Скачать 484.3 Kb.
|
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ для воспитанников, обучающихся с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) _______________общеобразовательная школа № 10________________ Утверждаю Согласовано Рассмотрено на Директор школы ЗДНМР заседании МО ____Л.Ф. Чаленко ____О.В. Девяткина протокол _____ ___Н.И.Бандуркина «__»________2011г «__»_________2011г «___» ________2011г Комплексная программа психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недоразвитием интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы. Возраст детей 7 – 14 лет Срок реализации 5 лет Автор программы: Е.В. Шульгина, педагог-психолог г. Краснокаменск, 2010 г. Информационная карта образовательной программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и детей с недостатками интеллекта в условиях специальной коррекционной общеобразовательной школы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Специальная коррекционная общеобразовательная школа №10 города Краснокаменска Забайкальского края была организована в 2011 году в результате слияния двух коррекционных школ, реализующих программы VII и VIII вида, которые существовали в районе на протяжении 20 лет. Цель данного слияния предполагала совершенствование существующей системы специального образования в районе и развитие новых интегрированных форм обучения и воспитания детей с проблемами в развитии. В настоящее время, в школе обучается 80 детей с диагнозом - умственная отсталость и 220 детей с задержкой психического развития, 35 детей со сложной структурой дефекта. Проектирование комплексной программы медико-психолого-педагогического сопровождения (Приложение №1) в условиях СКОШ №10 является актуальной задачей для развития данного учреждения. Программа имеет педагогическую направленность, предназначена для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психического развития и недостатками интеллекта. Общество изменяется, изменяется и система образования. Данные изменения нашли свое отражение в следующих нормативно – правовых документах: Конституции Российско Федерации, Конвенции о правах ребенка, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности. В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же фактор развития, как политическая и экономическая стабильность … и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные и национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории, именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневно жизни». В настоящее время в России более 1,5 млн. (4,5% от общего числа детей) детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) 359 тыс. обучается в дошкольных учреждениях компенсирующего вида; 277 тыс. в специальных образовательных учреждениях; 216 тыс. – в общеобразовательных учреждениях; 34 тыс. обучается на дому; и лишь 2% интегрированы в общеобразовательную среду. Дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. По классификации, предложенной В. А. Лапшиным и Б. П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
В зависимости от характера нарушения одни дефекты могут полностью преодолеваться в процессе развития, обучения и воспитания ребенка, (например, у детей третьей и шестой групп), другие лишь сглаживаться, а некоторые только компенсироваться. Одной из ведущих современных тенденций в образовании России, является рост доли детей с комплексными нарушениями, нуждающихся в создании максимально развернутой системы специальных условий обучения и воспитания. Вместе с тем, наряду с "утяжелением" состава школьников с ОВЗ обнаруживается и противоположная тенденция. Масштабное практическое применение научных достижений в сфере медицины, техники, цифровых технологий, специальной психологии и коррекционной педагогики приводит к тому, что часть детей с ОВЗ к семи годам достигают близкого к норме уровня психического развития, что ранее наблюдалось в единичных случаях, а потому считалось исключительным. Часть детей после коррекции всеми специалистами СКОШ № 10 переходит из специального образовательного пространства в общеобразовательное. На фоне перемещения детей с ОВЗ в массовую школу, в специальной растет доля детей со сложной структурой нарушения развития, которые особенно нуждаются в получении специальной психолого-педагогической помощи, например, дети с нарушением интеллекта. Данная программа оформлена в соответствии с письмом Министерства образовании и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам образования детей», с учетом требований Положения о порядке оформления программ образования детей в образовательных учреждениях Забайкальского края. Развитие ребенка, имеющего диагноз, идет по особому пути, отражающему влияние неблагоприятных социально-психологических факторов, когда они накладываются на раннее поражение центральной нервной системы и на процесс развития в целом (физический рост, созревание центральной нервной системы, формирование психики, социально-бытовых понятий и т.д.). Согласно «Словарю русского языка» сопровождать— значит следовать рядом, вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатого. То есть, под психолого-педагогическим сопровождением ребенка с ограниченными возможностями можно подразумевать движение вместе с изменяющейся личностью ребенка, рядом с ней, своевременное указание возможных путей оптимального развития, при необходимости — помощь и поддержка. Целью медико-психолого-педагогического сопровождения специальной (коррекционной) школы является создание системы медицинских, социальных, психологических и педагогических условий, способствующих успешной интеграции, адаптации, реабилитации и личностному росту детей в социуме (школе, в семье, медицинском учреждении и т.п.). Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию поддержки всех участников образовательного процесса и помощь ребёнку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны всех узких специалистов ОУ. Медико – социально – психологическое сопровождение в специальной (коррекционной) школе - динамический процесс, целостная деятельность всех субъектов образования, куда включены взаимосвязанные компоненты: • систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса ребёнка, динамики его психического развития в процессе обучения; • создание социально-психологических условий для личности каждого ребёнка, успешности его обучения (базовый образовательный компонент); • создание специальных социально-психологических условий для сопровождения и помощи в развитии детям с ОВЗ (в рамках специального образовательного компонента), • создание специальных медицинских условий для сопровождения и развития детей с ОВЗ. К основным направлениям деятельности специалистов СКОШ относятся: - диагностическая деятельность; - консультативная деятельность; - коррекционно-развивающая работа; - экспертная работа; - организационно-методическая деятельность; - просветительская работа; - психопрофилактика. При зачислении ребенка в специальную (коррекционную) школу специалисты подробно изучают данные его анамнеза и особенностей раннего развития. В течение первых двух, а иногда и трех месяцев обучения сопровождают процесс адаптации вновь прибывших детей. Нашим ученикам особенно трудно привыкнуть к новым условиям жизни, к новым требованиям, так как почти у всех страдает эмоционально-волевая сфера. Им трудно сдерживать себя, они теряют цель деятельности, не умеют ее планировать, а зачастую не могут контролировать свои поступки (могут запеть во время урока, хлопать в ладоши или топать, выйти из-за парты, просить покушать). У большинства обучающихся рассеянное внимание, низкая мотивация учения и учителю совместно со специалистами приходится приложить максимум усилий, чтобы организовать ребенка и переключить его с игровой на учебную деятельность. Психологическое обследование помогает максимально индивидуализировать программы обучения каждого ребенка, сделать наглядным успехи детей и четко отразить результаты усилий педагогов. Целью каждого образовательного этапа является переход от достигнутого ребенком успеха к тому, что еще предстоит ему освоить. В начальной школе психолого-педагогическое обследование по оценке содержания актуального опыта ребенка состоит из трех этапов, так как динамика развития детей с ОВЗ разворачивается очень медленно. Исследуются когнитивные, хозяйственно-бытовые и социальные действия. Результаты обследования представляются в виде психологического профиля развития ребенка, где видна динамика его психологического развития. С диагностическими данными обучающихся 1-4 классов знакомятся все участники образовательного процесса для координации совместных усилий. Как показала практика обеспечение индивидуального подхода к обучающемуся с учетом его социального статуса, стало положительной составляющей условий пребывания ребенка в школе и способствует его обучению и развитию индивидуальных способностей в школьной среде, его социальной адаптации. Практическое медико-социально-психолого-педагогическое сопровождение процесса обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время является одним из динамически развивающихся направлений практической психологии. Специалисты МСПП сопровождения специальной (коррекционной) школы находятся в постоянном творческом поиске, и каждый год корректируют направления и составляющие работы с учетом модернизации образования, приблизив их к тем стандартам и социальным ожиданиям, которые заданы обществом. Одной из важнейших задач психолого-педагогической диагностики является отграничение умственной отсталости от сходных с ней состояний. Одна из наиболее распространенных причин неуспеваемости - это неподготовленность детей к школьному обучению, несформированность предпосылок к нему и навыков деятельности. Дети не приучены подчиняться требованиям, не умеют доводить дело до конца, быть внимательными в процессе выполнения задания. Они неусидчивы, нецеленаправленны в работе. Необходимо установить причины неуспеваемости (неумение учиться, пробелы в знаниях, негативное отношение к учению, конфликтные ситуации в школе, в семье и т. д.) и устранить их, развивая потенциальные возможности ребенка. Наиболее сложными в диагностическом отношении являются дети с задержкой психического развития (ЗПР), которые тоже оказываются неуспевающими уже в первые годы обучения. В настоящее время эта категория детей глубоко и всесторонне изучена как с клинической, так и с психолого-педагогической стороны. Актуальность программы в том, что она направлена на создание условий для психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ, культурного самоопределения, творческой самореализации личности каждого ребенка, повышение и рост профессионального мастерства специалистов МСПП службы. Новизна: представленная программа не имеет аналогов. Программа построена на основе качественного анализа процесса обучения детей с ЗПР в специальной коррекционной школе VII и VIII вида в условиях интеграции г. Краснокаменска, их динамики развития (переход из С(к)ОШ в ОУ и наоборот). Цель программы: Обеспечение благоприятных психолого-медико-социально-педагогических условий для успешности максимального личностного и интеллектуального развития детей с ОВЗ в ОУ. Систематическое отслеживание психолого – педагогического статуса ребенка и динамика его развития процессе школьного обучения являются важными компонентами сопровождения учащихся с ОВЗ. Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении следующих задач. Задачи программы:
Отличительной особенностью данной программы является то, что она экспериментальная. В рамках эксперимента апробируются: интегрированная область психотехнических игр и занятий для детей с ОВЗ; соответствие содержания и количества часов, отведенных для реализации программы. Краткая характеристика младшего школьника с ЗПР У детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, как правило, сохраняются стойкие проявления органического инфантилизма, последствием чего становится недостаточная готовность к обучению в школе, отсутствие интереса к учебе, школьная неуспеваемость и дезадаптация. У дезадаптированных к учебной среде детей с ЗПР часто встречается синдром гиперактивности (называемый также гипердинамическим), для которого характерны общее двигательное беспокойство, неусидчивость, обилие лишних движений, импульсивность, повышенная возбудимость. Такие дети плохо подчиняются дисциплинарным требованиям, у них возникают проблемы в общении со сверстниками из-за агрессивного поведения. Все это приводит к выраженной школьной дезадаптации. Известно, что в самом распространенном своем значении школьная адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, режиму жизнедеятельности и т. д. Разрабатывая программу психологического сопровождения детей с ЗПР и детей с недостатками интеллекта, учитывалось то, что адаптация – это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшей социализации в обществе. Именно на таком представлении о сути школьной адаптации была разработана программа для работы с конкретным ребенком и ученическим коллективом. Вместе с тем исследователи подчеркивают, что нарушения у детей с задержкой в развитии имеют парциальный характер и могут поддаваться психолого - педагогической коррекции. Краткая характеристика умственно отсталого школьника Нарушения психической деятельности при умственно отсталости составляют основу дефекта. Клиническая картина психических нарушений при разных формах умственной отсталости неодинакова и зависит от ряда моментов: степени тяжести поражения центральной нервной системы, вредных влияний, действующих на дальнейших этапах развития ребёнка в период активного формирования психических функций (частые заболевания, неблагоприятные условия в семье). Патология психического статуса у этих детей связана с недоразвитием всей познавательной деятельности и особенно мышления. Умственно отсталые дети в большинстве адекватно воспринимают окружающий мир, однако сам процесс восприятия этого мира малоактивен. Пониженная реактивность коры головного мозга приводит к тому, что представления у этих детей обычно нечётки и мало дифференцированы. Б.П. Пузанов, Н.П. Коняева отмечают у олигофренов нарушения волевой сферы. Внешне это выражается в хаотическом поведении, преобладании движений и действий непроизвольного характера. Кроме того, у них нередко наблюдается стойкое проявление негативизма. Слабость воли у многих детей выражается ещё и в том, что они легко подчиняются чужому влиянию, не проявляют настойчивости и инициативы в достижении цели. Их поведение носит импульсивный характер. Одним из видов волевой сферы является внимание, состояние которого влияет на развитие детей, приобретение ими знаний. Непроизвольное внимание, в основу которого лежит врождённый ориентировочный рефлекс «что такое?» (по И.П. Павлову), наблюдается у большинства умственно отсталых детей. Произвольное же внимание у большинства из них отличается неустойчивостью - дети легко отвлекаются на любой посторонний раздражитель. Им трудно сосредоточить внимание на каком- то определённом предмете, что очень осложняет их обучение. В процессе обучения и воспитания внимание становится более устойчивым, расширяется его объём. Неоднородность состава учащихся с отклонениями в умственном развитии, наличие в нем как умственно отсталых, так и детей с задержкой психического развития, ставит задачу отграничения их друг от друга. Эта проблема определяется не только важностью диагностики и коррекции недостатков психического развития школьников, но и необходимостью реализации их потенциальных возможностей к приобретению знаний. Круг важнейших вопросов, подлежащих выяснению, может быть ограничен определением актуального уровня развития, потенциальных возможностей учащихся к приобретению знаний, специфичностью их познавательной сферы. Таким образом, в школе обучаются и воспитываются две категории детей: имеющие недостатки интеллекта и дети с задержкой психического развития. Для успешного интегрированного образования этих двух категорий детей требуется комплексная система медико-социально –психологического сопровождения. Программа психологического сопровождения детей на начальном этапе обучения в специальной коррекционной школе представляет собой целенаправленную, систематическую взаимную деятельность педагога, педагога-психолога, социального педагога, медицинского работника, детей, родителей и состоит из следующих блоков:
Условия реализации программы:
Практическая значимость: Программа может использоваться в специальных коррекционных школах, школах-интернатах, детских домах, социальных, реабилитационных центрах, носит рекомендательный характер для родителей, методический – для работников ОУ. Методологическая основа: Качественный (Н.И. Сахаров, А.Р Шевченко, Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), генетический (Л.С.Выготский, Ж.Пиаже), возрастной (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, Л.И.Божович, А.В.Запорожец, Ж.Пиаже), культурно-исторический (Л.С.Выготский), личностный (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Л.И.Божович, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец) и деятельностный (А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, В.В.Давыдов) подходы. Этапы реализации программы: 1. Подготовительный (август 2011 – ноябрь 2011) Подготовительный этап программы предполагает обновление нормативно-правовой базы школы по направлению «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ»; обновление материально-технической базы; оформление информационных, правовых уголков; обучение молодых специалистов. Главными составляющими являются психолого-педагогические, социально-педагогические и медицинские обследования участников образовательного процесса на предмет изучения уровня актуального развития, медицинского и психологического статуса ребенка, ведущих мотивов деятельности, взаимоотношений с окружающими в процессе интегрированного обучения, разработка критериев для формирования классов интегрированного обучения. Первичный диагностический срез психолога на данном этапе проводится с целью выявления психолого - педагогического статуса. Результаты диагностик обобщаются специалистами за «круглым столом», в соответствии с чем осуществляется планирование работы по сопровождению детей данной категории. 2. Практический (декабрь 2011 – февраль 2016) Практический этап реализации программы включает работу психолога по составленным планам индивидуальной траектории развития ребенка; активное взаимодействие школы с представителями общественности (родителями), расширение социальных связей школы; обмен опытом по данной проблеме между специалистами. Повышение компетентности педагогических кадров осуществляется через семинары-практикумы; дискуссии, деловые игры. Осуществление коррекционной работы педагогов с детьми с ОВЗ, основанной на составленных индивидуальных программ развития. Второй диагностический срез психолога с целью корректировки образовательного маршрута. 3.Заключительный (март - август 2016) Завершение непосредственной коррекционной работы на начальном этапе обучения. Отслеживание динамики в уровне развития детей специалистами. Психодиагностическое обследование детей и родителей. Определение эффективности программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. Определение приоритетных направлений дальнейшей работы. Срок реализации программы – 5 лет (2011-2016г.) Программа рассчитана на детей от 7 до 14 лет. Продолжительность практических занятий: 25-30 мин Наполняемость групп не менее 5 человек. Наполняемость учебных групп и продолжительность учебных занятий выдержана в пределах требований СанПиН и информационного письма Департамента молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ от 19.10.06 № 06-1616 «О методических рекомендациях». Прогнозируемые результаты: 1. Рост показателей в индивидуальном развитии учащихся с ОВЗ. 2. Толерантное отношение всех участников образовательного процесса к детям с ОВЗ. 3. Устойчивость эмоционально-волевой сферы школьников. 4. Физиологическое и психологическое благополучие участников образовательного процесса. 5. Сформированность общей просветительской культуры родителей и учащихся по отношению к детям с ОВЗ. 6. Функционирование профилактической службы школы, способной оказать своевременную психолого-педагогическую помощь и поддерживать стабильно высокие показатели проведенной работы. Способы отслеживания результатов: 1. Показатели психодиагностических, педагогических, социологических и медицинских обследований. 2. Активность родителей в классных, школьных мероприятиях. 3. Участие детей в классных, школьных, районных конкурсах (творческих, спортивных). 4. Анализ занятости детей во внеурочное время, трудового воспитания. 5. Социальные опросы участников образовательного процесса на предмет изучения уровня удовлетворенности содержанием и организацией психологического сопровождения. Форма подведения итогов реализации программы: Педагогический совет с участием родителей детей с ОВЗ «Итоги реализации программы психолого-медико-социально-педагогического сопровождения детей с задержкой психологического развития в условия школы VII и VIII вида». Перечень и содержание программных мероприятий
|
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и... | Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных... | ||
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально... | Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В. В. Воронковой (раздел «Социально... | ||
В мадоу «Детский сад №16 комбинированного вида» функционируют группы для детей с особыми возможностями здоровья | Зпр и подготовку рекомендаций по оказанию им психологомедикопедагогической помощи; 29 | ||
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... | Особенности психического и личностного развития дошкольников с общим недоразвитием речи | ||
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |