Проект «Защищенное детство – модель
психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов»
Проект «Защищенное детство» – модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов» был реализован в Межрегиональном открытом социальном институте в 2011 – 2012 годах в рамках гранта Национального благотворительного фонда. При реализации проекта использовались средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 2 марта 2011 года № 127-рп.
Проект имел цель – способствовать реализации прав семей, имеющих детей – инвалидов: обеспечить доступ к культурно-историческому наследию детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), подготовку их к профессиональной деятельности, доступность и комфортность взаимоотношений с окружающими людьми. Реализован проект по работе с семьями, имеющими детей – инвалидов на базе автономной некоммерческой организации высшего профессионального образования «Межрегиональный открытый социальный институт».
Реализация проекта «Защищенное детство»– модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов»способствовала выработке стратегии и тактики взаимодействия семей, имеющих детей-инвалидов и массового образования, а также специального образования, упорядочила работу и придала системе психолого-педагогического сопровождения более организованный характер.
Деятельность проекта была направлена на социально значимое сотрудничество по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению на различных уровнях с государственными структурами Республики Марий Эл и Российской Федерации.
Механизм реализации проекта предполагал организацию работы по просвещению и психолого-медико-социальному сопровождению родителей, имеющих детей-инвалидов, повышению квалификации специалистов служб помощи семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), оснащению специальных образовательных учреждений современным реабилитационным и технологическим оборудованием, методическими пособиями, а также оснащению образовательных учреждений, реализующих данный проект. Проект помог родителям использовать конкретную модель психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья для выработки общей стратегии обучения, воспитания и развития ребенка с ОВЗ с учетом диагностики и систематических наблюдений.
Продолжительность проекта: проект был рассчитан на 18 месяцев: начало проекта – апрель 2011 года (с 28 октября 2011 года осуществлялась грантовая поддержка), окончание проекта – 27 ноября 2012 года.
Мониторинг потребностей родителей, имеющих детей – инвалидов в нашей республике, показал, что данные семьи испытывают необходимость в получении консультативной и методической помощи по вопросам воспитания и обучения детей. Приняв во внимание запросы родителей, специалисты Межрегионального открытого социального института решили на своей базе организовать работу с семьями, имеющими детей с ОВЗ. Были приглашены семейные группы с детьми с нарушениями в развитии, не посещающими дошкольных образовательных учреждений. Таким образом, в 2010 году специалисты Межрегионального открытого социального института осуществляли психолого-педагогическое сопровождение 29 семей, имеющих детей-инвалидов.
Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-педагогическая поддержка и сопровождение семьи.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве одного из приоритетных направлений образования может быть определено как модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов, формирующая социально-психологические условия для успешного обучения и развития ребенка в ситуации образовательного взаимодействия.
На современном этапе понятие
сопровождение увязывается с понятием сохранения позитивного здоровья и пониманием сопровождения как текущей (динамической) оценки адаптированности ребенка в образовательной среде, с одной стороны, и поддержанием его оптимальной адаптации в этой среде – с другой.
Наиболее обобщенной гуманистически ориентированной целью сопровождения является защита прав ребенка на развитие и образование.
Использование технологий дистанционного образования на базе Межрегионального открытого социального института дало возможность взаимодействовать с семьями и обучать родителей, имеющих детей-инвалидов не только из республики Марий Эл, но и из других регионов РФ (с применением удаленного доступа через Internet). Также была внедрена дистанционная программа подготовки родителей-слушателей по психолого-педагогическому и медико-социального сопровождению детей с ОВЗ.
В Межрегиональном открытом социальном институте созданы все условия для создания дистанционного взаимодействия и образования, на сегодняшний день институт широко применяет современные информационные технологии. Не каждый родитель, имеющий ребенка-инвалида, может ежедневно приходить в аудиторию. Здесь уместно применение дистанционной технологии обучения, которую предложил наш институт. Она позволяет родителю-слушателю заниматься по индивидуальному графику, в удобное время и в удобном месте. Преподаватели могут приезжать в семьи и на дом, проводить консультации. Было спланировано расширение сайта дистанционного обучения для родителей-слушателей, наполнив его содержанием по психолого-педагогическому сопровождению семей, имеющих детей-инвалидов.
Главной целью в работе с семейными группами являются психолого-медико-педагогическая поддержка и сопровождение семьи, а также организация ранней коррекции развития ребенка-инвалида.
Задачи:
по отношению к ребенку:
- психолого-педагогическое сопровождение;
- помощь в преодолении трудностей в развитии: компенсирующее обучение умениям и навыкам поведения;
- максимально возможная адаптация ребенка к социальной и образовательной среде;
2) по отношению к родителям:
- психосоциальная помощь (помощь родителям в принятии и понимании нарушения в развитии ребенка, в преодолении беспомощности по отношению к своему ребенку);
- посредничество между семьей и другими службами;
- помощь в дальнейшем устройстве жизни ребенка с целью
выбора образования и условий существования;
- стимулирование самостоятельности и развитие способности в общении.
Работа осуществлялась по
нескольким направлениям.
Диагностическое направление. После которого разрабатывается и уточняется дальнейший образовательный маршрут для каждого ребенка.
Коррекционное направление. Цель этого направления – оказание помощи детям с проблемами в развитии, а также психолого-педагогической помощи их родителям.
Консультативное направление. Консультативная помощь осуществляется посредством системы индивидуальных консультаций.
Просветительское направление. В рамках этого направления проходят семинары, круглые столы, мастер-классы, проводятся лектории для родителей, публикуются сообщения в СМИ (статьи в местных газетах, передачи на местном телевидении), осуществляется выпуск буклетов и брошюр для родителей и педагогов-психологов.
Механизм и поэтапный план реализации проектаРабота в семейных группах проводилась поэтапно.
На подготовительном этапе происходило знакомство педагога-психолога
с родителями ребенка, определение путей продуктивного
взаимодействия.
Знакомство с родителями ребенка начиналось
с педагогического изучения особенностей семьи. Оно проведено в первые две недели посещения ребенком семейной группы.
Формы работы включали беседу и анкетирование, наблюдение за игрой матери и ребенка, диагностику уровня развития ребенка.
Данные формы работы позволили выявить трудности, с которыми родители сталкиваются в процессе воспитания ребенка в семье; выработать правильное отношение к особенностям развития своего ребенка; научиться делать самооценку своих педагогических умений; настроиться на сотрудничество со специалистами.
На этапе обсуждения индивидуального маршрута развития ребенка
проводилось изучение анамнестических сведений о развитии ребенка, результатов его диагностического обследования,
анализировались беседы с родителями и данные анкет; проводилось наблюдение
за игрой родителей с ребенком. Для ребенка с ОВЗ составлялась индивидуальная программа обучения и воспитания. Специалистами Межрегионального открытого социального института были разработаны индивидуальные коррекционно-развивающие программы, которые апробировались в семейных группах. Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» представляет собой систему коррекционно-развивающих упражнений, направленных на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
Основная часть индивидуальной коррекционно-развивающей работы направлена на реализацию программ и включение родителей в образовательный процесс.
На этом этапе у родителей формировалась установка на положительные формы общения и взаимодействия со своим ребенком, активная позиция к его воспитанию в семье; родителей учили приемам адекватного взаимодействия со своим ребенком; у родителей развивали приемы организации групповых игр с несколькими детьми (2 – 3 ребенка).
Применялись следующие формы работы:
Наблюдение за ребенком во время занятий. Эта форма работы с родителями может использоваться в период всего пребывания ребенка в группе.
Кратковременное включение родителей в ход занятия. На этом этапе происходит включение родителей в проведение игр. Педагог-психолог знакомит их с приемами игрового взаимодействия с ребенком, акцентирует внимание на значимости вербальной инструкции.
Партнерское участие родителя в проведении занятия с ребенком. На заключительном этапе вновь планируется проведение беседы и анкетирования, наблюдение за взаимодействием родителей и ребенка, диагностика уровня развития ребенка.
В результате посещения коррекционно-развивающих занятий ребенок получает опыт общения с другими детьми, овладевает навыками сенсомоторной и игровой деятельности, обогащает пассивный и активный словарный запас.
Родители начинают больше внимания уделять вопросам воспитания, развития и обучения ребенка, повышается уровень их психолого-педагогической компетентности, возрастает интерес и желание общаться со специалистами, стремление получать индивидуальные консультации.
Механизм реализации проекта предполагал добавление рубрики«Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» на сайт «Дверь в мир». Проект был разработан в апреле 2011 г. творческой группой преподавателей и сотрудников МОСИ: кандидат педагогических наук Шишкина О.В., кандидат педагогических наук Заболотских О.П., Сафина Т.А., Хухарев Е.Н., кандидат педагогических наук Игумнова Г.В., кандидат медицинских наук Царегородцева С.А., Калмыкова О.В., Губин М.В.
Для реализации проекта Межрегиональный открытый социальный институт предоставил:
- свои площади для обучения людей с ОВЗ (3000 кв.м.) (www.mosi.ru);
- существующие и работающие технологии дистанционного обучения;
- профессорско-преподавательский состав (59 кандидатов наук, 10 докторов наук);
- купленный домен, открытый сайт (www.doorinworld.ru), оборудованное место для работы консультантов на сайте;
- финансовые ресурсы для оборудования специальных аудиторий, для создания пандуса.
Эффективность проекта оценивалась положительной динамикой решения социальных проблем семей, имеющих детей-инвалидов в Республике Марий Эл и России, увеличением числа обучающихся родителей-слушателей, вовлечением студенческой молодежи в социальное партнерство и волонтерство, организацией массовых мероприятий с привлечением людей с ОВЗ.
Проект «Защищенное детство»– модель психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов поддержали Министерство социальной защиты населения и труда Республики Марий Эл; Министерство образования Республики Марий Эл и науки; Министерство здравоохранения Республики Марий Эл; Центр патологии речи и нейрореабилитации; Государственное учреждение Республики Марий Эл «Республиканский центр социально-психологической помощи населению»;Государственное учреждение Республики Марий Эл «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Журавушка»; Государственное общеобразовательное учреждение Республики Марий Эл «Бауманский лицей»; Общество с ограниченной ответственностью «Нолидж»; Рекламно-информационные услуги (Рен ТВ) – «Регион-12».
Реализация проекта проходила в 6 этапов:
I. Обзорно-аналитический этап. Анализ существующей проблемы психолого-педагогического сопровождения семей, имеющих детей-инвалидов. Ознакомление профессорско-преподавательского состава и трудового коллектива вуза, а также студентов и аспирантов с концепцией проекта (апрель 2011 г.).
II. Координационный этап, общая продолжительность 2 недели (1-16 июня 2011 г.). На этом этапе происходит отбор студентов и сотрудников МОСИ для работы по организации социального партнерства. Руководители проекта ставят целью привлечения социальных институтов г. Йошкар-Олы и РМЭ, имеющих опыт работы по психолого-педагогическому и медико-социальному сопровождению детей с ОВЗ.
Ответственной за отбор студентов, преподавателей и формирование групп является куратор проекта, зав. кафедрой психологии и педагогики О.В.Шишкина.
III. Методический этап, общая продолжительность 2 недели (25 сентября – 9 октября 2011 г.). На этом этапе проводится обсуждение проекта рабочей группой, утверждается календарный план мероприятий. На данном этапе создается материально-техническая база проекта, разрабатывается бизнес-план, проводится семинар для преподавателей по вопросу адаптирования лекционных материалов и практических работ для людей с ОВЗ.
IV. Организационный этап, общая продолжительность 1 месяц (октябрь 2011 года). Данный этап включает два основных события: совершенствование сайта и маркетинг проекта. На этом этапе создается макет базы данных, заполнение которой будет проходить на следующем этапе. Данный этап направлен на организацию социального партнерства и заключение соглашений по сотрудничеству.
V. Практическая реализация проекта, продолжительность 12 месяцев (ноябрь 2011 г. – ноябрь 2012 года). Основные мероприятия данного этапа – это:
1) реализация Программы «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии» направленная на комплексное решение проблем семей с детьми-инвалидами, обеспечение их полноценной жизнедеятельности и интеграции с обществом.
2) обслуживание сайта, разработка образовательных профессиональных программ для родителей-слушателей, имеющих детей с ОВЗ,
3) оснащение помещений специальным оборудованием, пандусами;
4) оснащение родителей специальными техническими и др. устройствами для занятий по развитию детей (по экотерапии, сенсорному и двигательному развитию);
5) реализация занятий и консультаций с детьми и их родителями.
В результате выполнения работ по данному этапу были решены следующие задачи:
1. Приобретена продукция «ИМАТОН», которая соответствует «Положению о стандартизации психологического инструментария». Использование методик в кабинетной комплектации повышает престиж и качество работы практического психолога.
2. Разработана и реализована Программа «Повышение профессиональной родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии».
3. Разработаны и проведены краткосрочные курсы для семей, имеющих детей – инвалидов по иппотерапии.
4. Проведен набор и обучение семей, имеющих детей с ОВЗ (с 1 ноября 2011 г.).