Скачать 231.94 Kb.
|
Портфолио как итоговая аттестация младших школьников Учитель начальных классов Кондратюк Татьяна Николаевна НОУ «Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского», г. Братск В нашу школьную жизнь технология портфолио вошла сравнительно недавно. Оно дополняет традиционные контрольно-оценочные технологии. Существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Портфолио — это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьника в определённый период его обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, коммуникативной, социальной и др. и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Цель портфолио - представить документированные результаты процесса образования школьника, которые позволят увидеть «картину» значимых образовательных достижений учащегося в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального прогресса ученика в широком образовательном контексте, документально демонстрировать спектр его способностей, культурных практик, интересов. Портфолио помогает решать следующие педагогические задачи:
На сегодняшний день в НОУ «Православная гимназия во имя святителя Иннокентия (Вениаминова), митрополита Московского»» накоплен разнообразный и весьма эффективный опыт применения портфолио в учебном процессе. В нашем классном коллективе портфолио рассматривается как способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащихся в период обучения в начальной школе. Портфолио позволяет оценить сильные и слабые стороны каждого ученика в отдельности. Иной раз портфолио говорит нам об учебном процессе куда больше, чем тесты или другие формы традиционных экзаменов. Портфолио является основанием для составления рейтингов выпускников начальной школы по итогам обучения. Принципы формирования портфолио - достоверный и ответственный выбор дальнейшего направления и формы обучения учащихся; - принцип добровольности при сборе документов и формировании портфолио. При сборе официальных документов, творческих работ, самоотчётов учитывается мнение ученика. Ребенок должен сам приложить усилия, так как при сборе портфолио важен не только конечный результат, но и процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам; - сбор материалов и оформление портфолио происходит при определённой помощи и поддержке учителей и родителей, так как у большинства учащихся, к сожалению, нет элементарных навыков самоанализа и систематизации; - портфолио формируется не в виде разовой акции, а происходит систематическое накопление документов. Порядок формирования Портфолио Создание своеобразного дневника достижений — интересное и очень увлекательное занятие. Каждый из родителей хочет помочь своему ребенку стать самым лучшим и счастливым, обеспечить ему хорошее надежное будущее. А когда же начинать строить карьеру, если не в школе? Задача педагога – объяснить это доступным образом и детям, и родителям. Но главным автором портфолио должен быть, конечно, ребенок. Родители могут по просьбе ребенка оказывать организационную помощь при оформлении портфолио. Особенно это будет важно для первоклассника, так как он не всегда может оценить то, что хочет получить, не всегда способен увидеть результат своего труда. Поэтому учитель должен организовать работу таким образом, чтобы именно ребенок был мотивирован на создание личного портфеля достижений, а родители не мешали ребенку проявлять инициативу и самостоятельность, а были бы только помощниками в реализации самых смелых целей, поставленных самим ребенком. Самое главное – ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку, или портфель. Тем самым от него требуется самооценка. В папке находят свое место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, также домашние, и внеклассные дела. Все работы оцениваются как самим учеником, так и учителем. Если собираются работы одного типа или предмета, то по ним можно видеть динамику достижений. Ученик работает над оформлением своей папки, учитель ему помогает, консультирует, пишет свои комментарии к собранному материалу. Другие ученики также могут внести свои замечания и комментарии к отдельным частям работы товарища, тем самым учатся оценивать, вырабатывать и формулировать свое мнение. Учитель координирует процесс поиска обучающимися мест деятельности для накопления материалов портфолио. Проводит просветительскую работу по проблеме формирования портфолио с учащимся и его родителями. Структура и содержание Портфолио ученика. Портфолио представляет собой папку с отдельными файлами, содержащую различные документы, работы и отзывы, собранные обучающимся и состоящую из обязательных разделов:
Позволяет проследить личностный рост ребенка, формирование у него умения учиться. Дает возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми. Это страницы:
Содержание каждого раздела углубляется с каждым годом. Так, например, если в 1 классе дети просто рисуют свою семью, то в четвертом уже составляют родословную.
Эта часть портфолио также включает анализ отношения самого школьника к своей деятельности и ее результатам: автобиографию ученика и его жизненные планы, материалы самооценки. К. Д. Ушинский говорил, что если учитель хочет воспитывать человека во всех отношениях, то он должен знать его во всех отношениях.
Этот раздел помещены работы ребёнка, с помощью которых можно будет увидеть успешность ребёнка как ученика, выполнить оценку и самооценку результатов его деятельности, увидеть развитие и расширение его интересов и увлечений. Причем эти помогают ребенку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
Дневники, заметки об успехах учеников, учебные журналы, табели, ведомости, письменные размышления учеников об их собственной работе помогают учителю следить за прогрессом детей. Для стимулирования процесса самооценки следует задать каждому ученику ряд вопросов и обязательно записать ответы на них. Какие навыки тебе удалось усовершенствовать в прошлом году? Что ты умеешь очень хорошо? Что можешь улучшить? Над чем ты бы хотел поработать в этом году? Чему надеешься научиться в этом году? Можно предложить ребятам заполнить «Лист самоанализа планов и интересов» в начале и в конце учебного года, а для самооценки конкретных работ – ответить на вопросы «Листа самооценки» (Приложение №2)
Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, отзывами о прочитанных книгах. Здесь могут быть литературные тексты, диагностические работы, контрольные срезы. Надо подчеркнуть, что в состав портфеля достижений могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной деятельности, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами.
Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявить свои творческие способности.
Он представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, спортивных и художественных достижений и др.
Здесь размещаются все, имеющиеся у школьника, документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности: дипломы об участиях в предметных олимпиадах различного уровня, грамоты за участие в конкурсах, сертификаты о результатах тестирования и т.д.
Заполняют родители. Анкеты по разным направлениям, отзывы о творческих работах и пожелания. В этом разделе расположены рисунки, фотографии, дипломы, грамоты и благодарности за участие в школьных (городских, областных, всероссийских) олимпиадах, проектные, творческие и исследовательские работы, отзывы на них. (Приложение №3). Вот некоторые отзывы родителей: «Портфолио читаем с большим интересом. Оно не только позволяет запечатлеть определенные этапы развития ребенка, но и показать изменения в характере и мировоззрении, показывает, чего ждет ребенок от нас, родителей»; «Из портфолио можно узнать, о чём ребенок мечтает, что он думает о школе, как с каждым годом становиться умнее и взрослее»
Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе. Выступление на школьной линейке, участие в спектакле, оформление стенгазеты и т д.
Рассказывает о том, чем увлекается ребенок. Сведения о занятости ребенка во внеурочное время, фотографии, иллюстрации. Расписание занятий Работа с портфолио способствует формированию у младших школьников универсальных учебных действий. Личностные УУД обеспечивают воспитание личности, нравственное развитие и формирование познавательного интереса. Регулятивные УУД направлены на формирование навыков самоорганизации. Познавательные УУД формируют информационную и исследовательскую культуру школьников. Коммуникативные УУД способствуют формированию культуры общения школьников. Проследим, как эта работа отражается в структуре портфолио.
Основные направления деятельности по формированию Портфолио. В формировании Портфолио участвуют: учащиеся, классные руководители, учителя - предметники, педагоги дополнительного образования. Учащиеся:
Папка личных достижений хранится у учащегося с 1 по 4 класс. Итоговое оценивание портфолио Ученик должен стремиться накопить материалы для портфолио, представив все свои достижения. Оценка результатов деятельности учащихся осуществляется в соответствии со шкалой баллов Портфолио. (Приложение № 4) Итоговый балл портфолио по результатам обучения на соответствующей ступени образования определяется как совокупный балл по всем видам деятельности учащегося. На основании итогового балла составляется рейтинг выпускников образовательного учреждения. Решением педагогического совета ежегодно устанавливаются критерии оценивания портфолио. В соответствии с установленным перечнем материалов портфолио и критериями их оценивания совет проводится конкурс "Лучший портфолио года". В состав членов жюри конкурса могут быть включены родители. Итоговая оценка «Портфолио» складывается из суммы баллов всех разделов. Итоговым документом портфолио является «Сводная итоговая ведомость» единого образца, в которой фиксируются все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения в различных видах деятельности. Сумма баллов материалов портфолио определяет образовательный рейтинг выпускника 4класса. (Приложение № 5). По результатам накопленной оценки, которая формируется на основе материалов портфеля достижений, при переходе на следующую ступень обучения мы будем делать выводы: 1) о сформированности у обучающегося 4 класса универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих ему возможность продолжения образования на ступени основного общего образования; 2) о сформированности основ умения учиться, понимаемой как способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач; 3) об индивидуальном прогрессе в основных сферах развития личности — мотивационно-смысловой, познавательной, эмоциональной, волевой и саморегуляции. Формы оценки портфолио каждый ученик определяет для себя сам. Это может быть: выставка, публичная презентация (по желанию обучающихся) в конце четверти, года (она может проходить на классном часе, собрании родителей), где дети анализируют то, чему они научились, определяют свои самые значительные достижения, знакомят одноклассников с планами на будущее. Из всего выше сказанного можно сделать вывод: портфолио является современной эффективной формой оценивания, а также помогает решать важные педагогические задачи, развивая учебную активность и самостоятельность школьников. Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, способствует формированию у него умения учиться, помогает ученику перейти к сотрудничеству с учителем, одноклассниками и вовлекает в учебный процесс. Страницы портфолио «рассказывают» учителю о чувствах впечатлениях, предпочтениях, удачах и неудачах ученика. Это дает педагогу возможность узнать особенности эмоциональной жизни отдельного школьника и учитывать их в своем общении с детьми. Приложение №1 Маршрутная карта развития
Приложение №2 Лист самоанализа планов и интересов (на начало учебного года)
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Лист самоанализа планов и интересов (на конец учебного года)
_________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________________,потому что_____________________________________________
___________________________________________________________________ для меня стало важным___________________________________ 5. В этом учебном году для меня самым значительным и запоминающимся было ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________ Примечание. Листы самоанализа заполняются в начале сентября и конце мая в классе самостоятельно (для учащихся 1-2 классов – с помощью учителя) или дома. Лист самооценки Дата: Имя:
Приложение №3 Письмо родителям Дата: Кому: Ваш сын (дочь) покажет Вам «портфель» со своими работами. Пожалуйста, просмотрите и обсудите их вместе. Сообщите о своих впечатлениях и выскажите мнение по поводу динамики развития Вашего ребенка, заполнив прилагаемую форму. Верните портфолио в школу до конца недели. Спасибо за помощь и сотрудничество. С уважением, __________________. Анкета для родителей (примерная форма ответа) Дата: Имя: Пожалуйста, ответьте на следующие вопросы: Ваш ребенок принимал участие в просмотре работ? __________________________________________________________________ Что понравилось Вам больше всего? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Довольны ли Вы успехами Вашего ребенка? Почему? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Есть ли у Вас вопросы и пожелания? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Подписи родителей Приложение №4 Шкала баллов портфолио Ограниченные усилия (1 балл) Учащийся:
|
Предпрофильная подготовка”. Обсуждаемые вопросы: цели и задачи предпрофильной подготовки; курсы по выбору; портфолио (внешний вид,... | В начальной школе в рамках основной образовательной программы формируется икт грамотность младших школьников | ||
Итоговая государственная аттестация магистра журналистики включает защиту выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации)... | Итоговая государственная аттестация бакалавра издательского дела включает защиту выпускной квалификационной работы и сдачу государственного... | ||
Прошу разрешить мне изменить тему дипломной (курсовой) работы с «Развитие познавательного интереса младших школьников во внеклассной... | Итоговая аттестация – не новая практика для Российской системы образования. Но в педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные... | ||
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены... | |||
Государственная (итоговая) аттестация выпускников 9 классов мбоу гимназии №36 осуществлялась в соответствии с федеральными распорядительными... | Обухов А. С. Методические рекомендации по подготовке к Всероссийскому конкурсу исследовательских работ и творческих проектов дошкольников... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |