Скачать 0.65 Mb.
|
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого» Л.Н. Сергеева Тетрадь для практических занятий по культуре речи Учебное пособие для студентов факультета педагогического образования, искусств и технологий Великий Новгород 2010 БКК 81.2 Р 88 Печатается по решению кафедры педагогики и методики начального образования НовГУ Рецензенты: кандидат филологических наук, доцент Т.В.Соловьёва Тетрадь для практических занятий по русскому языку и культуре речи / Сост. Л. Н. Сергеева; НовГУ им. Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2010. – 80 с. Р 88 Тетрадь предназначена для аудиторной и самостоятельной работы студента. Структура и методический аппарат учебного пособия позволят студенту освоить теоретический и практический материал курса, систематизировать знания по культуре языка и речи, а преподавателю – увидеть и объективно оценить результаты работы каждого студента. БКК 81.2 Ó Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2010 Ó Сергеева Л.Н., 2010 СОДЕРЖАНИЕ Введение Дорогой первокурсник! Ваше обучение в университете начинается с курса, который называется "Русский язык и культура речи". Задача этого курса – помочь Вам систематизировать знания по культуре языка и культуре речи и тем самым подготовить Вас к усвоению многих других университетских курсов. Языковая и речевая культура – основа Вашей успешной учёбы в университете и залог благополучной профессиональной деятельности в будущем. Данное учебное пособие – Ваша тетрадь, с которой (и в которой) Вы будете работать на занятиях в университетской аудитории и дома, готовясь к очередному занятию. В структуре большинства занятий Вы обнаружите несколько частей. «Вопросы для обсуждения» обозначают круг проблем, которые будут рассматриваться на занятии и которые Вы должны предварительно найти в учебниках и учебных пособиях. В части «практические задания» Вы, готовясь к данному занятию, должны с помощью учебников дать письменный ответ на каждое задание. Затем под значком «!!!» помещено задание, которое требует от Вас самостоятельной интерпретации изученного теоретического материала. Это задание Вы выполняете самостоятельно. Завершается каждое занятие «??? контрольными вопросами», с помощью которых систематизируются и обобщаются знания по теме Чтобы успешно овладеть университетскими науками, в том числе и нашим курсом, необходимо много и успешно работать на лекциях, практических занятиях, самостоятельно работать с книгой. Самостоятельная работа – обязательная часть учебной деятельности студента. Поэтому с первых дней обучения Вы должны научиться ориентироваться в учебной и справочной литературе. На занятиях по нашему курсу в качестве основной литературы Вам необходимы издания, список которых предлагается ниже. Для удобства ссылки на эти книги даём их условные сокращения: РЯиКР – Русский язык и культура речи: Учебник для вузов /Под ред. В.Д.Черняк. – М., 2002. ОС – Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы. – М., 1983 (и другие издания). СО – Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1972 (и другие издания). СОШ – Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1993 (и другие издания). СД – Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х тт. – М., 1982 (и другие издания). РЯ – Русский язык. Л.Л. Касаткин, Л.П. Крысин, М.Р. Львов, Т.Г. Терехова, М, 2005 I. Русский язык. 1.1. Русский язык. Формирование и нормализация русского литературного языка Вопросы для обсуждения 1.Русский литературный язык. 2.Разделы науки о языке 3.Культура речи как часть общей культуры человека 4. Формирование и нормализация русского литературного языка 5.Обработанность и нормированность – важнейшие черты литературного языка. Практические задания 1.Найдите в учебниках определение "литературный язык". Запишите определение, которое представляется Вам более точным. Укажите источник. 2.Назовите основные разделы курса русского языка и элементы языковой системы, изучаемые в каждом разделе!
3.Какие учебники по нашему курсу Вы нашли в библиотеке? Дайте их библиографическое описание.
4.Когда сложился русский национальный язык? Какое историческое событие лежало в основе этого процесса? Какие русские говоры лежат в основе русского национального языка? 5.Когда начался процесс формирования и нормализации русского литературного языка? 6.Какие черты отличают литературный язык от других разновидностей национального языка? 7. Что такое языковая норма? Какова её роль в становлении и функционировании литературного языка? 8.Назовите основные единицы общения! 9.В каких двух формах функционирует литературный язык? 10. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка? !!! Приведите примеры нормированного произношения, ударения, употребления грамматических форм, соответствия лексическим нормам и т.д. Докажите, что русский литературный язык многофункционален. Представьте это схематично: Функциональные стили русского литературного языка ???Контрольные вопросы по теме Какой из сформулированных тезисов более всего точен по отношению к понятию «правильность речи»? правильность речи – это владение нормами литературного языка; правильность речи – это умение выразить мысль; правильность речи – это грамотное письмо; правильность речи – это умение пользоваться всеми богатствами национального языка. П.Стили современного русского литературного языка 2.1.Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль. Вопросы для обсуждения 1. Устная и письменная формы литературного языка. 2. Сферы речи. 3. Функциональные стили современного русского литературного языка 4. Речевые жанры литературного языка. 5. Научный стиль. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. 6. Основные разновидности научного стиля Практические задания 1. В каких двух формах функционирует литературный язык? 2. Чем различаются устная и письменная формы литературного языка? 3. В каких сферах речи функционирует русский литературный язык? 4. Впишите в таблицу известные Вам жанры каждой сферы речи.
5.Какие функциональные стили Вам известны? 6.Существует ли связь между сферой речи, формой речи и функциональным стилем? Как это выражается? 7. Какой сфере речи свойственен научный стиль? 8.В какой форме: письменной или устной преимущественно находит своё выражение научная речь. 9.Каковы основные функции научного стиля? 10. Назовите отличительные признаки научного стиля. 11.Какие речевые жанры выделяются в этом стиле. 12. Прочтите текст Докажите, что он принадлежит к научному стилю. Гроза – атмосферное явление, заключающееся в электрических разрядах между так называемыми кучево-дождевыми (грозовыми) облаками или между облаками и земной поверхностью, а также находящимися на ней предметами. Эти разряды – молнии сопровождаются осадками в виде ливня, иногда с градом, и сильным ветром, иногда до шквала. Гроза наблюдается в жаркую погоду при бурной конденсации водяного пара над перегретой сушей, а также в холодных воздушных массах, движущихся на более тёплую подстилающую поверхность. (Статья из энциклопедического словаря) Отметьте особенности этого текста в области: жанровой принадлежности функциональной направленности лексики морфологического состава слов, их форм синтаксических конструкций выразительных средств !!! Основная функция научного стиля обусловила его основные отличительные признаки. В зависимости от «чистоты» их проявления научный стиль делится на три разновидности, три подстиля (собственно научный, научно-учебный, научно-популярный), обслуживающих соответственно сферу науки, сферу обучения, сферу просвещения. Подберите примеры текстов каждого подстиля и отметьте их отличительные особенности. Составьте научный текст любого жанра и подстиля на лингвистическую тему. Укажите источники, какими Вы воспользовались. Докажите, что созданный Вами текст отвечает требованиям научного стиля. ???Контрольные вопросы по теме
статья— монография— диссертация— учебник для вуза школьный учебник – рецензия— обзор— аннотация— доклад на специальную тему – научно-популярная статья – реферат – научно-популярная книга – научно-популярный журнал— 4.Определите, какому подстилю свойственна та или иная функция: популяризация научной информации – передача научной информации и доказательство её истины – обучающая функция – 5.Верно ли сформулированы следующие тезисы по отношению к научному стилю? Функция стиля – передача информации и доказательство её истинности; наличие большого числа выразительно-изобразительных средств (тропов); важнейшим компонентом лексики являются термины; в составе лексики много интернациональных слов; морфологической особенностью научного стиля является преобладание имён существительных; высока доля отвлечённых имён существительных; преобладают сложные предложения и предложения с однородными членами; с причастными и деепричастными оборотами; к научному стилю относится коммюнике. 2.2.Официально-деловой стиль Вопросы для обсуждения 1. Официально-деловой стиль, сфера его функционирования. 2. Жанровое своеобразие и жанровый диапазон официально-делового стиля. 3.Законодательный и канцелярский подстили. 4.Языковые формулы официальных документов 5. Интернациональные свойства русской деловой речи. 6. Язык и стиль распорядительных документов. 7. Язык и стиль инструктивно-методичеких документов. 8. Язык и стиль коммерческих документов 9. Правила оформления документов. Речевой этикет. Практические задания 1. В каких двух формах функционирует литературный язык? 2. Какой сфере речи свойственен официально-деловой стиль? 3. В какой форме: письменной или устной преимущественно находит своё выражение деловая речь. 4. Каковы основные функции официально-делового стиля? 5. Назовите отличительные признаки официально-делового стиля. 6.Какие речевые жанры выделяются в этом стиле. 7. Какие подстили выделяются в официально-деловой речи? 8. Существует ли между этими подстилями жанровая дифференциация? Приведите примеры! 9.Прочтите текст. Докажите, что он принадлежит к официально-деловому стилю. Доводим до Вашего сведения, что вчера, вскоре после полуночи над районным центром – Нижний Ломов и прилегающей к нему сельской местности пронеслась сильная гроза, которая продолжалась около часа. Скорость ветра достигала 30-40 метров в секунду. Причинён значительный ущерб собственности жителей деревень Ивановка, Шепилово и Вязинки, исчисляемый по предварительным подсчётам в сотни тысяч рублей. Имели место пожары, возникшие вследствие удара молнии. Сильно пострадало здание школы в деревне Бурково, для его восстановления потребуется капитальный ремонт. Вышедшая из берегов в результате проливного дождя река Вад затопила значительную площадь. Человеческих жертв не был. Образована специальная комиссия для выяснения размеров причинённого стихийным бедствием ущерба и оказания помощи пострадавшему местному населению. О принятых мерах будет незамедлительно доложено. (Служебное донесение) К какому подстилю относится данный текст? Отметьте стилевые особенности этого текста в области: жанровой принадлежности функциональной направленности лексического состава– языковых формул морфологического состава слов, их форм синтаксических конструкций выразительных средств 9.Прочтите следующий текст. Докажите, что он принадлежит к официально-деловому стилю. 1.Каждому гарантируется свобода мысли и слова. 2.Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающие социальную, расовую или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного и языкового превосходства.3. Никто не может быть принуждён к выражению мнений и убеждений или отказу от них. (Из статьи 29 Конституции Российской Федерации). К какому подстилю относится данный текст? Отметьте стилевые особенности этого текста в области: жанровой принадлежности функциональной направленности лексического состава языковых формул морфологического состава слов, их форм синтаксических конструкций выразительных средств 10. Какие жанры распорядительных документов Вы знаете? 11. В чём особенности языка и стиля распорядительных документов? 12. Какие жанры коммерческой корреспонденции Вы знаете? 13. В чём особенности языка и стиля коммерческих документов? 14 Какие жанры инструктивно-методических документов Вы знаете? 15. В чём особенности языка и стиля инструктивно-методических документов? 16.Нужна ли, по вашему мнению, Единая государственная система делопроизводства? Что такое « унификация документа»? 17.В чем заключается речевой этикет официально-деловой речи? |
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых умений, программой учебной дисциплины предусмотрено проведение практических... | Учебное пособие предназначено для студентов очной, заочной и дистанционной форм обучения и включает в себя планы семинарско-практических... | ||
Целью практических занятий является подтверждение и проверка теоретических положений, формирование практических умений | Положение о порядке посещения уроков физической культуры и аттестации учащихся по физической культуре (далее – Положение) устанавливает... | ||
Операционная деятельность в логистике предназначена для аудиторных занятий студентов среднего профессионального образования. Рабочая... | Содержание практических работ ориентировано на подготовку студентов к освоению профессионального модуля основной профессиональной... | ||
Учебно-методическое пособие предназначено для закрепления теоретических знаний, полученных студентами во время лекционных занятий... | Методические рекомендации предназначены для проведения практических и лабораторных занятий по мдк 01. 02 | ||
Методические указания предназначены для проведения практических занятий по дисциплине Технология топографо-геодезических и маркшейдерских... | Рабочая тетрадь профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее –... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |