Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс»


НазваниеПрограмма психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс»
страница1/16
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Программа

психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов


«Первый раз в пятый класс»

Оглавление







Пояснительная записка



Цели и задачи программы



Структура программы и основные направления работы



Формы и методы работы



Содержание деятельности педгога-психолога



Механизм реализации



Планируемые результаты



Критерии эффективности реализации программы



Оценка результативности



Ресурсы, необходимые для реализации программы




Список литературы


  1. Пояснительная записка



Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации федеральных государственных образовательных стандартов в условиях общеобразовательной организации направлена на создание условий для успешной адаптации обучающихся при переходе из начальной школы в основную.

Основным понятием, характеризующим цели современного российского образования, является «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития обучающихся, результатом которого является обретение ими культурно значимых качеств, способностей и возможностей.

Развитие личности обучающегося, а также создание условий для его самоопределения и социализации, становится одной из наиболее приоритетных задач воспитательной системы образовательной организации.

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) предъявляет новые требования не только к результатам образования, но и к условиям его организации.

Особое внимание уделяется, в том числе, формированию личностных ориентиров и норм поведения обучающихся. Интегративным результатом требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы является создание комфортной развивающей образовательной среды, гарантирующей охрану и укрепление физического, психического и социального здоровья обучающихся. Кроме этого, должны быть достигнуты положительные результаты в динамике развития личности школьника.

В связи с этим становится актуальным вопрос о выборе психодиагностических методик для определения индивидуально-психологических особенностей развития обучающихся; выборе методов и форм работы с ними, способствующих формированию универсальных учебных действий (далее – УУД).

Понятие «универсальные учебные действия» дано в концепции развития УУД, разработанной на основе системно-деятельностного подхода (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, А Г. Асмолов) группой авторов: А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Н.Г. Салминой и С.В. Молчановым под руководством А.Г. Асмолова.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» понимается как умение учиться, то есть способность субъекта образования к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного освоения нового социального опыта. В более узком, собственно психологическом, значении данный термин можно определить, как совокупность способов действия обучающегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Универсальность УУД проявляется в следующем: они носят надпредметный и метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, а также и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех уровней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции той или иной деятельности обучающегося независимо от ее специального предметного содержания.


Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Познавательные УУД включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения каких-либо проблем.

Регулятивные УУД обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности. К ним относятся, в том числе, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Развитие системы УУД в составе личностных, регулятивных и коммуникативных действий, определяющих развитие психологических способностей личности, осуществляется в рамках нормативно-возрастного развития личностной и познавательной сфер обучающегося.

Переход выпускников начальной школы на новый уровень образования совпадает с началом переходного возраста, поэтому многие психологические проблемы обусловлены, в том числе, возрастными особенностями младших подростков. В этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении.

Пятый класс для выпускника начальной школы – это новый социальный опыт, новая социальная среда, в которой ему нужно быстро адаптироваться и, по возможности, максимально реализовать свои ожидания, интересы, потребности, проявить свои способности. Тем не менее, не каждый ребенок способен быстро адаптироваться к новым для него условиям, принять предъявляемые к нему требования. Адаптация пятиклассников может протекать по-разному и ее период у каждого ученика имеет свою продолжительность.

Трудности в адаптации, с которыми сталкиваются пятиклассники, проявляются, как правило, в повышенной конфликтности, агрессивности, отчужденности во взаимоотношениях с окружающими людьми, в транслировании негативных, асоциальных форм поведения, внутриличностных конфликтах, в обострении психосоматических заболеваний, и могут стать, в свою очередь, причиной возникающих внутренних противоречий у самих обучающихся, связанных с их личностным развитием, в том числе и интеллектуальным, а также в снижения успеваемости, познавательной активности и школьной мотивации.

При условии длительного и сложного протекания процесса адаптации к основной школе, можно говорить о школьной дезадаптации, которую М.М. Безруких определяет как своеобразный «школьный стресс», то есть «такое нарушение психического состояния, которое выбивает учеников из нормальной жизни, приводит к резкому ухудшению состояния здоровья и не позволяет ребенку успешно справиться с учебной нагрузкой»

Таким образом, дезадаптация проявляется в несоответствии возможностей ребенка школьным требованиям, что, в свою очередь, может привести к формированию неадекватного восприятия действительности и отношения к окружающим, возникновению внутреннего психологического конфликта, снижению учебной мотивации и познавательной активности, формированию пассивной жизненной позиции и конфликтных отношений с учителями и сверстниками.

Способность осознавать и конструктивно выражать свои эмоции, конструктивно разрешать конфликтные ситуации, способность к рефлексии, толерантность являются важными компонентами успешной адаптации обучающихся к пятому классу и основной школе в целом.

В связи с этим, одним из направлений работы педагога-психолога образовательной организации является создание условий для успешной адаптации обучающихся к условиям основной школы (профилактика дезадаптации), в сопровождении личности на пути к успешной социализации через выявление актуальных психологических проблем и помощи в их разрешении, поддержку социально значимых выборов личности, помощь личности в самореализации в ситуации специфического группового контекста классного коллектива, а также формирование у учащихся пятых классов личностного, регулятивного и коммуникативного компонентов УУД.

Данная программа разработана в рамках основной общеобразовательной программы и является вариативной частью программы психолого-педагогического сопровождения детей и подростков в условиях реализации программы «Школа здоровья и развития», реализуемой на базе муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №26» города Воркуты.

Целевой аудиторией программы являются учащиеся 5-х классов.

Предлагаемая программа учитывает содержание уже существующих программ по данной проблеме («Счастливый подросток» О.Хухлаевой, Т. Кирилиной и О. Федоровой, «Фарватер» Е.В.Емельяновой, «В первый раз в пятый класс» Л.В. Назаровой), но имеет свои особенности в структуре построения занятий, а также содержании.

Новизна программы заключается, прежде всего, в комплексном подходе к решению поставленных задач: работа с обучающимися, их родителями и педагогами.

В данной программе используются такие формы работы, как: групповая и индивидуальная; аудиторная и внеаудиторная; свободная и структурная.

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов в период реализации ФГОС в условиях общеобразовательной организации является личностно-ориентированной.

Основным направлением данной программы является развитие личностных, коммуникативных и регулятивных УУД как основы успешной адаптации к пятому классу, а затем социально-экономическим условиям жизни; раскрытие и развитие индивидуально-психологических особенностей и способностей детей и подростков. В основу данной программы заложен гуманистический подход и клиент-центрированный подход К. Роджерса.

Гуманистический подход основан, прежде всего, на понимании подростков, их нужд и потребностей, на знании закономерностей их роста и развития, а также, что на том, что любая личность содержит ресурсы для развития и что для развития необходимо принятие личности.

Гуманистическая психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в качестве метода решения этой проблемы.

В центре внимания данного подхода – уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях.

В основу программы заложены следующие гуманистические принципы:         

  • принцип адекватности возрасту

  • принцип личностного подхода

  • принцип опоры на интерес

  • принцип ориентации на достижение успеха

  • принцип доступности

  • принцип интерактивного обучения

  • принцип последовательности

  • принцип единства чувств и знаний

  • принцип обратной связи


К. Роджерс предлагает недирективный подход в работе. Согласно клиент-центрированному подходу К. Роджерса, индивид взаимодействует с реальностью, руководствуясь врожденной тенденцией организма к развитию своих возможностей, обеспечивающих его усложнение и сохранение. Человек обладает достаточно высоким уровнем компетентности, необходимым для решения возникающих перед ним проблем и направлять свое поведение должным образом. Но эта способность может развиваться только в контексте социальных ценностей, в котором человек получает возможность устанавливать положительные связи.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Похожие:

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconО психолого-медико-педагогическом консилиуме
Положение регулирует деятельность психолого-медико-педагогического консилиума (далее пмпк), который является одной из форм взаимодействия...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconСтруктурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconГодовой план работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconОрганизация деятельности службы психолого-педагогического, медицинского...
Псковской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «призма»

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconМосковский государственный психолого-педагогический университет
Сборник тестов предназначены руководителям и специалистам психолого-медико-педагогических комиссий, специалистам суву открытого и...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconВозможностями здоровья специальная (коррекционная)
Целью пмпк является обеспечение психолого- педагогического сопровождения учащихся школы с отклонениями в умственном развитии, исходя...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» icon«Технология психолого-педагогического сопровождения учащихся с проявлением...
Начиная с этого времени, в исследованиях человеческой психики прочно обосновался эксперимент, что и итоге и способствовало превращению...

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconПрограмма учебной практики специальность 050400 «Психолого-педагогическое образование»
Программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры психолого-педагогического образования

Программа психолого-педагогического сопровождения учащихся 5-х классов «Первый раз в пятый класс» iconПояснительная записка Программа коррекционной работы в старшей и...
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru