Приложение к приказу первого проректора по учебной и научной работе
от________________№_______________
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
СПЕЦКУРСА
Введение в историю Нового и новейшего времени
Introduction to the history of Modern and Contemporary
Язык(и) обучения
русский
_______________________________________________
Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: _____2___
Регистрационный номер рабочей программы: ______________
Санкт-Петербург
2016
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Спецкурс «Введение в историю Нового и новейшего времени» предусмотрен компетентносно-ориентированным учебным планом по направлению «История» (бакалавриат).
Цель спецкурса заключается в том, чтобы познакомить студентов с условиями и требованиями, предъявляемыми для обучения и специализации на кафедре истории Нового и новейшего времени.
К задачам спецкурса относятся:
1. Усвоение хронологических, пространственных и содержательных характеристик эпохи Нового и новейшего времени, особенностей ее изучения и научной разработки.
2. Понимание особенностей исторического развития Европы в эпоху Нового и новейшего времени.
3. Овладение методами поиска и обработки научного материала.
4. Ознакомление с методикой написания учебно-квалификационных работ по избранной специализации.
5. Обеспечение уверенного вхождения студентов в учебные процессы кафедры.
6. Побуждение к самостоятельному наращиванию знаний, росту профессиональной подготовки по избранной специализации.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для освоения материала данного спецкурса обучающимся потребуются знания, умения и навыки, сформированные в ходе изучения следующих дисциплин: «Введение в специальность», «Этнология и социальная антропология», «Источниковедение», «История первобытного общества и основы археологии». Обучающийся должен иметь представление о структуре и учебно-научной деятельности Института истории, об изучаемых на кафедрах исторических периодах и странах, ориентироваться в истории и тенденциях развития исторической науки, знать теоретические основы и принципы работы с историческими источниками.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:
ПК-1 Знание главных проблем, направлений, теории, методов истории, основных этапов и ключевых событий истории России и мировой истории, важнейших достижений культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития.
ПК-3 Готовность использовать базовые знания в области истории, археологии, этнологии, источниковедения и историографии в исследовательской и научно-практической деятельности.
ПК-4 Способность использовать знания, полученные в рамках профилизации.
ПК-7 Владение специальной исторической терминологией, умение «читать» исторические источники.
ПК-8 Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые можно решить, использовав имеющиеся исторические знания, навыки и умения.
ПК-11 Способность делать выводы и формулировать решения проблем исторического характера на основе анализа ситуации и дополнительно собранной информации.
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
В учебном плане для спецкурса «Введение в историю Нового и новейшего времени» часы на активные и интерактивные формы учебных занятий не предусмотрены. Однако для повышения качества освоения этого курса при проведении лекционных занятий используются различные демонстрационные материалы, в том числе копии документов, фотографии, визуальный ряд, фрагменты публикаций преподавателей кафедры истории Нового и новейшего времени. Демонстрационные материалы вкупе с лекционным курсом призваны способствовать формированию у студентов более полного представления об исторических явлениях и научных проблемах, которые ставит перед исследователем изучение истории Нового и новейшего времени, о научных интересах преподавателей кафедры, а также об истории кафедры. В качестве информационного сопровождения при проведении занятий используется учебно-методический комплекс, включающий в себя слайдовые презентации и методическое пособие.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
|
сам.раб. с использованием
методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация
(сам.раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Семестр 2
| 15
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
| 56
|
|
|
| 0
| 2
| 2-20
|
|
|
|
|
|
|
| 2-20
|
|
|
| 2-20
|
|
|
| ИТОГО
| 15
|
|
|
|
|
|
|
| 1
|
|
|
| 56
|
|
|
| 0
| 2
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Семестр 2
|
| Зачет
|
| 2.2. Структура и содержание учебных занятий
(Пример заполнения таблицы)
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль): Семестр 2
№ п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
| 1.
| Введение. История кафедры истории Нового и новейшего времени
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 2.
| Развитие исторической науки и ее специализация на современном этапе. Новая и новейшая история: вопросы периодизации
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 3.
| Методология научного творчества. Учебно-квалификационная работа: накопление научной информации и подготовка к написанию
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 4.
| Учебно-квалификационная работа: композиция и порядок работы над рукописью
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 5.
| Учебно-квалификационная работа: правила оформления и защита
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 6.
| Книговедение. Библиотеки и библиотечное дело
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 7.
| Исторические общества. Музеи и музейное дело
| Лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| 8.
| Архивы и архивный поиск
| Лекции
| 1
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 7
| Содержание учебных занятий
Тема 1. Введение. История кафедры истории Нового и новейшего времени.
Образовательный процесс в Институте истории и на кафедре истории Нового и Новейшего времени. Особенности обучения на кафедре (усиленная языковая подготовка, углубленное ознакомление с историей зарубежных стран, специализация по регионально-страноведческому и проблемно-хронологическому принципу). Виды занятий, практики, контроля. Учебно-квалификационная работа.
Изучение и преподавание истории Нового и Новейшего времени в современной России. Учебные и научные центры Санкт-Петербурга, Москвы, Н. Новгорода, Казани, Томска и др. городов. Изучение истории Нового и Новейшего времени в институтах РАН.
История СПбГУ от основания в 1724 г. Класс истории древней и новой в составе Петербургской Академии наук. Профессора Университета (М.В. Ломоносов, Г.Ф. Миллер), их вклад в развитие исторической науки. Историко-филологический факультет Петербургского университета в XIX в. Кафедра всеобщей истории. М.С. Куторга, В.Г. Васильевский, С.А. Жебелев. Н.И. Кареев как основатель кафедры истории Нового и Новейшего времени, его научные изыскания. Постреволюционные метаморфозы. Историческое отделение при факультете общественных наук (1919). Историческое отделение при факультете языкознания и материальной культуры (ямфак) (1925). «Академическое дело». Вытеснение дореволюционной профессуры из учебного процесса. Ленинградский институт истории, философии и лингвистики (ЛИФЛИ) – 1930 г. Постановления СНК РСФСР об открытии исторических факультетов в Ленинградском и Московском университетах с 1 сентября 1934 г.
Выдающиеся ученые-историки, работавшие на кафедре истории Нового и новейшего времени в разные периоды ее существования (Н.И. Кареев, Е.В. Тарле, А.И. Молок, С.М. Стецкевич, В.Г. Ревуненков, К.Б. Виноградов и др.), сферы их научных интересов и труды. Изменения в составе лекционных курсов и учебных дисциплин. Тематика научных исследований, проводимых по профилю кафедры. Профессорско-преподавательский состав и основные направления учебной и научно-исследовательской работы кафедры истории Нового и Новейшего времени на современном этапе.
Тема 2. Развитие исторической науки и процессы ее специализации. Новая и новейшая история: вопросы периодизации
Выделение отдельных разделов и отраслей, изучающих историю общества в целом, по ее частям. Специальные исторические дисциплины: археология и этнография, их предмет и задачи. Источниковедение и выделение вспомогательных (специальных) исторических дисциплин, их задачи. Смежные науки, их предмет и задачи. История естествознания и ее разделов (физики, химии, др.); история техники; история государства и права; история экономических учений; история военного искусства; историография. Архивоведение, библиотечное дело и книговедение, музейное дело как интеграционные направления. Вспомогательные исторические дисциплины, их предмет и задачи. Источниковедение, археография, дипломатика, палеография и неография, эпиграфика, текстология, геральдика и генеалогия, ономастика, хронология, нумизматика, бонистика, фалеристика, сфрагистика, метрология.
Периодизация истории человечества в древности, в Средние века и в эпоху Возрождения. Понятия «Новой» и «Новейшей» истории в зарубежной науке. Трактовка процессов эпохи Новой и Новейшей истории в современной науке (США и Западная Европа XX в.).
Эпоха Новой и Новейшей истории в научной мысли России. Состояние дореволюционной историографии. Трактовка Новой и Новейшей истории в исторической науке в СССР. Дискуссии 1980–1990-х гг. о содержании, географических и хронологических границах, периодизации Новой и Новейшей истории (журнал «Новая и Новейшая история»). Современные трактовки периодизации и содержания Новой и Новейшей истории: марксистский формационный подход, цивилизационный подход (теория витальных циклов), техногенная концепция, геополитическая концепция.
Тема 3. Методология научного творчества. Учебно-квалифицикационная работа: накопление научной информации и подготовка к написанию.
Научное изучение и его роль в учебном и исследовательском процессах. Основные требования при проведении научного изучения (диалектическое взаимодействие накопленных знаний и нового материала, целостный подход к объекту изучения, отказ от волюнтаризма и избирательности в процессе изучения, стремление к научной объективности). Общая схема научного исследования, ее важнейшие составляющие. Обоснование актуальности выбранной темы, постановка цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбора методов (методики) проведения исследования.
Методы научного познания, условия их применения в прошлом и настоящем. Методология общественных наук в СССР. Критерии, рекомендуемые для современной исторической науки. Три группы методов научного познания: методы эмпирического уровня, методы эмпирического и теоретического уровня, методы теоретического уровня, условия их применения. Законы научного исследования. Закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания – условия их применения. Значение этих законов для написания учебно-квалификационной работы (курсовой, диплома). Умозаключение и способы обоснования научного тезиса. Классификация умозаключений, дедукция и индукция (полная и частичная), условия для обоснования научного тезиса. Умозаключение по аналогии и способы его проверки, умозаключение причинной зависимости и правила его проверки, силлогизм и энтимема.
Аргументирование как логический процесс. Правила построения тезиса и типичные ошибки, аргументы и требования к ним (истинность, независимость, непротиворечивость, достаточность и характерные ошибки). Способы критики научных положений (критика тезиса, критика аргументов, критика демонстрации).
Выбор темы учебно-квалификационной работы (курсовой, дипломной). Оценка изученности проблематики и ознакомление с новыми разработками, историографией и источниковой базой и их оценка. Обоснование новизны и актуальности темы, конкретизация ее вопросов, выявление ее практической значимости и связи с более значимыми проблемами науки. Консультации со специалистами и научным руководителем на всех этапах выбора темы.
Составление рабочего плана учебно-квалификационной работы. Определение замысла предполагаемого исследования, составление реферативного перечня расположенных в логической связи вопросов, по которым намечено собирать и обрабатывать материал. Постепенная конкретизация задач работы и доработка первоначального плана.
Тема 4. Учебно-квалификационная работа: композиция и порядок работы над рукописью.
Библиографический поиск архивных и опубликованных источников, историографии по теме. Порядок поиска и составления списка (картотеки) архивных и опубликованных источников. Основные центры, выпускающие информационные издания, перечень этих изданий. Порядок работы с библиографическими, реферативными, обзорными изданиями. Внутрикнижная и пристатейная библиография. Каталоги издательств. Персональные библиографии. Тематические указатели и подборки материалов.
Изучение литературы, отбор и регистрация фактического материала. Этапы изучения научных публикаций, отбор материалов и оформление выписок. Научный факт и его характеристика. Регистрация фактического материала, его группировка и классификация. Градации научных изданий с точки зрения полноты и достоверности информации.
Изучение, отбор и регистрация архивного материала. Использование путеводителей, описей, консультации с научным руководителем и специалистами для отбора фондов и дел. Ознакомление с архивным материалом, его отбор, оценка, выписка, группировка и классификация. Сравнение архивных и опубликованных материалов.
Тема 5. Учебно-квалификационная работа: правила оформления и защита.
Композиция учебно-квалификационной работы (курсовой, дипломной). Структура работы. Титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, список источников и литературы, приложения. Введение: требования к его содержанию и написанию. Главы основной части: требования к их написанию. Заключение: требования к его содержанию. Рубрикация текста. Единица высказывания – предложение. Абзац – его характеристика. Порядок изложения в повествовательных и описательных текстах. Единицы и правила структурного членения текста, их нумерация.
Правила оформления сносок и библиографического аппарата. Правила оформления и виды ссылок (сносок). Ссылки (в тексте, подстрочные, затекстовые). Библиографический список и способы группировки источников и литературы. Библиографическое описание разных видов печатной продукции.
Приемы изложения научных материалов. Строго-последовательный, целостный. Выборочное изложение. Язык и стиль учебно-квалификационной работы. «Академическая этика». Фразеология и грамматические особенности научной речи. Синтаксис научной работы. Точность, ясность, краткость – качества, определяющие культуру научной речи. Нарушения стиля учебно-квалификационной работы (плеоназмы, тавтология, канцеляризмы и др.).
Порядок оформления работы. Представление отдельных видов текстового материала. Числительные (количественные и порядковые) и правила их представления в тексте. Основные способы сокращенной записи слов, виды сокращений. Буквенные обозначения, их применение в тексте. Цитата как особая форма фактического материала. Способы и порядок цитирования (прямые и косвенные цитаты). Требования к цитированию, правила оформления цитат. Перечисления (отдельные слова, незаконченные фразы, законченные фразы) и характерные ошибки авторов.
Представление табличного материала. Виды таблиц (аналитические, неаналитические), структура таблиц. Представление формул. Виды формул, правила их расположения в тексте, нумерация. Представление отдельных видов иллюстративного материала. Правила размещения иллюстративного материала.
Правила распечатки и оформления рукописи учебно-квалификационной работы. Сроки и порядок представления курсовой, дипломной работы. Порядок их рецензирования и защиты.
Тема 6. Книговедение. Библиотеки и библиотечное дело.
Понятие книги, ее элементы и функции. Книговедение – комплексная общественная наука. Библиотеки: их зарождение, развитие, виды и функции библиотек в современном мире. Библиотечные фонды и их использование при подготовке самостоятельного исследования. Библиотечные фонды – классификация, комплектование, организация и функции. Справочно-библиографическая служба – принципы организации и деятельности. Система каталогов – виды каталогов, порядок работы в каталоге.
Важнейшие библиотеки Санкт-Петербурга. Библиотека им. М. Горького СПбГУ. Российская национальная библиотека (РНБ). Библиотека Российской Академии наук (БАН) – система академических библиотек в С.-Петербурге. Другие библиотеки С.-Петербурга (Библиотека Русского Географического общества; Центральная военно-морская библиотека (ЦВМБ), др.).
Важнейшие библиотеки Москвы. Российская государственная библиотека (РГБ). Институт научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН). Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы. Государственная публичная историческая библиотека. Другие московские библиотеки.
Важнейшие зарубежные библиотеки (Франция, Великобритания, Германия, США). Характеристика фондов.
Рукописные фонды важнейших библиотек (РНБ, БАН). Отдел рукописей Российской государственной библиотеки в Москве.
Библиографический поиск и библиографии. Библиография как специальная научная дисциплина. Библиотечные каталоги, картотеки, электронные ресурсы, их использование в информационно-библиографической работе.
Энциклопедии и справочники. Общие и специальные энциклопедии в дореволюционной России. Общие и специальные энциклопедии в СССР. Российские исторические справочники. Характеристика основных зарубежных энциклопедий (общих и исторических) и справочников.
Историческая периодика. Историческая периодика в России с 1860-х гг. до 1917 г. Советская историческая периодика. Историческая периодика в постсоветской России. Ознакомление с периодическим изданиями (журналы «Вестник Санкт-Петербургского университета» серия 2, «Новая и Новейшая история», «Родина» и др.). Основная зарубежная периодика.
Тема 7. Исторические общества, музеи и музейное дело
Исторические общества за рубежом – Европа, США, Канада. Наиболее значимые общества, характер их деятельности и специализация, печатные органы. Отечественные исторические общества. Исторические общества в дореволюционной России и в СССР. Исторические общества в современной России.
Музеи общеисторические, археологические, этнографические, военно-исторические, историко-революционные, краеведческие, мемориальные и др. в России (СССР). Музейное дело: сбор, хранение, классификация и изучение музейных фондов (коллекций, отдельных единиц хранения) для разработки проблем истории Нового и Новейшего времени. Музейное дело и крупнейшие музеи в Западной Европе и США.
Тема 8. Архивы и архивный поиск
Архивный фонд и архивная коллекция. Архивный шрифт. Государственный архивный фонд в России. Структура и функционирование государственных архивов в России.
Важнейшие архивы Санкт-Петербурга. Российский государственный исторический архив (РГИА). Российский государственный архив Военно-Морского флота (РГАВМФ). Архив Российской Академии наук (в Санкт-Петербурге и Москве). Рукописный отдел Института русской литературы РАН (Пушкинского дома). Санкт-Петербургский исторический архив. Центральный государственный архив в Санкт-Петербурге. Центральный государственный архив историко-политических документов в Санкт-Петербурге.
Важнейшие архивы Москвы. Центральный государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Российский государственный архив древних актов (РГАДА). Российский государственный архив экономики (РГАЭ). Российский государственный военный архив (РГВА). Российский государственный военно-исторический архив (РГВИА). Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Российский государственный архив кино-фото-фоно документов (РГАКФД). Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории. Архив внешней политики Российской империи (АВПРИ). Архив внешней политики Российской Федерации (АВПРФ).
Зарубежные архивы. Архивы стран Балтии, СНГ, Франции, Великобритании, Германии, Италии, Австрии, Бельгии. Архивы США. Архивы стран Латинской Америки.
Раздел 3. Обеспечение учебных занятий
3.1. Методическое обеспечение
3.1.1 Методические указания по освоению дисциплины
Освоение дисциплины предполагает ознакомление с программой спецкурса, включая рекомендуемые монографические, периодические издания, хрестоматии, сборники документов, а также ознакомление с приведенными в РПУД интернет-источниками и материалами баз данных, содержащих необходимые и дополнительные материалы к курсу.
Изучение спецкурса осуществляется в процессе работы на лекционных занятиях и систематической самостоятельной работы с учебной литературой. Методическим обеспечением аудиторной работы выступают рабочая программа учебной дисциплины, список основной и дополнительной литературы к спецкурсу, интернет-ресурсов и иных информационных источников, а также комплекс слайдовых презентаций по спецкурсу, представляющих визуальный ряд, фактологические и понятийные сведения.
3.1.2 Методическое обеспечение самостоятельной работы
Самостоятельная работа в объеме 56 часов предусматривает выполнение таких заданий, как написание реферата, прочтение и конспектирование одной из исторических работ сотрудников кафедры, а также обзор научной литературы по одной из изучаемых тем. Для этого обучающимся предлагается расширенный список основной и специализированной литературы, задания для самостоятельной работы, в том числе с электронными базами данных, авторизированными СПбГУ, и интернет-источниками, список тем для выполнения реферативных работ.
Самостоятельная работа бакалавра предусматривает ознакомление и анализ основной учебной и научной литературы, приведенной в списках РПУД. Студент самостоятельно выполняет 1 письменную работу (реферат). Тема реферата определяется по выбору обучающегося из списка, приведенного в РПУД. При подготовке реферата предусмотрена обязательная проработка источников из списка рекомендуемой литературы (хрестоматий к курсу, глав из монографий и первоисточников).
Методическим обеспечением самостоятельной работы обучающихся является содержание РПУД, списки рекомендованной литературы и источников, материалы, доступные в НБ им. М. Горького, в том числе периодические публикации, размещенные в реферируемых и индексируемых базах данных (список приведен в РПУД).
Методические указания студентам по оформлению письменной работы (реферата).
Изложение материала в реферате должно быть последовательным и логичным, содержание реферативной работы должно отвечать заявленной теме. Текст работы должен представлять:
– результат историографического обзора изучаемого вопроса;
– последовательное нарративное изложение сути изучаемого предмета;
– результат ознакомления с творческим наследием исследователей;
– владение соответствующим теме понятийным и терминологическим аппаратом.
Реферативная работа обязательно должна содержать следующие компоненты: введение, обзор научной литературы по вопросу, главы, заключение, список использованной литературы и представляться в письменной (печатной) форме на стандартном листе бумаги в формате А4. Размер шрифта 14 Кг, интервал полуторный, применение выравнивания текста по ширине. Каждый самостоятельный раздел реферата (оглавление, глава, список, приложение) начинается с новой страницы. Пагинация обязательна. Требования к объему письменного текста: минимальное количество печатных знаков с учетом пробелов 20 000, максимально допустимое количество печатных знаков с учетом пробелов 40 000.
3.1.3 Методика проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации и критерии оценивания
Проверка качества усвоения материала проводится посредством комплексной оценки, включающей учет посещаемости, оценку письменной работы бакалавра и результаты устного опроса.
Форма промежуточной аттестации предусматривает зачет, проводимый в устной форме. Получение обучающимся аттестации (зачета) складывается из следующих компонентов:
1. Активность посещения лекций.
2. Выполнение реферативной работы на одну из тем по списку, представленному в п.3.1.4 РПУД по выбору обучающегося.
3. Устный опрос по двум случайно отобранным вопросам из списка, представленного в п.3.1.4 РПУД.
4. В случае отсутствия студента на учебных (лекционных) занятиях по уважительным (подтвержденным соответствующими документами), предлагается ответить на 2 вопроса в рамках устного опроса, выполнить 1 дополнительное задание из предложенных в списке, представленном в п.3.1.4 РПУД.
3.1.4 Методические материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации (контрольно-измерительные материалы, оценочные средства)
Список реферативных работ к курсу
1.Подбор литературы по теме исследования.
2. Составление библиографических списков по теме исследования.
3. Возможности использования вспомогательных исторических наук при изучении истории Нового и новейшего времени.
4. Содержание и периодизация истории Нового и Новейшего времени стран Европы и Америки в России и за рубежом: дискуссионные вопросы.
5. Методология научного творчества.
6. Рукописные отделы при научных библиотеках Санкт-Петербурга и Москвы: характеристика фондов.
|