Скачать 3.57 Mb.
|
Ns "Налоги и финансовое право", 2006, N 2 УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2006 ГОД Уважаемые читатели! Как правило, в начале нового финансового года каждая организация пересматривает учетную политику, которой пользовалась в течение предшествующего отчетного периода. При этом могут быть внесены определенные изменения и дополнения в документ, которым была закреплена учетная политика (приказ об учетной политике или положение об учетной политике). Как показывает практика, изменение учетной политики предприятия требует предельно внимательного и квалифицированного подхода. Это объясняется целым рядом причин. Во-первых, новая учетная политика будет действовать в течение всего отчетного года; во-вторых, с помощью учетной политики можно управлять финансовыми ресурсами предприятия; в-третьих, элементы учетной политики влияют на формирование налоговых обязательств предприятия перед бюджетом и затрагивают порядок исчисления налогов. Обращаем ваше внимание на то, что уже традиционно и в 2006 г. мы рекомендуем Положение об учетной политике предприятия оформлять в виде двух самостоятельных распорядительных документов (приказов, положений и т.п.). Первый документ посвящен учетной политике предприятия в области бухгалтерского учета. Второй документ - учетной политике в области налогообложения. Наличие двух самостоятельных положений не случайно. Наряду с тем фактом, что расчет ряда налогов осуществляется на базе бухгалтерского учета, в нормативных документах по налогообложению существует достаточно большое количество требований, которые нельзя исполнить, используя лишь действующие методы бухгалтерского учета. Начиная с 2006 г., это относится не только к порядку исчисления налога на прибыль организаций согласно гл. 25 НК РФ, но и НДС согласно гл. 21 НК РФ. Сказанное, в свою очередь, приводит к необходимости осуществления, наряду с бухгалтерским, еще одного вида учета - налогового учета, и соответственно, к выбору способов ведения налогового учета и, наконец, к необходимости закрепить способы и формы налогового учета внутренним документом предприятия. По нашему мнению, таким документом должно стать Положение об учетной политике предприятия для целей налогообложения, которое приобретает самостоятельное значение, порой более важное, чем Положение об учетной политике для целей бухгалтерского учета. С учетом данных обстоятельств подготовлено настоящее издание. УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В нормативных актах по налогообложению регламентация отношений по налоговому учету, как правило, выделяется в конструкции "для целей налогообложения". Налоговый учет представляет собой систему сбора, фиксации и обработки хозяйственной и финансовой информации, необходимой для правильного исчисления налоговых обязательств плательщика. В некоторых случаях информация, собранная на регистрах бухгалтерского учета, используется для исчисления суммы налога, подлежащей уплате в бюджет. В такой ситуации бухгалтерский учет выполняет одновременно две функции: учетно-финансовую и учетно-налоговую функцию. В то же время в ряде случаев данные регистров бухгалтерского учета не могут являться базой для исчисления определенных налогов. Бухгалтерский учет здесь неприменим. Представляется, что в такой ситуации необходимо говорить о специализированной системе учета - налоговой. Самым показательным элементом налоговой политики до 2006 г. являлся выбор метода определения выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей исчисления, например, налога на добавленную стоимость (если в своей учетной политике организация не установила метод "по оплате", то по умолчанию должен был применяться метод "по отгрузке", что, как правило, могло существенно увеличить налоговую нагрузку на предприятие). С 1 января 2006 г. с изменением налогового законодательства организации утратили право выбора метода определения налоговой базы по НДС, поскольку вне зависимости от желания налогоплательщиков сумма налога должна определяться в строго установленный момент (ст. 167 НК РФ). Поэтому при формировании учетной политики на 2006 г. прежде основной элемент налоговой политики в целях исчисления НДС - выручка "по оплате" или "по отгрузке" - теряет актуальность. В то же время этими же изменениями гл. 21 НК РФ в порядок исчисления НДС было внесено немало дополнительных требований, применение которых должно определяться именно учетной политикой организации. Отдельным большим разделом учетной политики любого предприятия и в 2006 г. можно считать систему налогового учета для целей исчисления налога на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ. 1. Общие положения Под учетной политикой для целей налогообложения следует понимать совокупность выбранных предприятием способов ведения налогового учета и порядка исчисления налогов и сборов. Это означает следующее: 1) предприятие осуществляет выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательными актами, регулирующими порядок определения налоговой базы и исчисления тех или иных налогов и сборов в Российской Федерации. Например, выбор одного из методов начисления амортизации основных средств; 2) выбранные способы устанавливаются на предприятии, т.е. на всех структурных подразделениях (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их места расположения. Таким образом, отдельные цеха, обособленные подразделения, филиалы должны придерживаться установленной предприятием учетной политики. При этом необходимо отметить, что учреждения, финансируемые собственником (ст. 120 Гражданского кодекса РФ), являются самостоятельными юридическими лицами, а потому на них не распространяется учетная политика, принятая предприятием-собственником; 3) данные способы устанавливаются на длительный срок (как минимум на отчетный год). Как правило, налоговым периодом при исчислении налогов и сборов (отчетным годом) считается период с 1 января по 31 декабря включительно. В пределах налогового периода учетная политика организации не может изменяться, кроме случаев прямо предусмотренных законодательством о налогах и сборах (например, при внесении изменений в законодательство, затрагивающих принятую учетную политику предприятия). В случае если при исчислении некоторых налогов налоговым периодом считается месяц или квартал (НДС, акцизы, налог на игорный бизнес, др.), учетную политику для целей налогообложения также рекомендуется сохранять в течение как минимум года; 4) данные способы должны быть закреплены соответствующим документом. Законодательство о налогах не содержит прямого указания на необходимость фиксирования учетной политики организации для целей налогообложения в отдельном распорядительном документе. Однако не вызывает сомнения тот факт, что учетная политика для целей налогообложения должна быть согласована с главным бухгалтером и руководителем организации, так как именно они несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и уплаты в бюджет налоговых платежей. Для этого учетная политика должна быть как минимум отражена на бумажном носителе. То есть на предприятии должен быть принят специальный организационно-распорядительный документ (приказ об учетной политике). Безусловно, возможно включение отдельных элементов учетной политики для целей налогообложения в консолидированный приказ об учетной политике предприятия как для целей бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения, оформляемый согласно Положению по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" ПБУ 1/98 (утв. Приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. N 60н). Тем не менее, учитывая достаточный объем и, несомненно, самостоятельное значение, рекомендуем оформлять отдельный приказ об учетной политике организации для целей налогообложения. При формировании учетной политики организации для целей налогообложения выбирается один способ из нескольких, допустимых законодательством по налогам. Кроме того, фиксируются особенности определения налоговой базы и ведения раздельного учета объектов налогообложения по тем видам деятельности, которые осуществляются конкретной организацией. В случае когда по определенным вопросам нормативно не установлены способы ведения налогового учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа или формы (регистра) налогового учета в отношении исчисления конкретного налога (элемента налоговой базы), исходя из действующих положений налогового законодательства, методических рекомендаций и консультаций Минфина России и налоговых органов РФ по его применению в части, не противоречащей Налоговому кодексу РФ. 2. Основания изменения учетной политики По аналогии с бухгалтерским учетом согласно положениям Налогового кодекса РФ и иных нормативных актов по налогам изменения в учетной политике организации могут производиться в случаях: - изменения законодательства РФ по налогам (обязательное изменение учетной политики); - принятие организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики); - существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики). Изменения учетной политики, связанные с добровольным принятием организацией новых способов ведения налогового учета, должны вводиться с начала нового налогового периода (как правило, с 1 января). Изменения и дополнения учетной политики, связанные с изменениями законодательства РФ по налогам либо введением новых видов деятельности предприятия, подлежащих особому порядку налогообложения, или реорганизацией предприятия, допускается с момента вступления в силу соответствующих документов, в том числе и в течение отчетного (налогового) периода. При этом все изменения должны найти отражение в соответствующем организационно-распорядительном документе организации. Следовательно, при изменении учетной политики в отношении отдельных операций, нет необходимости переписывать весь приказ заново. Достаточно утвердить изменения и дополнения, вносимые в уже действующую учетную политику предприятия. 3. Проблемы установления учетной политики для целей налогообложения на отдельных видах предприятий Распространенным мнением является то, что учетная политика необходима только для обычных коммерческих предприятий. Вместе с тем следует отметить, что отдельные элементы учетной политики должны быть установлены и в иных организациях. Некоммерческие организации в части осуществления предпринимательской деятельности должны вести отдельный учет. Для его организации неизбежно потребуется установление учетной политики. Состав показателей учетной политики этих организаций будет зависеть от вида осуществляемой коммерческой деятельности. В отношении предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения, существует самостоятельная проблема установления учетной политики. В первую очередь это связано с введением в действие с 1 января 2003 г. гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ. В случае когда объектом обложения единым налогом является валовая выручка, то в установлении каких-либо элементов учетной налоговой политики нет необходимости. Если же объектом является совокупный доход, то такая необходимость, безусловно, может возникнуть, поскольку определение затратной части налоговой базы гл. 26.2 "Упрощенная система налогообложения" Налогового кодекса РФ напрямую связывает с принципами формирования расходов для целей налогообложения прибыли по гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ. В заключение хотелось бы обратить внимание на тот факт, что необходимость установления учетной политики в отношении исчисления некоторых налогов может возникнуть и при исполнении договора о совместной деятельности. Например, при исчислении и уплате в бюджет НДС, акцизов, налога на имущество. ПРИКАЗ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ НА 2006 ГОД от "__" __________ ____ г. по предприятию ____________________ В соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными нормативными актами налогового законодательства РФ Приказываю: утвердить Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2006 г. (Приложение N 1). ________________________ Руководитель предприятия Приложение N 1 Положение об учетной политике для целей налогообложения на 2006 год Раздел I. Общие положения 1.1. Утвердить систему налогового учета предприятия, структуру и график информационных потоков и документооборота в данной системе, ответственных лиц согласно Приложению N ___ к настоящему Положению. 1.2. Установить, что исчисление налогов (либо указать по каждому налогу в отдельности, если их расчет будут производить различные службы) осуществляется _________________________________ __________________________________________________________________ (выбрать: - бухгалтерской службой как структурным подразделением организации, возглавляемым главным бухгалтером; - бухгалтерской службой организации и бухгалтерскими службами обособленных подразделений как уполномоченных представителей организации; - отделом по налогам и сборам или иной аналогичной службой как структурным подразделением организации; - на договорных началах специализированной сторонней организацией или специалистом; - штатным должностным бухгалтером или специалистом (применительно к субъектам малого предпринимательства); - лично руководителем организации (применительно к субъектам малого предпринимательства). 1.3. Установить, что следующие обособленные подразделения выступают в качестве уполномоченного (или законного) представителя организации при исчислении налоговой базы, уплате в соответствующий бюджет субъекта РФ и представлении налоговых деклараций по месту нахождения этих обособленных подразделений: 1. __________________________________________________________; 2. __________________________________________________________; 3. __________________________________________________________. (перечислить обособленные подразделения организации, которым делегируется право выполнять функции предприятия в качестве уполномоченного или законного представителя в отношении исчисления и уплаты в бюджет налогов и представления налоговой декларации) в отношении исчисления, уплаты и декларирования следующих налогов 1. __________________________________________________________; 2. __________________________________________________________; (перечислить налоги). Оформить соответствующие полномочия указанных подразделений. 1.4. __________________________ (Указать: юридическому отделу, иной службе либо специалисту предприятия и т.д.) обеспечить своевременное информирование соответствующих служб предприятия, осуществляющих исчисление налогов по следующим направлениям: - дата истечения срока исковой давности по праву требования дебиторской задолженности по договорам поставки товаров (работ, услуг); - дата истечения срока исковой давности по праву требования кредиторской задолженности по договорам поставки товаров (работ, услуг); - дата признания должником и (или) дата вступления в силу решения суда и размер подлежащих уплате штрафов, пени и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба; - условия и факты исполнения посреднических договоров (отчеты, справки комиссионера и т.п.); - условия договоров, по которым предусмотрен особый момент возникновения права собственности, отличный от общепринятого; - дата подачи документов на государственную регистрацию объектов, сделок и прав с предоставлением копии справки регистрирующего органа - ________________________________ (указать иные направления). Раздел II. Налог на имущество предприятий 2.1. Установить, что при исчислении налога на имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости движимого и недвижимого имущества (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесенное в совместную деятельность), учитываемого на балансе в качестве объектов основных средств и отражаемого в активе баланса по следующим счетам бухгалтерского учета согласно рабочему плану счетов организации на текущий год (Приложение к Положению об учетной политике организации для целей бухгалтерского учета): __________________________________________________________ __________________________________________________________________ (выбрать и (или) дополнить, разбить по субсчетам: - счет 01 "Основные средства" за минусом счета 02 "Амортизация основных средств"; - счет 03 "Доходные вложения в материальные ценности" за минусом счета 02 "Амортизация основных средств"; - счет 08 "Вложения во внеоборотные активы" в части объектов недвижимого имущества, введенным в эксплуатацию и по которым поданы документы на государственную регистрацию прав, за минусом счета 02 "Амортизация основных средств"; - по иным счетам бухгалтерского учета, например, счет 58 "Финансовые вложения", счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты", забалансовые счета). 2.2. Обеспечить раздельный учет имущества, не учитываемого при налогообложении, в частности: ____________________________________ __________________________________________________________________ (выбрать и (или) дополнить: - льготируемые объекты по ст. 381 НК РФ или по закону субъекта РФ о введении в действие налога на имущество; - земельные участки и иные объекты природопользования; - объекты, используемые исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями о разделе продукции; - объекты, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход; - иные объекты). Методика ведения раздельного учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество приведена в Приложении N ___ к настоящему Положению. 2.3. Обеспечить обособленное выделение в учете остаточной стоимости основных средств и имущества, подлежащего принятию в состав основных средств, подлежащего налогообложению, по следующим группам: _________________________________________________________ __________________________________________________________________ (выбрать и (или) дополнить: - Объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения головной организации, - Объекты, место фактического нахождения которых совпадает с местом нахождения каждого обособленного подразделения, выделенного на отдельный баланс, - Объекты недвижимого имущества, фактически находящиеся вне места нахождения головной организации и обособленных подразделений, выделенных на отдельный баланс, (кроме объектов, имеющих место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ), - Объекты, имеющие место нахождения в территориальном море РФ, на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ и (или) за пределами территории РФ, - Объекты, облагаемые по разным налоговым ставкам). Методика ведения раздельного учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество приведена в Приложении N ___ к настоящему Положению. 2.4. Обеспечить формирование в учете информации об имуществе, подлежащем налогообложению, но не числящемся на балансе организации, в частности: ________________________________________ __________________________________________________________________ (указать: - Объекты, внесенные в совместную деятельность (по договору простого товарищества), - Объекты, переданные в доверительное управление, - Объекты, переданные в лизинг, учитываемые на балансе лизингополучателя). Методика ведения учета указанного имущества для целей исчисления налога на имущество приведена в Приложении N __ к настоящему Положению. |
Учетная политика для целей бухгалтерского учета (далее – Учетная политика) устанавливает порядок организации, формы и способы ведения... | Приложение №1 к приказу от 29. 12. 2006 №113 «Об утверждении учетной политики на 2007 год» | ||
Учетная политика ОАО «Птицефабрика Таганрогская» (далее – Предприятие) разработана на основании следующих законодательных и нормативных... | Учетная политика ОАО «Первый Объединенный Банк», далее по тексту «Банк», сформирована на основе | ||
Настоящая Учетная политика для целей бухгалтерского учета (далее Учетная политика) разработана в соответствии с | В своей работе Общество руководствовалось положениями Учетной политики ОАО «Аэрофлот» на 2012 год (для целей бухгалтерского учета),... | ||
В своей работе Общество руководствовалось положениями Учетной политики ОАО «Аэрофлот» на 2012 год (для целей бухгалтерского учета),... | Доходы и расходы по финансовым вложениям, в том числе определяемые при их выбытии 42 | ||
Определение налоговой базы при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг) 3 | Федеральным законом от 21. 11. 96 №129-фз "О бухгалтерском учете" и Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации"(пбу... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |