| Электронное портфолио студента (методические рекомендации) Царенко В.В
|
| МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Департамент образования науки и молодёжной политики воронежской области
ГБПОУ ВО «ВОРОНЕЖСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИЩЕВОЙ И ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ»
Электронное портфолио студента (методические рекомендации). Царенко В.В
ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
Московский проспект 129, 2017.- 44 с. Печатается по решению методического совета ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
Автор:
Царенко Валентина Васильевна
Заведующая УМО ГБПОУ ВО «Воронежский техникум пищевой и перерабатывающей промышленности»
Рекомендованы к изданию методическим советом Протокол№1 от
«11» сентября 2016года
Методические рекомендации предназначены для студентов и преподавателей образовательных организаций СПО.
Данные Методические рекомендации разработаны на основе требований Федеральных государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования по профессиям. Актуальность данных рекомендаций обусловлена изменениями в системе комплексного оценивания качества подготовки выпускников образовательных учреждений СПО и готовности их к будущей профессиональной деятельности.
Наряду с традиционными, в последнее время получили распространение новые накопительные, интегрированные, рефлексивные формы оценивания, среди которых – Портфолио студента.
В методических рекомендациях определены цели и задачи формирования портфолио в процессе обучения студента, принципы и структура его составления. В приложении включены рекомендации по составлению некоторых документов портфолио. СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 4
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО 5 КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО 6 РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 7
1.1. Информационно-коммуникативная компетенция 7 1.2. Исследовательская компетенция 9 1.3. Рефлексивная компетенция 10 РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ 11 2.1. Общепрофессиональные дисциплины 12 2.2. Профессиональные модули 13 2.3. Общественно-полезная деятельность 14 ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО 15
ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО 17 (в бумажном варианте)
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОФОРМЛЕНИЮ ЭЛЕКТРОННОГО ВАРИАНТА ПОРТФОЛИО 23
КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО
СТУДЕНТА 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33 ПРИЛОЖЕНИЯ 35
ВВЕДЕНИЕ
Учреждения среднего профессионального образования позволяют приобрести студенту определенный круг ключевых профессиональных компетенций, которые обеспечат ему эффективное поведение и творческую профессиональную деятельность в постоянно развивающихся социально-экономических условиях. Одной из технологий, способствующих объективной оценке сформированных компетенций обучающихся, является технология портфолио. Федеральные государственные образовательные стандарты СПО 2013 года предполагают, что в результате изучения профессиональных модулей обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио своих достижений. Специфика подготовки обучающихся по всем профессиям определила саму структуру, содержание и способы оформления портфолио, так как для них удобнее все накопленные материалы и достижения представлять на электронных носителях.
Электронное портфолио – это совокупность студенческих работ и документов, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных в виде либо компакт дисков в форме CD – ROM / DVD, либо в виде Web – сайта (онлайн – портфолио), а также в виде материалов, представленных на сайте образовательного учреждения или собственном блоге.
При разработке элементов электронного портфолио студенты должны придерживаться следующих принципов:
1.Систематичность и регулярность самомониторинга (студент систематично отслеживает результаты своей деятельности по избранной профессии или специальности, отбирает наиболее интересные работы и награды в своё портфолио, организует их в предусмотренную структуру на компетентностной основе).
2.Структуризация и логичность материалов, представленных в портфолио.
3.Целостность, тематическая завершенность материалов.
4.Наглядность и обоснованность презентации портфолио студента.
5. Адекватность структуры портфолио формируемым компетенциям.
6. Доступность электронного обеспечения.
7.Технологичность электронного обеспечения.
8. Самооценка результатов (промежуточных, итоговых) овладения определёнными видами самостоятельной познавательной, исследовательской, рефлексивной, коммуникативной и творческой деятельности.
Создание портфолио – творческий процесс, позволяющий учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной) за время обучения в ГОБУ НПО ВО «Профессиональный лицей № 53 г.Воронежа».
Портфолио создаётся в течение всего периода обучения. Завершается его формирование публичной защитой или презентацией.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО
Основная цель формирования портфолио – представить в электронном виде собственные достижения в процессе обучения в образовательном учреждении.
Портфолио является не только современной эффективной формой самооценивания результатов образовательной деятельности студента, но и способствует:
мотивации к образовательным достижениям;
приобретению опыта к деловой конкуренции;
обоснованной реализации самообразования для развития профессиональных компетенций;
выработке умения объективно оценивать уровень своих профессиональных компетенций;
повышению конкурентноспособности будущего специалиста.
Портфолио дополняет основные контрольно–оценочные средства знаний, принятые в лицее (в дальнейшем в техникуме), и позволяет учитывать не только уровень профессиональных компетенций студента, но и уровень всесторонней самореализации студента в образовательной среде.
Портфолио позволяет студенту профессионально подойти к оценке собственных достижений, выстроить личностно – творческую траекторию успешности, что будет являться важной составляющей рейтинга будущего специалиста на рынке труда.
КОМПЕТЕНЦИИ В СТРУКТУРЕ ПОРТФОЛИО
Федеральные государственные образовательные стандарты СПО (ФГОС СПО 2013г.) предполагают, что в результате изучения учебных дисциплин обучающийся должен иметь практический опыт оформления портфолио педагогических достижений, так как ему оно нужно будет при изучении профессиональных модулей, а в дальнейшем поможет и в трудоустройстве.
В основу структуры портфолио положено формирование общих и профессиональных компетенций студента.
Компетенция – способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.
-
Общие
компетенции
| Профессиональные компетенции
|
Компетенции общепрофессиональных дисциплин
| Рефлексивные компетенции
| Компетенции профессиональных модулей
|
Общественно-полезная деятельность
|
Информационные компетенции
|
Исследовательские компетенции
|
Общие компетенции включают формирование информационно- коммуникативной, исследовательской и рефлексивной компетенций, а профессиональные компетенции будут формироваться через освоение общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей. РАЗДЕЛ 1. ОБЩАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ РАБОЧЕГО ИЛИ СПЕЦИАЛИСТА
Общая компетенция – совокупность социально-личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном квалификационном уровне.
1.1.Информационно-коммуникативная компетенция будущего повара или продавца - это качественная характеристика личности специалиста, выражающаяся в совокупности профессиональных знаний, умений и навыков, ценностных ориентаций, позволяющих ориентироваться и адаптироваться в динамичном информационно-коммуникативном пространстве, выстраивать собственный стиль профессиональной инфокоммуникации, направленный на организацию продуктивного взаимодействия преподавателя и студентов в образовательном процессе.
В структуре информационно-коммуникативной компетенции личности выделяются следующие компоненты:
когнитивный (готовность и способность к овладению новой информацией, взаимодействие ее с уже имеющимися знаниями);
мотивационный (уровень мотивационных побуждений, влияющих на выбор важных ценностных ориентаций в новой информационной среде);
коммуникативный (знание, понимание, применение технических средств коммуникаций в процессе передачи новой информации);
рефлексивный (уровень саморегуляции личности, связанный с расширением самосознания, а также самореализацией в профессиональной деятельности);
технологический (понимание принципов работы и возможностей информационных технологий).
Результаты сформированной информационно - коммуникативной компетенции
Информационно-коммуникативная компетентность является сформированной студентом способностью использовать полученные посредством образования и обучения навыки и умения в сфере создания, сохранения и передачи информации с применением новых технологий и технических средств, формирующие информационную культуру личности и выступающие основой для успешной профессиональной деятельности. 1.2. Исследовательская компетенция - это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
Достижения по итогам сформированной исследовательской компетенции Компоненты исследовательской компетенции:
когнитивный компонент рассматривается как совокупность знаний и понятий, которые необходимы студенту, чтобы ставить и решать исследовательские задачи в своей учебной и творческой деятельности.
мотивационный компонент – это смысл, который исследовательская деятельность имеет не вообще, а для конкретного человека.
ориентировочный компонент – это совокупность умений, обеспечивающих выявление потребности в каких-то знаниях и построение образа того, как оно может быть получено в существующих условиях.
операциональный компонент исследовательской компетенции – это совокупность умений студента выполнять исследовательские действия, необходимые для решения исследовательских задач в профессиональной деятельности.
1.3. Рефлексивная компетенция – это профессиональное качество личности, позволяющее наиболее эффективно и адекватно осуществлять рефлексивные процессы, реализацию рефлексивной способности, что обеспечивает развитие и саморазвитие, способствует творческому подходу в профессиональной деятельности, достижению ее максимальной эффективности и результативности.
Достижения по итогам сформированной рефлексивной компетенции
Компоненты рефлексивной компетенции:
когнитивный компонент - знания о том, что такое рефлексия и как ее осуществлять;
операциональный компонент - применение рефлексивных умений и навыков, прежде всего, навыков саморазвития и самосовершенствования: постановки адекватных задач, стремления к их достижению, точного определения задач, выполнения действий, осуществления контроля и самоконтроля в деятельности;
личностный компонент - ценностное отношение к рефлексии находит свое проявление в повышении уровня рефлексивности как значимого личностного качества. РАЗДЕЛ 2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ
Профессиональная компетенция – способность действовать на основе имеющихся умений, знаний и практического опыта в определенной области профессиональной деятельности.
Профессиональная компетенция студентов формируется в процессе изучения общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.
Выделяются следующие компоненты профессиональной компетенции будущего повара и продавца:
мотивационно-волевой компонент включает в себя: мотивы, цели, потребности, ценностные установки, стимулирует творческое проявление личности в профессии; предполагает наличие интереса к профессиональной деятельности;
функциональный компонент в общем случае проявляется в виде знаний о способах профессиональной деятельности, необходимых повару или продавцу для проектирования и реализации той или иной педагогической технологии;
коммуникативный компонент компетентности включает умения ясно и четко излагать мысли, убеждать, аргументировать, строить доказательства, анализировать, высказывать суждения, передавать рациональную и эмоциональную информацию, устанавливать межличностные связи, согласовывать свои действия с действиями коллег, выбирать оптимальный стиль общения в различных деловых ситуациях, организовывать и поддерживать диалог;
рефлексивный компонент проявляется в умении сознательно контролировать результаты своей деятельности и уровень собственного развития, личностных достижений; сформированность таких качеств и свойств, как креативность, инициативность, нацеленность на сотрудничество, сотворчество, склонность к самоанализу. Рефлексивный компонент является регулятором личностных достижений, поиска личностных смыслов в общении с людьми, самоуправления, а также побудителем самопознания, профессионального роста, совершенствования мастерства, смыслотворческой деятельности и формирования индивидуального стиля работы.
2.1. Общепрофессиональные дисциплины
Общепрофессиональные дисциплины – совокупность входящих в федеральный компонент ФГОС учебных дисциплин, содержание которых ориентировано на определенный вид профессиональной деятельности и раскрывает варианты компетентностной подготовки специалистов.
Результаты изучения общепрофессиональных дисциплин К блоку общепрофессиональных дисциплин относятся:
Для поваров, кондитеров:
ОП.01Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве
ОП.02Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров
ОП.03Техническое оснащение и организация рабочего места
ОП.04Экономические и правовые основы производственной деятельности
ОП.05Безопасность жизнедеятельности
Для продавцов - кассиров:
ОП, 01Основы деловой культуры
ОП.02Основы бухгалтерского учета
ОП.03Организация и технология розничной торговли
ОП.04Санитария и гигиена
а так же дисциплины:
ВОП.06Основы калькуляции и учёта
ВОП.07Основы рационального питания
2.2. Профессиональные модули
Профессиональный модуль – это отдельная, законченная единица (начальной или непрерывной) профессиональной подготовки, имеющая определённый размер, доступ к которой контролируется путём соблюдения предварительных условий и целей обучения и которая позволяет получить контролируемый и аттестованный результат.
Результаты освоения профессиональных модулей
2.3. Общественно – полезная деятельность
Данный раздел портфолио может содержать материалы тех мероприятий, в которых принимал участие студент: фотоотчеты, видеоматериалы конкурсов, конференций, семинаров, дружеских встреч, конкурсные плакаты, рисунки, эмблемы, паспорта проектов, публикации в СМИ, каталоги, а также грамоты, дипломы, сертификаты, разработки.
Результаты участия в общественно- полезной деятельности
ПРИМЕРНАЯ ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПОРТФОЛИО
Исходя из структурных компонентов портфолио, созданного на компетентностной основе, определилась общая структура, которая представлена ниже:
|