G.D.KRYLOVA STANDARDIZATION
CERTIFICATION
METROLOGY
ESSENTIALS Second Edition Textbook
ЮНИТИ
UNITY
Moscow 1999 Г. Д. КРЫЛОВА ОСНОВЫ
СТАНДАРТИЗАЦИИ
СЕРТИФИКАЦИИ
МЕТРОЛОГИИ Второе издание,
переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования
Российской Федерации в качестве учебника
для студентов высших учебных заведений
ЮНИТИ
UNITY
Москва»1999 ББК 65.290-80я73
К85 Рецензенты:
международный коммерческий факультет Всероссийской
академии внешней торговли Министерства торговли РФ
и помощник первого заместителя Председателя
Правительства РФ В.Н. Отрахов Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили Крылова Г.Д.
К85 Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. - 711 с. ISBN 5-238-00106-1. Учебник охватывает широкий круг вопросов, связанных с основами стандартизации, сертификации, метрологии. Внимание акцентируется на наиболее актуальных проблемах, связанных с переходом к рыночной экономике, с экспортной деятельностью предприятий, повышением уровня конкурентоспособности продукции, маркетинговой деятельностью. Особенности стандартизации, сертификации и метрологии рассмотрены на трех уровнях: национальном, региональном, международном.
Во втором издании (1-е изд. — ЮНИТИ, 1997) освещаются новые аспекты развития стандартизации и сертификации — социальная лояльность, стандартизация услуг в России, принятие международных стандартов по управлению качеством услуг, международные универсальные стандарты по экологии, создавшие основу для организации экосертификации, сущность концепции TQM и др.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений коммерческого и экономического профиля, системы последипломного образования, а также для широкого круга современных деловых людей.
ББК 65.290-80я73
ISBN 5-238-00106-1
| © Г.Д. Крылова, 1999
© 000 "ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА", 1999.
Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства
|
Предисловие ко второму изданию
Нестабильность экономической ситуации в России, сопряженная как с политическими факторами, так и с трудным процессом продвижения страны по пути становления рыночной экономики, не могла не отразиться на рассматриваемых в учебнике сферах деятельности. Чтобы стать равноправным участником мирового хозяйства и международных экономических отношений, необходимо совершенствование национальной экономики с учетом мировых достижений и тенденций.
Отставание национальных систем стандартизации и сертификации во многом предопределило те трудности, которые испытывают отечественные предприятия в условиях современной конкуренции не только на внешних рынках, но и на внутреннем. За небольшой период времени между первым и вторым изданием книги мероприятия по совершенствованию в области стандартизации и сертификации в России оказались столь серьезными и повлекли за собой столь заметные положительные сдвиги в практике отечественных предприятий и организаций, что проигнорировать эти явления и не предложить их анализ читателям учебника было бы непростительной методической ошибкой.
Принята новая концепция стандартизации, которая, будучи воплощенной в жизнь, еще в большей степени приблизит Россию к возможности вступления в ВТО. Пересмотрены основные аспекты и правила сертификации, определившие коренное изменение правовых основ этой процедуры: с учетом зарубежной практики приобретает весомость декларация о соответствии, заменяющая сертификацию третьей стороной.
Не стоит на месте и международная стандартизация. ИСО, утвердив новую версию международных стандартов на системы управления качеством, готовится уже к принятию стандартов ИСО-9000-2000.В связи с этим задача сертификации систем качества на российских предприятиях в различных сферах экономики усложняется: те, кто уже имеет сертификат соответствия, будут подтверждать его по новым требованиям, а организациям, еще не сертифицировавшим свою систему качества, необходимо приводить ее в соответствие с международными требованиями нового поколения.
Процесс совершенствования бесконечен. В стране еще не решены задачи по TQM*, а на горизонте появился международный стандарт SA-8000**, устанавливающий критерии социально-этического характера для оценки деятельности организации в отношении ее лояльности к обществу.
* Total Quality Management", см. гл. 6.
** “Social Accountability 8000”. Некоторые актуальные области стандартизации и сертификации, обсуждаемые в первом издании, значительно продвинулись как в правовом, так и в организационном плане, что также нашло отражение в предлагаемом новом издании.
|