Скачать 1.24 Mb.
|
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА (ГИТИС) ОТДЕЛ РАЗВИТИЯ ТЕАТРА: проектирование деятельности Дипломная работа слушателя школы (1996-98 гг. ) Мишарина Владимира Васильевича Консультант - Лимушин В. П., доцент кафедры общетеоретических и специальных дисциплин Екатеринбургского государственного театрального института МОСКВА 1998 ПЛАН Введение Глава I. Отдел развития как элемент системы маркетинга театра §1. Маркетинг в области культуры: сущность и содержание понятия. §2. Функции Отдела развития §З. Организационная структура и Положение об Отделе развития Глава II. Фандрейзинг как приоритет деятельности Отдела развития театра Заключение Введение Конституционное право граждан России на участие в культурной жизни и пользовании учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, установленные статьей 44 Конституции Российской Федерации, и право на творчество и творческую деятельность, предусмотренное статьями 10 и 27 Закона РФ «Основы законодательства РФ о культуре», в аспекте театрального искусства выполняются не в полной мере. Из года в год сокращается число новых постановок театров и общее количество показанных ими спектаклей. Особенно печальна ситуация с гастролями театров — за последние пять лет число гастрольных спектаклей сократилось в 11 раз — с 45 тыс, до 3,9 тыс., в результате миллионы зрителей лишились возможности приобщаться к театральному искусству.1 Министерство культуры России в связи с отсутствием необходимых средств вынуждено последовательно сокращать расходы на проведение гастролей: в 1993 оно помогло провести гастроли 55 театрам, в 1994 — 46, в 1995—26, в 1997— ни одному. Это создает информационный вакуум, приводит к распаду единого театрального пространства России на локальной территории. В связи с ростом дефицита бюджета последовательно проводится политика сокращения («защищенных статей» сметы театров. Предусмотренный в законе порядок финансирования государственных и муниципальных театров на практике не соблюдается, государственное финансирование организаций культуры существенно ниже законодательного уровня. В федеральном бюджете ассигнования на культуру, начиная с 1993 года, никогда не соответствовали предусмотренным Законом Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» 2%, более того, их доля в бюджете год от года сокращалась. Уровень заработной платы работников театров существенно ниже средней заработной платы по стране, а в некоторых случаях оказывается ниже прожиточного минимума. Не выполняется предусмотренный Законом Российской Федерации («Основы законодательства Российской Федерации о культуре») уровень оплаты труда творческих работников. В ряде регионов финансирование текущего ремонта, коммунальных услуг и новых постановок государственных и муниципальных театров составляет лишь 15-20% от необходимой суммы, а в отдельных регионах России вообще прекращено финансирование по этим статьям. Сегодня театры практически финансируются на 25-30% от их действительной потребности. Такая ситуация никак не обеспечивает социально-экономическую стабильность театров. Следствием неудовлетворительного финансирования театров из бюджетов всех уровней и отсутствия механизма ответственности за невыполнение законодательного обеспечения этой деятельности является снижение доступности искусства театра для значительной части граждан России; проводимая в настоящее время политика секвестирования бюджетного финансирования приводит к тому, что некоторые театральные коллективы, творческие работники и квалифицированные педагоги-мастера предпочитают работать за рубежом, что крайне негативно отражается на качестве театрального образования и содержании театральной жизни; постоянное увеличение дефицита финансирования государственных театральных учебных заведений вынуждает их все в большей степени сокращать объемы бесплатного образования в пользу платного, что приводит к нарушению конституционных прав граждан России на образование, существенно затрудняет реализацию права на творчество, предусмотренное статьей 10 Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре». Сегодня в России нет четко сформулированной, артикулированной государственной политики обеспеченной необходимыми, прежде всего — финансовыми ресурсами. Ее приоритеты совсем не очевидны и создается впечатление, что они ситуативны и направлены на очередное «латание дыр». Практически все тексты и заявления руководителей государства о развитии отечественной культуры есть всего лишь декларации о намерениях. Обществу не предложены ни «образ будущего» России, ни место культуры в нем, ни социальная роль культуры в достижении этого будущего. Начиная с 1987 года, в стране проводится Театральная реформа, цель которой, как можно предположить из самой логики ее этапов, заключается в переходе от системы государственной организации и управления театральным делом в стране к системе самоорганизации театральной жизни. Эта реформа не подкреплена в должной мере соответствующими социальными условиями, надежной правовой и финансовой базой. На всех этапах проводимой театральной реформы Министерство культуры РФ и Союз театральных деятелей РФ участвовали в разработке правовых документов, работающих на опережение жизни. Во многом именно такой подход позволил российскому театру выстоять в тяжелые годы перехода к рынку. Сегодня мы отстаем. Экономика страны настолько неблагополучна, что нет никаких гарантий, что в этой ситуации Федеральная и региональные власти выполнят свои обязательства по финансированию государственных и муниципальных театров хотя бы в декларированном, явно недостаточном объеме. Таким образом: Высвобождение театров из под идеологической опеки партийно- государственного аппарата, как показал первый этап театрального эксперимента 1987-89 гг., является недостаточным условием для исполнения театрами своего социокультурного назначения - удовлетворять и формировать потребности населения, т.к. помимо кадрового, экспертного и методического обеспечения реализуемых театрами, необходимы как финансовое и материально-техническое обеспечение, так и информационное, зависящее прежде всего от учредителей и государственной политики в области театра. «Выброс» театров в «рыночное пространство», в котором до 60% населения пребывает на уровне бедности и нищеты, потребовали от театра коренного пересмотра парадигмы внутритеатрального управления. Речь, прежде всего, идет о переходе от бюрократических к органическим организационным структурам управления (ОСУ). То есть, объединении работников театра не по «иерархии», а вокруг «проектов» (проблем). Одним словом, востребованными становятся такие научные подходы к управлению, как системный, интеграционный, маркетинговый, поведенческий и культурологический. Последнее с необходимостью предполагает новый алгоритм решения таких проблем кадрового менеджмента, как подбор и обучение работников. Вышесказанное можно проиллюстрировать одной из вечных именно театральных проблем — «театр и зритель». Во времена ТЗП (театрально зрелищного предприятия) зритель театра во многом был следствием валовой технологии: культпоходы от профсоюза и других директивных направляющих институтов, искусственно низкая цена билета и т.д. гарантировали проценты посещаемости. Сегодня заполняемость зрительного зала - проблема только самого театра. В этой ситуации стратегия театра должна ориентироваться на опережение, приложение сил театральных менеджеров для решения задачи обеспечения гарантий нормальности функционирования его при переходе к системе самоорганизации театральной жизни. А это требует от руководителей и организаторов культурного процесса активности и самостоятельности в принятии решений, касающихся новых форм организации жизнедеятельности возглавляемого ими дела и коллектива. Это значит, что сегодня должны прийти в театр не просто исполнители (администраторы), а новые специалисты в управлении (менеджеры). Сказанное выше предопределило выбор объекта и предмет работы. Объектом работы является предпринимательство в пространстве театра и его субъект — Отдел (служба) развития театра, миссией которого является разработка и осуществление новых форм и направлений работы по привлечению зрителя и сбору дополнительных финансовых ресурсов на творческие проекты и жизнедеятельность театра. Предмет работы — фандрейзинг как приоритетное направление в деятельности Отдела развития на примере Свердловского академического театра драмы с учетом личного опыта автора. Логика работы в том, что необходимость строить систему маркетинга в театре порождена «рынком покупателя» — зрителями, т.е. ситуацией, когда производитель — театр не должен самоутверждаться, социально меняясь, а призван сам определяться: во имя своего будущего театр должен сформировать, найти, познакомиться, расположить к себе, зазвать к себе для дела равного партнера — зрителя — покупателя. Работа имеет следующую структуру. В первой главе Отдел развития определяется как элемент системы маркетинга театра, моделируются функции, организационная структура и Положение об Отделе. Во второй главе рассматривается теория, практика, реализация одного из приоритетных направлений деятельности Отдела развития — фандрейзинга. При написании работы использована нормативная, специальная и общая литература по теме. Глава I. Отдел развития театра как элемент системы маркетинга театра. §1. Маркетинг области культуры: содержание и структура понятия Становление маркетинга как основы экономического поведения фирмы следует отнести к периоду, последующему за «великой депрессией», охватившей Запад в 1929-1933 годах. В это время шел активный поиск средств антикризисного регулирования как на государственном уровне, так и на уровне отдельных фирм и компаний. Исследования по разработке стратегии выживания отдельных объектов и их адаптации к изменяющимся условиям внешней среды послужили основой появления и развития теории маркетинга и ее дальнейшей практической реализации. Термин «маркетинг» (market по английский означает рынок) в данном контексте можно перевести как «рыночная функция», «действия на рынке». Сама концепция претерпела большие изменения в ходе своего развития. В начале маркетинговая деятельность была локализована в сфере реализации уже созданных благ (сбыт, реклама). Как система взглядов и инструмент практической деятельности маркетинг начал рассматриваться в начале 60-х годов текущего столетия, когда в промышленности развитых стран рынок продавца (спрос выше предложения) сменился на рынок покупателя (спрос ниже предложения). Именно в этот период до 95% новых товаров, разработанных как товары высокого уровня качества, не находили покупателей. Вот тогда и возник маркетинг, как наука, направленная на решение практических проблем предпринимательства. Постепенно рамки маркетинга расширялись, охватывая все стороны хозяйственной деятельности экономических объектов (планирование, организация и управление производством, финансы, научно- исследовательские работы). В 70-е годы маркетинг широко распространился в промышленности. В 80-е годы захватил сферу услуг, а также рыночные сегменты, обслуживание которых коммерческие организации считают невыгодным. Современный маркетинг представляет собой комплекс мероприятий по анализу рынка, формированию и стимулированию спроса, учету рыночных факторов на всех стадиях производственного процесса, рационализации, продвижения товаров по каналам обращения до конечного потребителя, финансовому обеспечению производства и обращения, ценообразованию, контроллингу, рекламной и международной деятельности. Более того, современное понятие маркетинга связано уже не столько с технологией проектирования товара во имя его эффективного сбыта, сколько с новой философией (рынка покупателя), философией, меняющей парадигму мышления предпринимателя. Исходной базой для исследований рынка является потребитель с присущими ему социальными, демографическими, психологическими характеристиками, определяющими поведение его на рынке, а также поиск возможностей воздействия на спрос посредством усовершенствования выпускаемых изделий, анализ закономерностей спроса на новые изделия, информирование потребителей об их свойствах (реклама) и, кроме того, появление неиспользованных возможностей на традиционных рынках сбыта и поиск новых рынков. Все стадии движения товара — от производства до конечного потребления — рассматриваются с позиций наиболее эффективного и своевременного удовлетворения спроса с минимальными издержками. К производству предъявляются два взаимосвязанных требования: максимально возможная адаптация к изменяющемуся поведению потребителей и выживаемость в условиях конкуренции и нестабильности экономического роста. Концепция маркетинга, способы реализации рыночных принципов по существу универсальны, то есть являются основой для рациональной организации исследовательского, производственного и сбытового процессов, независимо от отраслевой принадлежности предприятий. Основные принципы маркетинга применимы практически во всех областях коммерческой деятельности (например, банковское дело, страхование, туризм) и некоммерческой практики (здравоохранение, образование, культура и др. ). Вместе с тем, разработка конкретных маркетинговых мероприятий требует дифференциального подхода, учитывающего специфические особенности той или иной отрасли. Введение в практику концепции маркетинга позволяет решать целый комплекс вопросов:
В основе маркетинга лежат следующие понятия:
Если говорить упрощенно, то потребности выливаются в конкретные желания, которые с учетом денежных возможностей трансформируются в спрос на рынке на конкретные продукты; осуществляется обмен между производителем и потребителем, оформляемый в виде определенной сделки, т.е. маркетинг направляет экономику на удовлетворение множества постоянно меняющихся потребностей миллионов потребителей. В России понятие маркетинг стало активно вводится в сознание управленческого персонала в последние годы через обозначение должностей и структурных подразделений. «Директор по маркетингу», «Специалист по маркетингу», - такого рода словосочетания стали для нас уже достаточно привычными. В меньшей степени, впрочем, это касается области искусства. Между тем, уже только одно постоянное снижение уровня нецелевого (типа дотаций) государственного участия в экономике культуры вызывает потребность в более активном внедрении маркетинговых технологий в культурное пространство. При этом и для маркетинга встреча с культурой не менее актуальна, потребность в ней обусловлена и рядом общекультурных фактов, все более заметно проявляющихся в развитии цивилизации, в частности, в связи с так называемой «культурной инженерией» - проектным построением жизни и ее проектируемыми изменениями. Так что освоение маркетинга не является ситуативной задачей, вызванной одними лишь современными экономическими проблемами в одной отдельно взятой стране. В то же время, в нашей стране есть некоторый специфический акцент, связанный с художественным рынком. Речь идет об отсутствии закрепившихся собственно рыночных значений за художественной продукцией. С одной стороны, это связано с множественностью функций, которые она выполняет в обществе и в культуре. Один и тот же спектакль может быть развлечением, способом культурного времяпрепровождения, элементом культурной среды города, определенным фактом в истории искусства и т.п. Однако в значительной мере подобная ситуация обусловлена историческими причинами. На протяжении более полувека советской власти искусство было заказным продуктом идеологической системы, полностью или в значительной мере содержащимся ею. В рамках этой системы и сформировалось, в частности, то распределение ролей в художественно-руководящем персонале театров, которое обессмысливает в нынешних условиях весь разговор о рынке, поскольку превращает театральное искусство в поле удовлетворения личных амбиций лишь художественного руководителя театра. Подобной системе маркетинг не нужен. Однако ее социально-экономическая база сегодня стремительно рассыпается. Переход же к новым стратегиям и способам развития театрального дела без обособления маркетинговой деятельности как специфической управленческой функции - невозможен. В то же время, в нашем случае надо четко понимать, что само понятие маркетинга применительно к российской художественной жизни не может трактоваться просто (или только) как работа на рынке. Необходимо осознавать, что рынка в полном смысле пока нет, есть лишь разрозненные его элементы, разбросанные по пространству художественной жизни, и что рынка вообще, как предмета, вне целенаправленной специальной деятельности не существует. С этой точки зрения, маркетинг должен прежде всего рассматриваться как деятельность по формированию рынков и лишь затем управлению спросом. При этом необходимо учесть, что спрос на продукцию культуры бывает ситуативным (выборы и т.п.), но бывает и постоянным (микроклимат, потребности разного уровня и т.п.). Искусство должно обрести собственную новую функциональную нишу, и в этом одна из важнейших задач современного маркетинга. Маркетинг есть конструирование художественного рынка в интересах искусства. Пока же мы имеем дело в значительной мере с невыявленными латентными, потенциальными рынками, лишь изредка функционирующими скоординированно. В современной ситуации можно выделить несколько относительно независимых видов таких рынков, в которые прямо или косвенно может быть вписан театр. Их возникновение связано со снижением уровня монопольного влияния властных структур и изменением баланса в инвестиционном поле. В современной ситуации каждый из инвестиционных источников имеет собственные интересы и ожидания, собственные представления о роли и назначении художественного продукта и, следовательно, требует выработки Отдельной маркетинговой стратегии. Обычно маркетинг в искусстве по аналогии с деятельностью в промышленно-торговом секторе сводят к отношениям покупателя (зрителя) и продавца (театра). Это разделение на две стороны справедливо в самом общем случае, хотя слишком грубо для сферы художественной жизни и не достаточно эффективно для нас с учетом низкой покупательной способности населения. В определенном смысле можно говорить об учредителе как о заказчике (покупателе), финансирующем художественную продукцию, естественно, в такой же роли выступает спонсор или «благодетель» постановки или театра. Однако, помимо учредителя, определенную роль в экономической судьбе театра могут играть и власти разных уровней — от местных до федеральных (система социально-творческого заказа). Особую валюту за продукт деятельности театра платят СМИ. Наконец, свою цену любой художественный продукт имеет на рынке искусства и т.д. Разница в цене непосредственно связана с различием в понимании продукта деятельности театра для каждого из них. для какого-то из субъектов рыночных отношений значимым может оказаться сам факт существования театра, для кого-то скандал или пикантность, для кого-то - личные симпатии или высокая профессиональная оценка. Один и тот же результат деятельности театра для разных субъектов может выступать в качестве разных продуктов. Соответственно нельзя говорить и о рынке художественной продукции. Точнее говорить о рынках и для них искать соответствующую форму представления результатов деятельности театра. На каждом из этих рынков существует своя среда, у театра будут свои конкуренты и необходимо сформировать адекватный образ театра и его продукции. Определим список наиболее типичных для нашей современной ситуации субъектов, учет интересов которых для существования и развития театра представляется наиболее важным. Думается, что он может быть ограничен всего 7 пунктами:
Каждый из этих 7 основных субъектов формирования рынка современной сценической продукции должен увидеть в нем поле реализации его собственных интересов. Часть из них пересекается, часть специфична. Их выявление, увязывание и организация работы на себя, на свой театр и есть суть маркетинга на настоящем этапе развития зарождающихся маркетинговых служб. Маркетинг на любом виде рынка должен начинаться с составления плана. Чрезвычайно важными для его формирования являются адекватные источники первичной информации. Анкетные опросы публики — известный инструмент, достаточно хорошо разработанный, но не работающий на самом ценном при поиске инвесторов материале — «новых русских». Поскольку значительная часть финансовых ресурсов находится вне официальной статистики, да и сама она труднодоступна, естественно, необходимо определить, откуда брать необходимую информацию. Театр, хочет он того или нет, должен находиться в курсе динамики региональной экономической ситуации. Везде существуют предприятия: живые, неживые, потенциально живые, и по отношению к тем, которые были определены как цели маркетинговой деятельности, должна быть выработана своя, особая стратегия. Сбор информации об экономических тенденциях и экономических интересах на региональном рынке внешних компаний и собственных территориальных компаний на внешних рынках — обязательная составная часть маркетинга. Упаковка и хранение маркетинговой информации в оптимальной форме должна пополняться всеми — от директора до младших администраторов и кассиров. Неразвитость и относительная автономность рынков, в которые вписано (или может быть вписано) театральное искусство, экономические потрясения недавнего прошлого привели к тому, что мы сегодня не знаем цены, т.к. все стоит столько, сколько готовы за продукт дать потребители. В аналогичной ситуации Т.Барнум не продавал билеты с фиксированной ценой, а проводил билетные аукционы: это заставляло усиливать и концентрировать рекламную кампанию, но одновременно позволяло определять верхнюю границу разумной цены. Аукционы также можно рассматривать как форму маркетингового исследования, позволяющую судить о пределах эластичности спроса. Маркетинговые инженерии переводят задачи культурной практики в реальную культурную политику путем формирования потребительской ценности художественного продукта, спроса и цены на товар. К сожалению, сегодня в штатных расписаниях театров решение обозначенных проблем, кроме редких исключений, не имеет адресности (персональной ответственности). Поэтому возникает необходимость актуализации таких проблем теории менеджмента, как организация (прописывание ролей — функций для исполнителей) и кооперирование, координация их деятельности и проектирование ОСУ как рефлексия на динамику управленческой политики в театре. Об этом — в последующих параграфах данной главы нашей работы. §2. Функции Отдела развития Основной функцией Отдела развития театра является организация управления маркетингом театра. Процесс управления маркетингом можно разделить на следующие этапы: I. анализ рыночных возможностей; II. отбор целевых рынков; III. разработка комплекса маркетинга; IV претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. Маркетинговая деятельность любой фирмы, а в том числе и театра, начинается с анализа рыночных возможностей в результате которого принимается эффективное управленческое решение по сбытовой и производственной деятельности. Исследование рынка предполагает сбор и анализ необходимой информации о потребностях, спросе и предложении. Изучаются полученные данные о вкусах и запросах зрителей, покупательской способности и другие факторы, формирующие спрос. В результате проведения анализа рынка Отдел развития театра получает ответы на вопросы: какие спектакли востребованы зрителем (проблема в России — развитие мобильного предложения. Это не значит, что нужно отказаться от традиций стационарного репертуарного театра, каково должно быть количество показов, какой должна быть цена билетов. Исходя из этого, определяется вероятная посещаемость каждого спектакля. За данное направление в сегодняшних тарифных квалификационных характеристиках работников театра ответственного найти нельзя: социологов в театре нет. Второй этап управления маркетингом — отбор целевых рынков — заключается в определении, на какого зрителя (т.е. на какой сегмент рынка) рассчитан спектакль и каких потенциальных зрителей можно будет привлечь в дальнейшем. Иначе это называется сегментированием рынка. Группы зрителей могут формироваться по демографическим признакам (пол, возраст, уровень доходов, уровень образования), социологическим (принадлежность к общественному классу, образ жизни) и др. В результате сегментирования рынка менеджеры Отдела развития могут принять решение выйти на один или несколько сегментов рынка или даже на охват всего рынка. Сегментирование рынка — один из важнейших инструментов маркетинга. От того, насколько правильно выбран сегмент рынка, во многом зависит успех деятельности фирмы в конкурентной борьбе. Сегодня в театре за этот этап в какой-то степени ответственны администратор и уполномоченные БОРЗ, но они либо вообще не имеют специального образования, либо у них эта функция не является основополагающей целью в их деятельности. Третий этап процесса управления маркетингом — разработка комплекса маркетинга — включает четыре составляющих: продукт, его цену, место и продвижение. В раздел «продукт» входит прежде всего спектакль, его качество, то есть уровень режиссуры, игры актеров, художественное и музыкальное оформление спектакля и т.д. Сюда же можно отнести актуальность постановки. Актуальность некоторых спектаклей может зависеть, например, от политической обстановки в стране и общественного мнения. Это возможно учитывать при решении о постановке спектакля. Кроме спектакля театр может продавать такой «продукт», как костюмы, реквизит, уникальные технологии и др. Раздел «цена» предполагает стоимость билетов на спектакль и другие услуги. Основными условиями в вопросах ценообразования является рыночный спрос, производственные затраты и конкуренция. В случае с театральным спектаклем стоимость билетов зависит от рыночного спроса и конкуренции, но в меньшей степени зависит от производственных затрат, поскольку они значительно превышают сборы от продажи билетов. Нельзя не учитывать и социальный фактор — материальные возможности покупателей. Какие идеи покупки существуют в сознании покупателя? Психологическая цена (я готов платить за это столько-то). В зависимости от обстоятельств мы переступаем или не переступаем за эту психологическую цену. Эту психологию менеджерам Отдела развития необходимо научиться понимать. В зависимости от того, за что платит покупатель, и определяется цена. При проведении исследований важно узнать ЗА ЧТО платят покупатели. Интуиция опытного театрального менеджера помогает угадать эту психологию. (для этого нужно больше разговаривать со зрителями, выяснять мотивы методом эмпирического познания). Часто в сознании зрителей, особенно сегодня, можно проследить ассоциацию «дешевое — плохое». Значит возможно использовать вариации в цене, например, по принципу потребителя (дискриминация цены) — ложа с резко поднятыми ценами на билеты, специальные «почетные» места, разноцветные билеты и т.д. Одна из задач Отдела развития театра - влиять на ценовую политику театра. Как согласовываются через механизм цен интересы театра и покупателя? Чего мы хотим добиться через цену:
Любой американский менеджер выбирает второй путь. Российская практика — сначала намечаем программу, а потом ищем деньги. От того, какой подход, зависит и ценовая политика. Раздел «продвижение» включает продажу товара, рекламу, связи с общественностью. Для Отдела развития театра очень важным является продажа спектакля, которая осуществляется в кассах и через уполномоченных агентов БОРЗ в организациях и предприятиях города. Театральную рекламу и связи с общественностью осуществляет специалист (или целая служба) Отдела, деятельность которого (ой) заключается в распространении информации о достоинствах спектакля и убеждении потенциальных зрителей в необходимости купить билет на этот спектакль. Кто сегодня в театре несет персональную ответственность за этот этап управления? Бухгалтерия? Зав.постановочной частью и его цеха? Служба заместителя директора по эксплуатации? Заведующий литературной частью? Вопрос... И, наконец, четвертый этап процесса управления маркетингом — претворение в жизнь маркетинговых мероприятий — включает выработку маркетинговой стратегии, планирование, контроль. Процесс контроля ведет от идеи к продукту. Любое производство, инициатива, всякая перемена начинается с идеи. Процесс контроля помогает пройти весь путь от идеи до результата - продукта. Процесс, при котором людские и материальные ресурсы используются наиболее эффективным образом можно представить такой схемой: 1.АНАЛИЗ 6. ОЦЕНКА 2. ИДЕЯ/ЦЕЛИ 5. КОНТРОЛЬ З. СТРАТЕГИЯ 4. ОРГАНИЗАЦИЯ Рассмотрим каждый этап этого процесса: 1-ый этап. Анализ внешних и внутренних факторов. В общих чертах, это чаще всего объективные факторы, но они оказывают влияние на жизнь организации. Для того, чтобы их проанализировать, нужно определить:
Этот метод применяется для выработки новых идей.
Такой подход позволяет нейтрализовать опасности сильными сторонами организации и использовать возможности, учитывая слабые стороны. 2-ой этап. Идея или цель предлагаемых изменений Что мы предлагаем для театра? Следует различать:
3-ий этап. Какая стратегия необходима для достижения поставленной нами цели? • Как управлять процессом? Эти три первых этапа можно представить следующей схемой: Внешние факторы Контекст Внутренние факторы Содержание (что) процесс (как) 4-ый этап. Организация как функция управления. Как организовать рабочий процесс? Чтобы понять, как построить работу, надо решить:
5-ый этап. Отчетность (аналитика). Составление регулярных отчетов позволяет сравнить первоначальные планы с их исполнением и давать новые задания. (В приложениях для примера предлагается один из отчетов начальника Отдела развития Свердловского академического театра). 6-ой этап. Оценивая результат, помнить о будущем. Сравнение результата с поставленными целями позволяет ответить на вопрос, что шло по плану, а что не получилось и почему. Это касается творческих планов, финансовых задач, а также числа обслуженных зрителей. Именно данный этап еще раз позволяет актуализировать положение теории: любое разделение труда одновременно востребует его кооперацию. другой вопрос — кооперацию либо вокруг субъекта (административный стиль), либо вокруг дела. То есть именно этот этап выводит нас на проблему ОСУ, о которой пойдет речь в следующем параграфе нашей работы. На основе приведенного сравнения можно делать выводы, которые делаются не в форме оргвыводов, а для того, чтобы извлечь уроки на будущее относительно конечных целей, стратегии и организации. Далее мы рассматриваем ключевые моменты управления организацией в изменяющейся среде. Главными приемами в работе специалистов Отдела развития являются общение с потенциальными покупателями, обеспечение «рентабельности и дивидендов», обеспечение преимуществ зрителям (покупателям) при посещении своего театра по сравнению с другими учреждениями культуры, материальная заинтересованность менеджеров Отдела и уполномоченных агентов в продаже услуг театра через разработку специальной системы стимулирования. По способу общения с потребителями маркетинг делится на активный и пассивный. Активный маркетинг включает:
Пассивный маркетинг — публикации в прессе критических статей, интервью о положении театра, о дополнительных услугах и т.д. Желающий прочно закрепиться на рынке, очевидно, должен использовать оба этих способа маркетинга. Кроме управления маркетингом, в функции Отдела развития должны входить: сбор средств - фандрейзинг (этому направлению посвящена вторая глава нашей работы), продажа билетов (тема отдельной работы), организация коммуникаций. Коммуникация — это связь. Связь предполагает понимание, взаимопонимание и в конечном пункте — объединение. В жизни театральной организации все эти понятия имеют особый смысл. «Все вместе» составляет существо успешной деятельности театра. Но театру необходима реакция, выраженная в признании результата этой деятельности. Необходимо вовлечение в круг своих идей широкой аудитории. Воспользуемся термином «открытое Пространство» (open space), который означает возможность войти в пространство, возможность установления коммуникации. А с другой стороны, открытое пространство воспринимает, вбирает информацию и таким образом обладает возможностью расширяться, изменяться и развиваться. Не это ли является основой творческого процесса? Создание такого пространства как внутри театра, так и вокруг него представляется чрезвычайно важным. Попробуем наметить виды и методы коммуникации, способствующие созданию «открытого пространства» ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Обратная связь (feed - back)- это метод, с помощью которого можно помочь человеку изменить свое поведение. Это метод коммуникации, который дает человеку информацию о том, как он ведет себя по отношению к другим. Это способ поддержки человека. Он может помочь тому, кто намерен учиться или чье поведение совпадает с результатом общения. Основные правила позитивной обратной связи 1. Этот метод скорее описывает, чем оценивает. Описывая другому свою реакцию, ты даешь ему возможность использовать эту информацию на его собственное усмотрение. Чем меньше ты оцениваешь, тем меньше твоему собеседнику приходится защищаться. 2. Это конкретный, а не абстрактный метод Если ты говоришь кому-нибудь, что его поведение доминантно, то это не так эффективно, как если бы ты сказал: «когда мы разговаривали на эту тему, ты не слушал, что говорят другие». З. Этот метод считается с интересами обеих сторон Метод обратной связи может работать деструктивно, если он служит только собственным интересам, а не интересам того, кого он касается. 4. Этот метод направлен только на те моменты поведения, которые человек в состоянии изменить Если кому-то указывают на те качества, которые он не может изменить, то это вызывает только раздражение 5. Этот метод скорее предполагает вопросы, чем утверждения Если тот, кто получает обратную связь, сам приходит с решениями, то это для него наиболее эффективно. 6. Это должно происходить вовремя. Можно сказать, что лучше всего применять обратную связь при первой же возможности после инцидента. 7. Контроль или сообщение понятно. Один из способов — это попросить получателя рассказать то, что он услышал, своими словами. Коммуникацию можно разграничить на внутреннюю и внешнюю.
Коммуникация (и внутренняя, и внешняя) — процесс, который должен постоянно поддерживаться. Внутренняя коммуникация Это работа с сотрудниками театра, направленная на создание атмосферы взаимопонимания, на объединение общих усилий в создании продукта, на перспективное развитие, на решение принципиальных вопросов жизнедеятельности театра. Формы: Обращения (а не приказы);
Задачи: Информирование сверху донизу (и обратно), четкое разграничение ответственности и инициирование творческой заинтересованности каждого. Хотелось бы обратить внимание на такой фактор, как мнение о театре, создаваемое самими работниками театра, исходящее изнутри. Оно часто становится источником важной информации о деятельности театра и его продукте и таким образом становится уже частью внешней коммуникации. Всем практикам хорошо известно, как подчас работники театра формируют отношение некоторых сегментов рынка к премьере, творческим лидерам, жизни театра. Всегда надо помнить о том, «как наше слово отзовется», ибо чем более удаляется информация от источника, тем более она искажается. Внешняя коммуникация
Внешняя коммуникация пронизывает эти три направления работы, которые оптимизируют отношения между организацией и ее рынком (рынками) через открытие, обслуживание, удовлетворение определенных потребностей, определенных целевых рынков». Все причастные к этому лица (публика, власти, спонсоры, средства массовой информации (СМИ), фонды и т.д.) могут рассматриваться творческими организациями как целевые рынки. Внимание, уделяемое одному или другому из рынков, которые могут быть полезны для творческой организации в большей степени, зависит от политического контекста, культурной инфраструктуры и способа финансирования творческой организации. В зависимости от рынка и необходимо определять формы и содержание внешней коммуникации. При осуществлении внешней коммуникации (телефонный звонок, текст факса, встреча, интервью и т.д.) необходимо помнить, что информация не может носить расплывчатый характер, и информация (которую Вы хотите получить) или цель (которую Вы хотите достичь) должны быть четко сформулированы. Осуществляя внешнюю коммуникацию, прежде всего необходимо сформулировать для себя ответы на вопросы:
При осуществлении внешней коммуникации важно установить приоритеты на каждом конкретном этапе Вашей работы. Таким образом, к функциям Отдела развития можно отнести:
|
Человек пытается быть художником, а его натаскивают на навыки, которые плотно загипсовывают его человеческое «я», иногда этот гипс... | Московской области «Центр развития театрального искусства «Московский Губернский театр» (далее гаук мо "Московский Губернский театр"),... | ||
Введение в театроведение / Сост и ответств ред. Ю. М. Барбой. Спб.: Издательство Санкт-Петербургской государственной академии театрального... | Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Проевещепте» | ||
Обращение к участникам митинга работников театрального искусства 22 декабря 1919 г | Кф рпа минюста России; Л. И. Потапова, кандидат исторических наук, заведующая кафедрой гуманитарных и социальных дисциплин Калужского... | ||
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» (далее -академия) | На основании Предписания от 20. 11. 2015г. №07-55-513/13-3 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего... | ||
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее Академия) является федеральным... | ... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |