Приложение к приказу первого проректора по учебной и научной работе
от________________№_______________
Санкт-Петербургский государственный университет
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Проблемы истории Малых стран Западной Европы в Новое и новейшее время
Issues in History of Small Countries of Western Europe in Modern and Contemporary Periods
Язык обучения
русский
Трудоёмкость (границы трудоёмкости) в зачетных единицах: 2
Регистрационный номер рабочей программы: ______________
Санкт-Петербург
2016
Раздел 1. Характеристики учебных занятий
1.1. Цели и задачи учебных занятий
Учебная дисциплина «Проблемы истории Малых стран Западной Европы в Новое и новейшее время» предусмотрена компетентностно-ориентированным учебным планом по профилю «История нового и новейшего времени» образовательной программы «История» (магистратура).
Целью изучения данной учебной дисциплины является проследить исторический путь развития так называемых малых стран Европы (Австрия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Швейцария, Лихтенштейн) с древнейших времён до наших дней, делая основной акцент на эпоху нового и новейшего времени; выявить общие закономерности и особенности развития региона в указанный период.
К задачам дисциплины относятся:
1. Изучение историографии вопроса, определение ключевых тем, актуальных для современной гуманитарной науки.
2. Изучение и усвоение основных знаний по истории малых стран Европы, необходимые для профессиональной работы в области новой и новейшей истории.
3. Ознакомление с основными периодами истории малых стран Европы как в целом, так и по отдельности, а также в региональной привязке.
4. Знание основных дат, событий и персоналий политических и общественных деятелей.
5. Представление общих закономерностей и особенностей развития стран региона.
1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебных занятий (пререквизиты)
Для освоения материала данного курса обучающимся потребуются знания, умения и навыки, сформированные в ходе обучения на образовательных программах бакалавриата гуманитарной направленности. Обучающийся должен иметь представление об основных факторах политического и социально-экономического развития стран Европы в новое и новейшее время.
1.3. Перечень результатов обучения (learning outcomes)
Совместно с другими дисциплинами участвует в формировании следующих компетенций:
ПК-1 Знание и понимание актуальных проблем истории
ПК-10 Умение принимать управленческие решения, осуществлять историко-культурные и историко-краеведческие функции, готовить аналитическую информацию в историческом контексте
1.4. Перечень активных и интерактивных форм учебных занятий
В рамках данного курса используются такие активные и интерактивные формы работы, как подготовка обучающимися рефератов по проблемам истории повседневности с их обязательным представлением посредством чтения публичных докладов, ответами на вопросы аудитории и преподавателя. Общий объем часов активных и интерактивных форм работы составляет 13. В качестве информационного сопровождения при проведении занятий используются учебно-методический комплекс, включающий в себя слайдовые презентации и методическое пособие.
Раздел 2. Организация, структура и содержание учебных занятий
2.1. Организация учебных занятий
2.1.1 Основной курс
(Пример заполнения таблицы)
Трудоёмкость, объёмы учебной работы и наполняемость групп обучающихся
| Период обучения (модуль)
| Контактная работа обучающихся с преподавателем
| Самостоятельная работа
| Объём активных и интерактивных
форм учебных занятий
| Трудоёмкость
| лекции
| семинары
| консультации
| практические занятия
| лабораторные работы
| контрольные работы
| коллоквиумы
| текущий контроль
| промежуточная аттестация
| итоговая аттестация
| под руководством преподавателя
| в присутствии преподавателя
|
сам.раб. с использованием
методических материалов
| текущий контроль (сам.раб.)
| промежуточная аттестация (сам.раб.)
| итоговая аттестация
(сам.раб.)
|
|
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Семестр 2
| 13
| 13
| 2
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| 15
|
| 27
|
| 13
| 2
| 1-5
| 1-5
| 1-5
|
|
|
|
|
| 1-5
|
|
|
| 1-5
|
| 1-5
|
| ИТОГО
| 13
| 13
| 2
|
|
|
|
|
| 2
|
|
|
| 15
|
| 27
|
| 13
| 2
|
Формы текущего контроля успеваемости, виды промежуточной и итоговой аттестации
| Период обучения (модуль)
| Формы текущего контроля успеваемости
| Виды промежуточной аттестации
| Виды итоговой аттестации
(только для программ итоговой аттестации и дополнительных образовательных программ)
| ОСНОВНАЯ ТРАЕКТОРИЯ
| очная форма обучения
| Семестр 2
|
| экзамен
|
| 2.2. Структура и содержание учебных занятий
(Пример заполнения таблицы)
Основной курс Основная траектория Очная форма обучения
Период обучения (модуль): Семестр 2
№ п/п
| Наименование темы (раздела, части)
| Вид учебных занятий
| Количество часов
|
| Введение
| лекции
| 1
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 1
|
| История Австрии
| лекции
| 3
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 3
|
| История Нидерландов
| лекции
| 3
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 3
|
| История Бельгии
| лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 2
|
| История Швейцарии
| лекции
| 2
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 2
|
| История Люксембурга
| лекции
| 1
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 2
|
| История Лихтенштейна
| лекции
| 1
| практические занятия
|
| по методическим материалам
| 2
|
|
| консультации
| 2
| Содержание учебных занятий
Тема 1. Введение.
Цели и задачи курса. Характеристика особенностей исторического развития изучаемых стран. Понятие стран Бенилюкса и альпийского региона. Другие категории малых стран Европы. Источниковедческие и историографические проблемы изучения истории изучаемых стран. Учебно-методическая и монографическая литература.
Тема 2. История Австрии.
История Австрии с древнейших времён до начала Средневековья. Первобытные культуры на территории Австрии, сохранившиеся памятники искусства. Палеолит, мезолит, неолит, медный, бронзовый и железный века в жизни древнего населения региона. Кельтское общество на территории Австрии. Римское завоевание и романизация региона. Римская эпоха в истории Австрии. Великое переселение народов, появление германцев и славян. Христианизация страны: первые миссионеры и святые, становление церковной организации.
Австрия в эпоху раннего Средневековья. Правление династии Бабенбергов (976 – 1246). Леопольд I, Генрих I, Эрнст, Леопольд II, Леопольд III, Леопольда IV, Фридрих I, Генрих II, Леопольд VI, Фридрих II. Расширение подвластных территорий, династическая политика, участие в борьбе за императорский трон, влияние соседних государств. Особенности становления государственности Австрии. Закон Privilegium Minus. Пресечение династии Бабенбергов и проблема австрийского престолонаследия. Борьба правителей Чехии, Венгрии и Габсбургов за обладание Австрией. Пржемысл Оттокар II и Рудольф Габсбург. Битва на Моравском поле 1278 г. Особенности средневековой австрийской культуры.
Австрия в эпоху позднего Средневековья. Габсбурги позднего Средневековья. Рудольф I, Рудольф II, Альбрехт II, Рудольф IV, Фридрих V. Династические споры, разделение территории Австрии на владения отдельных членов династии Габсбургов. Privilegium Maius и укрепление статуса Австрии в Германии. Социально-экономическое развитие страны в эпоху Средневековья.
Австрия от эпохи раннего нового времени до эры Просвещения. Династическая политика Габсбургов на рубеже XV - XVI вв. Превращение монархии Габсбургов в великую державу. Правления Максимилиана I. Появление австрийской и испанской ветвей Габсбургов. Карл V. Раздел земель и «братская распря» в начале XVII в. Реформация и контрреформация в Австрии. Успехи протестантов и победа католиков. «Турецкая угроза» в истории Австрии. Австрия в тридцатилетней войны. Абсолютизм эпохи барокко и придворное общество второй половины XVII - начала XVIII вв. Трансформация политической структуры монархии Габсбургов. Прагматическая санкция 1713 г. Эпоха просвещённого абсолютизма в истории Австрии. Преобразования Марии Терезии и реформы Иосифа II. Австрийская культура эпохи просвещения. Австрия в военных конфликтах XVIII в. Экономическое развитие в этот период: меркантилизм и первичная индустриализация.
Австрия в XIX в. Австрия в эпоху революционных и наполеоновских войн. Политика противодействия революционной Франции. Роль Австрии в антифранцузских коалициях. Поражения страны от Наполеона, брачная политика в отношении корсиканца. Венский конгресс. Предмартовский период (1815 – 1848). Усиление реакции. Политика Меттерниха. Культура от Просвещения до бидермайера. Социально-экономическое развитие Австрии в первой половине XIX в. Индустриализация. Революция 1848 года в Австрии и Венгрии: предпосылки, ход, итоги. Франц-Иосиф I. Неоабсолютизм в Австрии. Проблема объединения Германии. Австро-итало-французская война 1859 г. Австро-Прусская война 1866 г. Нарастание национальных противоречий и попытки их преодоления. Становление австро-венгерской дуалистической монархии. Славяне в империи. Расширение избирательного права. Формирование политических партий. Текущая политика австрийских кабинетов. Социально-экономическое развитие Австрии во второй половине XIX в. Культура страны. Габсбургский миф XIX столетия.
Австрия в XX в. Общая характеристика социально-экономического и политического развития страны в начале XX в. Угрозы габсбургской монархии. Австро-Венгрия в системе международных отношений перед Первой мировой войной. Первая мировая война и крушение монархии. Рост революционных настроений и провозглашение Первой австрийской республики. Последствия распада Австро-Венгрии. Преодоление последствий войны. Экономическое развитие Австрии между двумя мировыми войнами. Социальное развитие Австрии. Проблема социальной дифференциации. Феномен «Красной Вены». Австрийская социал-демократия и австрофашизм. Борьба Шутцбунда и Хаймвера. Начало свёртывание демократии в Австрии. Усиление нацистов. Политика Э. Дольфуса и К. Шушинга. Попытка нацистского переворота 1934 г. Аншлюс Австрии. Австрия в период гитлеровского господства. Изменение настроение населения. Движение сопротивления. Решения антигитлеровской коалиции по Австрии. Послевоенное восстановление Австрии. Рождение Второй республики. Новые партии и движения. Проблема оккупации Австрии союзниками и её решение. Государственный договор 1955 г. Экономический подъём Австрии в 1950-х гг. Политическое развитие Австрии в 1960-2000-х гг. Социальные и экономические проблемы и их решение. Политика Австрии в рамках европейской интеграции. Роль страны как буфера между двумя блоками. Появление правой угрозы в политике. Проблемы идентификации австрийцев после крушения социалистического блока.
|