МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ГБОУ ВПО «БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ И КУЛЬТУРЫ»
УДК 316.7
№ госрегистрации
Инв. № УТВЕРЖДАЮ
Ректор ГБОУ ВПО
«Белгородский государственный институт
искусств и культуры»,
доктор пед. наук, проф.
__________________ И.Б. Игнатова «___»________________ г.
ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ
«ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ КИНОПОКАЗА НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ» Государственный контракт №3792-01-41/06-12
(заключительный)
Руководитель темы
| ________________________ подпись, дата
| И.А. Гричаникова
|
Белгород, 2012
СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
Руководитель темы,
канд. социол. наук, доц.
| ________________________ подпись, дата
| И.А. Гричаникова
| Исполнители темы:
|
|
| Д-р пед. наук, проф.
| ________________________ подпись, дата
| И.Б. Игнатова
| Д-р пед. наук, проф.
| ________________________ подпись, дата
| С.И. Курганский
| Канд. социол. наук, доц.
| ________________________ подпись, дата
| Н.В. Посохова
| Канд. филол. наук, доц.
| ________________________ подпись, дата
| И.Г. Паршина
| Канд. пед. наук, доц.
| ________________________ подпись, дата
| О.А. Киреева
| Соисполнители:
|
|
| Ассистент
| ________________________ подпись, дата
| М.Е. Мережко
| Начальник отдела информационных автоматизированных систем
| ________________________ подпись, дата
| Е.А. Войтов
|
УДК 316.7 Ключевые слова: отчет, научно-исследовательская работа, заключительный отчет, кинопоказ, доступность, качество, цифровые технологии, рынок кинопоказа.
Реферат
Отчёт 105 с., 6 ч., 30 рис., 5 табл., 8 источников, 5 прил.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ УСЛУГ КИНОПОКАЗА НАСЕЛЕНИЮ РОССИИ
Актуальность решения проблем доступности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов кинопоказа возрастает в условиях повышения уровня конкуренции на кинозрелищных, культурно-досуговых сегментах рынка услуг массовой культуры, а также в условиях сокращения бюджетного финансирования кинотеатров, экономической депрессии, перехода учреждений кино на организационно-правовой статус хозяйственных обществ и товариществ, имеющих коллективно-долевые формы собственности.
Объект исследования – услуги кинопоказа деятельности хозяйствующих субъектов.
Цель работы – определение доступности услуг кинопоказа жителям городов Российской Федерации.
Методы проведения работ:
1. Применение районированной выборки и метода основного массива.
2. Для сбора первичной информации применялись опрос и анкетирование.
3. Основными методами обработки первичной социологической информации является простая и перекрестная группировка данных с выявлением статистически значимых различий между группами респондентов, типу поселения.
4. Для обработки и анализа количественных, качественных (неколичественных) и смешанных данных применяется программный продукт «МАТСТАТ».
5. Применение кластерного анализа субъектов кинопоказа. Кластеризация субъектов кинопоказа по значимым признакам (ценовая доступность, материально-техническая база, ориентированность на социально незащищенные группы населения).
6. Группировка данных по множественным признакам, установление корреляционных связей и факторных зависимостей в соответствии с целями и задачами исследования.
Повышение уровня обоснованности рационального осуществления процесса оказания зрителям кинозрелищных и сопутствующих им услуг, роста результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов киносети возможно на основе принятия действенных организационных и регулирующих мер. К ним относятся, например, воздействие на развитие учреждений кинопоказа, хозяйственных обществ, направленное на устранение и корректировку отклонений от намеченных планово-расчетных, запрограммированных ориентиров развития экономического, инновационного, социального характера, на рациональное соединение материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в процессе оказания потребителям кинозрелищных услуг.
Содержание
| Обозначения и сокращения ……………………………………..
| 7
|
| Введение …………………………………………………………...
| 9
| 1
| Технологические характеристики исследования …………….
| 16
| 1.1
| Цель исследования ………………………………………………...
| 16
| 1.2
| Задачи исследования ………………………………………………
| 16
| 1.3
| Объект и предмет исследования ………………………………….
| 16
| 1.4
| Методы сбора и анализа данных ………………………………….
| 16
| 1.5
| Информационная база исследования ……………………………..
| 17
| 1.6
| Основные термины и понятия ……………………………………
| 18
| 2
| Современные условия и тенденции в сфере кинопоказа РФ..
| 30
| 2.1
| Государственная политика в сфере кинопоказа РФ ……………..
| 30
| 2.2
| Состояние рынка кинопоказа РФ на октябрь 2012 г……………..
| 32
| 2.3
| Роль цифровых технологий в развитии сферы кинопоказа РФ ...
| 35
| 2.4.
| Характеристика статистических данных и перечней объектов кинопоказа открытого доступа (ЕАИС, база данных «Профисинема», Discovery Research Group и т.д.) ………………
|
39
| 3
| Демонстраторы фильмов и кинозалы РФ: критерии классификации и категории в субъектах РФ и городах с населением свыше 50 тыс. чел. …………………………………
|
44
| 3.1
| Критерии классификации демонстраторов фильмов и кинозалов субъектов РФ …………………………………………..
|
44
| 3.2
| Группы демонстраторов фильмов и кинозалов субъектов РФ …
| 48
| 3.2.1
| Группировка кинотеатров по числу залов ……………………….
| 49
| 3.2.2
| Группировка кинотеатров по независимости расположения …..
| 52
| 3.2.3
| Группировка кинотеатров по типу управляющей компании …..
| 56
| 3.3
| Региональный аспект развития субъектов кинопоказа ………….
| 72
| 4
| Качество предоставления услуг кинопоказа в субъектах РФ
| 74
| 4.1
| Характеристики кинозалов в субъектах РФ, осуществляющих платный кинопоказ на регулярной основе ……………………….
|
74
| 4.2
| Характеристика кинодемонстраторов, являющихся частной собственностью юридических лиц ……………………………….
|
77
| 4.3
| Характеристика кинодемонстраторов, располагающихся во дворцах культуры ………………………………………………….
|
86
| 5
| Доступность услуг кинопоказа жителям субъектов РФ
| 93
| 5.1
| Ранжирование городов Российской Федерации по доступности услуги кинопоказа …………………………………………………
|
93
| 6
| Основные направления и перспективы развития доступности услуг кинопоказа в субъектах РФ ………………
|
100
|
| Заключение ………………………………………………………..
| 105
|
| Список использованных источников ………………………….
| 106
|
| Приложения
|
|
| Приложение 1. Программа исследования ……………………….
| 107
|
|
|
|
| Приложение 2. Опросный лист для сбора информации о кинозале …………………………………………………………….
|
129
|
| Приложение 3. Опросный лист для сбора информации о демонстраторе фильмов в кинозале ………………………………
|
132
|
| Приложение 4. Графическая интерпретация результатов анкетирования кинодемонстраторов (диаграммы) ……………..
|
138
|
| Приложение 5. Единый перечень объектов кинопоказа с указанием их характеристик ………………………………………
|
148
| Обозначения и сокращения
DCI (Digital Cinema Initiatives, LLC) – коалиция, образованная семью ведущими киностудиями Голливуда (Disney, Fox, MGM, Paramount Pictures, Sony Pictures Entertainment, Universal Studios и Warner Bros.Studios) для определения добровольных единых спецификаций и открытой архитектуры для цифрового кино. Завершает работу в сентябре 2005 года.
EDFC (European Digital Cinema Forum) – Европейский Форум Цифрового Кино - группа, состоящая из представителей общественных и профессиональных организаций, функционирующих в разных отраслях киноиндустрии, образованная с целью стимулирования сотрудничества в области реализации европейских проектов цифрового и электронного кино, а также для содействия в разработке мировых стандартов.
HD-SDI (High Definition Serial Digital Interface) – стандартное подключение для передачи цифрового изображения высокого разрешения.
MXF (Material Exchange Format) – открытый файловый формат, предназначенный для обмена файловыми пакетами с фильмами между системами цифрового кино различных производителей.
A-content – альтернативный контент – демонстрация нехудожественного материала с использованием цифрового оборудования.
KDM – ключ / Сообщение доставки ключа (Key Delivery Message - KDM) – стандартизированный способ доставки паролей доступа на системы воспроизведения цифрового кино. KDM содержит пароль, необходимый для дешифрования фильма в данном кинотеатре, а также информацию о том, сколько раз фильм может использоваться. KDM часто распространяется на картах памяти USB, но также может передаваться на CD-ROM дисках, по сети, или на переносном жестком диске вместе с контентом.
ЕАИС – Единая автоматизированная информационная система учета кинобилетов.
IMDb – база данных Internet Movie Database – крупнейшая в мире база данных и веб-сайт о кинематографе.
IMAX, Аймэкс (Image Maximum — «максимальное изображение») — широкоформатная кинематографическая система, на которой основан ряд технологий кинопоказа и устройство сети кинотеатров
3D-технологии – использование для обозначения стереоскопических фильмов терминов «трёхмерный» или «3D» связано с тем, что при просмотре таких фильмов у зрителя создаётся иллюзия объёмности изображения, ощущение наличия третьего измерения — глубины и новой размерности пространства уже в 4D.
Введение
Кино заняло прочные позиции в общественной жизни, стало неотъемлемой частью культуры, одним из важнейших феноменов духовной жизни российского общества. В последнее время продукция отечественной киноиндустрии стала рассматриваться с коммерческой точки зрения с ориентацией на продажу массовой зрительской аудитории. Одновременно кинематографии принадлежит важная роль в удовлетворении культурных потребностей населения как одному из актуальных направлений сферы досуга и развлечений. В этом качестве услуги кинопоказа реализуются в соответствии с общими законами создания и движения стоимости и во многом могут рассматриваться как результат совокупной деятельности экономических субъектов киноотрасли, целью которых является получение финансовой прибыли. Киноотрасль является современной высокотехнологичной индустрией, обеспечивающей занятость населения, а также поступление налогов в бюджеты всех уровней, уплачиваемых различными участниками кинопроцесса.
Функционирующая в настоящее время в кинематографической отрасли система организации и регулирования деятельности учреждений кинопоказа, хозяйствующих субъектов с населением свыше 50 тысяч человек, оказывающих зрителям широкий перечень культурно-досуговых услуг в процессе кинопоказа фильмов различной жанровой направленности, существенно влияет на деятельность хозяйствующих субъектов в сфере оказания кинозрелищных услуг. Деятельность учреждений, предприятий, хозяйствующих обществ кинематографического комплекса, обусловленная влиянием на доступность, результативность и эффективности ресурсопотребления наталкивается на трудности преодоления действующих негативных тенденций. Прежде всего, это низкий уровень удовлетворения спроса потенциальных потребителей и покупателей кинозрелищных и сопутствующих им услуг, товаров, недостаточность государственного финансирования, снижающейся уровень материально-технического, информационного, финансового обеспечения деятельности по реализации услуг кинопоказа. Поэтому создание инновационной системы организации и регулирования доступности деятельности кинотеатров выступает одним из основных условий научной обоснованности повышения доходности киноучреждений, снижения темпов роста затрат на потребление трудовых, материально-технических, информационных ресурсов, участвующих в процессе оказания кинозрелищных и сопутствующих им услуг, реализуемых товаров.
Актуальность решения проблем доступности и эффективности функционирования хозяйствующих субъектов кинематографической отрасли возрастает в условиях повышения уровня конкуренции на кинозрелищных, культурно-досуговых сегментах рынка услуг массовой культуры, а также в условиях сокращения бюджетного финансирования кинотеатров, экономической депрессии, перехода учреждений кино на организационно-правовой статус хозяйственных обществ и товариществ, имеющих коллективно-долевые формы собственности. Повышение уровня обоснованности рационального осуществления процесса, оказания зрителям кинозрелищных и сопутствующих им услуг, роста результативности и эффективности деятельности хозяйствующих субъектов киносети возможно на основе принятия действенных организационных и регулирующих мер. К ним относиться, например, воздействие на развитие учреждений кинопоказа, хозяйственных обществ, направленное на устранение и корректировку отклонений от намеченных планово-расчетных, запрограммированных ориентиров развития экономического, инновационного, социального характера, на рациональное соединение материально-технических, трудовых, финансовых и информационных ресурсов в процессе оказания потребителям кинозрелищных услуг. Организационные и регулирующие меры, в свою очередь, зависят в своих уровнях влияния от особенностей деятельности кинозрелищных организационно-правовых структур, тесноты взаимосвязи и результативности взаимодействия ресурсных составляющих, от доступности, от влияния экономических, финансово-инвестиционных, структурно-организационных факторов внешней среды на деятельность и социально-экономическое развитие кинотеатров различного организационно-правового статуса.
Ограниченность финансовых и материально-технических ресурсов в деятельности кинозрелищных хозяйствующих субъектов, реальные возможности их интенсивного использования в целях достижения экономически приемлемых, желаемых результатов и уровней эффективности использования имеющихся ресурсов диктуют необходимость формирования рационально и целенаправленно действующей системы организации и регулирования деятельности кинозрелищных учреждении, хозяйственных обществ. Поэтому актуальными являются решения проблем достижения кинотеатрами оптимальных в сложившихся экономических условиях результатов деятельности посредством эффективного использования ресурсных потенциалов на основе реализации комплекса мер по рациональной организации и регулированию кинозрелищного процесса. В то же время теоретические и методические основы создания системы организации и регулирования деятельности учреждений киносети, оценки ее результативности, эффективности, взаимодействия экономических и управленческих показателей данной системы между собой в экономической литературе разработаны недостаточно. Существует необходимость создания таких теоретических и методических положений системной организации и регулирования процесса оказания кинозрелищных услуг в рамках функционирующих кинотеатров, которые могли бы составить его основу.
Особенностью настоящего положения российской киноиндустрии является ее интенсивное развитие при одновременном сохранении элементов кризисности в ключевых областях. В связи с этим для решения важнейших вопросов развития отрасли требуется внимание и участие широкого круга лиц и общественных институтов, а не только непосредственных участников кинопроцесса. Инвестиции в строительство новых кинотеатров за последние несколько лет значительно снизились. Период окупаемости киноэкрана возрос до 10 лет и более за счет увеличения стоимости строительства и насыщения тех географических сегментов рынка, где был наиболее высокий спрос. В связи с этим соотношение распределения кассовых сборов – 50% в пользу кинотеатров – положительно воспринимается большинством кинопроизводителей, заинтересованных на данный момент в значительном расширении киносети.
В развитии отечественной киносети сложились две тенденции. С одной стороны, в крупных городах кинотеатры строятся преимущественно в торговых, торгово-развлекательных и культурных центрах. Этот вариант позволяет создавать многозальные кинотеатры, обладающие таким конкурентным преимуществом, как возможность одновременного показа большого количества фильмов, отвечающих вкусам различных сегментов целевой аудитории. С другой стороны, в малых городах почти не ведется строительство современных кинотеатров, поскольку уровень жизни населения в них значительно ниже, чем в городах, насчитывающих более 500 тысяч жителей. Кроме того, сложилась очевидная диспропорция в размещении кинотеатров по регионам и территориям России.
Вследствие этих причин в городах с населением менее 50 тысяч человек наблюдается значительная неудовлетворенность спроса на качественное кинообслуживание. Кинематографическая общественность почти единодушна в вопросе о необходимости увеличения числа кинотеатров для нормального развития киноотрасли и удовлетворения потребности населения в услугах кинопоказа. Важность открытия современных кинотеатров в малых городах связана не только с расширением зрительской аудитории национальных фильмов, но и социально-культурной значимостью этой задачи, имеющей общегосударственный характер.
В течение последних нескольких лет рынок кинопоказа в Российской Федерации развивается быстрыми темпами, постепенно воссоздавая разрушенную в 1990-е годы инфраструктуру. На протяжении долгого времени в Советском Союзе количество действующих киноустановок постоянно увеличивалось. Киносеть была разделена по принадлежности на государственную, профсоюзную и ведомственную.
Государственных киноустановок в городе и на селе на 1 января 1980 года насчитывалось более 69 тыс. единиц, из которых 86% составляли сельские. К 1990 году общее количество киноустановок (как городских, так и сельских) составило 77 тыс., что было на 12% больше аналогичного показателя 1980 года. Развитая инфраструктура обеспечивала широкий охват населения и высокие валовые сборы отечественных фильмов в кинопрокате. Количество зрителей каждого из десяти наиболее посещаемых отечественных фильмов по итогам 1980-х годов достигало 40 млн человек. Во время последнего пика посещаемости в советском кинопоказе в 1980 году в кино побывали 3,4 млрд зрителей, то есть на каждого жителя пришлось в среднем 14 посещений, что почти в три раза превышает сегодняшний уровень США (около 3,6 посещений в расчете на одного жителя) [1].
К 1995 году общее количество киноустановок сократилось до 34,6 тыс., а посещаемость кинотеатров снизилась почти в 16 раз. Восстановление инфраструктуры кинопоказа началось в конце 1990-х годов, когда стали открываться первые кинотеатры, оснащенные современным кинотеатральным оборудованием: проекционным оборудованием, звуко- усилительной системой, способной воспроизвести звукоряд в формате DOLBY Digital, высококачественным экраном, эргономичными мягкими креслами [2]. В 1999 году в России насчитывалось 100 киноэкранов, оснащенных современным кино-технологическим оборудованием (примерно 5% общего числа городских киноэкранов в России в тот период), а к началу 2008 года ― почти полторы тысячи (около 45% общего количества киноэкранов). Увеличение количества оснащенных современным оборудованием кинозалов сопровождается уменьшением их общего числа за счет закрытия части залов, оставшихся не переоборудованными. Среднее количество экранов на один кинотеатр продолжает увеличиваться [3].
В 1999 – 2003 годах Россия пережила период активного строительства кинотеатров. Осуществлялось переоборудование старых кинотеатров, оставшихся со времен СССР. Технические характеристики зданий не позволяли открывать в них большое количество залов, поэтому темпы роста количества кинотеатров и экранов практически совпадали. С 2004 года темпы роста значительно снизились в связи с насыщением рынка в крупных и средних городах РФ, кроме того, возник значительный разрыв в темпах роста количества кинотеатров и количества залов. Это связано с окончанием переоборудования старых и началом строительства новых кинотеатров внутри торговых или развлекательных комплексов. Относительно высокие темпы строительства новых кинотеатров связаны с характером распределения дохода от проката между кинотеатром, прокатчиком и производителем [4].
Сейчас на рынке кинопоказа сложилось такое соотношение распределения кассовых сборов от проката, при котором 50% остается кинотеатрам, 7-8% дистрибьюторам и около 40% сборов продюсерам. Это соотношение возникло не случайно. Доля кассовых сборов, остающаяся у владельцев кинотеатров, позволила многим из них реинвестировать прибыль в строительство новых залов и расширение киносети. Это, в свою очередь, привело к расширению доступа зрителей в кинотеатры и увеличению общего объема кассовых сборов. В целом, для обеспечения нормального функционирования киноиндустрии, по оценкам экспертов, в стране должно быть не менее 3 000 современных кинозалов, т.е. вдвое больше существующего количества. В этом случае для городского населения будет обеспечен средний по стране показатель: три зала на сто тысяч человек [5].
Методологической основой работы, поставленных в ней проблем явились новейшие российские и зарубежные научные работы в области управления, организации и регулирования, планирования и прогнозирования процесса оказания зрителям кинематографических услуг, а также деятельности кинотеатров различных организационно-правовых форм, Гражданский Кодекс Российской Федерации, распоряжения и постановления отраслевого, федерального и региональных уровней, направленных на социально-экономическое развитие учреждений киносети, Закон Российской Федерации «О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации» [6].
|