Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Проевещепте»-
О. А. КОТОВА Т. Е. ЛИСКОВА
1*1 шш
Рабочая тетрадь
■
ПРОСВЕЩЕНИЕ
* * Д A I I Д и С » I а .
Российская академия наук Российская академия образования Издательство «Просвещение»
О. А. Котова Т. Е. Лискова У
п
у
Л
Рабочая тетрадь класс Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений2-е изданиеМосква«Просвещение»2011 УДК 373.167.1:3 ББК 60я72 К73
Серия <<Академический школьный учебник» основана в 2005 г.
Проект «Российская академия наук. Российская академия образования, издательство «Просвещение» — российской школе»
Руководители проекта: вице-президент РАН акад. В. В. Козлов, президент РАО акад. Н. Д. Никандров, управляющий директор издательства «Просвещение» чл.-корр. РАО
А. М. Кондаков
Научные редакторы серии: акад. РАО, д-р. пед. наук А. А. Кузнецов, акад. РАО, д-р. пед. наук М. В. Рыжаков, д-р экон. наук С. В. Сидоренко
ISBN 978-5-09-02534S-1 © Издательство * Просвещение», 2010
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2010 Все прапа защищены
От авторов
Дорогие учащиеся, в ваших руках рабочая тетрадь по курсу «Общеетвознание». Она продолжает серию рабочих тетрадей для основной школы. Тетрадь предназначена для работы в классе и дома.
Материалы рабочей тетради помогут осмыслить содержание учебника, закрепить полученные на уроке знания и развить необходимые учебные умения. Они могут быть полезны при подготовке к уроку, к текущим и итоговым самостоятельным работам, к государственной (итоговой) аттестации за курс основной школы в новой форме.
В тетради представлены задания, разнообразные по форме и содержанию. Вам предстоит работать с текстами, решать познавательные задачи, комментировать высказывания известных людей, проводить мини-исследования, применять полученные на уроке знания для объяснения фактов истории и жизни современного общества.
Желаем вам успеха в изучении обществоведческого курса!
ГЛАВА I. ПОЛИТИКА Тема 1. Политика и власть
Выпишите из текста учебника все определения понятия. Политика —
Прочтитайте несколько определений политики. Сравните их с определениями, приведенными в учебнике. Что их объединяет?
политика — умение «оберечь всех граждан и по возможности сделать их из худших лучшими»;
политика — знание о правильном и мудром правлении;
политика — общественное дело; деятельность органов государственной власти и управления, отражающая общественный строй и экономическую структуру страны, а также деятельность общественных классов, партий и других общественных группировок, определяемая их интересами и целями;
политика — искусство управления государством и обществом.
Подчеркните одной чертой определения политики в значении «деятельность», двумя чертами — определения в значении «знание*.
Прочитайте текст, выполните задание и ответьте на вопрос.
Что мы понимаем под политикой? Это понятие имеет чрезвычайно широкий смысл и охватывает все виды деятельности по самостоятельному руководству. Говорят о валютной политике банков, о политике профсоюза во время забастовки; можно говорить о школьной политике городской или сельской общины, о политике правления, руководящего корпорацией, наконец, даже о политике умной жены, которая стремится управлять своим мужем. Итак, «политика», судя по всему, означает стремление к участию во власти или к оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства между группами людей, которые оно в себе заключает.
Можно заниматься «политикой» — то есть стремиться влиять на распределение власти между политическими образованиями и внутри них — как в качестве политика «по случаю*, так и в качестве политика, для которого это побочная или основная профессия, точно так же, как и при экономическом ремесле. Политиками «по случаю» являемся все мы, когда опускаем свой избирательный бюллетень или совершаем сходное волеизъявление, например, рукоплещем или протестуем на «политическом» собрании, произносим «политическую» речь и т. д.; у многих людей подобными действиями и ограничивается их отношение к политике. Политиками «по совместительству» являются в наши дни, например, все те доверенные лица и правления партийно-политических союзов, которые занимаются этой деятельностью лишь в случае необходимости, и она не становится для них первоочередным «делом жизни»... Точно так же занимаются политикой члены государственных советов и подобных совещательных органов, начинающих функционировать лишь по требованию. Но равным же образом ею занимаются и довольно широкие слои наших парламентариев, которые «работают» на нее лишь во время сессий...
Есть два способа сделать из политики свою профессию: либо жить «для» политики, либо жить «за ечет» политики и «политикой».
(М. Вебер. «Политика как призвание и профессия>>)
Используя содержание текста, заполните таблицу.
Типы
политиков
| Характеристика
| Пример
| 1
|
|
| 2
|
|
| 3
|
|
| 2) Как вы понимаете выражение «жить политикой»?
Запишите определение понятия. Политическая власть —
Отметьте верное суждение знаком «+».
Политическая власть является разновидностью общественной власти.
Б. Политическая власть опирается на силу законов, мощь государства, авторитет политических лидеров.
Политическая власть осуществляется только государством.
Участники телевизионного ток-шоу обсуждали связь политики и морали. Прозвучали следующие суждения: 1) «Мне все равно, какими методами действует политик, главное, чтобы его дела были благом для государства»; 2) «Политики не должны прикрывать неприглядные, а порой и незаконные поступки благими целями». Подумайте, какие аргументы за и против могли быть у сторонников каждого из суждений, и запишите в таблицу по два аргумента.
Суждение
| Аргументы «за»
| Аргументы «против»
| 1
|
|
| 2
|
|
| Какое суждение наиболее близко вам? Почему?
Отношения государства и средств массовой информации (СМИ), граждан и СМИ являются одной из центральных тем исследований ученых. Ознакомьтесь с результатами нескольких социологических опросов и выполните задания.
Социологи опросили 1600 россиян. Им задавали вопросы о том, как часто они читают газеты, какие точки зрения на события в стране и мире рассчитывают в них увидеть. Полученные данные представлены в виде диаграмм. Ознакомьтесь с ними, выполните задания и ответьте на вопросы.
Вопрос респондентам: «Читаете ли вы регулярно какие-либо ежедневные газеты, и если да, то сколько ежедневных газет вы регулярно читаете?»
i-З Не могу сказать, что регулярно читаю
П Затрудняюсь ответить
Сформулируйте результаты опроса.
К какой группе можно отнести вашу семью? Почему?
Вопрос респондентам: «Что лучше, когда каждая газета (другие СМИ) предлагает свои оценки событий или все придерживаются одной точки зрения?»
Предлагать свои оценки
Придерживаться одной точки зрения
Затрудняюсь ответить
Сформулируйте результаты опроса.
Предположите, почему некоторые граждане сомневаются в необходимости представлять в СМИ разные точки зрения,
8. Объясните смысл высказывания.
«Политика, по существу, это власть: способность достичь желаемого результата какими бы то ни было средствами» (Э. Хейвуд).
Тема 2. Государство
Объясните смысл понятия.
|