Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности


НазваниеМетодические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности
страница1/7
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > Договоры > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ЭКСПЕРТУ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Для проведения аттестации с целью установления соответствия уровня квалификации педагогического работника требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), аттестационной комиссией создаются экспертные группы для осуществления всестороннего анализа результатов профессиональной деятельности педагогического работника1 и подготовки соответствующего экспертного заключения для аттестационной комиссии.

Методика предполагает, что среди экспертов обязательно должен быть эксперт по предмету. Именно он выполняет ведущую роль в процессе экспертизы деятельности. И его ценность не только в том, что он может оценить компетентность в предмете преподавания (здесь ему нет альтернативы), он хорошо ориентируется в вопросах методики и дидактики, а также специфике преподавания того или иного предмета, существующих программах и информационно-методических материалах.

Эксперт, выезжающий к аттестуемому преподавателю, должен в полной мере понимать важность этой процедуры, он должен ознакомиться с Приказом Минобрнауки России от «24» марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений».

Приезжая на экспертизу, сам эксперт обязан знать разнообразные методики и инновационные программы по своему профилю. Этим самым он может подсказать или советовать к ознакомлению и применению этих методик и программ преподавателей ДШИ и других направлений, для более результативного обучения. Особенно это относится к теоретическому циклу, поскольку вышло и продолжает выходить огромное количество авторских программ по обучению музыкальной грамоте и сольфеджио в ДШИ и ДМШ.

Экспертная оценка проводится на основе анализа экспертного урока, изучения представленных в портфолио материалов за последние 5 лет:

- рабочие программы;

- методические разработки,

- результаты внутришкольного контроля (или других форм контроля), уровня учебных достижений обучающихся;

- документы, подтверждающие участие аттестуемого в различных мероприятиях;

- сведения о курсах повышения квалификации;

- сведения об учащихся, продолжающих обучение в ССУЗах и ВУЗах по профилю;

- тематические программы мероприятий, открытых уроков или мастер-классов;

- участие в опытной и исследовательской работе;

- сертификаты, приказы, письменные распоряжения и др.

Наличие документов в портфолио должно соответствовать баллам в экспертном заключением и раскрыто в приложениях к заключению.

Ознакомившись со всеми документами, эксперт смотрит открытый урок, после которого беседует с преподавателем о целях, задачах, принципах и методах обучения. Если весь урок выстроен в соответствии с планом-конспектом и в конце виден результат, то к аттестуемому, обычно, вопросов не возникает. Но, как показывает практика, эксперт подсказывает какие-то приемы из своего багажа, для улучшения результатов, которые уже никаким образом не влияют на набранные баллы.

Хотелось бы, чтобы эксперты грамотно и ответственно подходили к возлагаемой на них работе и сами имели достаточно высокий уровень профессионализма. Но, к сожалению, нельзя забывать о том, что «яркие» дети есть не у каждого преподавателя, да и не в каждой школе. Тем не менее, надо увидеть в аттестуемом преподавателе его потенциал, желание работать, высокую профессиональную подготовку и прочее, что помогает в работе с учениками.

Отсутствие возможностей участия обучающихся в указанных мероприятиях не может ограничивать доступ педагогических работников к получению высшей квалификационной категории, если уровень их квалификации соответствует остальным требованиям, предъявляемым к этой квалификационной категории.
Возможные источники информации для проведения экспертной оценки

профессиональной деятельности преподавателя

(Информация Министерства образования и науки Российской Федерации)

1.

Анализ урока

Данная форма экспертной деятельности позволяет оценить многие из педагогических компетентностей: постановка целей и задач; мотивирование учеников на осуществление педагогической деятельности; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация педагогической деятельности и др.

2.

Анализ имеющихся поощрений и наказаний: благодарностей, отзывов, наград, замечаний и др.

Данный показатель может позволить повысить объективность оценивания соответствующих компетенций (в зависимости от содержания благодарностей и замечаний). Это дополнительный независимый источник оценки

3.

Собеседование с аттестуемым педагогом

В ходе собеседования могут быть уточнены различные аспекты, касающиеся отношения педагога к своей деятельности, степень критичности самооценки и т.д.

4.

Результаты самооценки педагога и данные диагностики его компетенций

Самооценка наряду с данными диагностики компетентности является важнейшим информационным источником для оценки деятельности педагога. Эксперт может использовать ее результаты для построения уточняющего собеседования с аттестуемым, выработки рекомендаций по его дальнейшему профессиональному росту и др. Адекватность самооценки педагога может быть использована как дополнительный источник оценки его рефлексивных способностей.

5.

Результаты опроса удовлетворенности обучающихся и их родителей деятельностью аттестуемого педагога

Опрос удовлетворенности может касаться практически всех аспектов педагогических компетенций.

6.

Результаты учебной деятельности обучающихся (и их динамика)

Данный параметр является одним из ключевых комплексных показателей педагогической компетентности. В качестве конкретных показателей для анализа могут выступать: успеваемость учащихся, в том числе в сравнении с предыдущим этапом, данные внутришкольного контроля, уровень социализации учащихся, успехи учащихся в последующем профессиональном образовании и профессиональной деятельности и др.

7.

Участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, проектах и др., достигнутые при этом результаты

Данный параметр может дополнительно свидетельствовать об умении повысить мотивацию обучающихся, учесть их индивидуальные образовательные интересы, организовать образование, ориентированное на результат.

8.

Результаты участия в конкурсах педагогического мастерства

Победители конкурсов могут быть освобождены от прохождения некоторых аттестационных процедур.

9.

Используемые (созданные!) способы и методы педагогической деятельности

Анализ методических материалов, которые использует педагог, позволяет оценить компетентность в разработке программ деятельности и компетентности в обеспечении информационной основы деятельности.

10.

Собеседование с руководителем (заместителем руководителя) образовательного учреждения

Руководитель в данном случае выступает как эксперт, который хорошо знает деятельность педагога, достигнутые им результаты, мнения о нем учащихся, коллег, родителей. Он может высказать свое мнение по всем базовым компетентностям педагога.

11.

Анализ школьных тетрадей и результатов их проверки


В данном случае важно обратить внимание на характер поставленных целей и задач, дифференциацию учебных заданий, комментарии и оценки педагога.

12.

Анализ базовой подготовки, переподготовки и повышения квалификации, в том числе самообразования

Освоение новых подходов, форм и методов образовательной деятельности важно соотнести с успешностью решения ключевых задач педагогической деятельности – постановка целей и задач; мотивирование учеников; принятие педагогических решений; обеспечение информационной основы деятельности; организация деятельности.

13.

Анализ рабочих программ и материалов к урокам

Данные материалы являются важнейшими источниками для оценки компетентностей в организации деятельности, постановке целей и задач, в обеспечении информационной основы деятельности.

14.

Результаты опросов и диагностики обучающихся

В результатах диагностики (при их наличии) важно обратить внимание на уровень сформированности учебной мотивации, учебных умений и навыков, участие в постановке целей и задач учебной деятельности, оценивании результатов собственной учебной деятельности, психологическое благополучие, характер взаимодействия с педагогом и др. моменты, имеющие непосредственное отношение к реализации ключевых задач педагогической деятельности.

15.

Анализ результатов мониторинга качества образования

Данные материалы могут стать важным источником анализа уровня развития педагогической компетентности, отражая ее результативность.


В беседе с руководителем (завучем) важно выяснить моменты, связанные с общей культурой педагога – уровень общей культуры; отношениями с учащимися и родителями – имеющиеся отзывы, наличие конфликтов, благодарностей; достигаемые результаты образовательной деятельности обучающихся и их динамика, результаты, достигнутые обучающимися под руководством педагога; участием в разработке и реализации общешкольных программ и проектов, обобщением и представлением имеющегося опыта на методических объединениях и других школьных и межшкольных мероприятиях; разработкой и распространением собственных методических и дидактических материалов.

Руководитель образовательного учреждения имеет право знать результаты проведенной экспертизы уровня квалификации аттестуемого педагога. В том случае, если он высказывает соответствующую просьбу, эксперты проводят с ним собеседование, сообщая основные результаты. При этом очень важно вести обсуждение в конструктивном ключе, не нарушая этические принципы и права педагога.
Заполнение экспертного заключения является завершающей стадией экспертного оценивания.
Экспертиза деятельности проводится по основному месту работы аттестуемого.

Перед началом экспертизы заключается договор об оплате труда эксперта.
При заполнении экспертного заключения распространенным недочетом является частичное заполнение приложений к экспертному заключению либо их полное отсутствие. Приложения являются обязательным структурным элементом экспертного заключения, в связи с этим, они должны быть по возможности полностью заполнены преподавателем (кроме приложения № 1) и проверены экспертом на предмет соответствия указанной в нем информации представленным подтверждающим документам и материалам.

Если преподаватель не может представить вышеуказанные подтверждающие документы и не заполнит соответствующие приложения, то данная информация экспертом не оценивается, и баллы не засчитываются.

Часты случаи представления экспертного заключения без подписи аттестуемого. В данном случае, экспертное заключение является недействительным. В связи с этим, при завершении работы над экспертным заключением рекомендуется проверить наличие всех необходимых в нем подписей.

В качестве рекомендации просим на каждом приложении к экспертному заключению указывать следующую информацию:

Приложение №___ к экспертному заключению на ____________________________ __________________

(преподавателя/концертмейстера) (ФИО аттестуемого)

Экспертное заключение

на аттестуемых педагогических работников ДШИ

и других школ по видам искусств
Общие сведения об аттестуемом:

Фамилия, имя, отчество

___________________________________________________________________________

Место работы, должность

___________________________________________________________________________

Муниципальное образование (городской округ, поселение, район)

___________________________________________________________________________

Показатели профессиональной компетенции при аттестации на первую и высшую квалификационные категории (Приказ Минобрнауки России «24» марта 2010 г. № 209 «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений»)
При заполнении раздела экспертного заключения «Общие сведения об аттестуемом педагогическом работнике» необходимо вносить всю запрашиваемую информацию.
Типичными ошибками являются:

  • неполное представление информации, например: не указывается должность, предмет, название муниципального образования;

  • представление информации в сокращенном виде;

  • искаженное представление информации, например: в п. «Муниципальное образование» указывать административную структуру системы образования муниципального уровня, в которой работает педагогический работник (городской округ, поселение, район). Указание базового профессиональное образование аттестуемого педагога ошибочно.


Раздел 1. Первая и высшая квалификационная категория может быть установлена педагогическим работникам, которые:

- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п.30 «Порядка аттестации...»);

- владеют современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяют их в практической профессиональной деятельности (п. 31 «Порядка аттестации...»).


п/п

Название технологии/методики

(Владеют методиками обучения и современными образовательными технологиями эффективно применяют их в практической деятельности)

Количество баллов

(не более100 баллов за одну технологию/методику)

Применяет

элементы

Системно

использует

1-50

51-100

1.










2.










3.










4.










5.











Рекомендуем указывать 5 (пять) основных технологий и/или методик, которые использует в своей деятельности преподаватель.
Представляя результативность деятельности в области владения современными образовательными технологиями/методиками и эффективного применения их в своей практической профессиональной деятельности аттестуемый педагог часто описывает более пяти технологий/методик, что противоречит требованиям экспертизы и, как следствие, приводит к завышенной итоговой сумме баллов в экспертном заключении. В этой ситуации, эксперт должен предложить преподавателю оставить требуемое количество технологий/методик и, затем, соответственно оценить их.
При заполнении таблицы «Оценка уровня владения аттестуемым педагогическим работником современными образовательными технологиями и/или методиками» (приложение №1) эксперт должен наряду с процедурой собеседования использовать информацию, представленную в таблице «Современные образовательные технологии и/или методики в практической деятельности преподавателя», в тоже время нередки случаи, когда педагог не заполняет вышеуказанную таблицу. Сложившаяся ситуация значительно затрудняет работу эксперта, поскольку он должен будет получить данные сведения в процессе собеседования и изучения других имеющихся у педагога учебно-методических материалов, что потребует гораздо больше времени. В связи с этим, рекомендуется, в момент предварительного согласования даты проведения экспертизы, напомнить аттестуемому педагогу о необходимости заполнения всех приложений к экспертным заключениям.

Эксперту необходимо проанализировать владение преподавателем технологией и/или методикой (см. Приложение ) и в соответствии с критериями определить количество баллов.

ВНИМАНИЕ: 100 баллов за технологию может быть дано в исключительном случае, когда технология является авторской. Баллы проставляются в соответствии с приложениями.

Типичной ошибкой является неправильный перенос суммарного количества баллов по каждой технологии/методике из приложения №1 в соответствующий столбец таблицы экспертного заключения, например: 80 баллов заносятся в столбец с баллами от 1-50, а должны быть поставлены в столбец с баллами от 51-100.


ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ

СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Педагогические образовательные технологии – это система используемых аттестуемым профессиональных способов и методов обучения, которые содержат принципы и пути развития художественно-творческих способностей детей в области исполнения музыки, изобразительного и декоративно-прикладного искусства, театра, хореографии и др.

Технологии направлены на обучение детей 5–17 лет с разным уровнем одарённости и подготовленности, с разным методическим оснащением учебного процесса и реализацией собственного творческого потенциала аттестуемого.

В таблице указываются применяемые в образовательном процессе педагогические технологии и методики обучения на основе личностного предпочтения (ориентации) аттестуемого (школы, методические руководства, педагогические модели обучения, в т. ч. авторские, предметные образовательные программы).

Например (для пианистов): Л.А. Баренбойм. Путь к музицированию; Образовательная программа по классу фортепиано (автор, год издания) и др.
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации по заполнению формы сбора сведений для...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации по заполнению формы сбора сведений для...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconРегиональное отраслевое соглашение по учреждениям системы образования...
При аттестации для установления соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к высшей и первой квалификационным категориям,...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению аттестационных...
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации по подготовке и оформлению аттестационных...
Целью аттестации является определение соответствия уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности icon3 к Положению об оценке профессиональной деятельности работников положени е
Положение) определяет основания, порядок и критерии оценки результативности профессиональной деятельности учебно-вспомогательного...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconМетодические рекомендации для студентов по подготовке к практическим занятиям
Методические рекомендации предназначены для студентов и составлены на основе программы профессионального модуля является частью основной...

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconI. Теоретические предпосылки формирования профессиональной компетентности...
Становление профессиональной компетентности педагога в условиях современного образования

Методические рекомендации эксперту для проведения экспертизы уровня профессиональной компетентности и результативности профессиональной деятельности iconОтчет по проведенному проекту «Формирование коммуникативной компетентности...
«Формирование коммуникативной компетентности у студентов в профессиональной деятельности»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru