Скачать 0.71 Mb.
|
«Эффективные технологии психолого - педагогического сопровождения социально - эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ» (Из опыта работы МДОУ «ДСКВ» № 68 г.Братск Иркутская область) 1.Технология построения системы индивидуального сопровождения в условиях ДОУ Что означает термин «сопровождение»? В словаре русского языка мы прочтем следующее: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем–либо в качестве спутника или провожатого. Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии в ДОУ мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» различных специалистов, направленную на создание социально-психологических условий для успешного всестороннего развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, с учетом его актуальных и потенциальных возможностей в конкретной социальной среде. Проанализировав психолого-педагогическую литературу и научные исследования в данной области, мы выработали основные положения, на которых строится вся система сопровождения детей группы «риска» в дошкольном учреждении. Принципы системы индивидуального сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении
Требования к педагогу - сопровождающему Немаловажным условием, определяющим эффективность сопровождения, является педагог, осуществляющий его. Это определило основные требования к его личности , которые вошли в портрет идеального педагога.
В этический кодекс сопровождающего мы включили правила, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога, реализующего на практике идеи педагогической поддержки:
Родители «профессия» педагогическая, их влияние на становление личности ребенка – бесспорное, поэтому мы определили требования к «портрету идеального родителя»
Этапы индивидуального сопровождения в условиях ДОУ Созданная нами система характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка группы «риска» в образовательном пространстве ДОУ Первый этап - диагностический - сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения. Второй этап – поисковый - выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов, составление индивидуального коррекционно - развивающего маршрута для каждого проблемного воспитанника. Третий этап - деятельностный - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения. Четвертый этап – рефлексивный - анализ выполненных результатов работы. (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка. СТРАТЕГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В ДОУ (Адаптированный вариант Битяновой) Диагностический минимум Группа «благополучных» дошкольников Дошкольники группа «риска» Проверка запроса на обоснованность Сбор экспертной информации о дошкольнике Жалоба педагога, родителей или детей Работа с «автором» запроса Изучение особенностей личности Выявление зоны и содержания внутреннего конфликта Дифференциация нормы и патологии умственного развития ребенка Выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы «Сборка» статуса разработка стратегии сопровождения ребенка. Социально-диспетчерская деятельность Профессионально-аналитическая работа Определение детей с ЗПР и ОНР в специализированные группы Системная и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком Консультирование педагогов и администраци Консультирование родителей ПМПК I этап. II этап. III этап. Постановка проблемы Уточнение проблемы Решение проблемы Распределение обязанностей между участниками системы сопровождения в дошкольном учреждении Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: осуществляет перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности. Педагог-психолог осуществляет необходимое психологическое сопровождение эксперимента. Готовит диагностический инструментарий; проводит диагностическое обследование детей группы «риска»; консультирует педагогов и родителей по вопросам взаимодействия с разными категориями детей; проводит коррекционно-индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по выявленным проблема; оказывает помощь педагогам в разработке парциальных коррекционно-развивающих программ. Педагог (узкий специалист): разрабатывает парциальные коррекционно-развивающие программы в соответствии со своим видом деятельности; участвует в составлении индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для детей. Проводит подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми группы «риска» Воспитатель: участвует в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов; планирует и проводит психо-коррекционные техники в режиме дня с подгруппой детей и индивидуально в соответствии с выявленными проблемами; осуществляет реализацию здоровьесберегающего режима дня; осуществляет взаимодействие с родителями в рамках эксперимента. Врач-педиатр: осуществляет анализ анамнеза и катамнеза детей группы «риска», разрабатывает рекомендации по оздоровлению часто болеющих детей; осуществляет социально - диспетчерскую деятельность (направляет детей на консультацию к специалистам и следит за выполнением их назначений); контролирует соблюдение психогигиенического режима. 2 Алгоритм диагностического сопровождения ребенка группы «Риска» Основой системы сопровождения является диагностика. Её качество и своевременность во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы ребенком. Поэтому мы определили требования к её организации: • Диагностика должна быть ранней, т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении. Это обеспечит не только коррекцию, но и профилактику возможных трудностей в развитии ребенка; • Диагностика должна быть комплексной, т. е. обеспечивать информацию обо всех особенностях развития ребенка; • Диагностика должна быть динамической, т. е отмечать продвижение ребенка, степень успешности проводимой с ним коррекционной работы. Исходя из этого нами создан банк диагностических методик, включающий в себя следующие блоки: • Первичная диагностика - выявление наличия и характера имеющихся у ребенка проблем; • Углубленная диагностика – выявления причин, вызвавших проблему, определение коррекционно – развивающего маршрута. • «Семья и дети» - выявление характера внутрисемейных взаимоотношений и их влияния на особенности развития ребенка. Подобный подход определяет направленность диагностики не на выявление «отрицательных» характеристик ребенка, а на позитивное изучение его возможностей в их решении. Ответственные за сбор информации
|
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения | Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста | ||
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели» | |||
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного... | Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум | ||
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и... | В нём функционирует 6 групп для детей старшего дошкольного возраста, две из них для детей с задержкой психического развития (зпр),... | ||
Образовательная программа – стратегия психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности... | Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |