НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ НОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НОУ ВПО РОСНОУ)
ФАКУЛЬТЕТ ПСИХОЛОГИИ И ПЕДАГОГИКИ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Программа
УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
(направление 050100– «Педагогическое образование», квалификация – «бакалавр», профиль «Дошкольное образование»)
Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании кафедры педагогического образования.
Протокол № 1 от 28.08. 2014 года
Заведующий кафедрой педагогического образования - кандидат педагогических наук, доцент Головятенко Т.А. Автор: кандидат педагогических наук,
доцент Головятенко Т.А.
Рецензент: доктор педагогических наук,
профессор Ульянова И.В.
Москва -2014 г. СОДЕРЖАНИЕ
Вид практики, способы ее проведения………………………………...3
Перечень планируемых результатов обучения при прохождении
практики……………………………………………………………….....3
Место практики в структуре ОП………………………………………..5
Объем практики ее продолжительность……………………….……….5
Содержание практики…………………………………………………...5
Формы отчетности по практике…………………………………..........5
Учебно-методическое обеспечение практики……………………….....6
Методические рекомендации для студентов……………………………8
Фонд оценочных средств, для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике……………………………………………….11
Перечень учебной литературы и ресурсов сети «Интернет», необходимых для проведения практики……………………………………………….16
Перечень информационных технологий, используемых при проведении практики………………………………………………………………….18
Описание материально-технической базы, необходимой для проведения практики………………………………………………………………….18
Вид практики, способы и формы ее проведения.
Вид практики – «учебная». Учебная практика студентов по направлению 050100 – «Педагогическое образование» (профиль «Дошкольное образование») организуется и проводится в соответствии с положением по организации практик студентов Российского нового университета и настоящей программой. Практика, являющаяся продолжением (частью) изучения дисциплин, проводится преподавателями кафедры педагогического образования.
Учебная практика проходит в течение 2 недель во втором семестре на очной форме обучения.
Перед началом практики на факультете проходит установочная конференция. Студенты распределяются в дошкольные учреждения по месту работы или в базовые дошкольные учреждения.
В методическом кабинете детского сада оформляется стенд «Практика в образовательных учреждениях», содержащий план практики, образцы оформления документации, графики работы, дни проведения открытых видов деятельности и другие материалы, отражающие работу студентов. II. Перечень планируемых результатов обучения при прохождении практики. Цели практики: углубление и закрепление теоретической подготовки студентов; приобретение ими практических умений и навыков в области дошкольного образования. В результате студенты должны овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями.
Вид компетенции
| В результате изучения учебной дисциплины студенты
| должны знать:
| уметь:
| владеть:
| Студенты должен обладать:
| Общепрофессиональные компетенции:
| -владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)
| - основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3)
| -основные приемы, методы, формы речевой профессиональной культуры педагога (ОПК-3)
| - применять методы речевой профессиональной культуры педагога (ОПК-3)
| -способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4)
| -ожидаемые результаты профессиональной деятельности в типовых ситуациях;
- содержание и меру ответственности педагога за результаты собственных профессиональных действий (ОПК-4)
| -анализировать результаты собственной профессиональной деятельности и вклад различных факторов в их достижение (ОПК-4)
| -приемами анализа ситуаций профессионального взаимодействия, в том числе с выявлением доли и степени ответственности педагога за их возникновение и развитие (ОПК-4)
| -владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения (ОПК-5)
| -основные особенности грамматического и лексического строя изучаемого языка (ОПК-5)
| -применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетенции;
- использовать иностранный язык в межличностном общении и профессиональной деятельности (ОПК-5)
| -навыками коммуникации в иноязычной среде;
- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии (ОПК-5)
| -способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
| -содержание современных технологий редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
| - применять современные технологии редактирования текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
| -демонстрировать готовность к практическому применению полученных знаний при решении профессиональных задач (ОПК-6)
| Профессиональные компетенции:
| -готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса (ПК-5)
| -основные приемы, методы, формы организации сотрудничества воспитанников, поддерживающие активность и инициативность, самостоятельность, их творческие способности (ПК-5)
| -использовать различные приемы, методы, формы организации сотрудничества воспитанников, поддерживающие активность и инициативность, самостоятельность, их творческие способности (ПК-5)
| -демонстрировать готовность к практическому применению полученных знаний
при решении профессиональных задач (ПК-5)
| -способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6)
| -технологии сотрудничества, поддерживающие активность и инициативность, самостоятельность дошкольников, их творческие способности (ПК-6)
| -организовывать сотрудничество обучающихся, поддерживать активность и инициативность, самостоятельность обучающихся, их творческие способности (ПК-6)
| -демонстрировать готовность к практическому применению полученных знаний
при решении профессиональных задач (ПК-6)
| -готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7)
| -основные принципы обеспечения охраны жизни и здоровья дошкольников в учебно-воспитательном процессе ДОУ (ПК-7)
| -обеспечить безопасность образовательной среды с целью обеспечения
охраны жизни и здоровья дошкольников
(ПК-7)
| -первичными навыками и умениями охраны жизни и здоровья дошкольников в учебно-воспитательном процессе ДОУ (ПК-7)
|
III. Место практики в структуре образовательной программы. Раздел ОП подготовки бакалавра «Учебная практика» является обязательным и представляет собой форму организации учебного процесса, непосредственно ориентированную на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика проводится в базовых образовательных учреждениях дошкольного образования, обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. IV. Объем практики, ее продолжительность. Общая трудоемкость практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов. Продолжительность проведения практики 2 недели. V. Содержание практики. - ознакомление с учреждением и педагогическим коллективом, с основными направлениями работы. Изучение документации заведующего ДОУ: годовой план, книга приказов и др. Составление индивидуального плана практики;
-наблюдение за работой старшего воспитателя, изучение его деятельности. Ознакомление с планом методической работы в дошкольном учреждении;
-наблюдение отдельных форм методической помощи, оказываемой старшим воспитателем (консультации, семинар-практикум и т.п.);
-изучение оснащенности методического кабинета;
-изучение интересного опыта работы педагогов в дошкольном учреждении и его обобщение. VI. Формы отчетности по практике. По результатам учебной практики студенты представляют следующие отчетные документы:
1) дневник практики;
2) письменный отчет студента о практике;
3) отзыв руководителя с места практики.
Дневник является обязательным отчетным документом. Структура его оформления и записей в нем следующая: титульный лист, содержащий сведения о студенте, название практики, сведения о местах практики с указанием фамилии, имени, отчества и должности руководителя практики; индивидуальный план-график практики, содержащий виды работы, количество часов, сроки их выполнения (планируемые даты начала и окончания работы), название мест практики, характеристику ожидаемых результатов; ежедневные записи, включающие дату, содержание и объем работы, замечания и предложения практиканта. Письменный отчет студента об учебной практике состоит из двух частей: первая часть содержит обоснование избранной темы, общий анализ источников информации по теме (количество информации, отечественные и зарубежные источники, ее глубина, уровень современности, академизма/популярности и др.). К этой части отчета прилагается аннотированный список проработанных источников по теме, систематизированный по определенному принципу, избранному студентом самостоятельно. Во второй части отчета студент дает краткую характеристику посещенных им учреждений (организаций) и анализирует деятельность педагога-воспитателя ДОУ в них. Обязательным является сравнение, выявление общего и специфического в работе педагогов-воспитателей ДОУ, высказывание собственной точки зрения о характере деятельности. В заключении практикант должен отразить влияние практики на формирование собственного профессионального интереса. Отчет студента о практике оформляется в виде печатного текста. Отзыв руководителя с места практики оформляется на специальном бланке. Отзыв заверяется подписью с указанием фамилии, имени, отчества, должности и печатью.
VII. Учебно-методическое обеспечение практики. Студенты составляют индивидуальный календарный план учебной практики и ведут дневник педагогического анализа. Примерное оформление индивидуального плана практики
Виды работы
| Сроки
| Отметка о выполнении
| Знакомство с управлением ДОУ
|
|
| Анализ работы воспитателей
|
|
|
Примерное оформление дневника
Дата
| Содержание деятельности
| Анализ деятельности
| Комментарии руководителя
|
Освоение форм и методов управленческой деятельности проходит во время выполнения специальных заданий. Задание 1. Знакомство с работой заведующего дошкольным учреждением.
Основная документация ДОУ. Личная документация заведующего.
Концепция ДОУ, программа развития ДОУ, образовательная программа.
Кадровый состав ДОУ.
Руководство воспитательно-образовательной работой. Годовой план, его задачи, их реализация.
Административно-хозяйственная деятельность: прием и увольнение, ведение книги приказов и табеля на сотрудников, заполнение трудовой книжки, дифференцированный подход к разным категориям сотрудников. Организация питания и контроль за ним, хранение продуктов, ведение документации по питанию и др.
Органы самоуправления ДОУ, создание благоприятного психологического климата.
2. Провести наблюдения за работой заведующего, завхоза и дать оценку содержания их деятельности. Для выполнения задания используется хронометраж, педагогический анализ и беседа.
Составить циклограмму рабочего дня одного из названных работников, используя следующую таблицу:
№ п/п
| Виды работы
| Затраты времени
|
Анализ использования времени осуществляется на основе должностных обязанностей.
Определить, какой из функций управления в своем рабочем дне руководитель уделил больше внимания, сделать вывод о качестве управленческой деятельности. Задание II. Изучение методической работы в дошкольном учреждении
Изучение методической работы. Содержание месячного плана, обеспечение им мероприятий годового плана.
Проанализировать:
а) месячный план методической работы (форма плана, содержание – отметить, обеспечивает ли старший воспитатель выполнение годового плана);
б) календарный план старшего воспитателя (распоряжение рабочего времени в течение дня; время, отводимое на руководство педагогическим процессом; организация деятельности в соответствии с намеченным планом).
2. Провести хронометраж рабочего времени старшего воспитателя в течение двух рабочих дней по предлагаемой схеме. Распределение рабочего времени старшим воспитателем
Направление работы
| Виды деятельности
| День недели
| День недели
| Работа с педагогами
| Планирование работы
|
|
| Организация методических мероприятий
|
|
| Контроль, его виды
|
|
| Наблюдение работы воспитателей
|
|
| Индивидуальная работа с педагогами
|
|
| Работа в методкабинете
| Оформление документации
|
|
| Оформление методических материалов, выставок
|
|
| Другая работа
|
|
|
Проанализировать полученные результаты и ответить на следующие вопросы:
- Разработан ли координационный план (циклограмма) основных мероприятий и контроля?
- Используется ли старшим воспитателем графические формы планирования методических мероприятий и контроля?
3. Формы методической работы. Групповые: консультации, семинары-практикумы, теоретические семинары, коллективные просмотры и др. Организация индивидуальных форм работы. Проанализировать методику проведения одной из форм работы с воспитателями. Согласовывать со старшим воспитателем тематику и методику проведения одной из форм методической работы.
4. Наблюдение работы воспитателей – основной метод работы старшего воспитателя.
Проанализировать педагогическую деятельность воспитателей (начинающего и опытного). Примерная схема анализа дана в приложении № 1.
Задание III. Изучение передового опыта в дошкольном учреждении
Выявление и изучение интересного опыта.
Познакомиться с имеющими в ДОУ материалами о передовом педагогическом опыте (отечественном и зарубежном).
В беседе со старшим воспитателем определить, имеется ли система в работе по изучению, обобщению и внедрению интересного опыта в ДОУ. Какие методы используются на разных этапах этой работы? Результативность внедрения передового педагогического опыта в практику работы. Участие воспитателей ДОУ в профессиональных конкурсах, наличие публикаций, наглядных материалов, оформление выставок, привлечение воспитателей к проведению методической работы. |