Скачать 84.02 Kb.
|
Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Портфолио как понятие, получившее значительное распространение в последние годы, во всем мире является методом оценивания реальных достижений ребенка. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений дошкольника или школьника в определенный период его обучения в виде рабочей файловой папки, которая документирует приобретенный опыт и успехи. Цель: показать все, на что ребенок способен. В рамках комплексного сопровождения развития ребенка используются разнообразные формы работы с родителями. Одной из них – современной и эффективной – является портфолио ребенка. Такая форма работы объединяет усилия работы педагогов и родителей, направленные на оздоровление, воспитание и развитие ребенка. Это – возможность обмениваться информацией, согласовывать точки зрения педагогов и семьи. Также портфолио помогает образовательным учреждениям и его сотрудникам успешно пройти аттестацию, оценить результаты их труда. И, наконец, портфолио - это отличный способ сбора и хранения информации. Портфолио дошкольника – это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, копилка его успехов, копилка его положительных эмоций, возможность еще раз пережить моменты своей жизни. Работая в системе комплексного сопровождения, воспитателям, специалистам, работающим с ребенком, намного легче представить маршрут его развития. Самому ребенку и его родителям очень трудно представить и отследить весь путь пребывания в детском саду, сфокусировать свое внимание на положительных моментах жизни, запомнить все удачные, счастливые минуты общения со взрослыми и сверстниками. А ведь это, несомненно, способствует развитию уверенности в себе, повышает социальную компетентность, развивает субъективность и социальную адаптивность в каждом ребенке. Портфолио должно иметь свою структуру, каждый раздел получает название. Кроме того, предлагается примерное содержание этих разделов. Раздел «Давайте познакомимся». Включает фото, фамилию, имя ребенка, номер группы. Может содержать рубрики: «Я люблю…», «Мне нравится…», «Обожаю, когда…». Раздел «Я расту!». Содержит антропометрические данные (в художественно-графическом решении): «Вот я какой!», «Как я расту!», «Я вырос!», «Я большой!» и т.д. Раздел «Портрет моего ребенка». Содержит сочинение родителей о своем малыше. Раздел «Я мечтаю…». Включает высказывания самого ребенка: «Я мечтаю о…», «Я бы хотел быть…», «Кем и каким я буду, когда вырасту…», «О чем я люблю думать…», «Я жду, когда…», «Каким я вижу себя…», «Каким я хочу видеть себя…», «Мои любимые дела…». Раздел «Вот что я могу!». Содержит образцы творчества ребенка (рисунки, аппликации, рассказы, книги-самоделки и т.п.). Раздел «Мои достижения». Содержит грамоты, дипломы. Раздел «Посоветуйте мне…». Содержит лист рекомендаций, заполняется воспитателями и всеми специалистами, работающими с ребенком. Все эти разделы заполняются постепенно, в соответствии с возможностями и достижениями ребенка. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, отражающий их жизнь в детском саду и за его пределами. Огромную помощь в оформлении портфолио оказывают педагогам родители. Они с любовью и душевным теплом пишут о своих детях в сочинениях. Делясь своими мыслями, родители, возможно, меняют свой взгляд на ребенка, стараются встать на его позиции, принять его точку зрения. Это значит, они меняются сами, становятся ближе и роднее своему ребенку. А это и является главной целью такой работы. Портфолио дошкольника - это своеобразный маршрут его развития. Два раза в год воспитатели, медицинские работники, специалисты дают рекомендации родителям по всем вопросам развития и воспитания ребенка. В тактичной форме они высказывают пожелания по поводу здоровья, познавательного, физического, эстетического, нравственного развития ребенка. Благодаря портфолио устанавливается более тесная взаимосвязь между педагогами и родителями. Родители, прочитав рекомендации, могут воспользоваться литературой и наборами игр, предложенными в каждой группе, а также задать вопросы любому из специалистов, работающих с детьми. Именно здесь воспитатель, психолог, специалисты имеют уникальную возможность давать необходимые рекомендации о развитии ребенка, поддерживать и сопровождать его личностный рост, установить тесную связь с родителями, сделать их партнерами в процессе воспитания и образования своего ребенка. Важной особенностью папки личных достижений является то, что она позволяет осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это подарок ему и его родителям. Портфолио ученика начальной школы. Портфолио ученика младших классов есть далеко не в каждой школе. Пока он вводится в рамках эксперимента. Но все идет к тому, что спустя всего несколько лет портфолио станет обязательным атрибутом ученика начальной школы. Возникает вопрос, а есть ли необходимость портфолио в начальной школе? Если да, то в какой форме оно может быть предствлено? На эти вопросы можно найти ответы, определив каковы основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах. Наряду с результатами итоговой аттестации, портфолио определяет образовательный рейтинг выпускника и позволяет вступить в конкурсный отбор на профильное обучение на старшей ступени школы. Классный руководитель информирует ученика и родителей о портфолио и возможных путях накопления достижений, о проводимых конкурсах, олимпиадах, фестивалях и т.п. Родители контролируют заполнение портфолио, помогают своему ребенку участвовать в конкурсах, в олимпиадах. Ученик сам накопляет свои достижения, регулярно советуясь с родителями и классным руководителем. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: - создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях; - максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка; - развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию; - формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности , развитие мотивации дальнейшего творческого роста; - формирование положительных моральных и нравственных качеств личности; - приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»); - формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию. Для решения этих задач ( по мнению многих специалистов) необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на портфолио документов, а на портфолио творческих работ. Другими словами, раздел «Творческие работы» должен стать основным и главным, раздел «Официальные документы» должен отойти на второй план и использоваться только в качестве приложения! Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза: «Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован». Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат. Долговременные исследования психологов заставили многих специалистов в области образования принять точку зрения, согласно которой ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности. Возможный вариант составления портфолио. Титульный лист. Содержит основную информацию (фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давать на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. Раздел «Мой мир». Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: - «Мое имя»- информации о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает. - «Моя семья»- здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье. -«Мой город»- рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. - «Мои друзья»- фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях. - «Мои увлечения»- небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования. - «Моя школа»- рассказ о школе и о педагогах. - «Мои любимые школьные предметы»- небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенных по принципу «мне нравится…, потому что…». Также неплох вариант с названием «Школьные предметы». При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нем что-то важное и нужное для себя. Раздел «Моя учеба». В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. Раздел «Моя общественная работа». Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике…Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. Раздел «Мое творчество». В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Раздел «Мои впечатления». В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. Раздел «Мои достижения». Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а например, в хронологическом порядке. Раздел « Отзывы и пожелания». В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает не часто. Хотя ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагога и родителей. Можно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года. Структуру портфолио нельзя считать определенной раз и навсегда. Структура портфолио определяется его целью. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре оно организовано таким образом, что нацелено на демонстрацию прогресса. С помощью портфолио можно определить индивидуальные образовательные маршруты, личностный рост воспитанника, способствовать активному участию ребенка в процессе его обучения и воспитания, сформировать ключевые компетенции, необходимые человеку для успеха. Кроме того, педагогу и родителям это дает следующее: - возможность оценить стартовый уровень ребенка, учесть индивидуальные особенности и возможности ребенка; - сравнить достижения детей одного возраста, динамику освоения материала различными группами; - возможность оказать помощь ребенку при подборке материалов для комплексного портфолио; - педагогу легче проводить мониторинг продвижения воспитанника в освоении образовательной программы, т.к. есть возможность вместе с ребенком просматривать материалы, обсуждать результат каждой работы, оказывать помощь в подборе необходимой информации. |
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... | Портфолио классного руководителя, как одно из звеньев мониторинга работы с детьми группы риска | ||
Портфолио это образцы проделанной работы, которые раскрывают способности и умение ученика. Так же портфолио свидетельствует об активности... | Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений... | ||
Цели и задачи: а обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка, ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом,... | Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность... | ||
Настоящее положение определяет порядок формирования, структуру и использования портфолио как способа накопления и оценки индивидуальных... | Портфолио как форма работы с одаренным ребенком: методические рекомендации [Текст] / Н. Н. Журба. – Челябинск: Издательство «чиппкро»,... | ||
Настоящее положение разработано в рамках перехода на фгос начального общего образования второго поколения и определяет порядок формирования... | Самостоятельная инициативная деятельность учащихся при работе с портфолио представлена на примере тем «Знакомьтесь, это я!», «Учимся... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |