Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования»


Скачать 136.01 Kb.
НазваниеТема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования»
ТипУрок
blankidoc.ru > Туризм > Урок
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №3

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований ФГОС основного общего образования»



Автор:

Писаренко Наталией Михайловной,

учителем биологии

высшей квалификационной категории

МБОУЛ № 3 г. Светлограда

Г. Светлоград, 2013

Содержание
Введение 2

Основная часть

  1. Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС. 3

    1. Структура технологической карты урока. 4

    2. Этапы деятельности педагога в технологической карте урока.

    3. Шаблоны технологической карты урока, разработанные Копотевой Г.Л. и Логвиновой И.М. 6

Заключение 9

Список литературы 10

Приложения

Новая парадигма образования ХXI века основана на вооружении школьников умениями самостоятельно учиться, приобретать знания, умения, навыки и универсальные способы деятельности: познавательные, информационно-коммуникативные, рефлексивные. Методологической основой стандартов нового поколения является системно-деятельностный подход, который нацелен на развитие личности. Учебный процесс должен быть организован так, чтобы обеспечить школьнику общекультурное, личностное, познавательное развитие, а главное, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Деятельностный подход к жизни вообще и к обучению в частности, является значительным достижением психологии. Известный психолог
А.Н. Леонтьев говорил, что человеческая жизнь — это «система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача информации от учителя к ученику, считают психологи, противоречит самой природе человека — только через собственную деятельность каждый познает мир. Несоответствие между деятельностью, диктуемой природой, и той, которую начинают требовать выполнять в школе, рождает актуальную социальную проблему: неподготовленность выпускников к самостоятельной жизни и работе. Учителю тем самым предстоит реализовать эти существенные изменения, которые ФГОС основного общего образования требует привнести в практику педагогической деятельности.


  1. Технологическая карта урока как современная форма планирования урочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС.

В контексте научно-методического сопровождения введения ФГОС ООО проблема состояла в том, чтобы разработать такую технологическую карту урока, которая позволяла бы воплотить эти требования: учителю наглядно спроектировать, а заместителю директора по УВР проследить ход работы учителя по реализации деятельностной направленности педагогического процесса и формированию УУД.

При самоанализе урока учитель нередко просто пересказывает его ход и затрудняется в обосновании выбора содержания, используемых методов и организационных форм обучения. В традиционном плане расписана в основном содержательная сторона урока, что не позволяет провести его системный педагогический анализ. Форма записи урока в виде технологической карты дает возможность максимально детализировать его еще на стадии подготовки, оценить рациональность и потенциальную эффективность выбранных содержания, методов, средств и видов учебной деятельности на каждом этапе урока.

Опыт показывает, что на первых порах педагогу сложно создать технологическую карту урока (ее можно рассматривать как мини-проект учителя). Многие учителя мучаются вопросами: «Зачем составлять и рабочую программу, и технологическую карту? Не является ли это дублированием?» «Можно ли на основе рабочей программы составить технологическую карту урока и как это сделать?». По структуре и содержанию технологическая карта урока является логическим продолжением, структурной единицей рабочей программы учителя. Для того, чтобы составить технологическую карту, опираясь на рабочую программу, нужно первоначально разобраться в том, что же такое технологическая карта.

Технологическая карта урока– это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся. Технологическая карта обеспечивает эффективное и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения. Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам. Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий), в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.


    1. Структура технологической карты урока.

Для полноценного и эффективного использования технологических карт необходимо рассмотреть структуру технологической карты:

- название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение;

- планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);

- межпредметные связи и особенности организации пространства (формы работы и ресурсы);

- этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);

- контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Зная структуру и содержание рабочей программы довольно несложно наполнить содержанием шаблон технологической карты, составленный по вышеуказанной структуре. Рассмотрим технологическую карту урока, разработанную Копотевой Г.Л. и Логвиновой И.М. Так, название темы с указанием часов и контрольное задание (обратная связь) содержатся в календарно-тематическом планировании рабочей программы; планируемые результаты, межпредметные связи, ресурсы и организация пространства – прописаны в пояснительной записке. Таким образом, учителю остается заполнить только этапы изучения темы. Основополагающей мыслью, определяющей визуальный образ карты урока, явилось понимание, что необходима форма, которая предоставляет педагогу возможность видеть:

  • что он осуществляет педагогические действия, входящие в целостную деятельность, позволяющую достичь конкретных предметных, метапредметных и личностных планируемых результатов;

  • что эти педагогические действия связаны в последовательную цепь и не нарушают логику целостной деятельности;

  • как он должен войти в действие и выйти из него, не прервав цепи операций, входящих в данное действие.

Совершенно очевидно, что такой формой для карты может стать только таблица — замкнутая матрица. Исходя из особенностей системно-деятельностного подхода определяется перечень основных вертикальных столбцов карты: ход урока (с фиксированием этапа урока); деятельность учителя, деятельность учащегося. Количество горизонтальных столбцов в таблице, конечно же, зависит от типа урока, который проектирует учитель. Именно тип урока определяет количество необходимых для его реализации этапов. Одной из основных задач является необходимость сломать педагогический стереотип, сложившийся при подготовке конспектов уроков: планирование учителем прежде всего и преимущественно своей деятельности, а только потом деятельности учащихся. Поэтому в таблице предусматривается визуальное доминирование графы «деятельность учащихся».Такое соотношение объёмов предполагаемой деятельности педагога и учащихся на уроке (закреплённое визуально), позволяет учителю сначала задуматься об этой необходимой диспропорции, а затем зафиксировать в содержании карты его новые функции, новую педагогическую позицию: в процессе педагогического взаимодействия на основе субъект-субъектных отношений учитель является «провокатором» деятельности учащихся и помощником в ходе освоения ими учебного способа деятельности.

На основании ранее приведённых задач создания карты определились, какие её составляющие будут носить инвариантный, а какие вариативный характер. Инвариантным компонентом является графа «деятельность учителя. Этот подход обеспечивает закрепление установки учителя на освоение им новой функции в рамках субъект-субъектного педагогического взаимодействия с учащимся. Под вариативностью понимается возможность вычленения большего или меньшего количества модулей (составных частей) в тех или иных столбцах (графах) карты как на этапе проектирования, так и на этапе реализации урока. Это позволяет учителю в процессе проектирования урока на основе технологической карты выбрать удобный для себя вариант: на этапе адаптации к требованиям ФГОС ООО можно начинать проектирование, используя один или только несколько модулей карты, затем по мере освоения способа перейти к проектированию целостного урока.


    1. Этапы деятельности педагога в технологической карте урока.

Более подробно опишем, как отражается каждый этап деятельности педагога в технологической карте урока:

На первом этапе «Самоопределение в деятельности» (мотивация) организуется стимулирование интереса учащихся к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.

На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы, необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки, каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.

Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению конкретного содержания и включает:

1 шаг — организация деятельности учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;

2 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;

3 шаг — организация деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;

4 шаг — организация деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.

Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но его цель - установить степень освоения содержательного блока. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.

На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.

На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.

Реализуя новое понимание образовательных результатов в виде формируемых способов деятельности, введённое ФГОС, структуирована графа «Деятельность учащихся» на несколько модулей, соответствующих предполагаемым видам деятельности. А затем для каждого из них также определена структура, фиксирующая выполняемое действие и его предполагаемый результат. Предметные планируемые результаты в карте фиксируются в графе «Ход урока/ Этап урока» в виде учебно-познавательной или учебно-практической задачи, предъявляемой учащимся для решения. Одной из базовых образовательных технологий, реализующей требования ФГОС, является дифференциация требований к уровню освоения учебной информации. Поэтому, в этой же графе, предназначенной для фиксирования учебных заданий, с помощью которых будут формироваться как предметные, так и метапредметные результаты, предусмотрена возможность явного выделения базового и повышенных уровней освоения учебного материала. Базовой образовательной технологией, реализующей требования ФГОС является формирование универсальных учебных действий(УУД) на материале основ наук. Именно их виды, в совокупности представляющие группу метапредметных результатов, и определили содержание модулей «Вид деятельности». Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п.


    1. Шаблоны технологической карты урока, разработанные Копотевой Г.Л. и Логвиновой И.М.

Переходя к разговору о том, каков же общий вид технологической карты урока, позволяющей осуществить деятельностный подход и формирование УУД, хотелось бы акцентировать внимание на том, что в её структуре отсутствует отдельная графа(компонент матрицы), посвященная целевому назначению проектируемого урока. И это не случайно. Надобность в этом отпадает, по мнению Копотевой Г.Л. и Логвиновой И.М. потому, что планируемые результаты образования в соответствии с ФГОС представляют собой «систему личностно ориентированных целей образования». Поскольку предлагаемая ими технологическая карта позволяет фиксировать предметные и метапредметные планируемые результаты именно в виде формируемых способов деятельности на каждом этапе урока, более того, — как отдельные действия в рамках каждого способа деятельности на каждом этапе урока, то нет смысла их прописывать ещё в какую-то отдельную, специально выделяемую для этого, графу.

С целью реализации целостного учебного процесса разработчики предлагают пользоваться как минимум трёхмодульной технологической картой урока: определённые ограничения в свободе выбора учителем количества модулей вызваны тем, что есть риск разрушить систему формирования предметных и метапредметных результатов, а этого допустить нельзя. Далее приводится минимально допустимый для хода урока вариант карты:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

3-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_____________________________________________



В трёхмодульном варианте карты отсутствует графа (модуль) для группы личностных результатов. Внимательное знакомство с их содержанием и структурой делает очевидным, что они являются теми новообразованиями в личности, которые формируются и развиваются благодаря целенаправленной работе педагога по формированию как предметных, так и универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных и регулятивных). Однако далеко не все предметы обладают специальным содержанием, на основе которого можно в явной форме выделить действия по формированию группы личностных результатов. Чаще всего это предметы технического цикла. А для гуманитарных дисциплин, и для английского языка в частности, преподаваемого с использованием учебника «Английский в фокусе», в котором в явной форме есть материал, позволяющий формировать основы гражданственности и нравственные смыслы жизни человека, отсутствие этого модуля будет уже неправомерным:

Технологическая карта урока
Разработчики: Копотева Г.Л., Логвинова И.М.

4-модульная карта
Предмет_______________________________________________
Класс__________________________________________________
Автор УМК______________________________________________
Тема урока____________________________________________
Тип урока______________________________________________
Учитель_______________________________________________


Завершая разговор об особенностях технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой необходимо сделать акцент на том, что горизонтальная её структура, предназначенная для фиксирования этапов урока, позволяет использовать карту как для проектирования комбинированного урока, так и для выстраивания уроков, представляющих собой, по сути, один этап — определённый способ деятельности (например, как в дидактических системах Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, Школа 2100 и др.). Выбор типа урока, а значит и количества этапов для его реализации осуществляет учитель. Однако, нельзя забывать, что какую бы дидактическую систему вы ни использовали, она должна разворачивать деятельностную учебную ситуацию.

Подводя итог сказанному, необходимо рельефно вычленить достоинства и преимущества предлагаемой технологической карты урока Г.Л. Копотевой, И.М. Логвиновой по сравнению с другими методическими продуктами такого же характера. Достоинства и новшества её структуры нами состоят в том, что карта даёт возможность чётко вычленить:

  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с видами осуществляемой на уроке деятельности;

  • формируемые у обучающихся способы деятельности в строгом соответствии с предлагаемыми учителем учебно-познавательными или учебно-практическими задачами;

  • уровень сложности предлагаемых учителем учебно-познавательных или учебно-практических задачи благодаря этому дифференцировать процесс обучения.

Предлагаемая технологическая карта урока позволяет учителю зафиксировать в проекте урока и проанализировать по результатам проведения урока:

  • изменения уровня мотивации учащихся в процессе овладения учебным материалом (в связи с интересом школьников к новым формам учебной деятельности; коммуникации с педагогом и сверстниками);

  • качественное изменение формы индивидуальной и групповой работы учащихся на уроках по предмету (вследствие возможности осуществления поэтапного контроля за формированием планируемых результатов образования);

  • изменение роли учителя и статуса его деятельности (учитель перестает быть транслятором знаний, а становится наставником, помогающим учащимся самостоятельно получать новые знания и формировать предметные и универсальные учебные действия).

Кроме того, она позволяет:

  • сделать для учителя процесс формирования УУД прозрачным (видимым, очевидным) и управляемым благодаря фиксированию формируемых у учащихся способов деятельности;

  • оптимально индивидуализировать процесс проектирования урока благодаря возможности комбинирования числа проектируемых элементов (модулей).

Важным преимуществом созданной карты является её универсальность, поскольку она может использоваться:

  • для проектирования уроков в разных дидактических системах, реализующих деятельностный подход;

  • для проектирования уроков в разных ступенях обучения;

  • учителем с разным опытом работы и профессиональной квалификацией;

  • как для обучения педагогов в системе повышения квалификации и педагогического мастерства, так и в процессе самообразования.

Список литературы

    1. Гузеев В.В. Проектирование и анализ урока. // Директор школы. – 2005. – №7.

    2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. /А.Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с.

    3. Копотева Г.Л., Логвинова И.М. Проектируем урок, формирующий универсальные учебные действия. Волгоград: Учитель, 2013. – 99 с.

    4. Логвинова И.М., Копотева Г.Л. Конструирование технологической карты урока в соответствии с требованиями ФГОС// Управление начальной школой. – 2011. - №12.

    5. Мороз Н.Я. Конструирование технологической карты урока. Научно-методическое пособие. – Витебск, 2006. – 56 с.

Похожие:

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconБазовая модель технологической карты занятия по фгос
Разработку технологической карты урока следует начинать с рассмотрения модели эффективного урока, разработанного по фгос, и базовой...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconИзложение нового материала тема, научность, метод изложения, доходчивость, связь с
...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» icon«Школьные дни»
Конструирование технологической карты урока английского языка в соответствии с требованиями фгос

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconОбразовательная программа среднего общего образования реализуется...
По реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconТема урока: Модель. Информационное моделирование
Проводит вводный инструктаж по применению рейтинга урока и работы с опорным конспектом

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconОсновная образовательная программа основного общего образования мбоу...
Целевой раздел примерной основной образовательной программы основного общего образования 4

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconПояснительная записка Основная образовательная программа основного...
Фгос ооо) с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением Федерального учебно-методического...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconТема урока: «Моделирование биоритмов человека»
Обобщить знания и умения, учащихся по темам «Компьютерное моделирование», «График функции у=sinx», создать и проанализировать компьютерную...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconПрограмма по информатике для основной школы составлена в соответствии...
Ууд для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, обучающихся на ступени...

Тема: «Моделирование технологической карты урока с учётом требований фгос основного общего образования» iconРабочая программа по предмету «Иностранный язык», предметная область (Иностранный язык)
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на основе требований к результатам освоения...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru