ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
за август 2002 года
1.1. Налоговая система РФ. В области налогового законодательства в августе федеральные законы не принимались. Такое затишье связано с парламентскими каникулами: последние законы, принятые Думой, уже в июле были одобрены Советом Федерации, подписаны Президентом и официально опубликованы (все они были включены в наш отчет за июль 2002 г.). МНС РФ продолжило работу по приведению своих нормативных актов в соответствие с действующей редакцией Налогового кодекса – в августе прошли регистрацию в Минюсте и официально опубликованы восемь приказов МНС. Такая активность прежде всего связана с вступлением в силу "технического" Закона от 29 мая 2002 г. № 57-ФЗ. Вместе с тем большинство из принятых приказов никак не влияют на деятельность микрофинансовых организаций, т.к. касаются:
налога на добычу полезных ископаемых: утверждены новая форма налоговой декларации1, форма расчета регулярных платежей за пользование недрами, а также Порядок его заполнения2;
акцизов: внесены изменения и дополнения в форму налоговой декларации и в Инструкцию по ее заполнению3;
налога на добавленную стоимость: в Методических рекомендациях по применению главы 21 уточняется порядок использования налоговой льготы, установленной для организаций инвалидов4.
В связи каникулами Госдумы основной центр законотворческой работы в августе переместился в Правительство РФ. Именно с этим связано главное событие августа – в Государственную Думу внесен пакет законопроектов с бюджетом на 2003 год. В этом пакете содержатся также законопроекты, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное страхование. Своим распоряжением от 20 августа 2002 г. № 1147-р Правительство РФ утвердило План законотворческой деятельности на второе полугодие 2002 г. Согласно данному документу планируется:
подготовить и внести в установленные сроки на рассмотрение Госдумы такие законопроекты, как:
новая глава части второй Налогового кодекса, посвященная налогу на недвижимость (срок внесения – февраль 2003 г.);
новая редакция Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (срок внесения – ноябрь 2002 г.);
внесение изменений и дополнений в Федеральный закон "О защите конкуренции на рынке финансовых услуг" (срок внесения – декабрь 2002 г.);
принять окончательно следующие законопроекты, уже находящиеся на рассмотрении в Государственной Думе:
пакет правительственных законопроектов с изменениями и дополнениями в часть первую Налогового кодекса (внесен в Госдуму в апреле 2001 г.);
внесение дополнений в Федеральный закон "О безвозмездной помощи…"5;
о кредитной кооперации6 и т.д.
Чтобы исправить ошибки, допущенные в спешке при принятии глав Налогового кодекса со специальными налоговыми режимами для малого бизнеса, в Правительстве РФ в настоящее время разрабатывается законопроект с изменениями и дополнениями в эти главы. В частности, в законопроекте планируется урегулировать ошибку, допущенную в отношении размера процентов по кредитам и займам7. На проценты, уплачиваемые субъектами малого бизнеса по договорам займа, будут распространяться те же ограничения, которые предусмотрены в главе 25. Принятые нормативные правовые акты:
Указ Президента РФ от 31 июля 2002 г. № 824 "О признании утратившим силу пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. № 508 «О размере пособия по временной нетрудоспособности»"
Текст Указа опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 августа 2002 г., № 32, ст. 3064.
Президент отменил норму, согласно которой максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам не могут превышать 85 МРОТ. Данная норма потеряла свою актуальность после того, как более жесткие ограничения были введены на уровне федерального закона: в Законе о бюджете ФСС на 2002 год максимальные размеры пособий установлены в сумме 11700 рублей за полный календарный месяц8.
Вместе с тем ограничения, установленные в законе о бюджете ФСС на 2002 год, формально могут действовать только в текущем году. Для того, чтобы аналогичные ограничения действовали и в следующем году, необходимо новым законом принять аналогичную норму. Такое предложение уже содержится в законопроекте о бюджете ФСС на 2003 год.
Приказ МНС РФ от 17 июля 2002 г. № БГ-3-05/367 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 01.02.2002 № БГ-3-05/49"
Зарегистрирован в Минюсте РФ от 31 июля 2002 г. Регистрационный № 3647.
Текст приказа опубликован в Российской газете" от 7 августа 2002 г., № 145.
Внесены изменения и дополнения в Порядок заполнения формы расчета по авансовым платежам по единому социальному налогу.
Сформулированы новые требования по заполнению расчета: лист первый титульной части и листы № 05-10 представляются всеми налогоплательщиками, а из листов № 02-04 титульной части представляются только те, которые ими заполняются. В случае, если на листах расчета по авансовым платежам, которые должны быть представлены налогоплательщиками, какие-либо таблицы ими не заполняются, то в полях этих таблиц проставляется отметка "Z".
Согласно новой редакции Порядка организации, индивидуальные предприниматели и физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, которые заключили с физическими лицами трудовые договоры, договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также авторские договоры, но в течение отчетного периода не начисляли выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, обязаны представлять в налоговые органы за отчетные периоды расчеты по авансовым платежам.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения: Одновременно с внесением в Государственную Думу проекта бюджета на 2003 год Правительство РФ внесло законопроекты, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное страхование:
"О страховых тарифах на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2003 год"
Данный законопроект продлевает на 2003 год размеры страховых тарифов и порядок их уплаты, действовавшие в 2001-2002 гг.
"О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год"
В законопроекте предлагается продлить на 2003 год ограничение максимальных размеров пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, действующее в 2002 году (11700 рублей в месяц).
В Правительстве РФ разрабатывается и в ближайшее время будет внесен в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в главы 24, 26.2, 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
В законопроекте предлагается устранить ошибки, допущенные при принятии глав Налогового кодекса со специальными налоговыми режимами для малого бизнеса. В частности, предлагается:
признать лиц, использующих специальные налоговые режимы, налогоплательщиками НДС при ввозе товаров на таможенную территорию РФ;
распространить ограничения по максимальному размеру процентов, установленные в статье 269 главы 25 НК РФ, на лиц, использующих упрощенную систему налогообложения.
1.2. Банковская деятельность В области законодательства о банках и банковской деятельности какие-либо значимые документы в августе не принимались. Такая ситуация объясняется прежде всего тем, что после принятия в прошлом месяце новой редакции Закона о Центральном Банке9 ЦБ РФ необходим определенный период времени для того, чтобы проанализировать свои нормативные правовые акты и привести их в соответствие с новым Законом. В настоящее время в ЦБ РФ ведется работа по разработке основных направлений денежно-кредитной политики на 2003 год. В данном документе будет отражена позиция Банка России на ближайшую перспективу в отношении банковского сектора (по вопросам лицензирования, отчетности, размеров обязательных отчислений и т.д.), курсовая политика, политика в области регулирования процентных ставок и т.д. Принятые нормативные правовые акты:
Указание Центрального Банка Российской Федерации от 6 августа 2002 г. № 1185-У
Текст Указания опубликован в "Вестнике Банка России" от 14 августа 2002 г., № 47.
Банк России установил с 7 августа 2002 г. ставку рефинансирования (учетную ставку) в размере 21 процентов годовых (до этого ставка составляла 23 процента).
Письмо Центрального Банка Российской Федерации от 6 августа 2002 г. " 109-Т "О государственной регистрации нормативных актов Банка России в Минюсте России"
В письме руководителям структурных подразделений ЦБ РФ доводится информация о том, что согласно новому Закону о Банке России, все нормативные акты ЦБ, подлежат государственной регистрации в Минюсте России.
В регистрации не нуждаются нормативные правовые акты, утверждающие:
курсы иностранных валют по отношению к рублю;
изменение процентных ставок;
размер резервных требований;
размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп;
прямые количественные ограничения;
правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России;
порядок обеспечения функционирования системы Банка России.
Определяется также порядок внесения изменений в ранее принятые акты ЦБ РФ. В случае, если нормативный акт не был зарегистрирован в Минюсте России, а в него предполагается внести изменения и дополнения, которые должны быть представлены на государственную регистрацию в Минюст России, необходимо разработать единый новый нормативный акт и представить его на государственную регистрацию в Минюст России. В этом случае отдельным нормативным актом следует признать утратившими силу "старый" нормативный акт, а также все нормативные акты, которые вносили в него изменения и дополнения и не были зарегистрированы в Минюсте России.
1.3. Бухгалтерский учет и отчетность Принятые нормативные правовые акты:
Приказ Минфина РФ от 2 июля 2002 г. № 66н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по прекращаемой деятельности" ПБУ 16/02"
Зарегистрирован в Минюсте РФ 2 августа 2002 г. Регистрационный № 3655.
Текст приказа опубликован в "Российской газете" от 10 августа 2002 г., № 148.
Приказ вводится в действие с 1 января 2003 г.
ПБУ разработано в связи с внедрением в России международных стандартов финансовой отчетности. Основной целью Положения является отделение информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации.
ПБУ нужно использовать в том случае, если организация по тем или иным причинам решила прекратить часть своей деятельности (операционный или географический сегмент своей деятельности). Прекращение части деятельности организации, например, может осуществляться путем принятия решения о закрытии филиала, при продаже имущественного комплекса, при реорганизации в форме выделения из состава организации одного или нескольких юридических лиц и т.п.
Положение дает право организации создать в бухгалтерском учете и отчетности резерв под предстоящие расходы по прекращению деятельности.
В приложении к ПБУ даются примеры раскрытия информации по прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации (образцы заполнения отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и пояснительной записки к бухгалтерской отчетности).
1.4. Финансовый и налоговый контроль В августе МНС своим приказом утвердило Методические рекомендации по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога. Рекомендации не являются нормативным правовым актом, они являются обязательными только для сотрудников налоговых органов. Для налогоплательщиков в этом документе наиболее интересным является вопрос о том, при каких условиях налоговые органы могут наложить арест на их имущество. В данном документе МНС настолько широко толкует вопрос о наличии у налоговых органов оснований для ареста имущества, что процедура ареста становится применимой фактически к любой организации, имеющей задолженность по налогам и сборам. Единственной формальной преградой произвольным действиям налоговых органов является необходимость получить санкцию прокурора на проведение ареста. В связи с этим следует заметить, что указанные Методические рекомендации МНС согласовало с Генеральной прокуратурой. Что касается документов, находящихся на стадии рассмотрения, то интерес представляют два законопроекта Президента РФ, принятые Госдумой в первом чтении, а также новые законодательные инициативы Правительства РФ. Принятые нормативные правовые акты:
Приказ МНС РФ от 31 июля 2002 г. № БГ-3-29/404 "Об утверждении методических рекомендаций по порядку наложения ареста на имущество налогоплательщика в обеспечение обязанности по уплате налога"
Текст приказа опубликован в еженедельном приложении к газете "Учет. Налоги. Право" - "Официальные документы" от 28 августа 2002 г., № 31.
Согласно рекомендациям МНС арест имущества производится в том случае, если налогоплательщик или налоговый агент в установленный срок не исполнили обязанности по уплате налога и у налогового органа имеются основания полагать, что указанное лицо предпримет меры, чтобы скрыться или скрыть свое имущество. Под такими основаниями МНС понимает любой из следующих признаков:
наличие на балансе налогоплательщика или налогового агента движимого имущества, в т.ч. ценных бумаг, денежные средства от реализации которого достаточны для погашения более 25 процентов суммы неуплаченного налога;
наличие на балансе дебиторской задолженности, возможной к взысканию и не принимаются меры к ее взысканию в течение более одного квартала;
размер общей суммы задолженности по налоговым и иным обязательным платежам (с учетом штрафов и пени) превышает 50 процентов балансовой стоимости имущества налогоплательщика или налогового агента;
несовпадение местонахождения имущества организации-должника с его юридическим адресом;
иные обстоятельства и сведения, которые могут быть признаны налоговым органом основанием для наложения ареста.
Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 198 и 199 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Законопроект подготовлен Федеральной службой налоговой полиции и направлен на ужесточение наказания за налоговые преступления. В частности, предлагается:
установить ответственность за непредставление налоговым органам сведений, необходимых для взимания налогов и сборов или предоставление недостоверных сведений;
по некоторым составам преступлений одновременно с лишением свободы предусматривается конфискация имущества;
сужаются возможности для освобождения от уголовной ответственности при "деятельном раскаянии" налогоплательщика (содействие раскрытию преступления и возмещение ущерба).
На рассмотрении в Государственной Думе находятся два законопроекта Президента РФ, направленные на ужесточение законодательства в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем:
"О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем»"
В законопроекте предлагается расширить перечень операций, подлежащих обязательному контролю. Соответственно расширяется перечень организаций, осуществляющих обязательный контроль.
Кредитные организации наделяются правом отказывать юридическим и физическим лицам в открытии банковского счета.
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Президент РФ предлагает дополнить КоАП новой статьей "Нарушение законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
Нарушением законодательства признается неисполнение организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, возложенных на них обязанностей по фиксированию, хранению и представлению информацию об операциях, подлежащих контролю, а также по организации внутреннего контроля.
3. Гражданское законодательство Нормативные правовые акты, находящиеся на стадии рассмотрения:
Президент РФ наложил вето на новую редакцию закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Законопроект был направлен против случаев использования законодательства о банкротстве в конкурентной борьбе и недобросовестного банкротства предприятий.
Президент РФ направил в Госдуму письмо, в котором изложил свои предложения по доработке закона. В частности, Президент предлагает дополнить законопроект нормой, предусматривающей процедуру досрочного прекращения банкротства: учредители должника в любое время до окончания внешнего управления вправе удовлетворить все требования кредиторов в целях прекращения производства по делу о банкротстве.
В случае, если Госдума согласится с поправками Президента, закон будет принят по ускоренной процедуре.
В связи с парламентскими каникулами никаких изменений в ходе рассмотрения законопроектов, которые ранее упоминались в наших предыдущих отчетах, за август 2002 года не произошло (см. Приложение 1).
|