Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание


НазваниеРекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание
страница1/6
ТипПрезентация
  1   2   3   4   5   6
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

И РОДИТЕЛЕЙ ПО СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПОРТФОЛИО РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА”


Содержание
I часть “Информационная”
Положение о портфолио дошкольника ………………………………4

Портфолио дошкольникаЧто это такое?”....................................8

Принципы работы над портфолио дошкольника…………………….9

Этапы работы над портфолио дошкольника

- 1этап ПОСТАНОВОЧНЫЙ………………………………………..10

- 2этап ПОИСКОВЫЙ……………………………………………….11

* сбор информации

* индивидуальная работа с детьми

* взаимодействие с родителями

* консультации с педагогами - специалистами

(педагог-психолог, социальный педагог, муз.рук и физ.рук,

педагоги дополнительного образования)

- 3 этап ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ…………………………………………15
II часть “Практическая”
С какими ошибками можно столкнуться при составлении и

оформлении портфолио дошкольника?..............................................17

Условия, которые необходимы, чтобы портфолио

достигло своей цели …………………………………………………..20

Консультация для родителей “Как сделать ребёнку портфолио?”.......22
Пример содержания портфолио ребёнка в разных

возрастных группах …………………………………………………..30

Технологии составления портфолио в работе с детьми с

интеллектуальной недостаточностью………………………………..38

Анкеты для родителей при составлении портфолио дошкольника. ..…45
Приложения
Памятка по созданию и оформлению портфолио

дошкольника для педагогов……………………………………….....47

Памятка для родителей и педагогов

“Структура портфолио дошкольника”..............................................70

Памятка для педагогов ДОУ по ведению портфолио………….……..72

Информационные буклеты для родителей и педагогов по

ознакомлению с портфолио детей дошкольного возраста……...73

Семейные советы по созданию портфолио ребёнка

дошкольного возраста………………………………………………75

Презентация по содержанию и оформлению

портфолио дошкольника………………………………………….78

Ссылки на полезные и используемые интернет ресурсы…………….79

Список используемой литературы……………………………………..81

Положение о портфолио дошкольника

1 . Общие положения.

1.1. Настоящее положение определяет порядок формирования и использования портфолио, как способа накопления и оценки индивидуальных достижений ребенка в период его обучения в дошкольном образовательном учреждении.

1.2. Цель портфолио – представить документированные результаты процесса развития дошкольника, которые позволят увидеть картину значимых достижений ребенка в целом. Портфолио позволяет информационно обеспечить достижения индивидуального порядка в развитии ребенка, документально демонстрировать спектр его способностей, интересов, склонностей, культурных достижений.

1.3. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые ребенком в разнообразных видах деятельности – образовательной, творческой, коммуникативной и др. Является важным элементом личностно - ориентированного, деятельностного подхода к образованию, что делает его перспективной формой представления индивидуальных достижений конкретного ребенка.

1.4. Портфолио дополняет традиционные диагностические методики.

1.5. Оценка достижений ребенка, входящих в портфолио, должна быть качественной и количественной.

1.6. Положение о портфолио является локальным актом ДОУ и оформляется в установленном порядке.
2. Задачи портфолио:

- поддерживать интерес ребенка к виду деятельности,

- поощрять его активность и самостоятельность,

- формировать навыки учебной деятельности,

- содействовать индивидуализации образования дошкольника,

- закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации,

- укреплять взаимодействие с семьей воспитанника, повышать заинтересованность родителей (законных представителей) в результатах развития ребенка,

- увеличить активность родителей (законных представителей) в совместной педагогической деятельности с ДОУ.

3. Порядок формирования портфолио.

3.1. Портфолио воспитанника ДОУ является одной из составляющих «портрета» выпускника и играет важную роль при зачислении ребенка в 1 класс начальной школы для определения вектора его дальнейшего развития и обучения.

3.2. Период сбора портфолио – средняя - подготовительная группы (4-7 лет).

3.3. Портфолио ребенка собирается педагогами ДОУ совместно с родителями (законными представителями) по результатам информационно-разъяснительной работы с ними.

3.4. По результатам сбора портфолио он остается в пользовании родителей (законных представителей).

4. Структура, содержание портфолио, механизм его оформления и использования.

4.1. Портфолио достижений имеет:

- титульный лист, который оформляется педагогом, родителем (законным представителем) совместно с ребенком.

- основную часть, которая включает в себя:

портфель документов – результаты индивидуальной диагностики, копии дипломов, наград, удостоверения об участии в конкурсах и пр.;

портфель работ;

портфель отзывов – отзывы педагогов, родителей, руководителя ДОУ, благодарности ребенку, семье и пр.;

4.2. Разделы портфолио систематически пополняются материалами на различных носителях (рисунки, поделки, фотографии, видеоматериалы, копии печатных материалов о дошкольнике и пр).

4.3. Портфолио используется для составления индивидуальной образовательной траектории развития ребенка, при приеме ребенка в 1 класс начальной школы и в других случаях.

4.4. Ответственность за организацию формирования портфолио и систематического знакомства родителей (законных представителей) с его содержанием возлагается на воспитателей возрастной группы.

4.5. Портфолио хранится в образовательном учреждении в течение всего времени пребывания ребенка в нем.

4.6. При переводе ребенка в другое образовательное учреждение портфолио выдается на руки родителям (законным представителям) вместе с личным делом (медицинской картой) ребенка.


Портфолио дошкольника

Портфолио дошкольника – это, прежде всего, копилка личных

достижений малыша в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций.

Портфолио следует рассматривать как эффективный способ накопления и презентации индивидуальных образовательных, творческих и личных достижений его владельца.

Портфолио дошкольника - с чего начать?

Введенное относительно недавно понятие «портфолио ребенка» заняло прочные позиции в нашей образовательной системе. У каждого школьника портфолио давно уже есть, а теперь все чаще аналогичную книгу достижений предлагается завести и родителям дошкольников. Конечно, многие родители по собственной инициативе ведут журнал развития своего малыша. К примеру, фиксировать успехи грудничка в специальном детском фотоальбоме - это уже практически традиция, которую многие родители продолжают и после достижения их чадом годовалого возраста. Однако этот домашний отчет о развитии ребёнка предназначается, как правило, только для домашнего пользования: забавные высказывания, смешные рисунки, необычные фотографии, результаты детских шалостей – это всё самое сокровенное, а потому не рассчитано на широкий круг посвященных. Одним словом, перед портфолио дошкольника и его домашним аналогом (если таковой имеется) стоят совершенно разные задачи.
Зачем нужно портфолио дошкольника?

В отличие от домашнего альбомчика, который делается для того, чтобы было что вспомнить, когда ребенок подрастет, портфолио дошкольника преследует совсем иные цели. Портфолио нужно для того, чтобы посторонний человек (воспитатель, психолог) смог составить представление о ребенке, его семье и атмосфере, в которой воспитывается маленький человечек. От того, насколько правильно будет составлено портфолио, зависит подход к вашему малышу, который изберут люди, занимающиеся воспитанием и развитием ребенка. Поэтому при составлении портфолио дошкольника нужно руководствоваться несколько другими соображениями, чем при подборе материалов для домашнего архива.
Принципы работы над портфолио дошкольника

Первый принцип — единство всех сфер духовной жизнедеятельно­сти ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной, коммуни­кативной. Необходимо осторожно развивать сознание и личность ребенка, поскольку именно сознание и “Я” должны держать в равно­весии все атрибуты души: познание, чувство и волю.

Второй принцип — это совместная деятельность и общение взрослого и ребенка как движущая сила развития. Общение при организации данной работы должно быть целенаправленным, последовательным, разумным и ненавязчивым. Оно должно быть средством воспитания и развития не только ребенка, но и для взрос­лого, и дарить огромную радость обоим. Основой такого обще­ния становится взаимный поиск пути друг к другу и к контакту с внешним миром, который опирается не на нотации, замеча­ния, нравоучения, а на совместное переживание минуты радости, огорчений, открытий. Особая атмосфера такого взаимодействия позволяет раскрыть и развивать потенциальные возможности маленького человека, его скрытые творческие силы и лучшие человеческие качества.

Этапы работы над портфолио дошкольника:

1 этап. Постановочный.

Приступая к реализации технологии портфолио, необходимо определить цель его создания, можно разработать «Положение о портфолио дошкольника», где будут определены функциональные обязанности участников образовательного процесса.

В одних дошкольных учреждениях портфолио составляют под руководством воспитателя, и хранится он в группе, в других — под руководством специалистов дошкольных учреждений (педагогов по изодеятельности, педагогов-психологов, воспитателей по театрализованной деятельности и др.), в-третьих, портфолио составляется родителями и детьми, хранится в основном дома.

Структуру портфолио (какие страницы, их название и др.) опре­деляют дети и взрослые совместно, в зависимости от интересов и индивидуальных особенностей. Важно научить взрослых, а осо­бенно родителей, наблюдать за своим ребенком, замечать изме­нения, записывать все новое. Странички портфолио «Я уже боль­шой», «Я - исследователь», «Пробую, думаю, говорю», «Смешные истории» помогут зафиксировать интересные выражения, слова, размышления, высказанные детьми.

При обсуждении с детьми, как должен выглядеть портфолио, необходимо обратить их внимание на следующие моменты: на какое время он рассчитан, как долго будут собираться материалы, как часто пополняться, в какое время и когда будут рассматриваться и анализироваться. Продумать титульный лист, обложку; возможно, что все портфолио будет сопровождать эмблема или логотип группы, детского сада. Обсудить с детьми, какие будут разделы, предложить им на выбор различные варианты.

2 этап. Поисковый

*сбор информации

Как показала практика, оформление портфолио различно, особенно индивидуальны портфолио, составляемые с родителями. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному видят своего ребенка, восхищаясь и радуясь его успехам, но и открывают новые таланты у себя. Так появляются электронные портфолио, стихотворные подписи к фотографиям, рисунки и пр.

Внедряя портфолио в деятельность дошкольного учреждения, педагог должен предложить варианты разделов и рубрик, продумать возможное их содержание. В ходе работы могут появиться новые рубрики, предлагаемые детьми или взрослыми на основе интересных событий или проявлений ребенка. В период сбора информации необходимо консультирование всех участников.

*индивидуальная работа с детьми.

Работа с портфолио может проводиться как индивидуально, так и с подгруппой. В последнем случае дети имеют возможность обменяться мнениями, обсудить материалы друг друга, выслушать предложения, поделиться своими успехами.

При работе с портфолио педагогу необходимо грамотно и правильно строить беседу, продумать вопросы к ребенку при работе с каждой страничкой.

Фотографируя поделку или рассматривая рисунок, целесообразно будет задать маленькому автору несколько вопросов:

- Тебе нравится эта работа?

- Как ты думаешь, имеет ли смысл поместить эту работу в твой портфолио?

- Давай подумаем, в какой раздел эта работа больше подходит?

*взаимодействие с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в этом непростом деле. Поэтому первоначально стоит привлекать активных, неравнодушных родителей. Необходима система консультативной помощи: консультации, семинары по оформлению и заполнению страничек портфолио.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

Портфолио также может использоваться как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, педагоги отмечали, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их. Определенную помощь могут оказать памятки, вопросники, опираясь на которые родители смогут выделить особенно яркие и интересные моменты развития их ребенка.
*консультации с педагогами

Еще один немаловажный момент: в данной работе особенно важна взаимосвязь в деятельности специалистов ДОУ.

Педагог-психолог помогает педагогам и родителям в организации индивидуального подхода к ребенку. Использование диагностики социально-личностного развития ребенка «Лесенка», «Дерево», «Моя семья» позволяет выявить самооценку ребенка, его мнение о своем месте в социальном окружении, уровень его эмоционального благополучия, что немаловажно для становления личности ребенка.

Социальный педагог помогает в организации индивидуальной работы с семьей, а также следит за межличностными отношениями ребенка в группе детей через проведение социометрического обследования, что позволяет проследить развитие коммуникативных и организаторских способностей детей, а также вовремя заметить проблемы ребенка в общении.

Музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре помогают в создании условий для развития детского творчества в физической, музыкальной, театральной деятельности.

Педагоги дополнительного образования дают родителям советы по созданию условий в семье для проявления творческой активности в разных видах деятельности, а также по организации семейного досуга как средства сближения интересов взрослых и детей. Для детей в ДОУ организуются разные виды творческих конкурсов, спортивных соревнований, в которых они могут оценить себя и своих товарищей.

Однако взаимосвязь специалистов возможна только при четком понимании каждым своей роли в формировании портфолио. Основными проблемами внедрения технологии «Портфолио» являются: в первую очередь неготовность участников образовательного процесса к работе с портфолио, неподготовленность воспитателей, как моральная, так и профессиональная, к координации деятельности по введению и оформлению портфолио дошкольника. Поэтому на протяжении сбора информации необходима консультативная поддержка педагогам.
3 этап. Заключительный.

Оценка родителем ребенка порой отличается от оценки воспи­тателя: часто она бывает заниженной, завышенной или критич­ной из-за незнания родителями возрастных особенностей детей.

Наблюдения, осуществляемые взрослыми, должны быть не навяз­чивыми, не назойливыми, а заинтересованными в раскрытии творческого потенциала малыша. Умению наблюдать необходимо, учиться как родителям, так и педагогам. С этой целью проводятся с родителями семинары-практикумы, беседы, индивидуальные разговоры. Родители лучше узнают психологические особенности детей дошкольного возраста, раскрывают особенности интересов и склонностей своих детей.

Работа над созданием портфолио позволяет сблизить интересы родителей и специалистов ДОУ, так как в данном деле в центре внимания находится ребенок.

Портфолио дошкольника — это своеобразный маршрут его развития. Это возможность лучше понять ребенка, это способ взаи­модействия педагогов между собой, педагогов и родителей. При выпуске из детского сада портфолио вручается ребенку. Это пода­рок ему и его родителям. Это воспоминания о счастливых детских годах.

В работе с дошкольниками можно использовать электронный портфолио и портфолио-раскраску.

Электронный портфолио является одним из новых видов. Это портфолио, основанный на применении современных информационных технологий. Использование программы Power Point позволяет быстро выполнить яркое, красочное портфолио со спецэффектами и возможностью использовать аудио- и видеозаписи. Это привлекает ребенка. Электронный портфолио мобилен, его можно быстро изменять, вносить новое. Современные родители больше готовы к данному виду, нежели традиционному.

Существует много преимуществ, но стоит отметить и проблемы: во-первых, не все педагоги владеют компьютерными технологиями и могут дать качественную консультацию в этих вопросах; во-вторых, в дошкольных учреждениях, а в особенности в группах, нет компьютеров, а значит, нет постоянной возможности поделиться с друзьями своими достижениями и открытиями; в-третьих, работа по созданию такого портфолио увлекает детей настолько, что они проводят большое количество времени за компьютером, а это небезопасно для их здоровья. Все это следует учитывать при внедрении электронного портфолио.

Портфолио-раскраска. Не всегда у педагогов, родителей хватает времени, умений для помощи в оформлении детского портфолио. Портфолио-раскраска в определенной степени способна облегчить труд взрослых. Странички портфолио можно отксерокопи­ровать, предложить выбрать детям, раскрасить. У детей создаются определенный настрой, желание. Однако не стоит забывать, что это только начало работы, самое главное — заполнить рубрики информацией.

II часть “Практическая”

С какими ошибками можно столкнуться при оформлении и наполнении портфолио дошкольника

После проведения кардинальных реформ в системе образования, большую роль приобрело не просто получение знаний и использование их на практике, а глубокий самоанализ знаний, навыков, формирование их в четкую структуру, чтобы наглядно можно было выделить как достижения, так и будущие цели. В связи с этим появилось такое понятие, как портфолио, которое есть не только высокоэффективной формой

самооценки итогов деятельности личности, но и способствует стремлению к дальнейшим достижениям, готовности к профессиональной конкуренции.

Однако, при подготовке портфолио, многие допускают ошибки.

Самыми распространенными являются следующие:

1) Сбор официальной документации. При составлении портфолио собирают только официальные документы, которые получают только через официальные органы образования и имеют печати. Таковыми есть дипломы, свидетельства, удостоверения, сертификаты. При этом совершенно не уделяя внимания каким-то дополнительным творческим наработкам – получению похвальных листов, грамот, участию в

интеллектуальных конкурсах, а также наличию рекомендательных писем и отзывов.
2) Сбор слишком больших объемов информации. Не менее значимой ошибкой является тот момент, когда составляющий портфолио включает в его архив все достижения, материалы и документы за всю свою профессиональную или учебную деятельность. Этого не стоит делать, достаточными и весомыми есть те успехи и наработки, которые вы

осуществили в последний, сравнительно недолгий период времени (последние несколько лет).

3) Маленький период отчетных данных. Противоположное явление – подборка материалов очень незначительного временного отрезка – последние несколько месяцев или год. На основании такого короткого периода трудно создать полную картину о возможностях и опыте человека.

4) Отсутствие системности. Этот момент подразумевает последовательное пополнение данных и анализ уже имеющихся материалов.

5) Не верным считается, когда в портфолио описываются только проделанная работа и достигнутый итог. Правильным будет изначально указать поставленную задачу, осветить основную проблему решаемого вопроса, почему для него актуальна именно эта тема. И лишь потом постепенно раскрывать пути решения задачи и достигнутый результат.

6) Избыточное количество цифр в описании результатов и загруженность фактами. Для анализа результатов важна информация о применяемых методах, объяснении, почему применялись именно те или иные способы решения проблемы, как именно используемые методы повлияли на итоговый результат.
7) Не указываются проблемы и затруднения, с которыми сталкивался составитель в течение процесса профессиональной деятельности. Возникает твердая мысль, что у грамотного специалиста весь творческий и профессиональный путь должен быть четким, слаженным и безоблачным. Но это не так. У каждого на пути достижения определенных

целей возникают трудности, сомнения, противоречия и важно уметь не обойти «острые углы», а найти оптимальные пути решения той или иной проблемы. Для этого важно четко сформулировать возникшие затруднения, проанализировать источник их возникновения, выделить несколько вариантов решения задачи и детально объяснить, почему тот или иной способ решения проблемы является наиболее актуальным и действенным.

И главное, помнить, что написание портфолио – это глубокий систематизированный самоанализ, требующий серьезной аналитической деятельности, осмысления своего опыта и перспектив дальнейшего профессионального роста и развития.

Условия, которые необходимы,

чтобы портфолио достигло своей цели

В наше время большое внимание уделяется развитию ребёнка как личности, с его индивидуальными способностями, индивидуальным темпом и особенностями развития. Помочь ему раскрыть себя, заметить в каждом свою «изюминку» способна технология «Портфолио».

Но как бы там, ни было, портфолио – это показатель творческих успехов. И это главное. Ведь как важно заметить что-то хорошее, положительное, а не акцентировать внимание на том, что ещё не можешь, не знаешь, не умеешь.

Портфолио – это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни человека.

Чтобы портфолио достигло своей цели, необходимо соблюдать ряд условий:

1. Одно из главных условий – это добровольность. Если ведение портфолио сделать обязательным, то оно будет зачастую носить формальный характер. Это будет лишь лишняя нагрузка и для педагога и для детей. Создатель портфолио должен быть заинтересован в его создании. Даже отбор материала ребёнок должен делать самостоятельно. И если он не согласен разместить какой-либо материал в папке портфолио, то делать это не нужно. Ведь тогда теряется индивидуальность портфолио.
2. Необходимо чётко понимать цель сбора информации, цель создания самого портфолио. Она может быть различной:

- для сбора достижений, которые отражают результаты работы по какому-то направлению (например, достижения в изобразительном искусстве, спортивные достижения и т. д. )

- накопительной, когда информация собирается за определённый период. Таким образом, можно увидеть путь развития ребёнка за определенный отрезок времени (например: от рождения до 3-х лет, от 5 до 7 лет )

- тематическое портфолио; составляется исходя из темы. Например, моё домашнее животное, лето-весёлая пора и т. д.

3. Количество разделов и рубрик, их
  1   2   3   4   5   6

Похожие:

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconПортфолио ученика начальной школы, образцы и шаблоны, структура портфолио,...
Так же портфолио свидетельствует об активности ребенка в разных видах деятельности в школе и за ее пределами. В конце статьи расположены...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconПамятка для родителей, имеющих право на муниципальные льготы за содержание...
В соответствии с решением Совета депутатов г. Мурманска от 26. 12. 2006 года №30-357 «Об организации дошкольного образования и родительской...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconМетодические рекомендации Для воспитателей «Технология портфолио»....
В последнее время в педагогической литературе активно обсуж­даются вопросы использования портфолио в общеобразовательной школе. Чаще...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconО порядке приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста...
Овательного процесса в части приема детей и комплектования детьми дошкольного возраста муниципального дошкольного образовательного...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconРекомендации для родителей по оформлению портфолио сбор информации для портфолио
Перед тем как выбрать профиль обучения в 10–11-х классах полной средней школы, ученику необходимо сдать 2 обязательных государственных...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconМетодические рекомендации по представлению и защите портфолио Педагогический...
«портфолио педагога» среди педагогов дошкольных образовательных организаций можгинского района

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconОтветы на вопросы, поступившие на передачу«Личный прием»
У меня ребенок-инвалид, ему 4 года, детский сад посещать не может по состоянию здоровья. Положена ли нам какая-нибудь компенсация...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconМетодические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных...
Таким образом, в сфере образования появились следующие понятия – «портфолио педагога», «педагогический портфель» или для нас проще...

Рекомендации для педагогов и родителей по содержанию и оформлению портфолио ребёнка дошкольного возраста” Содержание iconО постановке на учёт ребёнка дошкольного возраста, нуждающегося в дошкольном образовании
Прошу поставить моего ребёнка на учёт для определения в образовательную организацию, реализующую программу дошкольного образования...

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:


Все бланки и формы на blankidoc.ru




При копировании материала укажите ссылку © 2024
контакты
blankidoc.ru