Скачать 12.11 Mb.
|
ГДК 616.1/.4(075.8) ,БК 54.1 М16 Оглавление Рецензенты: В.А. Люсов — акад. РАЕН, засл. деятель науки РФ, проф., заи. кафедрой госпитальной терапии № 1 РГМУ; Е.И. Соколов — акад. РАМН, проф., зав. кафедрой факультетской терапии МГМСУ Маколкин В.И., Овчаренко СИ. Внутренние болезни: Учебник. — 5-е изд., перераб. М16 и доп. — М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2005. — 592 с: ил. — (Учеб. лит. Для студ. мед. вузов). — ISBN 5-225-04835-8 В 5-е издание учебника (4-е вышло в 1999 г.) внесены существенные изменения и дополнения, которые отражают современные принципы классификации, диагностики и лечения внутренних болезней, нашедших свое отражение в опубликованных в последние годы отечественных и международных рекомендациях. Список контрольных вопросов и задач расширен и дополнен. Для студентов медицинских вузов. ББК 54.1 Предисловие 9 Введение Глава I. Болезни органов дыхания 16 Глава II. Болезни органов кровообращения 105 Глава III. Болезни органов пищеварения 291 Глава IV. Болезни почек 391 Глава V. Болезни системы крови 422 Глава VI. Системные васкулиты 50° Глава VII. Диффузные заболевания соединительной ткани ... 525 Глава VIII Болезни суставов 556 Заключение J Ответы на контрольные вопросы и задачи 591 ISBN 5-225-04835-8 © В.И. Маколкин, СИ. Овчаренко, 2005 Все права авторов защищены. Ни одна часть этого издания не может быть занесена в память компьютера либо воспроизведена любым способом без предварительного письменного разрешения издателя. Список принятых сокращений АГ - артериальная гипертония АД — артериальное давление АДГ — антидиуретический гормон АКШ — аортокоронарное шунтирование АЛТ — аланинаминотрансфераза АНФ — антинуклеарный фактор АТФ — ангиотензинпревращающий фермент ACT — аспартатаминотрансфераза БА — бронхиальная астма БАБ — бета-адреноблокаторы ГБ — гипертоническая болезнь ГД — геморрагический диатез ГЗТ — гиперчувствительность замедленного типа ГКМП — гипертрофическая кардиомиопатия ГН — гломерулонефрит ГНТ — гиперчувствительность немедленного типа ДКМП — дилатационная кардиомиопатия ДМ — дерматомиозит ДНК — дезоксирибонуклеиновая кислота ДОА — деформирующий остеоартроз ЖДА — железодефицитная анемия ЖЕЛ — жизненная емкость легких ЖПТ — желудочковая пароксизмальная тахикардия ИБС — ишемическая болезнь сердца ИГСС — идиопатический (изолированный) гипертрофический субаор тальный стеноз ИМ — инфаркт миокарда ИЭ — инфекционный эндокардит КОС — кислотно-основное состояние КФК — креатинфосфокиназа ЛДГ — лактатдегидрогеназа ЛС — легочное сердце ЛФК — лечебная физкультура МА — мерцательная аритмия МВЛ — максимальная вентиляция легких НАА — неспецифический аортоартериит НПВП — нестероидные противовоспалительные препараты НЦД — нейроциркуляторная дистония НЯК — неспецифический язвенный колит ОГН — острый гломерунелонефрит ОКС — острый коронарный синдром ОЛ — острый лейкоз ОФВ — объем форсированного выдоха Пн — пневмония ПТ — пароксизмальная тахикардия ПТП — псевдотуморозный панкреатит РА — ревматоидный артрит РКМП — рестриктивная кардиомиопатия РНК — рибонуклеиновая кислота РСК — реакция связывания комплемента РТГА — реакция торможения гемагглютинации РФ — ревматоидный фактор СВПТ — суправентрикулярная пароксизмальная тахикардия СГ — симптоматические артериальные гипертонии СЖК — свободные жирные кислоты СКВ — системная красная волчанка СРБ — С-реактивный белок ССД — системная склеродермия ТОРС — тяжелый острый респираторный синдром УП — узелковый периартериит ФЖЭЛ — форсированная жизненная емкость легких ХАГ — хронический активный гепатит ХАИ Г — хронический аутоиммунный гепатит ХБ — хронический бронхит ХБП — хронический болевой панкреатит ХБХ — хронический бескаменный холецистит ХГ — хронический гастрит ХГН — хронический гломерулонефрит ХЛЛ — хронический лимфолейкоз ХЛ П — хронический латентный (безболевой) панкреатит ХМЛ — хронический миелолейкоз ХНЗЛ — хронические неспецифические заболевания легких ХСН — хроническая недостаточность ХП — хроническая пневмония ХПГ — хронический персистирующий гепатит ХПН — хроническая почечная недостаточность ХрИБС — хроническая ишемическая болезнь сердца ХРП — хронический рецидивирующий панкреатит ХХГ — хронический холестатический гепатит ХЭ — хронический энтерит цп — цирроз печени ЧПЭСС — чреспищеводная электростимуляция сердца ЧТКА — чрескожная транслюминальная коронарная ангиография ЭГДС — эзофагогастродуоденоскопия ЭИТ — электроимпульсная терапия ЭРХПГ — эндоскопическая ретроградная холангиопанкреатография ЭФИ — электрофизиологическое исследование Я Б — язвенная болезнь Предисловие Введение Все предыдущие издания учебника (1-е — в 1987 г., 2-е — в 1989 г., 3-е -в 1994 г., 4-е — в 1999 г.) были положительно встречены медицинской общественностью и студентами медицинских вузов и расходились сразу же после выхода в свет. Кроме того, 4-е издание получило высокую оценку — учебнику была присуждена премия Правительства РФ в области образования за 2002 г. Это лишний раз убедило авторов в правомерности избранного подхода к изложению фактического материала, направленного на скорейшее формирование у студентов клинического мышления. Авторы убеждены, что учебник для медицинских вузов не должен представлять себой лишь чисто информационное издание, задача учебника — научить студента пользоваться этой информацией у постели больного человека. За период, прошедший после выхода в свет 4-го издания, были закончены многие международные многоцентровые исследования во многих областях внутренней медицины, что обусловило появление большого числа международных и отечественных рекомендаций по диагностике и лечению самых различных заболеваний. Кроме того, произошло значительное обновление фармацевтических препаратов — появление новых, прошедших всестороннюю аппробацию лекарственных средств и методов терапии согласно принципам доказательной медицины. Все это потребовало коррекции практически всех разделов учебника, особенно диагностических подходов и методов лечения. Кроме того, коррекции подверглись и существовавшие ранее представления о патогенезе ряда заболеваний. Нашли свое отражение в учебнике и некоторые вновь принятые классификации. В данном издании расширены некоторые главы, посвященные болезням легких, системным васкулитам. Вновь включена глава, посвященная нарушениям ритма сердца. В переработке некоторых глав учебника принимали участие сотрудники кафедры факультетской терапии № 1 Московской медицинской академии им. И.М. Сеченова профессора В.М. Махов, А.В. Недоступ, В.А. Сулимов, ассистент О.В. Благова, за что авторы выражают им искреннюю благодарность. С учетом современных требований к тестовому контролю переработаны контрольные вопросы и задачи. Авторы выражают признательность читателям за ценные замечания и советы. Большинство предложений, сделанных преподавателями медицинских вузов, практическими врачами и студентами, учтены при подготовке 5-го издания учебника. Член-корр. РАМН, заслуженный деятель науки РФ, лауреат премии Правительства РФ в области образования профессор В.И. Маколкин Лауреат премии Правительства РФ в области образования профессор СИ. Овчаренко Главное условие эффективного лечения заболевшего человека — правильное распознавание его болезни. Следует иметь в виду, что у разных людей одна и та же болезнь протекает по-разному. Это обусловлено индивидуальными особенностями организма. В связи с этим правильное распознавание болезни возможно лишь на основе строго научных фактов, которыми располагает врач. Эти факты, характеризующие отклонения от нормального функционирования различных органов и систем, врач устанавливает при систематическом обследовании больного. Информацию о таких отклонениях можно получить из трех источников. 1. Беседа с больным (изучение жалоб, анамнеза болезни, анамнеза жизни). 2. Непосредственное (физическое) обследование больного: осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация. 3. Данные лабораторно-инструментальных методов исследования (так называемые рутинные методы, производимые всем больным, и исследова ния по специальным показаниям, обусловленным особенностями клиниче ской картины болезни у больного). По мере сбора информации дают предварительные диагностические заключения, а затем формируют окончательный развернутый клинический диагноз. Следовательно, каждый источник информации необходим для построения диагностической концепции. Таким образом, три источника получения информации и выводы, которые делает врач после получения информации, можно условно рассматривать как три этапа диагностического поиска. Первый этап диагностического поиска — выяснение жалоб, анамнеза болезни и жизни больного — является весьма существенным этапом для диагностики, так как квалифицированно проведенный расспрос, глубокий анализ полученной информации, группировка фактов, а затем логичное изложение материала, свободное от ненужной детализации или краткости, — есть залог грамотной и точной диагностики. История настоящего заболевания описывается с момента появления первых симптомов («дебют» болезни). Следует особо подчеркнуть, что анамнез болезни — отнюдь не хронологическое перечисление посещений врача поликлиники либо этапов стационарного лечения. Главное в данном разделе — отражение динамики развития болезни от ее начальных проявлений до появления типичных клинических синдромов и симптомов, осложнений, частоты и длительности периодов обострения и ремиссий, ослабления или усиления симптоматики в процессе лекарственной или немедикаментозной терапии (физиопроцедуры, санаторное лечение, массаж, ЛФК), влияние на развитие и течение болезни условий труда и быта, характера питания, вредных привычек. 9 В процессе работы следует тщательно изучить имеющуюся у больного медицинскую документацию из других учреждений (выписки, справки, эпикризы), позволяющую конкретизировать полученную информацию (шумы в сердце, гепатомегалия, асцит и т.д.), выявить изменения при ла-бораторно-инструментальном исследовании (анемия, увеличение СОЭ), эффект терапии, дозы и количество ряда лекарственных препаратов (глю-кокортикостероиды и др.). При заболеваниях, обострения которых протекают по единой схеме («стереотипно»), можно не перечислять аналогичную симптоматику несколько раз, а описать типичную картину, затем отметить, что подобные обострения отмечались в таком-то году (в весенне-осенний период, ежегодно и т.п.). В ряде случаев в анамнезе настоящего заболевания имеются результаты, которые могут уточнить или отвергнуть предыдущую диагностическую концепцию (велоэргометрия, коронароангиография, эхокардиография и т.п.). Следует также отразить влияние заболевания на трудоспособность больного (временная или стойкая утрата, группа инвалидности). Таким образом, из беседы с пациентом выясняют не только жалобы, но и этапы развития болезни, изменение ее течения с годами и под влиянием проводившегося лечения. Часть сведений можно получить от родственников больного. Естественно, что сам больной не все может сообщить врачу о своем заболевании. Часто одни симптомы кажутся больному наиболее важными, тогда как для постановки диагноза важны совсем иные. В связи с этим необходимо выявлять диагностически значимую информацию; полученные сведения врач должен творчески осмыслить и сделать выводы следующего порядка: а) выявленные жалобы и течение болезни полностью соответствуют та ковым при такой-то нозологической форме; иначе говоря, после первого этапа диагностического поиска диагностическая концепция является впол не определенной и на последующих этапах ее надо лишь подтвердить, а также детализировать отдельные проявления болезни; б) описанные больным симптомы встречаются при самых разных бо лезнях, в связи с чем после I этапа диагностического поиска можно лишь наметить круг болезней, в который входит заболевание данного пациента (речь идет о так называемом методе дифференциальной диагностики, о чем более подробно, с описанием конкретных ситуаций будет сказано да лее). Диагноз в данном случае может быть поставлен лишь после получе ния информации на II или даже III этапе диагностического поиска; в) жалобы больного и данные анамнеза нехарактерны ни для какого определенного заболевания. Это так называемые общие симптомы (сла бость, утомляемость, потеря массы тела, субфебрилитет и пр.). При такой ситуации сделать какие-либо диагностические заключения после I этапа не представляется возможным. Второй этап диагностического поиска. При непосредственном обследовании выявляют симптомы, которые могут быть обусловлены самим заболеванием, реакцией органов и систем на имеющееся заболевание, проявлением осложнений болезни. Объем информации, получаемой на II этапе, колеблется в широких пределах: от почти патогномоничных признаков (например, данные аускультации при митральном или аортальном стенозе) до отсутствия патологических симптомов (например, у больного с язвенной болезнью желудка или двенадцатиперстной кишки в стадии ремиссии). В связи с этим необнаружение каких-либо изменений в органах и системах не означает, что все жалобы имеют неврогенное происхождение или больной здоров. Вместе с тем отсутствие каких-либо патологических находок на II этапе диагностического поиска при вполне определенных диагностических выводах I этапа (типичные жалобы и анамнез болезни) может свидетельствовать о доброкачественном течении заболевания или о ремиссии. После II этапа могут быть сделаны такие же выводы, как и после I этапа, однако их определенность будет значительно выше, так как заключение базируется на информации, полученной из двух источников. Таким образом, выводы после II этапа (с учетом выводов I этапа) могут быть следующими: а) диагноз можно сформулировать; б) круг заболеваний, очерченный после I этапа, существенно сужается; в) по-прежнему нет никакой определенной диагностической концепции, в связи с чем заключение о диагнозе будет отложено до III этапа. При получении сведений на I и II этапах диагностического поиска особенно важна роль личного контакта врача с больным. |
Конституционное право зарубежных стран: Учебник. — 3-е изд., перераб и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 622 с | К85 Основы стандартизации, сертификации, метрологии: Учебник для вузов. — 2-е изд., перераб и доп. — М.: Юнити-дана, 1999. 711 с.... | ||
Страхование: Комплекс заданий для практических (семинарских) занятий по дисциплине / сост. М. И. Филинова. 2-е изд., перераб и доп.... | Рекомендовано Государственным комитетом Российской Федерации по высшему образованию в качестве учебника для студентов высших учебных... | ||
Маркетинг: Учебник для вузов / Н. Д. Эриашвили, К. Ховард, Ю. А. Цыпкин и др.; Под ред. М26 Н. Д. Эриашвили. – 2-е изд., перераб... | В. Б. Степаницкий. — 3-е изд., доп и перераб. — М.: Изд-во Центра охраны дикой природы, 2000. — 703 с | ||
Практический курс английского языка. 2 курс : учеб для студентов вузов / (В. Д. Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — 7-е изд,... | Практический курс английского языка. 2 курс : учеб для студентов вузов / (В. Д. Аракин и др.); под ред. В. А. Аракина. — 7-е изд,... | ||
Делопроизводство в кадровой службе [Текст]. 4-е изд. М. Инфра-м, 2002. 223 с. (Б-ка журн. "Трудовое право Российской Федерации").... | Аверьянов Л. Я. Социология: искусство задавать вопросы. Изд. 2-е, перераб и доп. М.: [Б. и.], 1998 |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |