Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда


Скачать 347.95 Kb.
НазваниеПособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда
страница1/4
ТипРуководство
  1   2   3   4
Владимир Салтыков

Особенности и приёмы управления сознанием граждан. /Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/
Раньше была пропаганда, а теперь PROпаганда

/Алекс Джей Бакстер/
Пропаганду можно определить как искусство принуждения людей делать то, чего бы они не делали, если бы располагали всеми относящимися к ситуации данными" /Л. Фрезер/
Не цель, а метод отличает управление

людьми с помощью пропаганды от

управления ими при помощи насилия,

бойкота, подкупа или других

средств социального контроля.

/Лассуэл/

Настоящее краткое руководство написано на основе и с использованием материалов из Internet и предназначено не для действующего президента, аппарат советников, помощников и экспертов достаточен, чтобы эффективно пользоваться аналогичными приёмами без поучений автора. Информация, предложенная вниманию читателя, может использоваться кандидатами в президенты как руководство при постановке задач своему аппарату - своим спичрайтерам, спичмейкерам, прессатташе, прессекретарям, PR-истам, политическими партиями и т.п.

Руководство может быть применено к участникам полемики без правил приличия и иных «джентльменских» ограничений.

Главная цель публикации - оказать методическую помощь читателю, чтобы он мог, хотя бы приблизительно, ориентироваться в приёмах полемической борьбы и речах нечистоплотных политиков и защищаться от наиболее грубых средств управления его сознанием и поведением со стороны государства и отдельных, наиболее нечистоплотных политиков и их групп (партий и союзов).

Начну с библиографической справки. Ещё в тюрьме, с разрешения администрации, Антонио Грамши, основатель и теоретик итальянской коммунистической партии, депутат парламента, арестованный фашистами в 1929 г., начал писать свой труд «Тюремные тетради». Согласно Грамши, власть господствующего класса держится не только на насилии, но и на согласии. Механизм власти - не только принуждение, но и убеждение. Состояние общества, при котором достигнут достаточный уровень согласия, Грамши назвал гегемонией.

Особенность гегемонии в том, что она предполагает не просто согласие, но благожелательное (активное) согласие, при котором граждане желают того, что требуется господствующему классу. Согласно Грамши: - «Государство - это вся совокупность практической и теоретической деятельности, посредством которой господствующий класс оправдывает и удерживает свое господство, добиваясь при этом активного согласия руководимых». Это высказывание серьёзно развивает формулу Ленина: - «Государство - это машина для подавления одного класса другим» и не противоречит ему.
Речь в труде идет не просто о политике, как средстве, а о фундаментальном качестве современного Запада. К близким выводам иным путём пришли и другие крупные мыслители. По мнению американского исследователя: - «К 1936 г. Хайдеггер пришел, отчасти ввиду его политического опыта в условиях нацистской Германии, отчасти как результат чтения работ Ницше, к идее, которую Антонио Грамши называл проблемой «гегемонии», а именно, как править неявно, с помощью «подвижного равновесия» временных блоков различных доминирующих социальных групп, используя «ненасильственное принуждение» (включая так называемую массовую или народную культуру), так, чтобы манипулировать подчиненными группами против их воли, но с их согласия, в интересах крошечной части общества».

Способов обеспечения согласия в обществе много, однако, даже полное перечисление основных способов с анализом и технологии таких способов не входит в задачу публикации. Назову лишь некоторые - педагогика, социология, культурология и иные.

В своей работе «МАНИПУЛЯЦИЯ СОЗНАНИЕМ» Сергей Георгиевич Кара-Мурза привёл классифицикацию и анализ основных доктрин и технологий манипуляции людьми и массами людей. Трудности исследователя обусловлены деликатностью и закрытостью этих знаний со стороны государств, структур и политиков, которые, тем не менее, этот исследователь сумел извлечь из открытых источников.

По его мнению «господствующее меньшинство всячески мешает работе по разоблачению «гипнотизеров», старается не допустить массы к знанию доктрин и технологий манипуляции их сознанием. В основном это достигается щедрым вознаграждением «тех, кто с нами» и бойкотом «тех, кто не с нами». Всегда были ученые и философы, которым были противны повадки колонизаторов собственного народа. Но их было немного, и голос их удавалось утопить в шумовом оформлении». Но, к счастью, не всех.

Одним из крупнейших разоблачителей методов принуждения следует считать К.Маркса, который раскрыл несколько базовых мифов буржуазного общества - миф о товаре и о происхождении прибыли капиталиста. Из-за широкого распространения им этого знания целое столетие трясло весь мировой капитализм. «Пришлось капиталистам «отстегнуть» часть прибыли, чтобы «обуржуазить» своих рабочих и перенести самую жесткую эксплуатацию за пределы своего мира. Зато сейчас, когда угроза со стороны марксизма значительно отпала, капитал даже на Западе стал изымать данные рабочим «льготы», тихо, без «потрясений», благодаря манипуляции сознанием, демонтировать «социальное государство». Так теорией коммуниста эффективно воспользовались враги коммунизма.

Ведущие американские социологи П.Лазарсфельд и Р.Мертон со знанием вопроса уверяют: - «Те, кто контролируют взгляды и убеждения в нашем обществе, прибегают меньше к физическому насилию и больше к массовому внушению. Радиопрограммы и реклама заменяют запугивание и насилие».
Известный специалист в области управления С.Паркинсон дал похожее определение: «В динамичном обществе искусство управления сводится к умению направлять по нужному руслу человеческие желания. Те, кто в совершенстве овладели этим искусством, смогут добиться небывалых успехов».

В силу биологических особенностей человека, различий психологических характеров, расовых, языковых, иных культурных и прочих отличий, средства управления сознанием (воздействия: принуждения, убеждения, обмана и т.п.) для разных людей и их сообществ различны; ниже приведена их классификация.

Один из важнейших способов обеспечения гегемонии класса или социальной группы - внушение. Фактически, это средства обмана. Они отличаются лишь по степени обмана, а именно по доле истинной информации и, соответственно, долей лжи. Или, по иному сказать, по соотношению формальной логики и демагогии. Ниже приведен неполный, но характерный перечень средств внушения.

- «Приклеивание ярлыков». Используется для того, чтобы опорочить какую-то идею, личность или явление посредством оскорбительных эпитетов или метафор, вызывающих негативное отношение. Чаще всего применяют в отношении политических деятелей, представителей высшего командования и других общеизвестных лиц.

- «Сияющее обобщение». Заключается в обозначении конкретной идеи или личности обобщающим родовым именем, имеющим положительную эмоциональную окраску. Цель - побудить объект воздействия принять и одобрить преподносимое понятие или суждение. Этот способ позволяет скрывать отрицательные последствия усвоения содержания внушения и тем самым не провоцировать негативные ассоциации.

- «Перенос» (трансфер). Суть его - вызвать через преподносимый образ (понятие, лозунг, идею) ассоциацию с чем-либо или кем-либо, имеющим в глазах объекта бесспорный престиж (ценность), чтобы сделать содержание воздействия приемлемым. Например, специалисты любят использовать национально и традиционно значимые для противника образы, вызывающие в сознании населения и военнослужащих положительное отношение. Так активно эксплуатировались образы религиозных авторитетов, Жанны д'Арк (для французов), Карла Клаузевица (для немцев), Авраама Линкольна (для американцев), Конфуция (для китайцев). Часто используется негативный «перенос» путем пробуждения ассоциаций с отрицательными (для объекта) образами, понятиями, идеями.

- «Свидетельство». Заключается в цитировании высказываний личности, которую уважает или, наоборот, ненавидит объект воздействия. Высказывание, как правило, содержит положительную оценку преподносимой идеи (понятия, суждения) и ставит своей целью побуждение объекта воздействия к принятию навязываемого ему положительного или отрицательного мнения по этому поводу.

- «Игра в простонародность». Основана на побуждении объекта внушения к отождествлению субъекта и преподносимых им идей (понятий, суждений) с позитивными ценностями вследствие «народности» этих идей либо вследствие принадлежности источника информации к так называемым «простым людям».

- «Перетасовка фактов». Заключается в тенденциозном подборе только положительных или только отрицательных реальных фактов для доказательства справедливости позитивной либо негативной оценки какой-то идеи (суждения, понятия, явления). Объекту воздействия специалисты преподносят в определенной последовательности такие факты, осмысление которых неизбежно ведет к нужным им выводам.

- «Общая платформа». Этот способ заключается в побуждении объекта воздействия принять содержащуюся в информации идею (суждение, оценку, мнение) на том основании, что якобы большинство представителей данной социальной группы или подразделения разделяют её.

Внушение осуществляется провоцированием у объекта воздействия отрицательных психических состояний, вызывающих определенное поведение психологические состояния (беспокойство, депрессию, страх, панику и т.д.).

Читатель самостоятельно может составить классификацию способов внушения с помощью обстоятельной статьи «Демагогия: опыт, классификации» Б.Каценеленбаум, д. ф.-м. наук http://www.n-t/ru/ng/nz/1989/0902.htm. И расширить список приёмов, прочитав классика-сатирика Карела Чапек «Двенадцать приемов литературной полемики»
  1   2   3   4

Похожие:

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconЯ хочу провести тренинг пособие для начинающего тренера, работающего...
Пособие для начинающего тренера, работающего в области профилактики вич\спид, наркозависимости и иппп

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconУчебно-практическое пособие Иллюстрации к учебно-практическому пособию...
Профессия библиотекаря уникальна сама по себе уже тем, что нет границ, которые можно было очертить для неё

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconРуководство для начинающего профессиональную деятельность социального педагога
Давыдова В. И., Трофимчук О. М., Аббакумова С. И., Башак Т. В., Кривошеина И. Ю., Закирова Н. В

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconРуководство для начинающего профессиональную деятельность педагога-психолога
Давыдова В. И., начальник управления образования Калининского района администрации города Челябинска

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconСборник «В помощь для начинающего предпринимателя» г. Иркутск, 2015 г. Содержание: Предисловие
Защита субъектов предпринимательской деятельности при проведении контрольных мероприятий

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconМетодические рекомендации. Тема: «Как начать свой бизнес или советы начинающим предпринимателям»
Начиная свой бизнес предприниматель сталкивается с большим количеством различных вопросов ведения собственного дела. И для начинающего...

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconАнкета начинающего субъекта малого предпринимательства
Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconАнкета начинающего субъекта малого предпринимательства
Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconУчетная политика предприятия для целей налогообложения на 2006 год
При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной...

Пособие для начинающего президента, кандидата в президенты, начинающего политика или постоянного зрителя политических теленовостей специфически развивающейся страны/ Раньше была пропаганда, а теперь proпаганда iconПериод вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью,...
От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный воспитатель как профессионал, останется ли он в сфере дошкольного...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru