Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.68 "Политология" подготовки магистра, изучающих дисциплину «Политическая коммуникация».
Программа разработана в соответствии с ФГОС стандартом «Политология», образовательной программой 030200.68 «Политология», рабочим учебным планом университета по направлению подготовки/ для специальности 030200.68 «Политология» для магистерской программы «Политические институты и инновации», утвержденным в 2011 г. 2. Цель освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины «Политическая коммуникация» являются: 1) знакомство студентов с особенностями профессионально ориентированной коммуникации; 2) формирование представления об историческом развитии речевого образа главы государства, взаимосвязи языка и общества, механизмах воздействия семиотических систем на общественное сознание; 3) повышение уровня политической и риторической культуры студентов.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен:
- знать основные определения политической коммуникации, её структуру, функции и характеристики; особенности речевого поведения политика, особенности исторических этапов развития политической коммуникации в России;
- уметь анализировать коммуникативные процессы в политике, использовать средства речевого воздействия в профессиональной деятельности, оценивать эффективность публичного выступления политика;
- иметь навыки (приобрести опыт) работы с научной и учебной литературой по политической коммуникации; написания отдельных жанров политических текстов. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
| Код по ФГОС/ НИУ
| Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
| Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
| Способен совершенствовать и развивать свой
интеллектуальный и культурный уровень, строить траекторию
профессионального развития и карьеры. Способен анализировать, верифицировать, оценивать полноту
информации в ходе профессиональной деятельности, при
необходимости восполнять и синтезировать недостающую
информацию и работать в условиях неопределенности Способен организовать многостороннюю (в том числе
межкультурную) коммуникацию и управлять ею Способен к эффективной коммуникации, четко выражать
свою позицию, соотносясь с характером аудитории, в
которой эта позиция представляется, имея в виду возраст,
образовательный уровень, настрой аудитории, ситуацию, в
которой происходит общение
| СК-4
СК – 6
СК – 7
ПК - 4
|
анализирует политический текст
| Лекционные занятия,
групповые дискуссии, самостоятельная работа,
разбор конкретных ситуаций, семинар-диалог,
элементы коммуникативного тренинга.
|
4. Место дисциплины в структуре образовательной программы Настоящая дисциплина относится к гуманитарным дисциплинам направления 030200.68 «Политология» и является дисциплиной по выбору для магистров второго года обучения.
Изучение данной дисциплины базируется на социальных и общекультурных знаниях обучаемых; на знаниях и навыках, полученных в ходе освоения учебных дисциплин «Основы политической культуры», «Введение в политологию», «Введение в теорию коммуникации», «Политическая история России и зарубежных стран», «Современная российская политика».
Для освоения учебной дисциплины студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями: усвоить понятийный аппарат и основные положения политической коммуникации, знать основные теоретические подходы к изучению политической коммуникации в мировой и отечественной науке, знать особенности исторических этапов российской политической коммуникации, анализировать коммуникативные процессы.
Для направления 030200.68 "Политология". Основные положения дисциплины «Политическая коммуникация» могут быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: «Политические инновации», научно-исследовательские семинары, «Политические институты и общественные движения» и др. 5. Тематический план учебной дисциплины Программа курса рассчитана на 162 учебных часа, в т.ч. 40 часов лекций и 24 часа семинарских занятий. Каждая лекция (всего 10 тем) является основой для проведения одного или трёх семинарских занятий.
№
| Название раздела
| Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| Практические занятия
| 1
| Политическая коммуникация как вид профессионально ориентированной коммуникации
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| 2
| Речь как политическое действие
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 3
| Традиции политического красноречия в России
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 4
| Коммуникативные технологии в политике
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 5
| Жанровое пространство политической коммуникации
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 6
| Дискурсивные особенности политической коммуникации в конкретные исторические периоды
| 29
| 8
| 2
| -
| 17
| 7
| Речевые портреты советских политических лидеров
| 28
| 8
| 4
| -
| 16
| 8
| Становление жанровой системы президентской речи
| 11
| 2
| 2
| -
| 7
| 9
| Речевые портреты российских президентов
| 28
| 8
| 4
| -
| 16
| 10
| Особенности парламентской коммуникации в России
| 11
| 4
| 2
| -
| 7
|
| ИТОГО
| 162
| 40
| 24
| -
| 98
|
6. Формы контроля знаний студентов
Тип контроля
| Форма контроля
|
| 1
| 2
| Параметры
|
|
|
|
| Теку
щий
| Эссе
|
| *
| См. раздел ниже «Написание эссе» на 6 неделе второго модуля.
| Теку
щий
| Выступление на семинарах
| *
| *
| 1. Чтение основной и дополнительной литературы. 2 часа
2. Подготовка к выступлениям на семинарах. 2 часа
Еженедельно
| Проме
жуточ
ный
| Тест
| *
|
| Тест состоит из 10 вопросов и проводится письменно в конце первого модуля обучения.
| Итого
вый
| Зачет
|
| *
| Тест состоит из 10 вопросов и проводится письменно в конце второго модуля обучения.
|
6.1. Критерии оценки знаний, навыков Преподаватель оценивает познавательную активность студентов на лекции, работу на семинарах, выполнение домашнего задания и тестового задания, написание эссе. Работа на семинарских занятиях Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед итоговым контролем – О семинар. Выполнение домашнего задания Оценка за выполнение домашнего задания определяется путем соотнесения процента выполненных заданий с десятибалльной оценочной шкалой. При этом при правильном выполнении всех заданий коэффициент составляет 10, при отсутствии одного задания без уважительной причины – 9, двух заданий – 8, трёх заданий – 7, четырёх заданий– 6. При отсутствии пяти и более заданий без уважительной причины результирующая оценка за посещаемость составляет 0. Написание эссе Эссе студента - это самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем (тема может быть предложена и студентом, но обязательно должна быть согласована с преподавателем). Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных мыслей.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Критерии оценки эссе: знание и понимание теоретического материала (2 балла), анализ и оценка информации (4 балла), построение суждений (3 балла), оформление работы (1 балл).
Эссе должно быть представлено преподавателю за неделю до дня проведения зачёта.
Эссе должно быть представлено в электронном и печатном виде, при этом на печатной версии студент собственноручной подписью удостоверяет, что реферат является выполненным самостоятельно, и автор несет полную ответственность за его содержание. В случае если в ходе проверки обнаруживается плагиат (любого вида и объема), работа автоматически оценивается в 0 баллов.
6.2. Порядок формирования оценок по дисциплине
Оценивание знаний проводится по десятибалльной шкале и по накопительной системе. Результирующая оценка формируется путем суммирования накопленной оценки и оценки, полученной на зачете. При этом вес накопленной оценки составит 90%, а оценка зачета- 10%.
Накопленная оценка может быть получена накоплением баллов за все формы текущего контроля (ответы на семинарских занятиях, выполнение домашнего задания, написание эссе).
В этом случае оценка по каждой форме контроля имеет свой вес:
- выполнение домашнего задания составит 20% итоговой оценки;
- оценка за работу на семинарских занятиях составит 40% итоговой оценки;
- оценка за эссе – 30%.
Итоговая оценка за курс будет представлять сумму оценок по каждому виду контроля умноженных на свои коэффициенты (%). Методика формирования результирующей оценки О результат итог = 0,1·О итог. контроль + 0,9·О накопленная итоговая
О накопленная итоговая = О промежут 1 + О промежут 2 + О итоговый контроль
О промежут 1= 0,4·О семинар + 0,2·О домашнее задание + 0,4·О тест
О промежут 1= 0,4·Осеминар + 0,2·О домашнее задание + 0,4· Оэссе
7. Содержание дисциплины Тема 1. Политическая коммуникация как вид профессионально ориентированной коммуникации 2 часа Сущность и специфика политической коммуникации. Структура, средства и модели политической коммуникации. Функции политической коммуникации. Системообразующие признаки политической коммуникации. Типология политической коммуникации. Политическая коммуникация в информационном обществе. Определение понятий: политическая коммуникация, язык политики, политическая речь, политический язык, политический дискурс, политическая риторика. Политический текст как документ эпохи. Общий объем самостоятельной работы: 7 часов.
1. Прочтите указанную литературу по разделу и будьте готовы обсудить вопросы на семинаре. Выполните практические задания. См.: семинар № 1.
2. Чтение научной литературы. Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. - М., 2004. - С. 18–68. Задание: написать краткий конспект главы «Общая характеристика политического дискурса». Литература по разделу
Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л.Н. Тимофеевой. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. М., 2001.
Ealy S. Communication, Speech and Politics. Washington, 1981.
Edelman M. The Symbolic Uses of Politics. Urbana, 1972.
Edelman M. Political Language: Words that Succeed and Policies that Fail. New York, 1977.
Fairclough, N. L. Discourse and Social Change. Cambridge, 1992.
Shapiro M. Language and Political Understanding: The politics of Discursive Practices. New Haven, Conn.,1982.
Chadwick, A. (2006). Internet politics: States, citizens, and new communication technologies. New York: Oxford University Press. Тема 2. Речь как политическое действие 2 часа Политик как языковая и коммуникативная личность. Речевая деятельность политика как средство самоидентификации личности и способ моделирования сообщества. Социальная и коммуникативная роль политика. Требования к эффективному публичному выступлению политического лидера. Формы речевого общения политика. Методы исследования речевого поведения политика. Смена коммуникативно-риторической традиции как изменение политической стратегии. Общий объем самостоятельной работы: 7 часов.
Прочтите указанную литературу по разделу и будьте готовы обсудить вопросы на семинаре. Выполните практические задания. См.: семинар № 2.
Чтение научной литературы. Юдина Т.В. Теория общественно-политической речи. - М., 2001. - С.13–39. Ответьте на вопрос: В чём проявляется взаимозависимость политического высказывания и политического действия?
Литература по разделу
Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л.Н. Тимофеевой. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
Ушакин С.А. Речь как политическое действие // Полис. 1995. № 5.
Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: Учебное пособие. М., 2006.
Kaid, L. L. (Ed.). (2004). The handbook of political communication research. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.
Nimmo, D., & Sanders, K. R. (Eds.). (1981). The handbook of political communication. Beverly Hills, CA: Sage.
Тема 3. Традиции политического красноречия в России 2 часа Политическая риторика как частная риторика. Речевое воздействие как основная функция выступления политика. Речевые средства установления контакта с аудиторией. Особенности аргументации в выступлениях политиков. Этапы формирования политической коммуникации в России. Традиции русского политического красноречия. Русский речевой идеал. История ключевых слов русской политической коммуникации: политика, политик, власть, народ, Россия.
Общий объем самостоятельной работы: 7 часов.
Прочтите указанную литературу по разделу и будьте готовы обсудить вопросы на семинаре. Выполните практические задания. См.: семинар № 3.
2. Чтение научной литературы.
2.1. Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М., 2002. - С.25–31, 172–190.
Ответьте на вопросы: В чём заключается специфика политической риторики? Каковы традиции русского политического красноречия?
2.2. Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. - М., 1996. - С. 172–188. Ответьте на вопросы: Каковы особенности русского риторического идеала? Как вы думаете, каковы перспективы его возрождения? Литература по разделу
Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л.Н. Тимофеевой. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
Шейгал Е.И. Семиотика политического дискурса. М., 2004.
Михальская А.К. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М., 1996.
Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001.
Ушакин С.А. Речь как политическое действие // Полис. 1995. № 5.
Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. М., 2002.
Чернявская В.Е. Дискурс власти и власть дискурса: проблемы речевого воздействия: Учебное пособие. М., 2006. Тема 4. Коммуникативные технологии в политике 2 часа Немаркетинговые способы организации политической коммуникации: агитация и пропаганда. Сущность и отличительные признаки политической пропаганды. Функции пропаганды. Типы пропаганды. Особенности пропагандистских информационных технологий. Сущность и отличительные особенности агитации. Агитационные технологии. Маркетинговые способы организации политической коммуникации: связи с общественностью, политическая реклама, создание имиджа, политический брендинг, информационный лоббизм.
Способы представления информации: визуализация, прототипирование, story telling, сценарии, слайдология, road map, dash board, инфографика. Общий объем самостоятельной работы: 7 часов.
Прочтите указанную литературу по разделу и будьте готовы обсудить вопросы на семинаре. Выполните практические задания. См.: семинар № 4.
2. Чтение научной литературы. Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. А.И. Соловьева. - М., 2004. - С. 98–186. Задание: напишите план прочитанной главы. Литература по разделу
Политическая коммуникативистика: теория, методология и практика / под ред. Л.Н. Тимофеевой. – М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2012.
Политические коммуникации: Учебное пособие для студентов вузов. Под ред. А.И. Соловьева. М., 2004.
Гринберг Т.Э. Политические технологии: ПР и реклама: Учебное пособие для студентов вузов. М., 2006.
Дмитриев А.В., Латынов В.В., Хлопьев А.Т. Неформальная политическая коммуникация. М., 1997.
Ealy S. Communication, Speech and Politics. Washington, 1981.
Chadwick, A. (2006). Internet politics: States, citizens, and new communication technologies. New York: Oxford University Press.
|