| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Программа дисциплины "Северо-Восточная Азия в глобализирующемся мире: экономика, политика, безопасность" для направления 031900.68 "Международные отношения" подготовки магистра
|
1 Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 1 курса направления 031900.68 «Международные отношения», обучающихся по магистерской программе «Международные отношения: азиатские исследования», изучающих дисциплину «"Северо-Восточная Азия в глобализирующемся мире: экономика, политика, безопасность". Программа разработана в соответствии с:
стандарт НИУ ВШЭ;
Образовательной программой 031900.68 «Международные отношения»;
Рабочим учебным планом университета по направлению 031900.68 «Международные отношения» подготовки магистра, утвержденным в 2012 г.
2 Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины "Северо-Восточная Азия в глобализирующемся мире: экономика, политика, безопасность" является систематического изложения теории и практики региональных политических и экономических процессов, истории формирования внешнеполитической среды и проблем взаимодействия стран Восточной Азии, а также возможных путей профилактики конфликтов и обеспечения безопасности в регионе. Лекционный курс предполагает получение студентами знаний о механизме функционирования региональных подсистем международных отношений на Востоке в контексте общих закономерностей международных отношений и всемирно-исторического процесса. Курс призван дать студентам целостное представление об основных факторах и ведущих тенденциях социально-экономического и политического развития основных акторов международных отношений в АТР, показать, какие материальные и политические причины и интересы стоят за эволюцией их внешнеполитического поведения. Полное и всестороннее освещение проблематики курса обеспечивается наличием в Программе трех разделов, из которых первый посвящен истории эволюции восточноазиатских социумов и традициям их взаимоотношений с акцентом на аспектах, характеризующимся определенной преемственностью и не потерявшим своей значимости для современности. Второй раздел дает обзор основных этапов формирования региональной архитектоники международных отношений на базе анализа как долгосрочных мотивов, так и конкретных внешнеполитических замыслов, целей и приоритетов дипломатий стран Северо-Восточной Азии. Проблемный подход нашел свое концентрированное выражение в третьем разделе, где основное внимание уделено наиболее актуальным международным проблемам, факторам «отчуждения» и «сближения» в двусторонних отношениях, интеграционным процессам, а также складывающимся механизмам обеспечения стабильности и безопасности в регионе. Особое внимание уделяется исследованию места и роли России в формирующемся Восточноазиатском сообществе. 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Актуальность курса обусловлена тем, что динамичная трансформация системы международных отношений и перемещение центра мировой геоэкономики и геополитики «из Атлантики в Пасифику» ставят внешнюю политику России перед лицом новых вызовов и задач.
3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: Знать: - природу современных международных отношений в их региональном и культурно-цивилизационном измерении, роль и место различных акторов, и в первую очередь России, в архитектонике международных отношений в СВА;
- знать и понимать изменения, происходящие в системе взаимоотношений в регионе;
- знать, как объективно оценивать интересы и позицию различных государств СВА;
- знать, как анализировать деятельность правящих элит СВА, выявлять последствия их внешнеполитического поведения, порождаемые проблемы и возможности;
- знать, как применять, комбинировать и критически оценивать инструменты, предлагаемые различными теоретическими школами и подходами, для анализа взаимоотношений в СВА.
Уметь: - использовать полученные навыки в ходе анализа международных проблем СВА, выявлять интересы, позиции, ресурсы различных акторов, перспективы разрешения проблемы;
- понимать роль социально-экономических и этнопсихологических факторов в эволюции стран СВА и их взаимоотношений;
Иметь: - представление об особенностях взаимодействия различных представителей «стратагемной дипломатии» и внерегиональных акторов, понимать перспективы и ограничения многоуровневой дипломатии;
- выполнять самостоятельные и коллективные научные проекты (аналитические
записки, сценарные варианты развития событий, модели и т.п.) и представлять их результаты, овладеть научной терминологией и навыками ведения дискуссии. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию профессионального развития и карьеры
| СК-М4
| Обосновывает и оценивает целесообразность выбора тех или иных направлений профессионального развития
| Лекции, семинары, подготовка презентаций
| Способен предлагать концепции*, модели, изобретать и апробировать способы и инструменты профессиональной деятельности**
|
СК-М2
| Способен к комбинированию и использованию методологии теории международных отношений для анализа мотивов поведения стран СВА в региональных и мировых политических процессах
| Лекции, семинары, подготовка презентаций
| Способен к самостоятельному освоению новых методов исследования
|
СК-М3
| Владеет методами прикладного анализа региональных и мировых
| Лекции, семинары, обсуждения в группе
|
|