование сословной системы организации общества. Реформы Петра I. Век Екатерины. Предпосылки и особенности складывания российского абсолютизма. Дискуссии о генезисе самодержавия. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура XIX века и ее вклад в мировую культуру. Роль XX столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Революции и реформы. Социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. Россия в начале XX в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917 г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально - экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. СССР накануне и вначальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально - экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. Попытки осуществления политических и экономических реформ. НТР и ее влияние на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991 г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993 г. Становление новой российской государственности (1993-1999гг.). Россия на пути радикальной социально- экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные закономерности исторического процесса, основные этапы и ключевые события истории России, место и роль России в истории человечества и современном мире, политическое устройство, социальную структуру и общественную жизнь России на современном этапе, динамику развития средств массовой информации и их роль в общественно- политической жизни общества как носителя идеологии, научно-технического и культурного прогресса.
Уметь: анализировать социально-значимые проблемы и процессы, выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому;
Владеть: методикой выявления в современном информационном поле целостного представления о процессах и явлениях, происходящих в России и глобализирующемся мире; приемами ведения дискуссии и полемики. Виды учебной работы: лекции, практические занятия. Изучение дисциплины заканчивается экзаменом
Аннотация дисциплины «Культурология» Цели и задачи дисциплины:
Сформировать всестороннее и глубокое представление о культурно - историческом процессе человечества как единстве общечеловеческого и национального; показать уникальность и своеобразие каждой культуры, а также интеграционные тенденции, выдающиеся достижения, имеющие универсальное значение; сформировать представление о сущности искусства как самостоятельного и специфического вида творческой деятельности, отражающей общественное сознание и выражающей свое содержание специфическими художественными средствами, без знания которых невозможно восприятие смысла художественных образов.
Задачи изучения дисциплины:
Выявить ведущие процессы в формировании и развитии культуры; обозначить основные проблемы и тенденции развития культуры на каждом историческом этапе; показать особенности различных исторических типов культур и цивилизаций, специфику их функционирования и развития; сформировать навыки социокультурной ориентации и активного освоения культурного наследия (уметь соотносить однотипные процессы и события; видеть преемственность традиций мировой и отечественной культуры); познакомить студентов с фундаментальными достижениями мировой культуры; сформировать навыки анализа произведений искусства (самостоятельно выделять признаки определенного художественного стиля; давать сравнительные характеристики произведений различных стилей и пр.).
Основные дидактические единицы (разделы):
Структура и состав современного культурологического знания. Культурология и философия культуры, социология культуры, культурная антропология. Культурология и история культуры. Теоретическая и прикладная культурология. Методы культурологических исследований. Основные понятия культурологии: культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, меж культурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, культурная картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация. Типология культур. Этническая и национальная, элитарная и массовая культуры. Восточные и западные типы культур. Специфические и "серединные" культуры. Локальные культуры. Место и роль России в мировой культуре. Тенденции культурной универсализации в мировом современном процессе. Культура и природа. Культура и общество. Культура и глобальные проблемы современности. Культура и личность. Инкультурация и социализация.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: основные этапы развития мировой культуры и искусства от зарождения до наших дней; основные категории, понятия искусства, его структуру и функции; основные выразительные средства различных видов искусства, место и роль искусства в культуре и жизни общества; направления в искусстве, их стилевые особенности и ярчайших представителей; эволюцию стилей, художественные школы и их представителей; выдающихся мастеров и их произведения.
Уметь: формировать и обосновывать личную позицию по отношению к художественным стилям, произведениям искусства; анализировать произведения искусства с точки зрения основных выразительных средств и с учетом социокультурных доминант эпохи, основных художественных идей; анализировать различные художественные системы, школы и направления. Владеть: об особенностях культурных эпох и стилей и их проявлении в искусстве; о специфике искусствоведческого анализа художественных произведений, месте отечественного искусства в общемировом художественном наследии; о специфических особенностях искусства и способах отражения им социальной действительности.
Аннотация дисциплины «Политология» Цели и задачи дисциплины:
Формирование знаний о сущности и механизме функционирования политики в обществе, представлений и умений, необходимых для формирования собственной гражданской позиции, овладение методикой и технологией сбора социальных фактов, навыков участия в исследовательском процессе, развитие понимания проблем жизни общества, источников их возникновения и возможных путей разрешения, воспитание коммуникативной и управленческой культуры, а также готовности к профессиональной деятельности.
Основные дидактически единицы (разделы):
Политическая наука в системе научного знания и общественно-политической практики. Развитие политической мысли и современной политической науки. Российская политическая традиция. Политическая система общества: понятие, структура, функции. Партии и партийные системы. Организованные группы интересов. Социальные и социокультурные основания политики. Электоральное поведение. Коммуникативные аспекты политики. Политическая динамика. Имидж политика. Особенности мирового политического процесса. Россия в системе международных отношений. Глобализация, будущее демократии и национального государства. В результате освоения дисциплины студент должен:
знать: закономерности функционирования политической системы на макро- и макро-уровнях; основные понятия, категории и инструменты политической теории и прикладных политологических дисциплин; основные особенности ведущих школ и направлений политической науки; формы политических взаимодействий и коммуникаций, факторы политического развития; специфику политических действий, а также способы деятельности различных политических институтов; основные политические особенности российской социума, его социально-политическую структуру, основные направления политических изменений;
уметь: анализировать взаимосвязь экономических и политических процессов и явлений, процессы трансформации общества, его институтов и организаций на микро и макроуровне; выявлять проблемы политического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом социально-экономических последствий, организовывать коммуникативный процесс в политической сфере.
владеть: методологией и техникой исследований в сфере политической
деятельности; современными методами сбора, обработки и анализа данных о
политических процессах; методами анализа социально-экономических и
политических явлений и процессов. |