Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура»


Скачать 284.71 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура»
страница1/2
ТипМетодические рекомендации
blankidoc.ru > бланк заявлений > Методические рекомендации
  1   2
Методические рекомендации

об особенностях преподавания предмета «Физическая культура»

в общеобразовательных организациях Республики Крым

в 2016/2017 учебном году
Образовательной целью учебного предмета «Физическая культура» является формирование физической культуры личности учащегося в процессе решения взаимосвязанных педагогических, гигиенических и прикладных задач.

Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 2016/2017 учебном году направлено на:

- формирование у учащихся здорового образа жизни средствами физической культуры и спорта;

- содействие в сохранении и улучшении здоровья учащихся средствами физической культуры и спорта;

- создание условий для развития школьного спорта;

- ориентацию учащихся выпускных классов на выбор профессии в сфере физической культуры и спорта.

Основной задачей физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня общеобразовательной организации является создание условий для восстановления физической и умственной работоспособности учащихся. Решение указанной задачи возможно при полном соблюдении санитарно-гигиенических норм и требований, обеспечивающих оздоровительный эффект каждого мероприятия. Организация каждого физкультурно-оздоровительного мероприятия должна сопровождаться строгим выполнением Правил безопасности проведения занятий физической культурой и спортом, утвержденных постановлением Министерства спорта и туризма от 06.10.2014 № 61. Местом проведения физкультурно-оздоровительных мероприятий с учащимися являются пришкольные участки и спортивные игровые площадки.

Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя физической культуры

Преподавание учебного предмета «Физическая культура» в 2016-2017 учебном году в общеобразовательных организациях Республики Крым осуществляется в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня:

Федеральные документы

    1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

    2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373».

    3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897».

    4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.07.2015 №734 «О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 №1015».

    5. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 (в ред. приказа от 23.06.2015 №609) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

    6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями).

    7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.12.2015 №09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

    8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

    9. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

    10. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. № 189 (ред. от 25.12.2013 г.) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 г. № 19993).

    11. Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) / Постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.2014 г. № 540


Региональные документы:

    1. Закон Республики Крым от 06.07.2015 №131-ЗРК/2015 «Об образовании в Республике Крым».

    2. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 18.12.2015 №1340 «Об утверждении перечня обязательной деловой документации общеобразовательных учреждений».

    3. Приказ Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 11.06.2015 №555 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов общеобразовательных организаций Республики Крым на 2015/2016 учебный год».

    4. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым «Об учебных планах общеобразовательных организаций Республики Крым на 2016/2017 учебный год».

    5. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2013 «О направлении методических рекомендаций по ведению классных журналов учащихся 1-11(12) классов общеобразовательных организаций».

    6. Письмо Министерства образования, науки и молодежи Республики Крым от 04.12.2014 №01-14/2014 «Об организации внеурочной деятельности».


Программно-методическое обеспечение и контроль по предмету:

Особенности учебной работы по предмету «Физическая культура»
Учебный предмет «Физическая культура» реализуется в 1-6 классах общеобразовательных организациях Республики Крым в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального и основного общего образования (ФГОС).

В 7-9 и 10-11 классах образовательный процесс по физической культуре осуществляется в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта, 2004 г.

На ступенях основного и среднего общего образования, согласно учебному плану на обязательное изучение программы по физической культуре отводится 3 часа в неделю с 5 по 11 класс по 102-105 часов в каждом классе в зависимости от продолжительности учебного года (34 или 35 учебных недель).

Основными задачами реализации содержания учебного предмета «Физическая культура» являются: укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому, нравственному и социальному развитию учащихся, обогащение их двигательного опыта физическими упражнениями, обучение навыкам и умениям самостоятельной организации занятий физическими упражнениями.

Содержание школьного предмета «Физическая культура» определяется рабочей программой, которая разрабатывается образовательной организаций. Основой для определения содержания предмета остается Примерная программа основного общего образования. Однако, в содержании предмета «Физическая культура» должны находить отражение упражнения, виды двигательной активности, отражающие специфику образовательной организации, ее традиции, регионально-национальные особенности, интересы детей.

В целях совершенствования преподавания предмета «Физическая культура», разнообразия содержания школьных уроков физической культуры Министерство образования и науки Российской Федерации рекомендует использовать в общеобразовательных организациях по предмету «Физическая культура» программы, одобренные на заседании экспертного совета Министерства образования и науки Российской Федерации (протокол от 30.05.2012 г.).

Все программы, рекомендованные экспертным советом, размещены на сайте ФГБУ «Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания» (http://fcomofv.org/main_data.html Документы-Программы), а также на сайте ГБОУ ДПО РК КРИППО.

В 2016-2017 учебном году рекомендуется использовать следующие основные программы, имеющие гриф «допущено (рекомендовано) Министерством образования и науки Российской Федерации»:

  • «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» (Лях В.И., Зданевич А.А., - М. Просвещение 2008 – 2012 гг.);

  • «Программа общеобразовательных учреждений. Физическая культура. Основная школа (5- 9 классы). Средняя (полная) школа (10-11 классы). Профильный уровень» (А. П. Матвеев, - М.; Просвещение 2012);

  • «Программа по физической культуре для учащихся I-XI классов, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе». (А.П. Матвеев, Т.В. Петрова, Л.В. Каверкина, - М.; Дрофа 2010г.);

  • Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М. Просвещение. 2010.

Рекомендации по составлению рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) общеобразовательной организации

Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретной образовательной организации и определенного класса (группы), определяющая содержание, последовательность изучения тем и количество часов на их усвоение, использование организационных форм обучения и т.п.

Рабочая программа составляется с учетом:

- требований федеральных государственных образовательных стандартов;

- обязательного минимума содержания учебных программ;

- требований к уровню подготовки выпускников;

- объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом образовательного учреждения для реализации учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей);

- познавательных интересов учащихся;

- выбора педагогом необходимого комплекта учебно-методического обеспечения.

Основным документом планирования уроков по физической культуре является рабочая программа, которая должна содержать: планируемые результаты освоения учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы (в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 №1897»).

Анализ качества рабочих программ из опыта работы некоторых регионов России позволяет выявить и систематизировать некоторые наиболее типичные недостатки, на которые необходимо обратить внимание учителя при разработке программы.

1.В пояснительной записке программ отсутствуют:

- указание на базисный учебный план, по которому осуществляется обучение;

- ссылки на федеральный компонент государственных образовательных стандартов общего образования по физической культуре или обязательный минимум общего образования или на нормативные региональные документы;

- ссылки на примерные или авторские программы, на базе которых была составлена рабочая программа.

- соответствие с Уставом и локальными актами общеобразовательных организаций, где они реализуются;

- в добавление к материалу рабочих программ ксерокопий из методических изданий без соответствующих ссылок на источники;

- в ссылках на устаревшие источники на специальную научно-методическую периодику и материалы сети Интернет;

- осуществляется «слепое» копирование содержания примерных программ без учёта локальных интересов общеобразовательной организации;

- отсутствуют отдельные типовые разделы программы.
Рекомендации по составлению календарно-тематического планирования (КТП)

В процессе практической деятельности учителя физической культуры испытывают определённые трудности при выполнении требований школьной программы по физическому воспитанию. Это связано со многими причинами, но основной является проблема разработки чёткого, конкретного и оптимального планирования материала программы.

Календарно-тематическое планирование (тематический план) входит в структуру рабочей программы и является важнейшей частью работы учителя физической культуры.

Одним из показателей компетентности учителя является умение планировать свою работу, ставить цели и задачи урока и прогнозировать конечный результат.

КТП разрабатывается непосредственно учителем физической культуры или творческой группой педагогов и при его составлении рекомендуется соблюдать следующие требования:

1. придерживаться дидактического правила «от простого к сложному», при этом принимать во внимание повышающийся уровень физической подготовленности учащихся в процессе занятий;

2. учитывать взаимосвязь упражнений различных разделов программы;

3. использовать средства, оказывающие разностороннее воздействие на физическое развитие и подготовленность учащихся;

4. давать знания о технике изучаемого двигательного действия, о влиянии физических упражнений на организм и правилах обеспечения безопасности на уроках;

5. предусматривать соответствие количества и содержания задач на четверть с возможностями учащихся, материальным обеспечением уроков, местами проведения занятий.

6. выделять основные теоретические сведения, которые должны усвоить учащиеся;

7. включать в каждый урок с учётом разделов программного материала и задач (общих и частных) народные, подвижные и спортивные игры (элементы спортивных игр);

8. конструировать домашние задания с учётом решения задач, направленных на укрепление здоровья школьников, повышение уровня их физического развития и двигательной подготовленности, закрепление пройденного материала на уроках, формирования мотивации к ведению здорового образа жизни;

9. планировать учебные нормативы, контрольные упражнения и тесты, определяющие успешность освоения программного материала и уровень физической подготовленности учащихся.

При составлении календарно-тематического планирования для 7-11 класса в рамках рабочей программы рекомендуется применять следующую форму:




п/п

Наименование раздела и тем

Дата проведения

Домашнее задание

запланиров.

фактическая

1

2

3

4

5

















В целях полного отражения специфики предмета и соблюдения преемственности планирования учебного процесса рекомендуется использовать годовой план-график прохождения программного материала.

http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_4/9/d-8791/8791_html_4f2546b.png
  1   2

Похожие:

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconМетодические рекомендации по написанию, оформлению и защите выпускных...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconПрограмма научно педагогичекой практики магистрантов по направлению...
«Физическая культура, профессионально-образовательного профиля подготовки – Адаптивная физическая культура»

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconПрограмма производственной практики магистров направление 49. 04....
Место производственной практики в учебном процессе и требования к компетенциям магистра после ее прохождения

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconКонтрольная работа №1
Задания для самостоятельной работы по иностранному языку для студентов заочного отделения специальностей«организация сурдокоммуникации»,...

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» icon050720 «Физическая культура» Мурманск 2010
Программы практик по специальности 050720 «Физическая культура» /Авт сост. С. А. Чайников, Л. В. Сунагатова. Мурманск: мгпу, 2010....

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconМенеджмент спортивной школы (нормативно-правовой аспект)
Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки руководящих...

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconМетодические рекомендации для освоения учебной дисциплины «Физическая культура»
Современный этап развития общества предъявляет высокие требования к подготовке специалистов в области физической культуры, поскольку...

Методические рекомендации об особенностях преподавания предмета «Физическая культура» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине одб03. Иностранный язык «общеобразовательного цикла»
Физическая культура, утвержденном приказом Министерства образования РФ от «5» апреля 2010 г. №266 и специальности 050142 Адаптивная...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru