Скачать 0.74 Mb.
|
ГОУ ВПО ХМАО – ЮГРЫ «Сургутский государственный педагогический университет» Кафедра лингвистического образования и межкультурной коммуникации курсовая работа: Методика обучения иностранному языку Методические рекомендации Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль «Образование в области иностранного языка» Квалификация (степень) выпускника – бакалавр Срок обучения – 5 лет 2014 УДК 378.147(07) Печатается по рекомендации отдела ББК 74.489.028.125я81+ сертификации и методического сопровождения 74.268.1с9 образовательного процесса СурГПУ К 93 Методические рекомендации утверждены на заседании кафедры лингвистического образования и межкультурной коммуникации 6 июня 2013 г., протокол № 12
Методические указания отражают специфику научно-иссле-довательской деятельности по методике обучения иностранным языкам. В структуре методических указаний содержатся требования к организации, структуре и оформлению теоретической и практической части исследования по методике обучения иностранным языкам. Предназначены для студентов III–IV курсов направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (профиль «Образование в области иностранного языка», квалификация (степень) выпускника – бакалавр со сроком обучения – 5 лет). УДК 378.147(07) ББК 74.489.028.125я81+74.268.1с9 © Сургутский государственный предисловИЕ Курсовая работа – 1) один из видов самостоятельной работы студентов в вузе, направленный на закрепление, углубление и обобщение знаний по учебным дисциплинам профессиональной подготовки, овладение методами научных исследований, формирование навыков решения творческих задач в ходе научного исследования, художественного творчества по определённой теме; 2) документ, представляющий собой форму отчётности по самостоятельной работе студента, содержащий систематизированные знания по определённой теме [12:38–39]. Курсовая работа по методике обучения и воспитания средствами иностранного языка является первым звеном в подготовке будущей выпускной квалификационной работы бакалавра со сроком обучения 5 лет. Методические рекомендации призваны реализовать определённую цель – формирование готовности и способности студентов к проведению самостоятельной научно-исследовательской работы по методике обучения и воспитания средствами иностранного языка. Данной цели подчинены следующие задачи:
В соответствии с учебным планом направления подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») по профилю «Образование в области иностранного языка» студенты представляют курсовую работу по методике обучения и воспитания средствами иностранного языка на III и IV курсах бакалавриата со сроком обучения 5 лет. Курсовая работа по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») отражает основные профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: педагогической, культурно-просветительской и научно-исследовательской. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ пятилетнего бакалавриата курсовая работа по методике обучения иностранным языкам должна способствовать развитию общекультурных, профессиональных и исследовательских компетенций [1:4–7]. Учёт формирования общекультурной составляющей просматривается на уровне следующих компетенций:
В контексте профессиональных компетенций курсовая работа охватывает ряд базовых компетенций будущих бакалавров в области преподавания иностранного языка:
Перечисленные виды развиваемых компетенций, зафиксированные в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования, ясно показывают, что будущие учителя иностранного языка должны не только освоить профессионально важные знания и умения по методике обучения иностранным языкам, но и на их базе компетентно и успешно решать вопросы обучения иностранным языкам в разных условиях, творчески использовать действующие учебно-методические комплексы, создавать новые технологии формирования коммуникативной компетенции учащихся. В русле требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к результатам освоения основных образовательных программ пятилетнего бакалавриата методические рекомендации имеют целью представить логику теоретических и практических исследований в методике обучения иностранным языкам с тем, чтобы курсовая работа по данной дисциплине соответствовала требованиям, предъявляемым к научно-исследовательским работам подобного плана. ГЛАВА 1. КУРСОВАЯ РАБОТА как вид научно-исследовательской деятельности студентов 1. Требования к курсовой работе по методике обучения иностранным языкам Курсовая работа относится к одному из сложных видов работ, поскольку в процессе её выполнения студенту необходимо обосновать тему, проанализировать информацию по теме, применить полученные знания на практике. Работа подобного рода предполагает высокую активность и инициативность студента. На основании указанных дефиниций, курсовая работа классифицируется по нескольким основополагающим характеристикам (табл. 1). Таблица 1 Характеристики курсовой работы
Курсовая работа по методике обучения иностранным языкам квалифицируется как научно-исследовательская работа гуманитарного профиля. Гуманитарные науки по своей сущности занимаются изучением человека в сфере духовного, умственного, нравственного, культурного и общественного развития. На основании особенностей методологического аппарата гуманитарные исследования часто противопоставляются естественным и точным наукам. Направления человеческой деятельности трудно поддаются описанию в виде аксиом и считаются слабо формализованными. Тем не менее, в гуманитарном дискурсе важна не только точность, но и многогранность описания исследуемого объекта. К тому же в последнее время в работах гуманитарного, в том числе и педагогического профиля, важную нишу в комплексе доказательной базы исследований занимают методы математической статистики. Неверно полагать, что гуманитарные науки, в отличие от точных и естественных, не «изобретают» ничего нового. Главным здесь является изучение уже существующей информации. Углубление (или переосмысление) того, что уже известно, и есть научное открытие в гуманитарной сфере [11:7]. Курсовая работа выполняется студентами высших учебных заведений в определённый срок и по определённым требованиям под контролем научного руководителя. Курсовая работа по методике обучения иностранным языкам выполняется в рамках профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Теоретическое и практическое исследование, представленное в курсовой работе, должно располагаться в русле основных дисциплин гуманитарного и общепрофессионального циклов. В курсовой работе студент обязан продемонстрировать владение научно-исследовательскими компетенциями в таких предметных областях как иностранный язык, психология, педагогика, методика обучения и воспитания средствами иностранного языка. Кроме того, студент должен уметь обрабатывать полученные экспериментальные данные с помощью методов математической обработки информации. В процессе выполнения курсовой работы студент приобретает следующие умения самостоятельной научно-исследова-тельской деятельности:
Особую значимость имеет формулировка темы курсовой работы. Тема может быть предложена научным руководителем, студентом или стать результатом совместного поиска. Независимо от способа выбора темы, её смысл должен раскрываться в содержании курсовой работы, а содержание глав, параграфов и работы в целом должны полностью соответствовать заявленной теме. Одним из главных итогов работы студента является усвоение им основных достижений современной науки по выбранной теме. Курсовая работа может стать основой для написания выпускной квалификационной работы. Курсовая работа по методике обучения иностранным языкам должна соответствовать ряду требований. Соответствие учебному плану направления подготовки. Курсовая работа должна быть оформлена и представлена в сроки, соответствующие учебным планам III и IV курсов пятилетнего бакалавриата филологического факультета по направлению подготовки 050100.62 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр») по профилю «Образование в области иностранного языка». В содержательном плане курсовая работа приводится в соответствие со спецификой дисциплины общепрофессиональной части профессионального цикла «Методика обучения и воспитания средствами иностранного языка». Научность представления результатов исследования. Поскольку курсовая работа представляется как теоретико-практи-ческое описание методов или технологий обучения иностранным языкам, она должна по содержанию и форме представлять собой научный текст, где обозначены теоретические подходы к представленной методической проблеме. Самостоятельность в изучении и представлении решения научной проблемы. Курсовая работа должна продемонстрировать умение студентов самостоятельно изложить проблему, выявить и осветить наиболее приоритетные вопросы, применить элементы теоретического и практического исследования, представить собственные экспериментальные данные. Применимость результатов исследований. В отличие от научных докладов и аудиторных выступлений курсовая работа выполняется каждым студентом в письменной форме. Между тем, обучающиеся должны уметь представлять рассматриваемую в курсовой работе проблематику в виде научной статьи и в устном выступлении на конференциях различного уровня. Достоверность результатов исследования. Курсовая работа должна быть научным, завершённым исследованием, подтверждённым фактами и аргументами, раскрывающими взаимосвязь между явлениями, процессами и действиями по улучшению обучения иностранным языкам в школе или в вузе, содержать элементы новизны: обобщение литературы по заявленной теме, результаты эмпирического исследования в контексте субъективного видения решения проблемы. Цель, задачи, методы, гипотеза исследования должны быть подчинены данным положениям. 2. АЛГОРИТМ И РАБОЧИЙ ПЛАН ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ Алгоритм выполнения курсовой работы по методике обучения иностранным языкам на III и IV курсах в целом идентичен и определяет композиционную структуру данного типа научного исследования, который обычно состоит из 1) введения; 2) основной части; 3) заключения; 4) списка использованной литературы; 5) приложения. Прежде чем приступить к написанию курсовой работы, целесообразно составить рабочий план исследования. Это даёт возможность чётко организовывать научную работу, осуществлять своевременную корректировку её содержания и структуры. Рабочий план научного исследования по методике обучения иностранным языкам, по сути дела, представляет последовательный тезисный план работы студента. Рабочий план – это краткое описание поэтапности исследования, его проект и наглядное руководство к действию для студента, на основе которого формируется композиция курсовой работы. План не является застывшей данностью, он может быть подвижным. Тем не менее, рабочий план служит своеобразным стержнем, на который нанизывается канва излагаемого материала курсовой. При отсутствии рабочего плана исследование может представлять из себя отдельные несвязанные фрагменты текста. Черновой план работы должен представлять собой перечень основных тезисов, которые будут рассматриваться в качестве базы для основной части работы. Обратимся к наглядному примеру. ТЕМА: Текстовая реклама в обучении английскому языку в системе школьного образования. Особенности развития текстовой рекламы в современном обществе: ретроспективный анализ рекламы как социального явления; принципы и подходы к созданию рекламного текста; рекламный бизнес; теоретические вопросы, касающиеся содержательного компонента текстовой рекламы; требования к текстовой рекламе как средству обучения иностранному языку в вузе; особенности воздействия рекламы на эмоционально-волевую сферу человека; композиционная структура рекламного текста. Дидактико-педагогические и методические основы использования текстовой рекламы в развитии речевого умения: требования к текстам для чтения; этапы работы над текстом; развитие умений чтения в школе; типы умений чтения; психологическая характеристика обучающихся; упражнения для развития умений чтения; поэтапность использования упражнений для развития умений чтения. Не следует путать рабочий план курсовой работы с окончательным вариантом исследования. Чистовой вариант может частично не соответствовать рабочему плану. Не следует включать в окончательную версию композиции работы все тезисы рабочего плана. Данные тезисы могут служить основой для компановки параграфов и глав курсовой работы. Например, такие компоненты, как требования к текстам для чтения; этапы работы над текстом; развитие умений чтения в школе; типы умений чтения; поэтапность использования упражнений для развития умений чтения – могут стать основой описания методической составляющей заявленной темы, то есть материалом для создания собственного видения и решения конкретной проблемы. Что касается вопросов о принципах и подходах к созданию рекламного текста в рекламном бизнесе, они могут не освещаться в работе, поскольку не имеют к ней прямого отношения. 3. РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ Для написания курсовой работы источниками информации могут служить как опубликованные, так и неопубликованные материалы. Работа с источниками в рамках заданной темы – один из самых важных этапов научно-исследовательской деятельности студентов. Осуществить данный этап работы помогают библиотеки и сеть Интернет. Несмотря на то, что практически у каждого есть возможность воспользоваться Интернет-ресурсами, не всегда необходимая литература доступна для чтения и цитирования. Многие библиотеки подсоединены через компьютерную сеть к центральной памяти и могут очень быстро проинформировать о любой книге и указать, где она находится. В некоторых случаях по межбиблиотечному абонементу можно получить книгу в свой читальный зал из другой библиотеки. В каждой библиотеке есть справочный отдел, где студентов могут проконсультировать опытные специалисты. Для более продуктивного использования источников необходимо придерживаться следующих рекомендаций.
При работе с авторским изданием необходимо следовать нескольким правилам.
Не стоит работать с источниками, относящимися к научным дисциплинам, в которых автор не компетентен. Всё внимание следует сосредоточить на том, что действительно возможно осмыслить. Важно обратить внимание, что оригинальные источники и их переводы не идентичны. Поэтому, если студент имеет дело с переводным текстом, это следует обязательно указывать. В качестве источников для изучения и цитирования в курсовой работе по методике обучения иностранным языкам могут служить:
Изучение источников по теме должно быть достаточно широким. Нельзя ограничиваться сведениями, почерпнутыми из учебников, обязательно используются монографии и статьи, опубликованные в научных журналах. Поиск литературы осуществляется студентом самостоятельно с помощью каталогов научной библиотеки, библиографических указателей и справочников, сети Интернет [6:4]. В результате изучения литературы должно формироваться представление о современном состоянии вопроса, устанавливаться имеющиеся противоречия и нерешённые задачи. При написании работы всегда необходимо давать ссылки на автора и источник, откуда заимствован материал. 4. ИЗУЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЕ БИБЛИОГРАФИЧЕСКОГО СПИСКА Все источники оформляются в виде списка использованной литературы (библиографического списка). Библиографическое описание – это совокупность сведений о документе, приведённых по определённым правилам, которые устанавливает стандарт, и необходимых для характеристики документа и его поиска. |
«Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование» | Фгос впо по направлению подготовки 050400. 62 «Педагогическое образование» (утвержден 17 января 2011 г., №46) и учебного плана по... | ||
Содержание: умк по дисциплине Картография с основами топографии для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое... | Направление— 050100. 68 Педагогическое образование Магистерская программа Географическое образование Форма подготовки (очная) | ||
Программа итоговой государственной аттестации выпускников очной формы обучения Института культуры и искусств по направлению подготовки... | Наталья Валерьевна. Печатная графика: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 4 курса очной и заочной формы... | ||
Б-4041, 44. 03. 05, Педагогическое образование (профиль образование в области иностранных языков), зачёт | Содержание: умк по дисциплине Методика преподавания технологии для студентов направления подготовки 44. 03. 05 Педагогическое образование... | ||
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности 050303 Иностранный язык. Пособие содержит материалы... | Содержание: умк по дисциплине в. Од 10 Решение химических задач для студентов направления подготовки 050100 (44. 03. 05) Педагогическое... |
Главная страница   Заполнение бланков   Бланки   Договоры   Документы    |