«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу»


Название«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу»
страница1/8
ТипДокументы
blankidoc.ru > Туризм > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8
«Эффективные технологии психолого - педагогического сопровождения социально - эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве ДОУ»

(Из опыта работы МДОУ «ДСКВ» № 68 г.Братск Иркутская область)
1.Технология построения системы индивидуального сопровождения в условиях ДОУ
Что означает термин «сопровождение»? В словаре русского языка мы прочтем следующее: сопровождать - значит идти, ехать вместе с кем–либо в качестве спутника или провожатого.

Комплексное сопровождение ребенка с проблемами в развитии в ДОУ мы определяем как систему профессиональной деятельности «команды» различных специалистов, направленную на создание социально-психологических условий для успешного всестороннего развития каждого ребенка независимо от уровня его способностей и жизненного опыта, с учетом его актуальных и потенциальных возможностей в конкретной социальной среде.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу и научные исследования в данной области, мы выработали основные положения, на которых строится вся система сопровождения детей группы «риска» в дошкольном учреждении.
Принципы системы индивидуального сопровождения ребенка в дошкольном образовательном учреждении


  • «На стороне ребенка» - каждую проблемную ситуацию необходимо стремится решить с максимальной пользой для ребенка.

  • «Непрерывность сопровождения» - сопровождение ребенка прекратится только тогда, когда проблема будет решена или подход к её решению будет очевиден. Для детей группы «риска» необходимо обеспечить непрерывность процесса их сопровождения на протяжении всего периода решения имеющихся у них проблем.

  • «Мультидисциплинарность сопровождения» - принцип требует согласованной работы «команды» сопровождения, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов.

  • «Независимость и автономность каждого специалиста» - каждый специалист независим в выборе коррекционно – развивающих технологий с учетом направленности своей деятельности при соблюдении принципа последовательности и преемственности в работе с ребенком.

  • «Вместе с семьей» - родители первые и единственные воспитатели своего ребенка. Педагоги - их помощники. Поэтому работа с семьей строится таким образом, что родители являются полноправными участниками образовательного процесса с одной стороны, и объектами сопровождения, с другой.


Требования к педагогу - сопровождающему

Немаловажным условием, определяющим эффективность сопровождения, является педагог, осуществляющий его.

Это определило основные требования к его личности , которые вошли в

портрет идеального педагога.

  • Любит детей, в каждом ребенке видеть ценность, самобытность.

  • Стимулирует достижения детей. Умеет учить и учиться у детей.

  • Инициативен в повышении профессионального мастерства,

  • ориентирован на достижения науки и общечеловеческие ценности.

  • Соблюдает этический кодекс сопровождающего.

  • Свободен в профессиональном творчестве.

  • Результативен и конкурентоспособен в профессиональном труде.

  • Обладает способностью к рефлексии своей педагогической деятельности.

  • Обладает гражданско-правовой культурой.

  • Понимает, и реализует интересы, потребности родителей в воспитании и развитии детей.

В этический кодекс сопровождающего мы включили правила, которые должны быть заложены в профессиональной позиции педагога, реализующего на практике идеи педагогической поддержки:


  • Люби и принимай ребенка таким, каков он есть;

  • Помни, ребенок не средство достижения педагогических целей;

  • Информация о проблемах ребенка не всеобщее достояние, соблюдай конфидициальность.

  • Верь в каждого ребенка, понимай его интересы, ожидания, устремления;

  • Признай право ребенка на свободу поступка, выбора, самовыражения, собственное волеизъявление (право на «хочу» и не хочу»);

  • Стой на защите прав и человеческого достоинства ребенка;

  • Проявляй сопереживание, милосердие, умей прощать;

  • Умей быть товарищем для ребенка, будь на его стороне, выступай в роли его защитника, ничего не требуя взамен;

  • Придерживайся принципа безоценочности: «Не суди, да не судим будешь»;

  • Не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно только результаты действий;

  • Будь готов к постоянному профессиональному росту, самоанализу, самоконтролю и способности изменить свою позицию и самооценку;

Родители «профессия» педагогическая, их влияние на становление личности ребенка – бесспорное, поэтому мы определили требования к «портрету идеального родителя»


  • Принимает ребенка таким, как он есть.

  • Знает права ребенка, реализует их и выполняет свои обязанности по отношению к нему.

  • Интересуется возрастными особенностями физического и психического развития ребенка.

  • Создает условия и принимает участие в воспитании и развитии ребенка.

  • Инициативен в установлении взаимодействия с педагогами МОУ, поиске преемственных связей, в способах влияния на ребенка.

  • Знает интересы, потребности, возможности ребенка, согласует в соответствии с этим свое общение с ним.

  • Активно участвует в жизни детского сада и развитии ребенка.

  • Является носителем общечеловеческих ценностей социального мира.

Этапы индивидуального сопровождения в условиях ДОУ
Созданная нами система характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка группы «риска» в образовательном пространстве ДОУ

Первый этап - диагностический - сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.

Второй этап – поисковый - выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов, составление индивидуального коррекционно - развивающего маршрута для каждого проблемного воспитанника.

Третий этап - деятельностный - решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.

Четвертый этап – рефлексивный - анализ выполненных результатов работы. (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка.

СТРАТЕГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ В ДОУ

(Адаптированный вариант Битяновой)
Диагностический минимум

Группа «благополучных» дошкольников

Дошкольники группа «риска»

Проверка запроса на обоснованность

Сбор экспертной информации о дошкольнике

Жалоба педагога, родителей или детей

Работа с «автором» запроса

Изучение особенностей личности

Выявление зоны и содержания внутреннего конфликта

Дифференциация нормы и патологии умственного развития ребенка

Выдвижение гипотезы относительно причин и характера проблемы

«Сборка»

статуса

разработка стратегии сопровождения

ребенка.

Социально-диспетчерская деятельность

Профессионально-аналитическая работа

Определение детей с ЗПР и ОНР в специализированные группы

Системная и индивидуальная коррекционно-развивающая работа с ребенком

Консультирование педагогов и администраци

Консультирование родителей

ПМПК

I этап. II этап. III этап.

Постановка проблемы Уточнение проблемы Решение проблемы

Распределение обязанностей между участниками системы сопровождения в дошкольном учреждении
Представитель администрации — руководитель службы сопровождения: осуществляет перспективное планирование деятельности службы, координация деятельности и взаимодействия специалистов, контроль за организацией работы, анализ эффективности.

Педагог-психолог осуществляет необходимое психологическое сопровождение эксперимента. Готовит диагностический инструментарий; проводит диагностическое обследование детей группы «риска»; консультирует педагогов и родителей по вопросам взаимодействия с разными категориями детей; проводит коррекционно-индивидуальные и подгрупповые занятия с детьми по выявленным проблема; оказывает помощь педагогам в разработке парциальных коррекционно-развивающих программ.

Педагог (узкий специалист): разрабатывает парциальные коррекционно-развивающие программы в соответствии со своим видом деятельности; участвует в составлении индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов для детей. Проводит подгрупповые коррекционно-развивающие занятия с детьми группы «риска»

Воспитатель: участвует в разработке индивидуальных коррекционно-развивающих маршрутов; планирует и проводит психо-коррекционные техники в режиме дня с подгруппой детей и индивидуально в соответствии с выявленными проблемами; осуществляет реализацию здоровьесберегающего режима дня; осуществляет взаимодействие с родителями в рамках эксперимента.

Врач-педиатр: осуществляет анализ анамнеза и катамнеза детей группы «риска», разрабатывает рекомендации по оздоровлению часто болеющих детей; осуществляет социально - диспетчерскую деятельность (направляет детей на консультацию к специалистам и следит за выполнением их назначений); контролирует соблюдение психогигиенического режима.
2 Алгоритм диагностического сопровождения ребенка группы «Риска»
Основой системы сопровождения является диагностика. Её качество и своевременность во многом определяют возможности и результативность коррекционной работы ребенком. Поэтому мы определили требования к её организации:

• Диагностика должна быть ранней, т. е. начинаться с первого дня пребывания ребенка в учреждении. Это обеспечит не только коррекцию, но и профилактику возможных трудностей в развитии ребенка;

• Диагностика должна быть комплексной, т. е. обеспечивать информацию обо всех особенностях развития ребенка;

• Диагностика должна быть динамической, т. е отмечать продвижение ребенка, степень успешности проводимой с ним коррекционной работы.

Исходя из этого нами создан банк диагностических методик, включающий в себя следующие блоки:

• Первичная диагностика - выявление наличия и характера имеющихся у ребенка проблем;

• Углубленная диагностика – выявления причин, вызвавших проблему, определение коррекционно – развивающего маршрута.

• «Семья и дети» - выявление характера внутрисемейных взаимоотношений и их влияния на особенности развития ребенка.

Подобный подход определяет направленность диагностики не на выявление «отрицательных» характеристик ребенка, а на позитивное изучение его возможностей в их решении.
Ответственные за сбор информации


Медицинские работники

Психолог

Дефектолог

Логопед

Воспитатель

- Биологический анамнез

- Соматический статус;

- Неврологический статус.

- Психические процессы;

-Интеллектуальное развитие;

-Эмоционально-волевая сфера;

- Потенциальные возможности ребенка;

- Мотивация.

- Представления об окружающем;

- Познавательная активность;

-Математические представления;

-Связная речь;

-Обучение грамоте.

-Сенсомоторный уровень;

-Фонетико-фонематические процессы;

-Лексико-грамматические категории;

-Связная речь;

-Семантика.

-Уровень усвоения программных задач

-Оценка личностных особенностей

  1   2   3   4   5   6   7   8

Похожие:

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconКомплексная программа психолого-медико-социально-педагогического...
Личностное развитие ребенка средствами психолого – медико – социально – педагогического сопровождения

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconПрограмма по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного...
Программа по профилактике нарушения в поведении детей старшего дошкольного возраста

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconПредлагаем Вашему вниманию полезную информацию с целью информирования...

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconПрограмма по безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Один дома»
Методическое сопровождение к сюжетно-ролевой игре для детей старшего дошкольного возраста «Спасатели»

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconСтруктурные подразделения службы социально-психолого-педагогического сопровождения
Практическое взаимодействие специалистов подразделений осуществляется через психолого-медико-педагогический консилиум

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconПояснительная записка Программа коррекционной работы в старшей и...
Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи (ффн) и...

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconГодовой план муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада
В нём функционирует 6 групп для детей старшего дошкольного возраста, две из них для детей с задержкой психического развития (зпр),...

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconОбразовательная программа стратегия психолого педагогической поддержки...
Образовательная программа – стратегия психолого – педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности...

«Эффективные технологии психолого педагогического сопровождения социально эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста в образовательном пространстве доу» iconГодовой план работы Муниципального бюджетного образовательного учреждения...
Муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru