Скачать 0.94 Mb.
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника1 и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии. Методика предполагает, что среди экспертов обязательно должен быть эксперт по предмету. Именно он выполняет ведущую роль в процессе экспертизы деятельности. И его ценность не только в том, что он может оценить компетентность в предмете преподавания (здесь ему нет альтернативы), он хорошо ориентируется в вопросах методики и дидактики, а также специфике преподавания того или иного предмета, существующих программах и информационно-методических материалах. Эксперт, выезжающий к аттестуемому преподавателю, должен в полной мере понимать важность этой процедуры, он должен ознакомиться с Приказом Минобрнауки России от «24» марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». Приезжая на экспертизу, сам эксперт обязан знать разнообразные методики и инновационные программы по своему профилю. Этим самым он может подсказать или советовать к ознакомлению и применению этих методик и программ преподавателей ДШИ и других направлений, для более результативного обучения. Особенно это относится к теоретическому циклу, поскольку вышло и продолжает выходить огромное количество авторских программ по обучению музыкальной грамоте и сольфеджио в ДШИ и ДМШ. Экспертная оценка проводится на основе анализа экспертного урока, изучения представленных в портфолио материалов за последние 5 лет: - рабочие программы; - методические разработки, - результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля), уровня учебных достижений обучающихся; - документы, подтверждающие участие аттестуемого в различных мероприятиях; - сведения о курсах повышения квалификации; - сведения об учащихся, продолжающих обучение в ССУЗах и ВУЗах по профилю; - тематические программы мероприятий, открытых уроков или мастер-классов; - участие в опытной и исследовательской работе; - сертификаты, приказы, письменные распоряжения и др. Наличие документов в портфолио должно соответствовать баллам в экспертном заключением и раскрыто в приложениях к заключению. Ознакомившись со всеми документами, эксперт смотрит открытый урок, после которого беседует с преподавателем о целях, задачах, принципах и методах обучения. Если весь урок выстроен в соответствии с планом-конспектом и в конце виден результат, то к аттестуемому, обычно, вопросов не возникает. Но, как показывает практика, эксперт подсказывает какие-то приемы из своего багажа, для улучшения результатов, которые уже никаким образом не влияют на набранные баллы. Хотелось бы, чтобы эксперты грамотно и ответственно подходили к возлагаемой на них работе и сами имели достаточно высокий уровень профессионализма. Но, к сожалению, нельзя забывать о том, что «яркие» дети есть не у каждого преподавателя, да и не в каждой школе. Тем не менее, надо увидеть в аттестуемом преподавателе его потенциал, желание работать, высокую профессиональную подготовку и прочее, что помогает в работе с учениками. Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории. Возможные источники информации для проведения экспертной оценки профессиональной деятельности преподавателя (Информация Министерства образования и науки Российской Федерации)
В беседе с руководителем (завучем) важно выяснить моменты, связанные с общей культурой педагога – уровень общей культуры; отношениями с учащимися и родителями – имеющиеся отзывы, наличие конфликтов, благодарностей; достигаемые результаты образовательной деятельности обучающихся и их динамика, результаты, достигнутые обучающимися под руководством педагога; участием в разработке и реализации общешкольных программ и проектов, обобщением и представлением имеющегося опыта на методических объединениях и других школьных и межшкольных мероприятиях; разработкой и распространением собственных методических и дидактических материалов. Руководитель образовательного учреждения имеет право знать результаты проведенной экспертизы уровня квалификации аттестуемого педагога. В том случае, если он высказывает соответствующую просьбу, эксперты проводят с ним собеседование, сообщая основные результаты. При этом очень важно вести обсуждение в конструктивном ключе, не нарушая этические принципы и права педагога. Заполнение экспертного заключения является завершающей стадией экспертного оценивания. Экспертиза деятельности проводится по основному месту работы аттестуемого. Перед началом экспертизы заключается договор об оплате труда эксперта. При заполнении экспертного заключения распространенным недочетом является частичное заполнение приложений к экспертному заключению либо их полное отсутствие. Приложения являются обязательным структурным элементом экспертного заключения, в связи с этим, они должны быть по возможности полностью заполнены преподавателем (кроме приложения № 1) и проверены экспертом на предмет соответствия указанной в нем информации представленным подтверждающим документам и материалам. Если преподаватель не может представить вышеуказанные подтверждающие документы и не заполнит соответствующие приложения, то данная информация экспертом не оценивается, и баллы не засчитываются. Часты случаи представления экспертного заключения без подписи аттестуемого. В данном случае, экспертное заключение является недействительным. В связи с этим, при завершении работы над экспертным заключением рекомендуется проверить наличие всех необходимых в нем подписей. В качестве рекомендации просим на каждом приложении к экспертному заключению указывать следующую информацию: Приложение №___ к экспертному заключению на ____________________________ __________________ (преподавателя/концертмейстера) (ФИО аттестуемого) Экспертное заключение на аттестуемых педагогических работников ДШИ и других школ по видам искусств Общие сведения об аттестуемом: Фамилия, имя, отчество ___________________________________________________________________________ Место работы, должность ___________________________________________________________________________ Муниципальное образование (городской округ, поселение, район) ___________________________________________________________________________ Показатели профессиональной компетенции при аттестации на первую и высшую квалификационные категории (Приказ Минобрнауки России «24» марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений») При заполнении раздела экспертного заключения «Общие сведения об аттестуемом педагогическом работнике» необходимо вносить всю запрашиваемую информацию. Типичными ошибками являются:
Раздел 1. Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые: - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п.30 «Порядка аттестации...»); - владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п. 31 «Порядка аттестации...»).
Рекомендуем указывать 5 (пять) основных технологий и/или методик, которые использует в своей деятельности преподаватель. Представляя результативность деятельности в области владения современными образовательными технологиями/методиками и эффективного применения их в своей практической профессиональной деятельности аттестуемый педагог часто описывает более пяти технологий/методик, что противоречит требованиям экспертизы и, как следствие, приводит к завышенной итоговой сумме баллов в экспертном заключении. В этой ситуации, эксперт должен предложить преподавателю оставить требуемое количество технологий/методик и, затем, соответственно оценить их. При заполнении таблицы «Оценка уровня владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками» (приложение №1) эксперт должен наряду с процедурой собеседования использовать информацию, представленную в таблице «Современные образовательные технологии и/или методики в практической деятельности преподавателя», в тоже время нередки случаи, когда педагог не заполняет вышеуказанную таблицу. Сложившаяся ситуация значительно затрудняет работу эксперта, поскольку он должен будет получить данные сведения в процессе собеседования и изучения других имеющихся у педагога учебно-методических материалов, что потребует гораздо больше времени. В связи с этим, рекомендуется, в момент предварительного согласования даты проведения экспертизы, напомнить аттестуемому педагогу о необходимости заполнения всех приложений к экспертным заключениям. Эксперту необходимо проанализировать владение преподавателем технологией и/или методикой (см. Приложение ) и в соответствии с критериями определить количество баллов. ВНИМАНИЕ: 100 баллов за технологию может быть дано в исключительном случае, когда технология является авторской. Баллы проставляются в соответствии с приложениями. Типичной ошибкой является неправильный перенос суммарного количества баллов по каждой технологии/методике из приложения №1 в соответствующий столбец таблицы экспертного заключения, например: 80 баллов заносятся в столбец с баллами от 1-50, а должны быть поставлены в столбец с баллами от 51-100. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Педагогические образовательные технологии – это система используемых аттестуемым профессиональных способов и методов обучения, которые содержат принципы и пути развития художественно-творческих способностей детей в области исполнения музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театра, хореографии и др. Технологии направлены на обучение детей 5–17 лет с разным уровнем одарённости и подготовленности, с разным методическим оснащением учебного процесса и реализацией собственного творческого потенциала аттестуемого. В таблице указываются применяемые в образовательном процессе педагогические технологии и методики обучения на основе личностного предпочтения (ориентации) аттестуемого (школы, методические руководства, педагогические модели обучения, в т. ч. авторские, предметные образовательные программы). Например (для пианистов): Л.А. Баренбойм. Путь к музицированию; Образовательная программа по классу фортепиано (автор, год издания) и др. |
При аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей и первой квалификационным категориям,... | Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | ||
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников... | Положение) определяет основания, порядок и критерии оценки результативности профессиональной деятельности учебно-вспомогательного... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля является частью основной... | Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования | ||
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования | «Формирование коммуникативной компетентности у студентов в профессиональной деятельности» |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |