Скачать 1.6 Mb.
|
Содержание Методика проведения урока………………………………………………………………… 2 Подготовка и проведение урока…………………………………………………………….. 5 Виды анализа урока…………………………………………………………………………… 7 Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения……………………………. 10 Карта посещения урока………………………………………………………………………. 13 Изучение системы работы учителя и оценка результатов учебных процессов…………………………………………………………………………….16 Материалы для анализа урока руководителем…………………………………………..17 Посещение и анализ урока руководителем школы………………………………………21 Самоанализ урока (памятка для учителя)…………………………………………………25 Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока………………………25 Алгоритм анализа урока через его конечный результат……………………………….. 29 Методика анализа урока от его конечного результата…………………………………. 30 Анализ урока методом «рыбья кость»…………………………………………………….. 31 Программа наблюдений на уроке………………………………………………………….. 31 Схема анализа личностно-ориентированного урока…………………………………….32 Самоанализ урока в рамках системы личностно-ориентированного урока………… 33 Схема анализа воспитательного аспекта урока………………………………………… 33 Структура системного подхода к анализу деятельности учителя и учащегося…….34 Анализ урока (общие рекомендации)………………………………………………………35 Анализ урока иностранного языка…………………………………………………………. 36 Анализ урока информатики…………………………………………………………………. 37 Анализ урока литературы…………………………………………………………………… 38 Анализ урока русского языка……………………………………………………………….. 39 Анализ урока трудового обучения…………………………………………………………. 40 Анализ урока физкультуры…………………………………………………………………. 41 Самоанализ успешности учебной работы…………………………………………………42 МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ УРОКА Каждый урок занимает определенное место в методике темы. Соответственно его организация определяется задачами всей темы и конкретного этапа изучения темы. Общие закономерности построения урока имеют следующий вид: 1. Постановка задач урока. 2. Выбор элементов учебного материала в соответствии с задачами. 3. Выбор приемов, методов и форм преподавания. 4. Составление структуры урока. Рассмотрим эти закономерности подробнее. 1. Постановка задач урока. Так же, как и перед изучением темы, учитель на каждый урок планирует выполнение трех задач: учебных, развивающих, воспитательных. В массовом сознании учителей утвердилось ложное представление о том, что не каждый урок должен выполнять развивающие и воспитательные задачи, главное – выполнение учебных. Опровергая это заблуждение, следует сказать, что на каждом уроке учитель обязан комплексно воспитывать учащихся через обучение и развитие. Если же на уроке решается только одна задача (допустим – учебная), то происходит разрыв в систематической учебно-воспитательной работе. Все три учебные задачи должны реализовываться непрерывно, из урока в урок, иначе такое воспитание будет носить фрагментарный характер и низкую эффективность. 2. Выбор элементов учебного материала. Итак, задачи поставлены, необходимо отобрать элементы учебного содержания, с помощью которых будут реализовываться эти задачи. Для выполнения учебных задач отбираются учебные тексты и задания для изучения, закрепления, расширения и углубления знаний. Развивающие и воспитательные задачи реализуются через выполнение специально составленной учителем системы творческих заданий и практических работ. Все элементы содержания урока предварительно систематизируются в тематическом плане. 3. Выбор приемов, методов и форм преподавания. Для облегчения работы учителя по выбору педагогических инструментов (приемов, методов и форм преподавания) составлена шкала анализа методики преподавания уроков и разработаны закономерности построения и развития методики преподавания урока. Параметрами шкалы являются принципы интенсификации учебно-воспитательного процесса, разработанные академиком Ю. К. Бабанским. Что же это за принципы и как они были разработаны? В семидесятые годы прошлого века Ю. К. Бабанский вместе с сотрудниками поставил перед собой проблему – в чем особенности системы работы передовых учителей? Почему у одних учителей, уроки интересны, ученики выполняют все учебные задания и результаты хорошие, даже высокие, тогда как у других ничего этого нет? Для решения этой проблемы ученые наблюдали и анализировали огромное количество уроков у разных учителей в разных городах, проводили индивидуальные собеседования с учениками и учителями. В результате этой работы было установлено, что высокий уровень учебно-воспитательного процесса достигается в том случае, если учитель умело использует педагогические инструменты по следующим принципам: – усиление целенаправленности обучения на каждом уроке. Это означает, что на каждом уроке учитель обеспечивает с помощью учебных заданий обучение, развитие и воспитание учащихся, а не только обучение, как это чаще всего бывает; – улучшение мотивации. Учитель подбирает специальные задания для учащихся, которые развивают интерес к предмету, и постоянно использует их на уроках; – повышение информативной емкости урока. Укрупнение объема учебной информации и заданий позволяет сэкономить время для полноценного его усвоения (в процессе выполнения творческих заданий); – ускорение темпа обучения. Ускорение темпа обучения достигается за счет выделения взаимосвязей в изучаемом материале и материале, который еще будет изучаться. Планируя содержание урока, учитель включает в него элементы ранее пройденного материала для повторения и элементы сложного материала из последующих тем с целью подготовки учащихся к его усвоению; – внедрение активных методов обучения. Передовые учителя практически на каждом уроке используют творческие и исследовательские методы; – внедрение активных форм обучения. Активность учащихся значительно повышается, если применяются групповые формы работы, организованно-деятельностные и ролевые игры; – развитие навыков учебной деятельности. На каждом уроке проводится работа по обучению учащихся учебным умениям; – применение технических средств обучения. Технические средства обучения применяются для организации познавательной и контрольно-оценочной деятельности учащихся. Таким образом, на основе анализа опыта работы передовых учителей была создана теория интенсификации учебно-воспитательного процесса, включающая в себя вышеперечисленные закономерности. Шкала анализа методики урока 1. Инструменты реализации учебных задач. Укрупнение научной информации и заданий.
Выделение взаимосвязей в информации и заданиях.
Дифференциация учебного материала.
Развитие умений работы с учебной информацией.
Повышение научности учебной информации и заданий.
Методы преподавания.
|
Рассказывает этапы проведения урока-игры, основные моменты и оценку результатов проведения | Организация урока: тип урока, структура урока, этапы и их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения... | ||
Место и значение данного урока в перспективном плане развития учащихся. Формулировка цели | Содержание урока соответствует поставленным целям и задачам. Цели урока достигнуты | ||
Аннотация: авторы представляют опыт школы по сопровождению урока в контексте фгос, важным инструментом совершенствования урока может... | Правильность и обоснованность цели урока с учетом: программных требований; содержания материала; необходимого уровня знаний и умений... | ||
Для успешного выполнения итоговой зачетной работы Вы можете воспользоваться публикациями, презентациями, материалами выполненных... | ... | ||
Цель урока Выбор модели проекта, составление описания внешнего вида с применением полученных знаний и использовании икт | Краткий (оценочный) анализ это общая оценка образовательно воспитательной функции урока, характеризующая решение образовательной,... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |